Научная статья на тему 'Педагогическая технология сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «Физическая культура»'

Педагогическая технология сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИАГНОСТИКА / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна

Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности школьников может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом. Частные технологии физкультурно-спортивной деятельности, влияющие на физическое воспитание и оздоровление школьников, представляют собой реализацию следующих технологий диагностики психофизического состояния школьников: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; психического здоровья; физического здоровья; психического здоровья; социального благополучия; физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов; уровня физкультурно-спортивной активности; образа жизни и стиля поведения. Всё вышеперечисленное и составляет основу педагогической технологии сопровождения учащихся в образовательной области «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «Физическая культура»»

УДК 37.01:796

Пилюгина Елена Иозовпа

Старший преподаватель кафедры физической культуры Астраханского государственного университета, pusik412@rambler.ru, Астрахань

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Pilugina Elena Iozovna

Older teacher chair physical culture Astrakhan State University, pusik412@rambler.ru, Astrakhan

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SENIOR PUPILS SUPPORTING IN EDUCATIONAL FIELD «PHYSICAL

CULTURE»

Образовательная область «Физическая культура», как обозначен учебный предмет в программах учащихся общеобразовательных школ, рассматривается как обучение школьников физкультурным знаниям, двигательным умениям, развитие физических качеств, необходимых человеку в повседневной жизни и в спортивных занятиях [10].

Исследования ведущих специалистов [1; 6; 7] не только позволили обосновать необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили ее основные направления. Это, прежде всего реализация принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность, а ученик превращается из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности. На наш взгляд, реализация указанных принципов наиболее эффективна при использовании технологии личностно ориентированного образования, так как это тот вид образования, где абсолютной ценностью как раз и является сама личность в ее самобытности и целостности.

Разработка любой теории всегда требует глубокого анализа ряда ее категорий, так как от того, как формируются основные понятия, зависит построение самой теории. В нашей работе, безусловно, к основным понятиям относятся определения «физическое воспитание» и «физическая культура» и «образовательная область «физическая культура».

С определением «физическое воспитание» ситуация складывается следующим образом. Различное толкование понятия «физическое воспитание» [7] объясняется тем, что само понятие «воспитание» в педагогике неоднозначно.

Не вдаваясь в детальный анализ всех существующих определений, все же можно сказать, что несмотря на столь различную интерпретацию понятия «физическое воспитание» в этих определениях нет существенных про-

тиворечий. По своей сути все они отражают те или иные стороны одного процесса - воспитания.

В нашем понимании «физическое воспитание» - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их физической культуры в соответствии с социальными потребностями общества. В дальнейшем будем придерживаться именно этого определения.

В таком случае система физического воспитания - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ученика для достижения целей и задач физического воспитания.

В соответствии с концепцией физической культуры и физического воспитания и личностной ориентацией образования основной целью системы физического воспитания и деятельности преподавателя является всестороннее физическое развитие личности ученика и формирование его физической культуры.

Следовательно, понятие «физическое воспитание» является составляющим физической культуры, где физическая культура - уровень сформи-рованности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Физическая культура рассматривается как учебная дисциплина, присутствующая на всех ступенях народного образования. Организованное обучение и воспитание физической культуры осуществляется в виде педагогического процесса - физического воспитания, последовательно и непрерывно. Новая структура образовательной области предполагает такое развитие теории воспитания физической культуры детей школьного возраста, при котором анализ целей и методологии наполнения содержанием предмета, конкретизируют новые подходы в школьной практике преподавания физической культуры в 11-летней школе.

Содержание образовательной области «физическая культура» рассматривается во временных рамках базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации. Правовой основой нововведений в области образования по физической культуре являются конституция РФ и законодательные акты, принятые и признанные государством. Конвенция о правах ребенка, принятая ООН и признанная Россией в 1991 г., устанавливает обязательные условия образования и воспитания в соответствии с Международной хартией физического воспитания и спорта, ранее принятой ООН [4].

Правительством Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [2], в которой отмечается, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здо-

ровья граждан в значительной степени способствует решению задачи роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.

Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности учащихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки без учета принципа оздоровительной направленности, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической кулыуры:

- создания целостной школьной системы разнообразных форм физкультурно-оздоровительных занятий физическими упражнениями с целью профилактики физического и умственного утомления, полноценного физического развития учащихся разных медицинских групп;

- осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом возрастно-половых особенностей физического и психического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности;

- формирования знаний и умений по основам физкультурной деятельности с целью активного включения учащихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в разнообразных формах активного отдыха и досуга;

- учета интересов и потребностей выпускников в углубленном образовании в области физической культуры, обеспечивающем достаточную подготовленность к последующему обучению в профильных вузах.

Учителя физической культуры всегда полагали, что одна из целей физического воспитания - это понимание принципов физической подготовки и физической активности для здоровья. Представления об оздоровительном эффекте физической культуры в целом и ее разновидностей в частности будут конкретизироваться по мере углубления знаний о сущности самого здоровья, закономерностях и условиях его становления, сохранения и упрочения, а вместе с тем и о механизмах оптимизирующего воздействия факторов физической культуры на его состояние [4].

Школы имеют три очевидных преимущества в планировании физической активности учащихся: школы посещают люди в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии; стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем школьникам получить базовое образование; организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образователь-

ных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение к оценке как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности школьников может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания.

Частные технологии физкультурно-спортивной деятельности, влияющие на физическое воспитание и оздоровление школьников, представляют собой реализацию следующих технологий диагностики психофизического состояния школьников: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; психического здоровья; физического здоровья; психического здоровья; социального благополучия; физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов; уровня физкультурно-спортивной активности; образа жизни и стиля поведения [3].

Обращаясь к проблеме педагогического сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «физическая культура» мы обнаруживаем возрастающую необходимость прописать его на технологическом уровне, представив педагогической технологией.

Изучение теоретических основ педагогической технологии и педагогического сопровождения учащихся показало, что они органично вплетаются друг в друга, представляя собой педагогическую технологию сопровождения учащихся, что в свою очередь приобретает целостный характер, становится предметом исследований и становится новой подсистемой в образовательной области «физическая культура».

Исходя из теоретических и практических аспектов изучаемой нами проблемы, мы предлагаем апробированную педагогическую технологию сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «физическая культура», модельное её описание, которое выстроено на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов и логики управления изменениями. Управление изменениями мы рассматриваем как реализацию новых функций, входящих в созданную нами модель.

Рассмотрение педагогической технологии сопровождения учащихся в образовательной области «физическая культура», с учетом вышеизложенного, приводит нас к необходимости выделения структурных и компонен-

тных элементов модели педагогического сопровождения представляемой нами технологии, которые образуют содержательно-смысловое наполнение нашей концепции.

Разработанная нами технология определяется как гарантирующая обеспечение возможности принятия оптимальных решений в ходе образовательного процесса и выстраивающая индивидуальную траекторию физической подготовки учащихся старших классов через реализацию образовательной программы с учетом личностных физических возможностей и потребностей в физическом развитии.

Компоненты педагогической технологии сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «физическая культура» имеют технологические признаки: постановку цели, оценивание, корректировку педагогической системы, обновление учебных планов и изучение на альтернативной основе, повышение эффективности процесса обучения, гарантию положительного результата.

Представленная в данной статье педагогическая технология представляет собой многоступенчатую систему, в структуре которой выделены следующие этапы: диагностический (определение исходного уровня мотивации к урокам физической культуры, теоретических знаний и физической подготовленности); мотивационный (создание положительной мотивации к урокам физической культуры); деятельностный (формирование и совершенствование теоретических знаний по физической культуре и развитие физической подготовленности); коррекционный (коррекция знаний и физической подготовленности).

Диагностика психофизического состояния школьников в нашей технологии есть исследование состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, учёт физкультурно-спортивных потребностей и физической активности.

Расчет проектируемых индивидуальных характеристик учащихся старших классов - это физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.

Определение общей направленности занятий физическими упражнениями понимается как физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.

Разработка индивидуальных программ физического совершенствования направлена на развитие мышечных групп, воздействие на развитые и отстающие физические качества.

Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности есть сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности учащихся.

'При составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности нами учитываются психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.

Определение индивидуального объема нагрузки на занятиях физической культурой для учащихся старших классов предусматривает расчет коли-

чества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.

Учащиеся изучают разнообразные возможности, чтобы стать физически активными и улучшить оздоровительную физическую подготовленность таким образом, чтобы перенести их в реальную жизнедеятельность. Традиционная система дает идею жесткой программы, часто повторяя ту же активность в различных классах без достижения требуемого мастерства в целях достижения базового уровня двигательных умений.

Учащихся оценивают на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм; стандартные тесты физической подготовленности используются для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. Традиционная система использует тесты для выставления оценки и определения уровня подготовленности.

Выявление эффективности педагогической технологии сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «физическая культура» идёт через оценку состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.

Критериями результативности разработанной технологии являются субъектность (степень сформированности физической подготовленности личности, самосознание), активность (самостоятельность, творчество, личностное самосохранение), достижения в учебном процессе (успеваемость по предмету «физическая культура», портфолио учебных успехов), востребованность педагогического сопровождения (рост числа школьников, участвующих в спортивных соревнованиях, повышение мотивации к занятиям физической культуры, снижение конфликтности на уроках физической культуры), технологическое обеспечение процесса сопровождения (показатели: применение на занятиях физической культуры педагогического сопровождения и отдельных ее элементов).

Представленное таким образом содержательно-смысловое наполнение разработанной нами педагогической технологии сопровождения учащихся старших классов в образовательной области «физическая культура», раскрывающейся посредством выделенных этапов и компонентов позволяет определить её новизну.

Применительно к формированию физической культуры учащихся данная технология будет реализовывать требования к процессу физкультурного образования, где оцениваются результаты учебно-воспитательного процесса, совершенствуется содержание основного и дополнительного физкультурного образования, реализуются современные формы организации двигательной деятельности, повышается эффективность профессиональной деятельности педагога, осуществляется массовое привлечение школьников к активным занятиям физической культурой и спортом.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры.[Текст]/ В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002.

2. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).

3. Комков, А. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников [Текст]/ А. Г. Комков, Е. Г. Кириллова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1, - С. 2-4.

4. Комков, А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников [Текст]: Монография./ А. Г. Комков. - СПб., 2000.

5. Комков, А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста [Текст]: автореф. докт. дис./ А. Г. Комков.

- СПб., 2000.

6. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы [Текст]/ Л. И. Лубышева. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4, - С. 2-6.

7. Лях, В. И. с соавт. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы [Текст]/ В. И. Лях, // Теория и практика физ. культуры. 1998. - № 9. - с. 49-51.

8. Фильченков, Д. А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников [Текст]: автореф канд. дис./ Д. А. Фильченков. -М., 1995.

9. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования [Текст]: автореф. докт. дис. ... д-ра пед. наук. / В. С. Якимович. - М., 2002.

10. Янсон, Ю. А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии [Текст]/ Ю. А. Янсон. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.