Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков'

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОТЕЧЕСТВО / РОДИНА / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Марьям Магомедкамиловна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна, Узаймагомедова Зайнаб Магомедрасуловна, Омаров Омархан Нурмагомедович

Цель. Изучить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания учащихся подросткового возраста. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, опрос. Результаты. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор стабильности государства в условиях возрастающих внутренних проблем общественно политического характера и угрозы международного терроризма. Выводы. Подростковый возраст в современных условиях вызывает определенную сложность в формировании патриотического сознания, чувств и поведения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Марьям Магомедкамиловна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна, Узаймагомедова Зайнаб Магомедрасуловна, Омаров Омархан Нурмагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков»

12. Shumakova A. V. Crisis of the education system in the context of global problems of the society: the justification of educational paradigm.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Алил Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин, факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: shika8006 @yandex.ru

Исмаилов Шарип Османович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры единоборств, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: shika8006 @yandex.ru

Магомедова Раисат Мансуровна, старший преподаватель кафедры физвоспита-ния, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: shika8006@yandex.ru

Алибеков Омар Ахмедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: shika8006@yandex.ru

Поступила в печать 25.05.2016 г.

Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions]. 2013. No. 1. Pp. 12-18

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliation

Alil M. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Sports-Pedagogical Subjects, the faculty of Physical Training and Life Safety (PTLS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: shika8006@yandex.ru Sharip O. Ismailov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Martial Arts, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: shi-ka8006@yandex.ru

Raisat M. Magomedova, senior lecturer, the chair of Physical Education, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: shika8006 @yandex.ru

Omar A. Alibekov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Sports-Pedagogical Subjects, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: shika8006@yandex.ru "

Received 25.05.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original article УДК 37 / UDK 37

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков

© 2016 Магомедова М. М.1, Курбанисмаилова М. Г.2, Узаймагомедова З. М.2, Омаров О. Н.1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Royal-30@mail.ru, oon.303@mail.ru 2 Дагестанская государственная медицинская академия, Махачкала, Россия; e-mail: а92882977247@gmail.com, zainab-uzai@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания учащихся подросткового возраста. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, опрос. Результаты. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор стабильности государства в условиях возрастающих внутренних проблем общественно политического характера и угрозы международного терроризма. Выводы. Подростковый возраст в современных условиях вызывает определенную сложность в формировании патриотического сознания, чувств и поведения учащихся.

Ключевые слова: подросток, патриотическое воспитание, Отечество, Родина, дезадаптация, общение, трудновоспитуемость.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

Формат цитирования: Магомедова М. М., Курбанисмаилова М. Г., Узаймагомедова З. М., Омаров О. Н. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. 2016. С. 63-68.

Psychological and Pedagogical Features of the Teenagers' Patriotic Education

© 20±6 Maryam M. Magomedova1, Meren G. Kurbanismailova2, Zainab M. Uzaymagomedova2, Omarkhan N. Omarov1

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Royal-30@mail.ru, oon.303@mail.ru

2 Dagestan State Medical Academy, Makhachkala, Russia; e-mail: а92882977247@gmail.com, zainab-uzai@yandex.ru

ABSTRACT. Aim. The study of psychological and pedagogical features of patriotic education of teenagers. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical features of patriotic education of teenagers, survey. Results. The authors of the article consider the patriotic education as a factor of stability of the state under conditions of increasing socio-political domestic problems and the threat of international terrorism. Conclusions. Nowdays in the modern conditions it is difficult to form the teenagers' patriotic consciousness, feelings and behavior.

Keywords: teenager, patriotic education, Fatherland, Motherland, exclusion, communication, difficulties in education.

For citation: Magomedova M. M., Kurbanismailova M. G., Uzaimagomedova Z. M., Omarov O. N. Psychological and Pedagogical Features of the Teenagers' Patriotic Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 63-68. (In Russian)

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воспитания патриотизма как интегрального нравственного качества личности, определяющего отношение к Родине как к величайшей ценности, развитие готовности к активной деятельности на благо Отечества.

Центральная фигура в процессе патриотического воспитания это подросток. Воспитание в духе патриотизма организуется для человека данной возрастной группы с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства. Для развития личности патриота очень важна опора при воспитании на национальные идеалы, на принципы гуманизма, сотрудничества, доверия.

Патриотическое воспитание является вполне сложным процессом, в котором переплетаются различные линии воспитательной системы. Для этого необходимо выявить состав компонентов, входящих в данную систему.

Особенности воспитания подростков в психолого-педагогической литературе имеют следующие характерные для этой возрастной группы признаки:

- множество желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их воплощения в жизнь;

- показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может присутствовать в повседневной жизни;

- стремление к поверхностному познанию на фоне легкомысленного отношения к учебе и своим обыденным заданиям; романтическая восторженность и ... грубые, резкие выходки, этическое невежество, восхищение прелестями жизни и ... ироничное отношение к прекрасному.

Данные противоречия, с точки зрения Л. С. Выготского [5. С. 39], могут быть разрешены в организованно выстроенном процессе воспитания, который ориентирован на «набор» фундаментальных ценностей: в активной деятельности, жизненных впечатлениях, заинтересованном общении.

Сопоставление себя со старшим поколением для подростка становится истинным открытием, которое он переживает на эмоциональном уровне: «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Основным в подростковом возрасте является его переход от детства к взрослости. При этом абсолютно все стороны развития подвергаются качественной перестройке, замечается возникновение и формирование новых психологических новообразований. Благодаря этому процессу преобразования определяются все основные особенности личности детей данного возрастного периода, а, следовательно, и специфика работы с ними. Ученые отмечают, что одной из причин негативных процессов в среде подростков является недостаток проводимой с ними работы [6. С. 37].

В зависимости от определенных культурных и социальных условий, традиций, которые существуют в подростковом воспитании, этот переходный период имеет различное содержание и разную длительность.

Современная психолого-педагогическая литература не имеет единой классификация для определения границ подросткового возраста. Опираясь на мнения различных авторов по этому вопросу, на основные ступени общеобразовательной школы, можно сделать вывод, что этот период развития охватывает, примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, что совпадает с обучением детей в средних классах школы [3. С. 58].

Подростковый возраст является самым трудным в психолого-педагогическом отношении.

Подавляющее количество школьников с так называемой «школьной дезадаптацией», проявляющейся в низкой успеваемости, плохой дисциплине, в конфликтных взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, приходится на среднюю ступень школы (5-9-е классы). Гормональная перестройка связана с различными психофизическими и психическими отклонениями и влияет на подростка не совсем положительным образом. В ходе активного роста у подростков, физиологическая сторона провоцирует чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, многие из них порой начинают чувствовать себя некрасивыми из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Изменения для подростка столь значительны и весомы, что для их описания ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и др.

Бурные физические и физиологические изменения подростка, которые связаны с половым созреванием, не могут удержать

субъективные ощущения целостности и стабильности своей личности и своего «Я», что в свою очередь порождает довольно большое количество излишних проблем.

Именно в данной возрастной группе педагоги встречают самое большое количество так называемых «трудных подростков». Многие школьники характеризуются неустойчивостью настроений, поведения, постоянными колебаниями в самооценке, резкой сменой психофизического состояния и самочувствия, чуткостью и неадекватным отношением ко всему происходящему вокруг него. Такое перенасыщение конфликтными ситуациями исследователи называют «весьма затянувшимся конфликтом». В этот период преподавателю нужно проявить к подростку крайнюю тактичность, вдумчивость и осторожность. Индивидуальный подход и коррекция поведения особенно важна при решении проблем нравственного выбора подростка.

Главным приоритетом в воспитательной работе с подростками является идея ведущей деятельности, которая берет свое начало в теории Л. С. Выготского [5. С. 75].

Учебная деятельность является ведущей для подростка, но при всем при этом сами школьники могут субъективно делать выбор в пользу остальных направлений деятельности, связанных с решением следующих проблем.

Общение со сверстниками. Важным моментом для подростка является удовлетворяющее его положение среди сверстников. Это проявляется в желании занять позицию лидера, либо быть признанным товарищами или же стать непререкаемым авторитетом.

По результатам исследования, именно неумение, невозможность добиться лидерского положения чаще всего предшествует недисциплинированности и правонарушениям.

Общение с взрослыми. Самоутверждение подростков воспринимается родителями и учителями не так, как хотелось бы детям. Подростки нуждаются в помощи взрослых, но взрослые зачастую не удовлетворяют их запросы и ожидания, не участвуют в решении их проблем, создают предпосылки для конфликтов и девиантного поведения, где преобладают субъективные отношения конфликтующих. Как правило, подростки выступают виновниками подобных конфликтов.

Педагог-воспитатель должен приложить максимум усилий для поиска эффективных

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 3. 2016

путей в разрешении конфликтных ситуаций и способствовать формированию эмпа-тии по отношению к взрослым, что в итоге может проявляться в обоюдной готовности вести диалог «на равных». Искренняя доброта, сочувствие, сопереживание могут развить в подростке его положительные личностные качества.

Самооценку подростка может повысить поддержка родителей, учителей и друзей. Неправильный подход родителей к ребенку может спровоцировать боязнь риска, агрессивность, грубость, высокий уровень тревожности.

Общение с учителями. Если сравнивать общение подростков с родителями, с одной стороны, и подростков с учителями, то более «запущенным» и малопродуктивным с точки зрения личностного развития оказывается общение с учителями. Подростки связывают отрицательные переживания больше с педагогами. Характер общения с учителями, как показывает детальный анализ, изменяется на протяжении подросткового возраста. В младших классах ребенок ограничивается поддержкой, похвалой учителя за учение, поведение и школьный труд, а в подростковом возрасте нуждается в личностном общении с педагогом.

Профессионализм и личностные качества педагогов являются важными для подростка. Профессионализм может еще устраивать подростка, а вот личностные качества не всегда удовлетворяют его потребности. Многие педагоги не замечают стремления подростков к общению с ними, несмотря на недопонимание, возникающее в ходе взаимодействия. Таким образом, по мере становления личности, у подростков возрастает потребность общения с педагогами наравне с отсутствием возможности ее удовлетворения. В связи с этим зона внешних и внутренних конфликтов подростка приобретает особо острое значение, справиться с которым в силах только высокопрофессиональный преподаватель.

Нравственное воспитание подростка в основном исходит от старшего поколения (родителей, учителей, наставников). Но оно неосуществимо без внутренней духовной деятельности самого школьника. Воспитание извне направляет ребенка на поиск эталона для совершенствования личности в ходе социализации. То, как реагирует подросток, является индивидуальным для каждой личности и неповторимым.

В процессе самосовершенствования, подросток выходит на новый уровень вос-

питанности и уже может определить свое место во внешнем мире, способен оценить качество воспитательных воздействий, оказываемых на него.

У каждого человека, не только подростка, имеются противоречия между желаемым и достигаемым. При этом, не всегда совпадает возможность исполнить желаемое, в связи с чем порождается внутренняя конфликтная ситуация между имеющимся уровнем развития и новыми потребностями. В частности, эта борьба и представляет собой движущую силу или даже мотив подросткового воспитания и самосовершенствования.

Исследователи характеризуют данное явление, как противоречие между «могу» и «хочу». Это противоречие является постоянным стимулом к развитию, к преобразованию самого себя и окружающего мира, к достижению счастья.

По словам В. И. Баева [4. С. 57], существует еще одна движущая сила, представляющая собой противоречие между требованиями социума к подростку и возможностями подростка воплотить эти требования в жизнь. Это явление представляет собой противоречие между «надо» и «могу».

Социальная среда, окружающая подростка, имеет свойство постоянно изменяться, преобразовываться в более сложную форму, что приводит к росту требований к старшеклассникам, как к участникам социального взаимодействия. Чем старше ребенок, тем выше предъявляемые к нему требования. Но подросток сам является неотделимой частью общественности, участником порождения требований по отношению к нему самому. В связи с этим противоречие между требуемым и достигаемым в сознании подростка легко переходит в противоречие между достигаемым и желанным, что помогает не только достичь собственных целей, но и угодить общественности. В противоположном случае, любые действия подростка воспринимаются как неправильные, некорректные, девиантные.

Преемственность воспитания играет довольно большую роль в самосовершенствовании личности подростка. В подобной ситуации воспитатель должен учитывать и грамотно продолжить опыт более раннего воспитания школьника, не ломая при этом каких-либо имеющихся эталонов у ребенка.

В наше время практически в каждой дагестанской семье женщины несут ответственность за нравственное воспитание не только своих детей, но и семьи, как ячейки

общества в целом. При этом феминизация процесса воспитания является одной из наиболее часто встречающихся социальных проблем. Небезызвестно, что работающая женщина ограничена во времени и возможностях уделить должное внимание собственным детям, что приводит к негативным последствиям, таким как безнадзорность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, делинквентное поведение.

Современными подростками приоритеты отдаются образцам западной культуры; работа рассматривается через призму получения материальных ценностей; им присуще довольно пассивное отношение к родной культуре, традициям и обычаям. На состоянии патриотического воспитания сказались годы рыночных реформ.

По данным правоохранительных органов, росту преступности способствует увлечение подростками наркотиками, алкоголем, курением. Основная масса совершенных подростками преступлений приходится на состояние наркотического и алкогольного возбуждения.

Проведенный опрос среди школьников в школах Республики Дагестан подтверждает данные статистики правоохранительных органов. Подростки выразили мнения по поводу отечественного образования, о нужности прохождения военной службы, о любви к Родине, о любви к народному фольклору.

Приведенные данные указывают на важность поиска педагогических путей организации воспитательного процесса таким образом, чтобы он стал эффективным, соответствовал современным условиям и реалиям. В связи с этим актуально звучат утверждения А. В. Абрамова [2. С. 65] о том, что необходимо выстроить логику воспитательных воздействий правильным образом, то есть педагогу необходимо понять, изучить природу возникновения и проявления негативных черт характера у подростка, найти адекватные меры, использовать ме-

1. Абдулатипов Р. Г. Доклад «О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики» // Независимая газета», 2001. № 2. 30 января.

2. Абрамов А. В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2001. 181 с.

тод переключения, переноса с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные; также нужно учитывать и моральное стимулирование подростка.

Вопросы воспитания, которые считаются наиболее актуальными для современной России, приобретают особую остроту в нашей республике, основное население которой (более 60 %) составляют сельские жители. Следовательно, речь идет о сравнительно некачественном уровне жизни населения, слабости воспитательных усилий институтов общественного воспитания и т. д. Данное отрицательное положение спасает то, что решение вопросов морального и этического воспитания в сельской местности республики более эффективно в силу внедрения традиционных моделей воспитания в повседневную жизнь каждой семьи дагестанского общества [1. С. 3].

В числе негативных факторов, сказывающихся на патриотическом воспитании подростков, это социального характера причины: социальное неравенство, что обусловливает различия (и весьма существенные) в реальных возможностях удовлетворить свои потребности. Это порождает неудовлетворенность, социальные конфликты, протестные реакции, принимающие форму различных девиаций в подростковом возрасте. «Стратификация является главным, хотя отнюдь не единственным, средоточием структурного конфликта в социальных системах», считают американские ученые [7. С. 345]. Анализ специальной литературы показал, что подростковый возраст представляет определенные сложности, что побуждает к поиску убедительных средств воспитания, способных показать подростку привлекательность образования, как вида деятельности, мотивировать патриотическое воспитание, как способ самоутверждения в подготовке к взрослой жизни.

3. Алиева С. Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 168 с.

4. Баев В. И. Педагогические условия организации патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в современных условиях: Дис. ... канд. пед. наук: М., 2004. 164 с.

Литература

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1994. 294 с.

6. Закарьяева С. З., Алиева М. М. Педагогические технологии и механизмы патриотического

1. Abdulatipov R. G. Report "About national well-being of the peoples of Russia. Status and prospects of state national policy". Nezavisimaya Gazeta [Independent newspaper], 2001. No. 2. 30 Jan. (In Russian)

2. Abramov, A. V. Stanovlenie i razvitie sov-remennogo rossiyskogo patriotizma kak yavleniya politicheskogo soznaniya [Formation and development of modern Russian patriotism as a phenomenon of political consciousness]: Dis. of Ph. D. of Politics. Moscow, 2001. 168 p. (In Russian)

3. Aliyev S. T. Patrioticheskoe vospitanie detey 6-7 let sredstvami integrativnykh form narodnogo tvorchestva [Patriotic education of children of 6-7 years by means of integrative forms of folk art]: Dis. of Ph. D. of Pedagogy. Makhachkala, 2004. 168 p. (In Russian)

4. Baev I. V. Pedagogicheskie usloviya organi-zatsii patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Марьям Магомедкамилов-

на, старший преподаватель кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Royal-30@mail.ru

Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры факультетской хирургии с лабораторией инновационных клеточных технологий, Дагестанская государственная медицинская академия (ДГМА), Махачкала, Россия; e-mail: а92882977247@gmail.com

Узаймагомедова Зайнаб Магомедрасу-ловна, преподаватель, медицинский колледж при ДГМА, Махачкала, Россия; e-mail: zainab-uzai@yandex.ru

Омаров Омархан Нурмагомедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: oon.303@mail.ru

Принята в печать 18.07.2016 г.

воспитания в современной дагестанской школе: Учебное пособие. М., 2015. 183 с.

7. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. СПб. : Питер, 2003. 73 с.

obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedeniy v sovremennykh usloviyakh [Pedagogical conditions of organization of Patriotic education of pupils of comprehensive educational institutions in modern conditions]: Dis. of Ph. D. of Pedagogy. Moscow, 2004. 164 p. (In Russian)

5. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1994. 294 p. (In Russian)

6. Zakar'yaeva S. Z., Aliyev M. M. Pedagogicheskie tekhnologii i mekhanizmy patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoy dagestanskoy shkole [Pedagogical technologies and mechanisms of patriotic education in modern Dagestan school: Textbook]. Moscow, 2015. 183 p. (In Russian)

7. Schaffer D. Deti i podrostki: psikhologiya razvitiya [Children and teenagers: psychology of development]. 6th ed. Saint Petersburg: Piter, 2003. 73 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Maryam M. Magomedova, senior lecturer, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: Royal-30@mail.ru

Meren G. Kurbanismailova, Ph. D. (Medicine), assistant, the chair of Faculty Surgery with the Laboratory of Innovative Sell Technologies (FSLIT), Dagestan State Medical Academy (DSMA), Makhachkala, Russia; e-mail: а92882977247@gmail.com

Zainab M. Uzaymagomedova, lecturer, Medical College of DSMA, Makhachkala, Russia; e-mail: zainab-uzai@yandex.ru tel: 89634011729

Omarkhan N. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: oon.303@mail.ru

Received 18.07.2016.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.