Научная статья на тему 'Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории'

Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / MORAL VALUES / PATRIOTISM / EDUCATION / HISTORY OF THE RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбазова М. А.

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Отмечена утрата патриотических чувств и ценностей. Проанализированы причины отмеченных явлений. Предложены решения поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахбазова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION OF HEROIC AND PATRIOTIC POTENTIAL OF THE RUSSIAN HISTORY

The article considers the problem of Patriotic upbringing of the younger generation. Marked loss of Patriotic feelings and values. Analyzes the causes of these phenomena. Suggests methods of solving the problem.

Текст научной работы на тему «Воспитание подрастающего поколения на героико-патриотическом потенциале российской истории»

3. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Р/н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002.

4. Муратов С.А. Сколько телевидения в телевидении? М., 2000.

5. Разлогов К.Э. Выразительные средства кино и телевидения. М.: Искусство,

1982.

6. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., «Аспект Пресс», 2002.

7.Чиненова О.С. Телевизионная критика в России //О.С.Чиненова //Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика //Под ред. В.В.Прозорова. - Саратов: Издательский центр Наука, 2006.

Literature:

1. Bakanov R. P. The media from of newspaper: Practical advice to help novice media criticism: textbook //R. P. Bakanov. - Kazan: Publishing house of Kazan state University, 2008.

2.Golyadkin N.. History of domestic and foreign television. M., 2004.

3. Korochensky A. P. "the Fifth power?"The phenomenon of media criticism in the context of the information market. - R/n/D: the international Institute of journalism and Philology, 2002.

4. Muratov S. A. How much television in television? M., 2000.

5. Razlogov K. E. Expressive means of cinema and television. Moscow: Iskusstvo,

1982.

6. Zwick V. L., Nazarov, Y. V. Television news. M.: "Aspect Press", 2002.

7. Chinenova O. S. Television criticism in Russia //O. S. Chinenova //Power media: literary magazine tradition with modern mass media practice //ed. by V. V. Prozorov. -Saratov: Publishing center of Science, 2006.

УДК: 37.017.4

ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.

Шахбазова М.А. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Отмечена утрата патриотических чувств и ценностей. Проанализированы причины отмеченных явлений. Предложены решения поставленной проблемы.

Ключевые слова: нравственные ценности, патриотизм, воспитание, история российского государства

THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION OF HEROIC AND PATRIOTIC POTENTIAL OF THE RUSSIAN HISTORY.

Shahbazova. M.A. PEO HO «Sodal-pedagogiсal institute»

Abstract. The article considers the problem of Patriotic upbringing of the younger generation. Marked loss of Patriotic feelings and values. Analyzes the causes of these phenomena. Suggests methods of solving the problem.

Keywords: moral values, patriotism, education, history of the Russian state.

Падение духовно - нравственных ценностей дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и особенно у молодежи - характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве, негативные процессы в обществе за последние годы, привели к тому, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались утраченными в некоторой степени такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде, к поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании населения получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Происходит неоднозначное толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм» и т. д. У призывников нет уже былой гордости за принадлежность к Вооруженным силам, померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство». Обычным стало циничное отношение к героическому прошлому Отечества» [2,с.З.]

В этих условиях возникает необходимость неотложного решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма и российского героизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Во многих источниках отмечается, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционного российского патриотизма. Все это нацеливает на то, чтобы трезво, непредвзято извлекать уроки из богатого опыта формирования у граждан патриотического самосознания, которое ярко проявилось в личностном и массовом героизме населения за всю историю страны, особенно в годы Великой Отечественной войны.

К сожалению, не только отечественный российский, но и национально-региональный опыт героико-патриотического воспитания в последние десятилетия

оказался подзабытым и не получил должного признания ни в теории, ни в практике воспитания подрастающих поколений. Как совершенно справедливо отмечает ученый-исследователь Валеев И.И., «Выросло целое поколение молодых людей, воспитанных в негативном восприятии прошлого страны, для которых само слово «патриот» стало синонимом реакционности и консерватизма» [3, С. 34].

Таким образом, налицо назревшая, а точнее перезревшая архиважная для современных и грядущих поколений России педагогическая проблема. Решение данной проблемы требует скрупулезной работы ученых философов, историков, этнографов, культурологов, психологов и педагогов и всей педагогической общественности. В этой ситуации именно педагогическая наука, работники образования и вся педагогическая общественность бьют тревогу, ищут оптимальные формы и методы возрождения и дальнейшего укрепления российского национального патриотизма и героизма. Проблема патриотизма приобрела небывалую остроту, теоретические и прикладные установки в этой области сегодня имеют огромное значение для педагогической теории и практики. Общественно-политические, социально-экономические и духовно-нравственные условия, в которых оказалось государство и российское многонациональное общество, требуют поиска наиболее рациональных путей, средств, форм и методов оптимизации патриотического воспитания граждан страны. Особый интерес представляют в этой связи педагогические идеи, взгляды на составные части патриотизма, выраженные деятелями науки и культуры. Особый вклад в решение проблем российского патриотизма внесла в последние годы дагестанская научно-педагогическая школа под руководством лауреата государственной премии Правительства России, профессора Гасанова З.Т. Труды ученого [4,5] по существу положили фундаментальную основу реальному возрождению и становлению российского патриотизма.

Однако, несмотря на широкое освещение данного вопроса в педагогической, историко-философской литературе в современных очень сложных социально-политических условиях, проблема патриотического воспитания школьников продолжает оставаться злободневной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятия истинного патриотизма, усиливаются негативные тенденции, сдерживающие проявление настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: -продолжить создание системы патриотического воспитания; совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа - одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. И патриотизм выражается в глубоком знании, осмыслении, понимании, должном и уместном проявлении героизма в условиях объективной необходимости. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы герои-ко-патриотического начала любого народа. Одним из пробелов патриотического воспитания является недостаточное использование прогрессивных героических традиций российского народа в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Героические свершения прошлых и нынешних поколений России не всегда получают полной и должной оценки и оптимального применения в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений. Порою даже взрослые, а иногда и педагоги, не всегда замечают героизм наших будней, героизм наших повседневных дел: героизм наших ученых, врачей, спортсменов, рабочих, сельских тружеников, героизм наших матерей и отцов, вырастивших и воспитавших самих героев.

Многолетние наблюдения, системный анализ учебно-воспитательных мероприятий ряда школ города Дербента и Дербентского района Республики Дагестан показывают, что в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи не всегда придерживаются исторической последовательности, полноты и четкости раскрываемых событий и героических свершений. При достаточно целенаправленном внимании к истории страны вообще, часто упускаются из виду не менее глубоко значимые в воспитательном плане, тесно связанные с историей данной местности и родного народа героические события далекого прошлого и ближайшего настоящего. Очень часто героико-патриотическое воспитание строится не на ярких и убедительных эпизодических событиях, что не только не дает полную картину народного героизма, но и разрывает логически неразделимую структуру понятия "патриотизм". Патриотическое воспитание учащихся в условиях современной дагестанской школы немыслимо без тщательного учета и применения прогрессивных героико-патриотических традиций местного населения, без учета, прежде всего, героико-патриотических событий, свершений и побуждений, имевших весьма важное значение для данного аула, народа, республики и Отечества.

Объективные причины ослабления героического сознания:

- недопустимый интервал в разработке и налаживании четкой и целенаправленной государственной политики в области героико-патриотического воспитания населения;

- искажение, а иногда и полное извращение героической роли народов России и СНГ в победе над немецко-фашистскими захватчиками;

- исключение из содержания образования лучших хрестоматийных произведений, отражающих героико-патриотическую историю народа, освещающих личностные и коллективные формы проявления истинного патриотизма и героизма; -активизация пропаганды западного образа жизни; -многолетнее ослабление внимания (социально-экономической и моральной поддержки) к городам-героям, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, матерям-героиням, не-

заслуженное забвение славных примеров российской национальной героики, связанные с именами славных людей Отечества; -попытки ставить под сомнение героические поступки реальных исторических личностей страны (Павлик Морозов, Стаханов, Александр Матросов, молодогвардейцы, космонавты и др.);

- не систематическое, а эпизодическое привлечение ограниченной части учащихся и молодежи в процесс ухода за памятниками героев, в процесс поиска и восстановления могил и мест захоронений славных сынов и дочерей Отечества. Субъективные причины ослабления героического сознания:

- молодое поколение, все более ориентированное на западные мерки построения жизни и деятельности, не всегда воспринимает малоубедительные примеры из истории и практики российского героизма;

- в процессе обновления содержания высшего педагогического образования выпал из стандартов образования и годами апробированный курс «Методика воспитания школьников», вследствие чего педагоги высшей квалификации в своем подавляющем большинстве не имеют соответствующих знаний, умений и навыков организации воспитания, в том числе и героико-патриотического; -образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов на героических традициях в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

Выявленные нами объективные и субъективные причины не могли не отразиться на уровне формирования героико-патриотического сознания и поведения старшеклассников. Как результат слабого внимания к героическим традициям народов России появились противоречия:

- между востребованностью социумом героических поступков на благо российского общества и неготовностью большинства выпускников школ их совершать; -между потребностью определенной части школьников в овладении знаниями о героях России и неумением педагогов оказать им поддержку в реализации этой потребности;

- между необходимостью формирования героико-патриотического сознания и поведения учащихся и не разработанностью соответствующих педагогических средств и условий.

Необходимость решения указанных выше противоречий и насущная социальная необходимость восполнения пробела в построении патриотического воспитания актуальна и сегодня.

Необходим пересмотр образа жизни и всей системы образования и воспитания учащихся в школе с акцентуацией внимания на все героическое в истории Российского государства. Необходимо выявление, систематизация и освещение в рамках каждой духовных мотивов, форм и методов, проявленных поколениями наших дедов и отцов героических свершений на благо общества. Также требуется систематизация и рекламирование всех имен и фамилий, кто отмечен государством за проявление героических свершений в области науки, космонавтики, образования, здравоохранения, народного и сельского хозяйства, в воспитании детей -достойных граждан нашего многонационального российского государства.

Никто и ничто героическое из многовековой истории Российского государства не должно оставаться за пределами образования и воспитания подрастающих поколений. Только совместными усилиями педагогической науки и практики можно вернуть в школу героико-патриотический потенциал российской истории, можно воспитать достойных преемников героико-патриотических традиций народа.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Дагестан в час испытания, уроки агрессии и подвига. Махачкала: Юпитер, 2000. 120 с.

2. Алиев А.К. Патриотизм: Истоки и современные проблемы //Патриотизм: Истоки и современные проблемы: сб. науч. тр.; под ред. А. К. Алиева. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995. 138 с.

3. Валеев И.М. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.

4. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с.

5. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 321 с.

6. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала, 1999. 210 с.

7. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 128 с.

8. Шахбазова М.А., Мирзоев Ш.А. Народная педагогика как условие повышения эффективности героико-патриотического воспитания //Современная наука: проблемы и перспективы. 2004. Вып. 4. С. 117-121.

Literature:

1. Abdulatipov R.G. Dagestan v chas ispitania, uroki agressii I pidviga [Dagestan in the hour of testing, lessons of aggression and heroism]. Mahachkala: Jupiter, 2000. 120 p.

2. Aliev A.K. Patriotizm: Istoki I sovremehhie problemi [Patriotism: Origins and Contemporary Issues] //Patriotizm: Istoki I sovremenie problemi: sb. nauch. tr.; pod red. A.K. Alieva. Mahachkala: DNZ RAN, 1995.

3. Valeev I.M. Etnopedagogicheskie osnovi patrioticheskogo vospitania shkolnikov: diss. ... d-ra ped.nauk [Ethno-pedagogical bases of patriotic education of schoolchildren]. M., 1998.

4. Gasanov Z.T. Vospitanie culture meznacionalnogo obshenia: metodologia, teoria, praktika [Education of the culture of interethnic communication: methodology, theory, practice. ]. Mahachkala, 1998. 338 p.

5. Gasanov Z.T. Pedagogika meznacionalnogo obshenia [Pedagogy of international communication]. M., 1999.321 p.

6. Magomedov A.M. Tradicii kavkazskih gorcev. Duhovno-nravstvennoe vospitanie [Traditions of the Caucasian mountaineers. Spiritual and moral education]. Mahachkala, 1999. 210 p.

7. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana: Soderzanie, formi i metodi vospitania [Folk Pedagogy of Dagestan: Content, Forms and Methods of Education]. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1986. 128 p.

8. Shahbazova M.A., Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika kak uslovie povishenia effectivnosti geroiko-patrioticheskogo vospitania [Folk pedagogy as a condition for increasing the effectiveness of heroic-patriotic education] //Sovremennaya nauka: problem i perspective. 2004. Issue 4. P. 117-121.

УДК: 37.033

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРИОРИТЕТНАЯ ТЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Гасанов А.Р., Мирзегасанов А.З.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения многих видов растений, животных и их мест обитания (всего живого) в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Ключевые слова: экология, экскурсия, природа, окружающая среда.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING A PRIORITY TOPIC IN THE EDUCATIONAL PROCESS SOCIO-PEDAGOGICAL INSTITUTE

Gasanov, A. R., A. Z. Mirzagasanov FGBOU VO "Dagestan state university», PEO HO «Social-pedagogiсal institute»

Annotation. The greatest environmental crisis hit our planet has made significant changes in the relationship of man and nature, forced to rethink all the achievements of world civilization. Approximately since the sixties of the twentieth century when before mankind for the first time as there is an acute problem of the destruction of many species of plants, animals and their habitat (all life) in connection with industrial activities, began to take shape a new science - ecology and as a consequence of this occurrence, there was ecological culture.

Key words: ecology, excursion, nature, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.