••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 612 / UDC 612
Оценка функциональных показателей физической подготовленности учащихся младших классов г. Махачкалы и сельских равнинных школ
северного Дагестана
© 2016 Магомедов А. М., Исмаилов Ш. О., Магомедова Р. М., Алибеков О. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. В современном обществе большинство школ и дошкольных учреждений пытаются отойти от традиционной системы, частично изменяя формы и содержание образовательного процесса. Появление образовательных учреждений нового типа вызвано стремлением современного общества к преодолению единообразия, целенаправленной ориентацией на потребности и интересы населения. Происходит переход к инновационному типу образовательного процесса, новым педагогическим технологиям и новому содержанию учебной и воспитательной работы. Становится очевидным, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения. Последние годы, как ученые, так и педагоги, работающие с младшими школьниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования школьников младших классов, в то же время, не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре школьников, однозначно могут быть определены как положительные. В условиях увеличения объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие организма младших школьников невозможно без оптимальных физических нагрузок. На сегодняшний день существует острая необходимость в научно обоснованных подходах выявления проблем в оптимизации физических нагрузок для детей младшего школьного возраста и поиске путей их решения путем правильной оценки функциональных показателей физической подготовленности школьников младших классов.
Ключевые слова: современное образовательное учреждение, физическое развитие детей, оптимизация физических нагрузок.
Формат цитирования: Магомедов А. М., Исмаилов Ш. О., Магомедова Р. М., Алибеков О. А. Оценка функциональных показателей физической подготовленности учащихся младших классов г. Махачкалы и сельских равнинных школ северного Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 56-63.
Evaluation of the Junior Pupils' Functional Fitness Indexes in Makhachkala and in Rural Schools of the Northern Dagestan Plains
© 2016 Alil M. Magomedov, Sharip O. Ismailov, Raisat M. Magomedova, Omar A. Alibekov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. In modern society, most schools are trying to move away from the traditional system, partly by changing the form and content of the educational process. The emergence of educational institutions of new type caused by the desire of modern society to overcome uniformity, purposeful orientation to the
needs and interests of the population. There is a transition to an innovative type of educational process, new educational technologies and new educational content and educational work. It becomes obvious that the need of the scientific view of the activities of educational institutions not only from the point of view of solving the problems of education and targeted education of healthy generation. Recent years, both scholars and teachers working with younger students, actively looking for effective ways of physical development primary school children, at the same time, not all innovation processes in physical education of schoolchildren, can definitely be defined as positive. In terms of increasing the volume and intensity of training and cognitive activities of harmonious development body of younger students is impossible without optimal exercise. To date, there is an urgent need for science-based approaches identify issues in optimising physical activity for children of primary school age and finding solutions for them through proper assessment of the functional indexes of physical preparedness of schoolboys of elementary grades.
Keywords: modern educational institution, children's physical development, optimization of physical activity.
For citation: Magomedov A. M., Ismailov Sh. O., Magomedova R. M., Alibekov O. A. Evaluation of the Junior Pupils' Functional Fitness Indexes in Makhachkala and in Rural Schools of the Northern Dagestan Plains. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 56-63. (In Russian)
При признании целесообразности традиционной системы физкультурно-оздоровительной работы в школьных учреждениях следует отметить, что реализация ее отдельных компонентов во многом отстает от требований современности. В последние годы как ученые, так и педагоги, работающие со школьниками, активно ищут эффективные пути физического совершенствования учеников. В то же время не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре школьников, однозначно могут быть определены как положительные. Сегодня существует насущная необходимость в научно-обоснованных подходах выявления проблем в физической культуре школьников и поиске путей их решения.
Проблемная ситуация заключается в том, что в образовательных школах в сфере физической культуры сложилось противоречие между необходимостью гармоничного развития ребенка, с одной стороны, и недостаточной разработанностью организационно-методических условий, учитывающих современное состояние здоровья детей, смещением социально-педагогических приоритетов развития ребенка с позиции признания «самоценности детства» к интенсификации интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки с целью подготовки его к обучению в школе, с другой стороны; между содержанием образования в сфере подготовки педагогических кадров для школьных учреждений и учителей младших классов, содержанием образования детей в области физической культуры.
По мнению многих исследователей, первостепенная задача физического воспитания детей сводится к выполнению требо-
ваний к их физической подготовленности. Физическая подготовленность детей и подростков оценивается уровнем развития двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, скоростной силы и координации движений [1].
Проведенный нами анализ специальной литературы по физической подготовленности младших школьников свидетельствует о том, что в процессе физической подготовки у школьников происходят существенные изменения морфологического и функционального характера.
Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у младших школьников является сочетание всестороннего развития и диффе-ренцированности воздействий на морфо-функциональную сферу организма, а также соответствие нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям младших школьников.
Предметом нашего исследования является физическая подготовленность школьников младших классов г. Махачкалы и сел северного Дагестана.
Целью исследования послужило теоретическое и экспериментальное исследование педагогических условий, определяющих социальную эффективность физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы и сел низменного района северного Дагестана (на примере Новолакского района).
Научной новизной стало осуществление комплексного анализа теории и практики физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах №№ 13, 22, 38, 39, 46, 52 г. Махачкалы и в школах сел Новокули, Чара, Банай, Ярык-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016
су, Чарабали и Ницокра Новолакского района Республики Дагестан. Изучение многолетних исследований других авторов в области физической подготовленности младших школьников помогли нам выявить основные проблемы в данной области. Для наиболее полной оценки функциональных показателей физической подготовленности учащихся младших классов школ г. Махачкалы и сельских равнинных школ северного Дагестана нами была разработана теоретическая модель программы, определяющая особенности организации занятий физическими упражнениями и методику их реализации в условиях образовательного процесса.
Практическая значимость нашего исследования обусловлена прикладным характером. Нами определены пути повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школьных учреждениях, позволяющие оптимизировать процесс физического воспитания ребенка и сделать его личностно ориентированным.
В официальных документах правительства Российской Федерации и Республики Дагестан, министерства образования и науки, министерства по физической культуре и спорту Республики Дагестан постоянно подчеркивается необходимость усиления физкультурной и спортивной работы среди учащихся общеобразовательных школ и повышения уровня физической подготовленности детей и подростков.
В современных условиях для решения этих задач от учителя требуются более эффективные методы проведения занятий физической культуры с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также систематическое осуществление педагогического контроля за физической подготовленностью учащихся младших классов.
Младший школьный возраст (7-11 лет) - наиболее ответственный период в физическом развитии и формировании двигательных координаций ребенка. Исследования в этой области позволяют нам сделать вывод, что физические качества ребенка изменяются не только в процессе онтогенеза, но и под воздействием средств физического воспитания.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физического развития человека, формируются интересы, мотива-
ции и потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом.
Многочисленные исследования российских и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что образ жизни, окружающая среда и климатические условия существенно влияют на характер физической подготовленности младших школьников [3, 6, 10, 12].
Для наиболее полной оценки уровня развития основных физических качеств у младших школьников нами были применены следующие тесты: бег на 30 м, 6-минутный бег, прыжки в длину, отжимание в упоре (количество раз), сгибание и разгибание в упоре лежа на гимнастической скамейке (количество раз), челночный бег, наклоны вперед, равновесие на одной ноге (сек). При исследовании результатов показателей физических качеств мы составили таблицы уровня показателей результатов (Б).
Сравнительный анализ результатов в беге на 30 м мальчиков и девочек показал, что учащиеся 1-3 классов г. Махачкалы имеют более высокие показатели по сравнению с сельскими учащимися. У девочек данного возраста достоверных различий в уровне развития быстроты не обнаружено. Показатели результатов бега на 30 м у мальчиков и девочек 11 лет общеобразовательных школ города и сельской местности были достоверными. Следует отметить, что в этом возрасте степень развития быстроты не зависит от места проживания детей, а связано это, по нашему мнению, с возрастными особенностями и уровнем физической подготовленности.
Результаты выполнения теста (6-минутный бег), по которым оценивался уровень развития выносливости школьников свидетельствуют о следующем. Лучшие показатели имеют учащиеся сельских школ, что, на наш взгляд, вполне закономерно, так как занятия по физической культуре в селах в большинстве случаев проводятся на открытых площадках. Мальчики 8 лет из сельской местности пробежали в среднем на 30 м дальше, чем учащиеся школ г. Махачкалы, а их сверстницы из сельской местности на 10 м дальше, чем ученицы из школ города.
Мальчики 9 лет из сельской местности пробежали в среднем на 110 м дальше, чем учащиеся махачкалинских школ. Девочки этого же возраста имели результат на 50 м лучше, чем девочки городских школ.
Таблица 1
Средние показатели в беге на 30 м (сек)
№ Контингент h Возраст Абсолютный рост (за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 6,63±0,07 6,63±0,05 6,20±0,04 6,30±0,07 0,29 0,43 0,10
2 Учащиеся школ сельской местности 373 7,08±0,07 6,72±0,07 6,31±0,05 6,33±0,06 0,36 0,41 0,02
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 7,0±0,07 6,9±0,05 6,6±0,04 6,4±0,05 0,20 0,50 0,2
2 Учащиеся школ сельской местности 403 7,0±0,06 7,0±0,07 6,7±0,06 6,5±0,06 0,10 0,30 0,20
Таблица 2
Средние показатели шестиминутного бега (метры)
№ Контингент h Возраст Абсолютный рост (за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 1020±7,66 1050±6,34 1090±5,65 1160±4,52 130 40 70
2 Учащиеся школ сельской местности 373 1050±6,38 1160±8,66 1220±4,66 1280±8,29 110 60 60
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 970±2,58 1020±3,35 1030±3,65 1060±4,63 50 10 30
2 Учащиеся школ сельской местности 403 980±5,08 1070±5,10 1155±6,10 1160±6,30 90 85 5
10-летние мальчики сельской местности имеют результат на 130 м лучше, чем их сверстники из города. У сельских девочек этого же возраста результат лучше на 125 м. Сравнивая результаты 6-минутного бега, мы отметили, что среди младших школьников лучшие показатели выносливости имеют учащиеся школ сельской местности. На наш взгляд, это объясняется тем, что в городских школах большинство занятий по физической культуре проводится в закрытых помещениях, и школьная программа недостаточно обеспечивает развитие такого качества, как выносливость, и методика уроков по физической культуре мало способствует воспитанию этого качества.
Прыжки в длину с места определяют способность человека проявлять значительные усилия «взрывного» характера за минимально короткое время. Известно, что результаты в этом виде упражнений
зависят от развития скоростно-силовых качеств. Как следует из таблицы 3, показатели в этом виде упражнений относительно невысокие.
Результат мальчиков 8 лет из сельских школ в прыжках в длину на 9,9 см в среднем лучше, чем у учащихся этого же возраста г. Махачкалы, а их сверстницы из сельских школ показали результат на 11 см лучше, чем городские девочки.
Учащиеся 9 лет школ Махачкалы показали результат в прыжках на 4 см лучше, чем школьники сельских школ.
Результаты мальчиков 10 лет из школ города больше на 8 см, а девочек - на 12,3 см.
В этом виде упражнений мальчики 11 лет города показали результат на 5 см лучше, чем учащиеся сельской местности.
Наблюдения показали, что учащиеся школ города более технично выполняли упражнения, чем учащиеся сельской местности.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016
Отжимались в упоре лежа только мальчики, а девочки выполняли это упражнение в облегченных условиях (на гимнастической скамейке).
По результатам исследования лучшие показатели были среди мальчиков сельских школ 8 лет. Учащихся сельских школ в среднем отжимались на 1,4 раз больше, чем школьники городских школ.
Средние показатели прыжков в длину с места (см)
Таблица 3
№ Контингент И Возраст Абсолютный рост (за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 118,9±0,87 133,0±0,95 149,0±0,45 154,0±1,04 16 12 5
2 Учащиеся школ сельской местности 373 109,0±0,79 129,0±0,87 141,0±0,83 149,0±1,21 20 12 8
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 118,0±0,64 130,0±0,84 143,0±0,84 148,0±1,60 12,0 13,0 4,7
2 Учащиеся школ сельской местности 403 107,0±0,67 120,0±0,84 13,01 ±0,90 143,0±0,83 20,7 11,0 12,0
Средние показатели отжимания (м), сгибания и разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке (Д), количество раз
Таблица 4
№ Контингент И Возраст Абсолютный рост ( за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 7,7±0,4 11,0±0,7 11,0±0,9 13,0±0,3 0,6 2,3 2,1
2 Учащиеся школ сельской местности 373 9,0±0,4 11,2±0,6 12,8±0,4 14,0±0,4 2,1 1,6 2,1
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 13,2±0,3 15±0,4 16±0,6 21±0,3 1,8 3 3
2 Учащиеся школ сельской местности 403 15,0±0,4 16±0,4 20±0,8 24±0,3 1,0 4 2
Таблица 5
Средние показатели челночного бега 3х10 (сек)
№ Контингент И Возраст Абсолютный рост (за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 11,5±0,07 10,8±0,05 9,8±+0,04 8,8±+0,10 0,65 1,04 0,98
2 Учащиеся школ сельской местности 373 11,7±0,01 8,2±0,10 9,8±0,07 9,8±0,07 3,55 1,61 0,01
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 12,3±0,06 11,3±0,06 10,0±0,04 10,5±0,02 0,05 0,57 0,3
2 Учащиеся школ сельской местности 403 12,8±0,03 9,7±0,08 10,5±0,02 9,8±0,07 3,05 0,75 0,7
Таблица 6
Средние показатели наклона вперед
№ Контингент h Возраст Абсолютный рост (за год)
8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Мальчики
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 669 6,3±0,07 7,0±0,05 7,4±0,03 6,8±0,08 0,7 0,4 0,6
2 Учащиеся школ сельской местности 373 4,5±0,06 5,2±0,02 5,0±0,07 5,8±0,08 0,7 0,8 0,8
Девочки
1 Учащиеся школ г. Махачкалы 689 7,3±0,06 7,9±0,05 9,3±0,05 10,3±0,1 0,6 1,4 1,0
2 Учащиеся школ сельской местности 403 6,8±0,07 6,6±0,08 7,2±0,08 8,9±0,07 0,2 0,6 1,7
У 9-летних мальчиков, как и у девочек сельской местности, результат в 2 раза больше, чем у учащихся города. Результаты учащихся 10 лет сельских и городских школ существенных различий не имеют. Средние результаты их, соответственно, 12,3 и 12,8. Показатели этого упражнения у учащихся 11 лет сельских школ на 1,8 больше, чем у учащихся городских школ.
По нашему мнению, это свидетельствует о том, что школьники сел раньше привлекаются к физическому труду, что хорошо влияет на развитие силовых качеств.
Для определения ловкости мы использовали челночный бег (3х10 м) в секундах. Учащиеся города мальчики и девочки 8 лет показали время, лучше на 0,2 с и 0,5 с, соответственно, чем учащиеся из школ сельской местности. Мальчики и девочки 9 лет из сельских школ преодолели дистанцию на 2,6 с и 1,6 сек быстрее, чем учащиеся городских школ. Показатели результатов учащихся 10 лет из сельских и городских школ не имеют существенных различий. Результаты учащихся 11 лет городских школ на 1 с лучше, чем у учащихся сельских школ, а у девочек из городских школ результат ниже на 0,7 с, чем у сверстниц из сельских школ. Показатели по тесту на гибкость мальчиков и девочек городских школ значительно превосходили данные их сверстников из сельских школ.
Исходя из анализа полученных результатов физической подготовленности учащихся начальных классов школ г. Махачкалы и сел, отметим, что у разного контингента детей существует большой диапазон различий в развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.
Лучшие результаты в беге на 30 м, прыжках в длину, наклоне вперед, челночном беге показали учащиеся школ г. Махачкалы. Младшие школьники из сельской местности
превосходили своих сверстников в выносливости и в силе. Проведенный нами анализ позволяет это связать с образом жизни, интересами, климатическими условиями и необходимостью трудовой деятельности у детей сельской местности.
Выводы
Нами предпринята попытка представить результаты исследования функциональных показателей физической подготовленности учащихся младших классов г. Махачкалы и сельских равнинных школ северного Дагестана. Всего было исследовано 2034. Это сила, скорость, выносливость и скоростно-силовые возможности. Проведенный нами анализ силовых возможностей учащихся с 1 по 4 класс показал, что на процесс их увеличения в данном возрастном периоде в основном оказывает влияние естественное совершение физиологических действий.
Нарастание с возрастом физической массы является главным условием увеличения силовых возможностей учащихся.
Скоростные возможности оценивались нами по данным бега на 30 м. Были выявлено, что быстрота бега учащихся 1 -3 классов г. Махачкалы имеет более высокие показатели по сравнению с детьми сельской местности.
Лучшие результаты выполнения теста «6-ти минутный бег», по которым оценивался уровень развития выносливости, показали учащиеся сельских школ.
Анализируя данные показатели физических качеств, автором сделан вывод, что в улучшении уровня физической подготовленности во всех группах в значительной степени повлияла, прежде всего, организованная форма физкультурно-оздоровительных мероприятий, их эмоциональность, соблюдение режима, сочетание различных видов учебных занятий.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
Литература
1. Аксенова А. М. Роль скелетных мышц в жизнедеятельности организма // ЛФК и массаж. 2007. № 7 (43). С. 42-43.
2. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России. М.: Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 50-56.
3. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Физкультура и спорт, 2002. 275 с.
4. Властовский В. Г. Типология физического развития детей в свете акселерации роста и развития поколений. Автореф. дисс. ... д-ра биол. наук. М., 2011. 39 с.
5. Губа В. П., Татаринов Я. С. Оценка физического наблюдений // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3. С. 32-33.
6. Гапон Г. И. Исследование эффективности средств и методов воспитания физических качеств у детей // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 46-48.
7. Гончаров В. Н. Информация образования современного общества, социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. С. 87-88.
1. Aksenova A. M. The role of skeletal muscle in the living organism/ LFK i massazh [Physical therapy and massage]. 2007. No. 7(43). Pp. 4243. (In Russian)
2. Bauer V. G. Sotsial'naya znachimost' fizi-cheskoy kul'tury i sporta v sovremennykh uslovi-yakh razvitiya Rossii [Social importance of physical culture and sports in modern conditions of development of Russia]. Moscow, Theory and practice of physical culture. 2001. No. 1. Pp. 5056. (In Russian)
3. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiology]. Moscow, Fizkultura i Sport Publ., 2002. 275 p. (In Russian)
4. Vlastovsky V. G. Tipologiya fizicheskogo razvitiya detey v svete akseleratsii rosta i razvitiya pokoleniy [Typology of children's physical development in the light of the acceleration of the growth and development of generations]. Extended abstract of dissertation for a Ph. D. degree in Biology. Moscow, 2011. 39 p. (In Russian)
5. Guba V. P., Tatarinov Ya. S. Assessment of physical observations. Teoriya i praktika fizi-cheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1988. No. 3. Pp. 32-33. (In Russian)
6. Gapon G. I. Research of efficiency of means and methods of education of physical qualities in children. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2005. No. 4. Pp. 46-48. (In Russian)
7. Goncharov V. N. Information education of modern society, socio-anthropological aspect.
8. Жупанов А. С. Особенности анатомии укрепляющего аппарата локтевого сустава человека // Труды VI Конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 2005. С. 461-469.
9. Информация о развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации /Сборник официальных материалов. М.: Советский Спорт, 2005. 80 с.
10. Колосова О. Ю. Информационно-комуни-кационное пространство общества: тенденция развития // Сборник конференций НИЦ. Социосфера. 2014. № 25. С. 49-54.
11. Ушников А. И., Молофеев А. Ю. Реализация задач нравственного воспитания в работе подростковых спортивных клубов // Интеграция инновационных систем и технологий в процессе воспитании молодежи. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск. 8 февраля 2008 г.). Ульяновск, 2008. С. 328-331.
12. Шумакова А. В. Кризис системы образования в контексте глобальных проблем общества: обоснование образовательной парадигмы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 1. С. 12-18.
Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2009. No. 1. Pp. 87-88. (In Russian)
8. Zhupanov A. S. Peculiarities of the anatomy of the reinforcing apparatus of the elbow joint of the person. Trudy VI Konferentsii po vozrastnoy morfologii, fiziologii i biokhimii [Proceedings of the 6th conference on age morphology, physiology and biochemistry]. Moscow, 2005. Pp. 461-469 (In English)
9. Information on the development of physical culture and sports in the Russian Federation. Sbornik ofitsial'nykh materialov [The Collection of official materials]. Moscow, Sovetsky Sport Publ., 2005. 80 p. (In Russian)
10. Kolosova O. Yu. Information and communication space of society: the trend of development. Sbornik konferentsiy NITs. Sotsiosfera [Collection of SIC conferences. Sociosphere]. 2014. No. 25. Pp. 49-54. (In Russian)
11. Ushnikov A. I. Implementation of objectives of moral education in the work of teen sports clubs. Integration of innovative systems and technologies in the process of youth education. Inte-gratsiya innovatsionnykh sistem i tekhnologiy v protsesse vospitanii molodezhi. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ulyanovsk. 8 fevralya 2008 g.) [Integration of innovative systems and technologies in the youth education process.The collection of materials of all-Russian scientific-practical conference (Ulyanovsk, February, 8, 2008)]. Pp. 328331. (In Russian)
References
12. Shumakova A. V. Crisis of the education system in the context of global problems of the society: the justification of educational paradigm.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Магомедов Алил Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин, факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: shika8006 @yandex.ru
Исмаилов Шарип Османович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры единоборств, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: shika8006 @yandex.ru
Магомедова Раисат Мансуровна, старший преподаватель кафедры физвоспита-ния, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алибеков Омар Ахмедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Поступила в печать 25.05.2016 г.
Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions]. 2013. No. 1. Pp. 12-18
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliation
Alil M. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Sports-Pedagogical Subjects, the faculty of Physical Training and Life Safety (PTLS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] Sharip O. Ismailov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Martial Arts, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Raisat M. Magomedova, senior lecturer, the chair of Physical Education, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: shika8006 @yandex.ru
Omar A. Alibekov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Sports-Pedagogical Subjects, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] "
Received 25.05.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original article УДК 37 / UDK 37
Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков
© 2016 Магомедова М. М.1, Курбанисмаилова М. Г.2, Узаймагомедова З. М.2, Омаров О. Н.1
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected] 2 Дагестанская государственная медицинская академия, Махачкала, Россия; e-mail: а[email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания учащихся подросткового возраста. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, опрос. Результаты. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор стабильности государства в условиях возрастающих внутренних проблем общественно политического характера и угрозы международного терроризма. Выводы. Подростковый возраст в современных условиях вызывает определенную сложность в формировании патриотического сознания, чувств и поведения учащихся.
Ключевые слова: подросток, патриотическое воспитание, Отечество, Родина, дезадаптация, общение, трудновоспитуемость.