1
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Патриотическое воспитание школьников средствами народной культуры в педагогическом процессе
© 2017 Османов О. Р., Рамазанова Б. М., Шахриев А. Р.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью нашей работы является изучение влияния средств народной культуры на патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе. Методы. Анализ педагогической и методической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. В народной культуре заложено множество средств патриотического воспитания школьников. Эти средства широко используются как на уроках, так и на внеклассных массовых мероприятиях. Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе происходит с приобретением общественно-исторического опыта, который накоплен человечеством с древних времен и отражен в народных традициях и культуре. Вывод. Воспитание культуры межнациональных отношений в социальном и духовном развитии, мировоззрения выступают как составные элементы формирования патриотических чувств.
Ключевые слова: патриотические чувства, патриотизм, нравственность, религиозная терпимость, духовно-нравственные ориентиры, нравственная ценность, основы патриотизма.
Формат цитирования: Османов О. Р., Рамазанова Б. М., Шахриев А. Р. Патриотическое воспитание школьников средствами народной культуры в педагогическом процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 7783.
Patriotic Education of the Schoolchildren by Means of Folk Culture in the Pedagogical Process
© 2017 Osman R. Osmanov, Bariyat M. Ramazanova, Ali R. Shakhriev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study the influence of the folk culture means on the schoolchildren's patriotic education in the educational process. Methods. Analysis of pedagogical and methodical literature, generalization, observation. Result. There are many means of patriotic education in the folk culture. These means are extensively used both at the lessons and in the out-of-school activities. Patriotic education by means of folk culture in the educational process happens with acquisition of the social-historical experience, which is obtained by humanity from ancient time and reflected in folk traditions and culture. Conclusion. Education of multiculturalism in social and spiritual development, worldview are the components of patriotic feelings formation.
Keywords: patriotic feelings, patriotism, morality, religious tolerance, spiritually-moral values, moral value, patriotism.
For citation: Osmanov O. R., Ramazanova B. M., Shakhriev A. R. Patriotic Education of the Schoolchildren by Means of Folk Culture in the Pedagogical Process. Dagestan State Pedagogical University, Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 77-83. (In Russian)
Введение
Патриотическое воспитание включает в себя не только формирование духовно-нравственных, гражданских и
мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, но и стремление и умение беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе становления человека, указывали на его многогранное формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и самым могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Выбранная тема исследования показывает, что развитие личности и патриотическое воспитание в Дагестане связаны с приобретением нового общественно-исторического опыта всего Северного Кавказа. Вековой опыт нашел свое отражение в народных традициях, культуре, обычаях, обрядах; литературе, музыке, искусстве, передаваемых в качестве духовного наследия. Народ обязан знать богатство национальных традиций, иначе он обречен на гибель. Национальные традиции и культура обладают огромным
педагогическим потенциалом и служат эффективным средством для воспитания патриотического чувства. Региональные образовательные школы России
функционируют в полиэтнической среде и характеризуются многонациональным
составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству национальных культур, имеющих как отличия, так и единую нравственную основу.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны, т. к. научить патриотизму невозможно сразу и навсегда.
Патриотизм - качество личности человека, проявляющееся в любви к своему
Отечеству, преданности, готовности служить Родине. Это привязанность человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.
Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и
общегражданского воспитания,
опирающееся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание устойчивых норм патриотического поведения проявляется и в национальной и религиозной терпимости, а также в уважительном отношении к другим народам, к языкам [5].
В имеющихся учебно-методических пособиях, монографиях (А. Г. Агаев, А. А. Аронов, М. И. Богомолова, А. Н. Вырщиков, З. Т. Гасанов, Р. К. Гусейнов, М. Н. Росенко) недостаточно освещены и представлены возможности народной культуры в патриотическом воспитании в
образовательной школе.
В кандидатских и докторских диссертациях, посвященных
патриотическому воспитанию школьников (С. А. Алиева, С. Т. Алиева, М. Ч. Алирзаев, А. Н. Вырщиков, Р. К. Гусейнов, Т. М. Шашло, А. Ю. Рустамова), недостаточно освещены средства, формы и методы использования народной культуры у дагестанцев в образовательном процессе [5].
В последнее время многие ученые, идеологи, духовные лидеры начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного формирования
личности на основе ценностей православной и мусульманской народной культуры. Формирование духовно -нравственных
потребностей личности сформировал С. А. Шмаков, духовно-нравственным развитием личности школьников занимались А. П. Савченко, Н. Е. Щуркова и многие другие.
В исследованиях этих ученых-педагогов недостаточно раскрыты воспитательные и развивающие возможности народной культуры в сохранении и укреплении национальных традиций, преданности
Отечеству, уважительном отношении к другим народам, к языкам, культуре народов и дружбе между народами нашей страны.
Целями исследования являлись:
- проанализировать состояние проблемы патриотического воспитания в образовательной школе через педагогический процесс;
- апробировать результаты педагогического наблюдения за школьниками в учебном процессе и во внеклассной работе;
- систематизировать данные средства народной культуры по формам организации учебного процесса в образовательной школе.
Нами применены следующие методы педагогического исследования в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеклассных мероприятиях образовательной школы средствами народной культуры:
- изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- обобщение опыта учителей - новаторов образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры;
- педагогическое наблюдение за учащимися в патриотическом воспитании средствами народной культуры в разных формах организации учебного процесса.
Нами пролонгированы элементы средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе. Народная культура состоит из следующих элементов: общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусство, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, на народное творчество, на народные художественные промыслы.
Большое место в приобщении школьников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Знакомство с историческим прошлым Дагестана - очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у школьников.
Знакомство с родным краем и Россией, историческими событиями, знакомство с государственной символикой города, республики, страны - это и есть формирование патриотических чувств в сознании подрастающего поколения.
Результаты и их обсуждение
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников.
В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безнравственности, агрессивности,
пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.
Наши исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективность применения данных элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности Родине и человеческой ценности.
Главная задача - посеять и взрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Исследование проводилось в
Муниципальных бюджетных
общеобразовательных учреждениях Средних общеобразовательных школах (МБОУ СОШ) № 9, 19, 22 г. Дербента и МБОУ СОШ Дербентского района сел. Хазар и Великент с 2013 по 2015 годы. Исследования проводились с учащимися 7-9-х классов.
В образовательной школе патриотическое воспитание осуществляется разными средствами многогранно. Разнообразие их заключается в формах организации и проведении. Педагогический процесс в форме урока, классных часов, внеклассных мероприятий, домашних заданий, общешкольных народных праздников.
За период проведения педагогического исследования при реализации нашей
программы по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры эффективность педагогического процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-
нравственных качеств личности школьников в педагогическом процессе с использованием элементов народной культуры в разных классах в разных формах организации и проведения повысилось.
Проявление таких этических норм, как ответственность, уважительность,
благородство и достоинство воспитываются на уроках истории, культуры традиций народов Дагестана (КТНД), а так же классных часах, внеклассных, спортивных и других массовых мероприятиях, где фокусируется накопленный веками пример любви к Родине, представление о добре и зле, правде, храбрости и верности.
В Дагестане чувства патриотизма проявляются, когда речь идет о бережном отношении к национальным святыням, уважении к горским традициям, о достойном служении Родине.
Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали. У детей с ранних лет воспитывались нравственно-волевые качества: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость воли, любовь, преданность своему народу и Отчизне. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги - всегда учили школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизни человека.
Как уже отмечалось, у
высоконравственного человека
сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов поведения человека обеспечивает становление личности.
Дагестан - страна преданий, сказаний о мужестве и героизме. Горцы всегда дорожили своей дружбой с другими народами и уважительно относились к их религиям, которые передавались из
поколения в поколение. Народные сказки, пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельствуют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры.
Иными словами, внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они вызывают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию [6].
Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа.
Патриотизм - чувство гордости за свое Отечество, его историю и свершения. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан - богаче и счастливее.
Развитие личности человека, его патриотических чувств происходит с приобретением им общественно-
исторического опыта.
История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. Развитие науки, распространение знаний представляют собой культурно-творческий аспект общественной жизни и лежат в основе историко-функционального подхода к изучению истории культуры. История культуры - история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [8].
Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным
природным и историческим местам своего края.
О патриотическом воспитании школьника говорим, когда анализируем его собственные взгляды и убеждения, его поведение и жизненную позицию по отношению к природе, к историческим и архитектурным памятникам, трудовым и военным подвигам предков, к своему очагу. Выработка взглядов и убеждений, привычек, поведения и поступков составляют основу формирования патриотического воспитания.
Возрождение России - это возрождение народа.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует формированию уважения к обычаям других народов.
Углубление учителем своих
этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию в педагогическом процессе, формированию у школьников национальной культуры и традиции [4].
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип формирования детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой
национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки и любимы каждому школьнику.
Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к
окружающему обществу и к окружающей среде.
Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (категории), составляющих содержание формирования патриотических чувств.
Народная культура и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек учился выживать в тяжелых условиях, но при этом закладывал основы истинно народных ремесел.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в нем людей
[7].
Залог жизненного успеха в искусстве народного промысла заключается в организации и практическом применении на уроках рисования, пения и труда.
К сожалению, далеко не все, работающие в сфере народных промыслов, понимают это и несознательно относятся к принципам и законам местного творчества.
В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач.
Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и
эстетическим ценностям.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой -формирование гармонически развитой личности, обладающей чувством
прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство
родной природы, которые имеют большую познавательную и воспитательную силу.
В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.
В процессе наблюдения установлено, что в последние годы в образовательных учреждениях недостаточно уделяется
внимания патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры. Наблюдение выявило, что при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию средствами народной культуры в педагогическом процессе у школьников в значительной мере развилось чувства патриотизма, нравственные устои и культура поведения (табл.).
Таблица
Результаты анкетирования школьников 7-9 классов по патриотическому воспитанию средствами народной культуры
№ Содержание материала Классы респонденты экспе рты
п\п 7-9 кол-во % кол-во %
1 2 Тему о патриотизме выбрали Патриотизм - в любви к Родине, материальным и 64 64 14 23 21 36 32 36 50 56
3 духовным ценностям Присущие качества - ответственность 64 40 62 52 81
4 Проявляющие качества - неуважительное отношение 64 11 17 9 14
5 к историческому прошлому Изучение средств народной культуры на уроках, внешкольных и внеклассных мероприятиях 64 42 65 47 73
Итого 320 130 40,7 176 55
Заключение
В нашем исследовании было рассмотрено патриотическое воспитание школьников средствами народной культуры. В ходе исследования были отмечены
положительные результаты: исчезли такие отрицательные черты характера, как жестокость, озлобленность, безразличие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нравственности и
благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.
У большинства школьников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотизму, а также физкультурно-оздоровительным мероприятиям,
посвященным знаменательным событиям (День города, День села, Президентские состязания, Президентские скачки и т. д.), экскурсиям, походам по местам боевой и трудовой славы, а также к встречам с представителями духовенства и
общественности, с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности школьников в формировании положительного отношения к национальной и религиозной терпимости, уважительном
отношении к другим народам, языкам, традициям и культуре.
В ходе реализации нашей программы и плана мероприятий были выявлены положительные результаты.
Особое место отведено формированию духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к добру, справедливости, истине, сохранении и приумножении лучших традиций и ценностей своего народа.
В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры, позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традициям и культуре).
Наблюдения показали, что более 65 % школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры: культуру межнационального общения, народную мораль, а также нравственные нормы, адаты и намус, литературу, культуру, народные сказки, пословицы и поговорки, народные традиции, обычаи, общественно-
исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.
Отсутствие единой государственной политики и программы, ориентированной на патриотическое воспитание школьников в педагогическом процессе без интересов народной культуры приводит к негативным последствиям. Применение разнообразных элементов национальной культуры в педагогическом процессе способно повысить эффективность патриотического воспитания.
Огромную роль играют художественные промыслы: ручное ткачество и роспись
1. Алиева С. Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества / на материале Республики Дагестан. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 18 с.
2. Лосский Н. О. Характер русского народа. М. : Ключ, 1990. 96 с.
3. Миловский А. С. Народные промыслы. М., 2004. 56 с.
4. Рустамов А. Ю. Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта. Дисс. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 169 с.
1. Alieva S. T. Patrioticheskoe vospitanie detey 67 let sredstvami integrativnykh form narodnogo tvorchestva. Na materiale Respubliki Dagestan [Patriotic education of children of 6-7 years by means of integrative forms of folk art. Based on of the Republic of Dagestan]. Extended abstract of Ph. D. (Pedagogy) diss. Makhachkala, 2004. 18 p. (In Russian)
2. Lossky N. O. Kharakter russkogo naroda [The character of the Russian people]. Moscow, Kluych Publ., 1990. 96 p. (In Russian)
3. Milovsky A. S. Narodnye promysly [Crafts]. Moscow, 2004. 56 p. (In Russian)
4. Rustamov A. Yu. Patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya starshikh klassov sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta [Patriotic education of senior pupils by means of physical culture and sports]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Rostov-on-Don, 2005. 169 p. (In Russian)
5. Sulteev D. V. Dukhovnoe razvitie lichnosti v shkole. Shkola i sem'ya: problemy vospitaniya [Person's spiritual development at school. School and family: problems of education]. Moscow, OLMA-press Publ., 2007. 102 p. (In Russian)
6. Tuchkova T. Russian moral tradition in the development of individual student. Narodnoe
тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала и т. д. На уроках трудового обучения, пения и рисования проверялась эффективность патриотического воспитания школьников, что в результате показало сформированность положительного отношения и уважения к окружающему обществу, к окружающей среде и трудовому подвигу.
5. Сультеев Д. В. Духовное развитие личности в школе / Школа и семья: проблемы воспитания. М. : Олма-пресс, 2007. 40 с.
6. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в развитии личности школьника // Народное образование. 2001. № 1. С. 213-215.
7. Хотунцев Ю. Л. Русская культура в образовательной области «Технология» // Педагогика. 2008. № 1. С. 57-62.
8. Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. Программа воспитания школьника. М. : Педагогическое общество России, 1998. 48 с.
obrazovanie [Public education]. 2001. No. 1. Pp. 213-215. (In Russian)
7. Khotuntsev Yu. L. Russian culture in the educational field "Technology". Pedagogika [Pedagogy]. 2008. No. 1. Pp. 57-62. (In Russian)
8. Shyurkova N. Vospitanie kak vkhozhdenie rebenka v kul'turu. Programma vospitaniya shkol'nika [Education as the entry of the child into the culture. Programme of schoolchildren's education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 1998. 48 p. (In Russian)
Литература
References
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
8
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Османов Осман Рамазанович, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры (ТМФК), факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
(ФФКиБЖ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); академик международной академии Авиценна, Заслуженный врач Республики Дагестан, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Рамазанова Барият Махмудовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра ТМФК, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Шахриев Али Рабаданович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ТМФК, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Osman R. Osmanov, Ph. D. (Medicine), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Physical Training (TMPT), faculty of Physical Training and Life Safety (FPTLS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); academician of the International Academy of Avicenna, Honored Doctor of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Bariyat M. Ramazanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, TMPT, FPTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] Ali R. Shakhriev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, TMPT, FPTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail:
Принята в печать 08.07.2017 г.
Received 08.07.2017.