РОЛЬ ПСИXOJ101 0-11КД А1 огичнекого СОПРОВОЖДЕНИЯ...
УДК7А.02
Артемьев Антон Александрович
Аспирант Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
Инкина Светлана Геннадьевна
Преподаватель кафедры психолого-физиологических основ физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнегр<
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Artemev Anton Aleksandrovich
The post-graduate student of the Kuzbass State Pedagogical Academy, a.a,[email protected], Novokuznetsk
Inkina Svetlana Gennadevna
The professor of the department of the Psychology> and Physiological foundation of Physical education of the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
THE ROLE OF THE PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL FOLLOW-UP IN THE ORGANIZATION OF PHYSICAL AND HEALTH EDUCATION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Обусловлено это тем, что социально-экономический кризис в Российской Федерации, который начался в середине 90-х г. XX в., негативно сказался на здоровье подрастающего поколения. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 2005 года В. В. Путин привел данные статистики, указывающие на то, что организованными формами физкультуры и спорта регулярно занимаются лишь 11,5% россиян. В настоящее время более 70% учащихся общеобразовательных учреждений не занимаются регулярно спортом. Более 1,5 млн. учеников не посещают уроки физической культуры. Сотни тысяч учащихся школ по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и, как правило, освобождены от занятий физической кулыурой. Хотя именно эти дети в первую очередь должны активно заниматься специальными формами физической культуры, и тем самым укреплять и улучшать свое здоровье, физическое развитие и физическую подготовку. К этому следует добавить то обстоятельство, что физическое воспитание во многих школьных и иных образовательных учреждениях не соответствует современным требованиям и интересам детей [9].
Возникновение отрицательных тенденций в состоянии здоровья детей изучали такие ученые, как Н, П. Абаскалова, Н. М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, М. В. Артюхов, Р. Н. Айзман, В. К. Бальсевич, Н.Г. Блинова, И. И. Брехман, Н. А. Заруба, Г. К. Зайцев, В. Н, Ирхин, Э. М. Казни, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, Н. А. Литвинова, Ю. П. Лисицин, Л. П. Матвеев, А. М. Митяева, А. М. Олещенко, Т. С. Панина, С. И. Петухов, Н. К. Смирнов и др. В работах этих ученых констатируется чрезмерность учебной нагрузки учащихся на уроках и повышенный объем домашних заданий, низкая двигательная активность детей, неупорядоченность режима труда и отдыха, психическая и статическая напряженность и, как следствие, прогрессирующее снижение уровня здоровья учащихся.
Несмотря на огромный исследовательский интерес к вопросу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях, следует отметить, что ученые, предлагая модели, структуру, системы здоровьесберегающей деятельности, не уделяют должного внимания некоторым ее компонентам, в частности, организации физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности [4]. Данное положение фактов указывает на недостаточность внимания к двигательной активности, направленной на сохранение и повышение уровня здоровья детей школьного возраста (В. К. Бальсевич, С. И. Петухов, Н. В. Коваленко,
B, И. Лях, Л. П. Матвеев).
Аспекты сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения с помощью физической активности рассмотрены в работах Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, И. И. Брехмана, Н. В, Коваленко, Л, П. Матвеева,
C. И. Петухова, Н. А. Фомина и др. Деятельность этих ученых подтверждает суждение о том, что физическая активность - одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы развития растущего организма.
В связи с вышеизложенным, возрастающее значение приобретает процесс организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях [2; 3; 8]. Вместе с тем, анализ литературных источников и собственные наблюдения свидетельствуют о многих недостатках в организации данного процесса во многих образовательных учреждениях, к основным из которых следует отнести: нежелание персонала образовательного учреждения в поиске новых путей организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и психолого-педагогических; недостаточные объемы работы по оздоровлению учащихся; отсутствие мотивации родителей учащихся на оптимизацию усилий психолога, медицинского работника, направленных на оздоровление детей и подростков [5].
Система занятий в физическом воспитании полностью соответствуя дидактическим принципам организации педагогического процесса, имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начиная сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы
которого всегда находятся в зависимости от особенностей и закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека. Учитывая, что психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания-это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в формах физической культуры, используя знания закономерностей психического развития человека и формирования его личности как социального существа.
Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей обучающихся, учителя физической культуры и организации педагогического процесса [3].
В настоящее время среди отечественных тренеров и преподавателей физической культуры, а также спортсменов высокой квалификации заметно увеличение интереса к психологическому знанию. Каждый квалифицированный специалист понимает, что, не имея четкого представления о индивидуальных и личностных особенностях учеников, не обладая данными о закономерности динамики их психических процессов и состояний, невозможно с успехом планировать процесс физического воспитания, обучать учащихся самоконтролю и саморегуляции. В контексте нашего исследования мы рассматриваем готовность обучающихся к саморегуляции как интегральное личностное качество, проявляющееся в способности прогнозировать и регулировать эмоциональное состояние, деятельность и поведение в соответствии с внешней инструкцией и внутренней самоорганизацией [5]. Подобная информация может быть получена только путем систематического использования разработанных и апробированных в мировой практике методов психологии, сопоставление полученных данных с результатами наблюдения.
Нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения, объединяющая усилия педагогов, психологов и медиков в процессе психологической подготовки юных спортсменов в различных видах спорта на этапах начальной подготовки.
Программа психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие направления деятельности:
— диагностика личностных качеств
— развитие личностных качеств
— оценка эмоционального профиля
— оценка мотивации на занятия ФК и спортом.
Такой набор определяется тем, что каждый вид спорта имеет определенный «психологический портрет личности спортсмена», характеризующийся доминированием определенных личностных качеств. Выявление этих доминирующих качеств у детей обучающихся в общеобразовательном учреждении, позволяет определить спортивную пригодность ребенка к тому или иному виду спорта и в дальнейшем направить его в соответствующую учебно-тренировочную группу.
Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения состоит из:
- элементов психодиагностики, направленных на изучение свойств личности школьника. Их основное назначение - решение задач по отбору ребят в определенные виды спорта, комплектование команд, прогнозирование спортивных результатов учащихся.
- элементов психолого-педагогического воздействия, позволяющих развивать и совершенствовать индивидуальные качества личности каждого ребенка для достижения поставленной цели.
Цель программы: развитие личностных качеств обучающихся в процессе психолого-педагогического сопровождения физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- выявить предрасположенность личностных качеств учащихся к определенному виду спорта;
- способствовать развитию личностных качеств;
- воспитывать потребность в физическом совершенствовании и развитии.
Таким образом, исходя из нашего понимания психологии физического
воспитания и спортивной деятельности, мы стремились организовать такое психолого-педагогическое сопровождение, которое могло бы обеспечить комплексность подхода к воспитанию и развитию личностных качеств учащихся, и, тем самым, положительно влияли бы на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
С целью определения эффективности разработанной программы психолого-педагогического сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» в 2008—2009 учебном году был проведен формирующий педагогический эксперимент. Выборку исследования составили 127 детей, обучающихся в начальной школе. В контрольную группу вошло 56 детей младшего школьного возраста (7-10 лет), а в экспериментальную группу -71 ребенок этого же возраста.
Ребята экспериментальной группы в течение года посещали уроки физической культуры, в структуру которых были введены психологические упражнения, направленные на развитие личностных качеств. Проводились тренинги, направленные на элиминацию агрессии, развития доверия в группе и тренинг личностного роста, спортивно-массовые мероприятия, театрализованные представления, «Клуб интересных встреч», лекции и беседы, направленные на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом. С родителями проводились беседы о необходимости повышения физической активности их детей.
В свою очередь, дети контрольной группы продолжали посещать «традиционные» уроки по физической культуре, а также принимали участие в спортивно-массовых мероприятиях школы, как и дети экспериментальной группы. Результаты исследования обучающихся определялись с помощью методики Р. Кеттела.
Результаты психодиагностики: Личностные качества по Р. Кеттелу. Данные, характеризующие изменения личностных качеств в процессе исследования, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные показатели средних значений личностных качеств школьников контрольной и экспериментальной группы (по Р. Кеттелу)
Личностные качества Контрольная группа Достов.-ть различий Экспериментальная группа Достов.-ть различий
начало конец 1 Р начало конец 1 Р
Экстраверсия 5,2±0.3 5,3±0,4 0,26 Н.д. 4,5±0.3 5.7±0,4 2.4 <0,05
Сообразитель- ность 4±0,2 4,2±0,3 0,52 Н.д. 3,5±0,3 4,4±0,3 2,1 <0,05
Уверенность в себе 4,5±0,3 4,4±0,4 -0,18 Н.д. 3,4±0,3 4,4±0,4 2,0 <0,05
Эмоциональная возбудимость 5,4±0,4 5,3±0,4 -0,27 Н.д. 4,8±0,4 4±0,4 -1,3 Н.д.
Независимость 3,8±0,4 3,8±0,4 0 И. д. 4±0,3 3,5±0,3 -0,98 Н.д.
Благоразумие 5,7±0,3 5,9±0,3 0,67 Н.д. 4,5±0,3 5,2±0,4 1,27 Н.д.
Добросовест- ность 5,1±0,4 5,2±0,4 0,24 Н.д. 5,2±0,3 6,1±0,3 1,88 Н.д.
Смелосчъ 5,7±0,4 5,7±0,4 0,17 Н.д. 4,3±0„2 5,3±0,3 2,56 <0,05
Практичность 4,9±0,4 4,8±0,4 -0,21 Н.д. 6,3±0,3 5,1±0,4 -2,3 <0,05
Оптимизм 5±0,4 5±0,4 0 Н.д. 5,3±0,3 4,5±0,4 -1,53 Н.д.
Самоконтроль 3,9±0,3 4,1±0,3 0,24 Н.д. 3,8±0,3 4,7±0,3 1,95 Н.д.
Невозмутимость ШЛ 6±0,4 -0,08 Н.д. б,!±0,3 5±0,4 -2,14 <0,05
Анализ показателей развития личностных качеств учеников свидетельствует о том, что занятия физической культурой и спортом способствуют их развитию как в контрольной, так и в экспериментальной группе. У ребят контрольной группы наблюдаются незначительные положительные сдвиги в развитии экстраверсии, сообразительности, уверенности в себе, эмоциональной возбудимости, благоразумии, добросовестности и самоконтроле. Показатели остальных качеств остались либо на том же уровне, либо ухудшились. В свою очередь, у ребят экспериментальной группы наблюдается тенденция к значительным положительным изменениям уровня развития личностных качеств. Положительная тенденция роста наблюдается в показателях экстраверсии (+1,2), сообразительности (+0,9), уверенности в себе (+1), эмоциональной возбудимости (-4), независимости (-0,5), благоразу-
мии (+0,7), добросовестности (+0,6), смелости (+1), практичности (-1,2), оптимизме (-0,8), самоконтроле (+0,9) и невозмутимости (-1,1).
Результаты определения эмоционального профиля по шкале адаптации представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительные показатели средних значений личностных качеств школьников контрольной и экспериментальной группы на конец эксперимента (гю шкале адаптации)
№ П.П. Личностные качества Контрольная группа Достов.-ть различий Экспериментальная группа Достов.-ть различий
начало конец Г Р начало конец X Р
1. Пониженное настроение 6,2±0.8 6,8±0,7 0.61 Н.д. 6,9±0.6 7,7±0,6 0.9! Н.д.
2. Социальные контакты 6,1*0,7 6,6±0,6 0,50 Н.д. 6±0,7 №0,6 0,57 Н.д.
3. Познавательная деятельность 2,6±1 2,8±1 0,18 Н.д. 4,8±0,9 5,5±0,9 0,49 Н.д.
4. Дисциплина 5,7-1-0.6 6±0,6 0,33 Н.д. 4,3±0,7 5.4±0,7 1,12 Н.д.
5. Реакция агрессии 5,5±0,7 5,7±0,7 0,15 Н.д. 5,2±0,9 5,8±0,8 0,47 Н.д.
6. Страх 6,7±0,8 7±0,7 0,35 Н.д. 7,1±0,б 7,9±0,6 0,94 Н.д.
7. Игровая деятельность 6,8±0,4 6,9±0,3 0,30 Н.д. 4,5±0,6 5,6±0,6 1,30 Н.д.
8. Двигательная активность 4,3±0,5 4,6±0,4 0,47 Н.д. 4,5±0,5 5,6±0,5 1,74 Н.д.
9. Общее самочувствие 5,6±0,7 5,7±0,7 0,17 Н.д. 6,1.±0,6 7,2±0,5 1,37 Н.д.
Анализ показателей развития личностных качеств учеников по шкале эмоционального профиля свидетельствуют о том, что занятия физической культурой и спортом способствуют их развитию, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. У ребят контрольной группы наблюдаются незначительные положительные улучшения по всем показателям, тогда как показатели ребят экспериментальной группы наблюдается тенденция к значительным положительным изменениям в эмоциональном профиле. Положительная тенденция роста наблюдается во всех показателях адаптивной шкалы.
Оценка мотивации на занятия физической культу рой и спортом.
Обследованным детям было предложено выразить свое согласие с каждым из 30 предложенных утверждений анкеты и оценить высказывание по 5-ти балльной шкале.
Данные, характеризующие изменения в мотивации па занятия физической культурой и спортом, отражающие динамику изменения побуждающих мотивов на занятия физической культурой и спортом, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительные показатели средних значений доминирующих мотивов контрольной и экспериментальной группы на конец эксперимента
№ П.П. Мотив Контрольная группа Достов.-ть различий Экспериментальная группа Достов.-ть различий
начало конец г Р начало конец 1 Р
1. Самосохранение здоровья 8,5±0.3 8,б±0,3 0,21 Н.д. 8,4±0.2 9,2±0,2 2,97 <0,01
2. Самосовершен^- ствование 8,2±0,3 8,3±0,3 0,04 Н.д. 8,7±0,2 9,2±0,2 1,68 Н.д.
3. Двигательная активность 8,3±0,3 8,4±0,3 0,28 Н.д. 8±0.3 9±0,2 2,66 <0,01
4. Долженствова- ние 7,5±0,3 7,6±0,3 0,26 Н.д. 8,5±0,3 8,7±0,3 0,43 Н.д.
5. Оценка окружающих 6,2±0,3 б,з±о,з 0,09 Н.д. 6,2±0,4 6,6±0,4 0,80 Н.д.
6. Приобретение практических навыков 8,4±0.3 8,5±0,3 0,30 Н.д. 9,1±0,2 9.4±0,2 1 Н.д.
7. Общение 7.6±0,3 7,8±0,3 0.23 Н.д. 8,3±0,2 8,6±0,2 0,99 Н.д.
8. Доминирование 8,2±0,3 8,5±0,3 0,52 Н.д. 8.5±0.2 11±1,4 1,60 Н.д.
9. Физкультурноспортивные интересы 8,4±0,3 8,5±0,3 0,11 Н.д. 8±0,2 8,7±0,3 1,81 Н.д.
10. Соперничество 7,3±0,4 7,4±0,4 0,04 Н.д. 8,7±0,2 9,1+0,2 1,47 Н.д.
11. Удовольствие от движений 8,8±0,2 9±0,2 0,65 Н.д. 9,1 ±0,2 9,3±0,2 0,72 Н.д.
12. Игра и развлечение 8,6±0,3 8,8±0,3 0,38 Н.д. 8,3±0,3 9,1±0,3 2 <0.05
13. Подражание 7,4±0,3 7,5±0,3 0,19 Н.д. 7,7±0,3 8,3±0,3 1,44 Н.д.
14. Привычка 7,8±0,3 7,9±0,3 0,20 Н.д. 8,2±0,3 8,6±0,3 0,96 Н.д.
15. Положительные эмоции 8,6±0,3 8,8±0,3 0,38 Н.д. 9,2±0,1 9,5±0,1 1,49 Н.д.
Данные табл. 3 свидетельствуют о положительной динамике роста мотивационной составляющей как у ребят контрольной группы, так и у ребят экспериментальной группы. Обусловлено это тем, что ребята обоих групп посещали мероприятия, направленные на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Однако, динамика роста показателей экспериментальной группы значительно превышает показатели контрольной группы. На наш взгляд это обусловлено тем, что ребята экспериментальной
группы были дополнительно мотивированны родителями, педагогом, психологом о чем свидетельствуют показатели доминирования, самосохранения здоровья, двигательной активности, а также привычки к ежедневным занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что процесс организации физкультурно-оздоровительной работы будет более эффективен, если: разработана модель психолого-педагогического сопровождения, которая предполагает индивидуальную физическую активность каждого ребенка; все учащиеся включены в систему физкультурно-оздоровительной деятельности, состоящую из психолого-педагогического сопровождения, урочных и неурочных форм двигательной активности, целенаправленной работы всего персонала образовательного учреждения и родителей учащихся.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов-М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин-М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 223 с.
3. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с,
4. Говорушена, Т. К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: дис... канд. пед. наук / Т. К. Говорушена —Великий Новгород, 2005. 208 с.
5. Инкина, С. Г. Формирование саморегуляции обучающихся в структуре здо-ровьесберегающсй деятельности образовательного учреждения. Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества....
6. Исаев, А» А.. Спортивная политика России [Текст] / А. А. Исаев - М.: Советский спорт, 2002. - 512 с.
7. Казни, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
8. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова — М.: Гарда-рики, 2004, - 528 с.
9. Кофман, В. А. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / В. А. Кофман, Г. й. Погадаев — М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
10. Левина, И. Л. Педагогическая психология [Текст] / И. Л. Левина - Новокузнецк; КузГПА, 2005.-120 с.
И. Справка о реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию //Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физическому культуре и спорту. - 2006, № 1. - С. 7-16