••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 30
Механизм патриотического воспитания современной российской молодёжи
© 2017 Казиев Н. Э. 1, Магаррамов М. Д. 1 2, Нухова З. К. 2
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет,
Махачкала, Россия; e-mail: www.dgpu.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Формулировка механизма, возможных форм и методов патриотического воспитания современной российской молодёжи с учётом современной геополитической ситуации. Методы. В качестве основного метода авторами избрана диалектическая методология, а также известные формы правильного мышления; анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция. Результат. Предложен механизм патриотического воспитания современной российской молодежи с использованием психолого-педагогических методов и усилий органов публично-правовой власти в синкретичном единстве с институтами гражданского общества. Вывод. Сформулированные авторами механизм, формы и методы патриотического воспитания современной отечественной молодёжи могут быть использованы соответствующими субъектами в направлении формирования адекватного сознания молодёжи, в котором будет главенствовать идеал патриотизма.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, современная российская молодёжь, формы и методы патриотического воспитания, государственная безопасность.
Формат цитирования: Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Нухова З. К. Механизм патриотического воспитания современной российской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 52-56.
The Mechanism of Modern Russian Youth's Patriotic Education
© 2017 Nizami E. Kaziev 1 Magarram D. Magarramov 2, Zaira K. Nukhova 2
1 Regional Centre for Ethnopolitical Research, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: www.dgpu.ru
ABSTRACT. Aim. Characterization of mechanism, potential forms and methods of patriotic education of modern Russian youth with due account for modern geopolitical situation. Methods. The authors take the dialectical methodology as the basic and certain forms of reason; analysis, synthesis, comparison, abstraction, concretization, induction, deduction. Results. The authors of the article suggest the mechanism of patriotic education of modern Russian youth in connection with psychological pedagogical methods and efforts of public-legal authorities in syncretic unity with civil society. Conclusions. Related subjects in the direction of youth's appropriate consciousness formation, in which the patriotism ideal will have an edge, can use defined mechanism, forms and methods of modern Russian youth's patriotic education.
Keywords: patriotic education, military-patriotic education, modern Russian youth, forms and methods of patriotic education, public safety.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
For citation: Kaziev N. E., Magarramov M. D., Nukhova Z. K. The Mechanism of Modern Russian Youth's Patriotic Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 52-56. (In Russian)
Введение
Наше обращение к проблеме связано с желанием выявить механизм, формы и методы патриотического воспитания российской молодёжи, ибо это является желанием значительного числа народов России, их высшего политического руководства.
И в самом деле, современное российское общество и государство нуждаются в патриотическом воспитании подрастающего поколения, ибо патриотизм является важнейшим идеальным фактором укрепления российской государственности, средством объединения её общества, одним из способов обеспечения государственной безопасности.
Объективная обстановка такова, что патриотическое воспитание в нашей стране реализуется в условиях перехода многих стран современного мира к глобальной информационной среде. Она характеризуется, прежде всего, насаждением в сознание молодёжи элементов массовой культуры, космополитических настроений, игромании, мифоло-гизмов, в то время как исторически сложившиеся культурно-самобытные ценности, духовные традиции нашей страны остаются почти невостребованными в молодёжной среде, их субкультурой. Такая картина вытекает из той геополитической ситуации, в которой находится наша страна. Ведь было время, когда Россия была послушной, ручной для развитых стран современного мира и, по этой причине, с нею просто не считались и её в качестве потенциального конкурента просто не рассматривали. И одной из причин такого положения дел было то, что о патриотизме в то историческое время в нашей стране просто забыли, её феномен неоправданно просто, несправедливо был предан забвению.
Совсем другое дело, когда к власти пришёл В. В. Путин и его команда. Они вложили и прилагают огромные, немыслимые и результативные усилия для обретения ею былой советской мощи и авторитета на мировой арене.
Глава нашего государства неоднократно на самом высоком уровне говорил и говорит о необходимости совершенствования и обновления работы соответствующих государственных и общественных институтов по привитию подрастающему поколению
нашей страны высоких идеалов, в том числе идеала патриотизма. Понимая слова Президента Российской Федерации как реальное руководство к действию, будет лучше, если мы проанализируем реальные механизмы по патриотическому воспитанию современной молодёжи. Она, как известно, является нашим будущим, и нам совсем не безразлично, какие ценности будут вложены в юношеское сознание современной российской молодёжи. Ценности любви и уважения к своему Отечеству или не нужные никому в стране космополитические идеи, которые в конечном итоге могут способствовать ослаблению нашего Отечества, вселению в сознание подрастающего поколения ложной посылки о том, что их Родина там, где им лучше.
Если говорить об историографии обозначенной проблемы, то следует подчеркнуть, что вопросы патриотического воспитания современной российской молодёжи была и остаётся предметом анализа в трудах многих учёных современной России [1].
О разных аспектах проблемы патриотического воспитания говорилось в рамках научных докладов, озвученных с трибуны третьей Всероссийской научно-практической конференции, проведённой по инициативе Российской академии образования и Правительства Республики Дагестан 25-26 ноября 2003 г. [1].
В рамках первой секции указанной конференции обсуждались проблемы воспитания школьников в духе патриотизма, дружбы народов и гражданственности. Во второй секции поднимались вопросы, касающиеся воспитания студентов в духе патриотизма, дружбы народов и гражданственности. Третья секция конференции была посвящена опредмечиванию и разрешению проблем военно-патриотического воспитания молодёжи и, наконец, участники четвертой секции конференции обсуждали и разрешали проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности в семье и учреждениях дополнительного образования.
В целом было озвучено восемьдесят докладов и, к большому сожалению, ни один из них не был посвящён обозначенной нами в этом исследовании проблеме - про-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017
блеме механизма патриотического воспитания современной российской молодёжи. Такое положение дел предопределило выбор темы настоящего исследования, его сущность и содержание.
Феномен патриотизма нами рассматривался в историческом контексте. Так, ещё в 2011 году мы проанализировали проблему патриотизма сквозь призму содержания самой идеи, практики её реализации, как в прошлые исторические эпохи, так и в настоящую [2]. В другой своей научной статье мы проанализировали состояние патриотического воспитания в современной школе и наметили контуры её развития в будущем [3].
О необходимости разработки механизма патриотического воспитания современной молодёжи с учётом исторических уроков, мы говорили в начале 2016 года в своей публикации, в одном из рецензируемых журналов современной России [4].
Цель и метод исследования
Основная цель, которую преследовали авторы этой публикации, состоит в актуализации патриотического воспитания современной российской молодёжи, в выявлении механизма, форм и методов такой работы. На протяжении всего исследования авторы работы придерживались диалектических принципов и подходов. Механизм, формы и методы патриотического воспитания современной российской молодёжи рассматривались также сквозь призму форм правильного мышления, а именно: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция и некоторых других.
Периодизация материала включает в себя данные о содержании словосочетаний «патриотическое воспитание», «механизм патриотического воспитания» и «основные срезы мероприятий» по патриотическому воспитанию современной российской молодёжи.
По нашему мнению патриотическое воспитание предполагает создание устойчивой системы, обеспечивающей её эффективное функционирование во имя закрепления в массовом общественном сознании феномена патриотизма как духовного факела и ориентира - важнейшего субъективного ресурса обновления и совершенствования современного российского общества.
Такая система должна быть ориентирована на решение проблемы адекватности
целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, по формированию российской патриотической идентичности для повышения соответствующего уровня сознания каждого россиянина - защитника общенациональных интересов страны. Нужно формировать и реализовывать модели патриотического воспитания, соответствующие нынешним и грядущим вызовам. Мы не ошибёмся, если скажем, что патриотизм предполагает опору на героическое прошлое нашей страны, ибо оно обладает мощнейшим воспитательным потенциалом. В свою очередь необходимо каждодневно подрастающему поколению изучать и осваивать боевые и трудовые подвиги наших отцов и дедов, прошлых поколений в борьбе за свободу и независимость Родины с целью формировать в сознании современной молодёжи идеала служения Отечеству и готовности к его защите в опасную и трудную минуту.
Механизм патриотического воспитания современной российской молодёжи предполагает синкретизм исторического, аксиологического, социального, культурного, воспитательного и духовного аспектов. А это значит, что устойчивая система, о которой мы говорили немного выше, не будет иметь никаких перспектив без механизма реализации соответствующих элементов системы. Конечно, помимо упомянутых немного ранее основ, необходимо подчеркнуть роль экономических, политических, идеологических, нравственных, религиозных и многих других. Именно их многогранный учёт подхлестнёт широкий молодёжный патриотизм и в свою очередь он, наряду с другими детерминантами будет способствовать реализации целей инновационного, опережающего развития России в мировом сообществе государств.
Вместе с тем патриотизм, являясь ценностно-смысловым ядром развития личности, семьи, государства и общества в целом, несомненно, предполагает новые требования и подходы к властно-политическим институтам, субъектам социализации, образования, культуры. Они в своей совокупности могут и должны опираться на достижения прошлого и в то же самое время сформулировать, обосновать способы и технологии, необходимые для интериоризации в сознание подрастающего поколения ценности и значимости идеи, идеала патриотизма. Сказанное вполне укладывается в содержание принципа ис-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
торизма, предполагающего тезис о том, что без учёта прошлой истории патриотизма, его генетических основ невозможно сформулировать сколько-нибудь целостную, логически непротиворечивую, объективно реализуемую и результативную концепцию патриотизма.
В рамках реализации механизма патриотического воспитания современной молодёжи следует реализовать целый ряд задач, а именно:
- совершенствовать систему патриотического воспитания с использованием инновационных технологий, психолого-педагогических форм и методов;
- обновить нормативно-правовую, организационно-методическую и информационную базу системы патриотического воспитания, привлекать к этой работе научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных социально активных представителей подрастающего поколения;
- основное внимание в образовательных учреждениях акцентировать на качестве патриотического, военно-патриотического воспитания молодёжи, подразумевая при этом, что именно они являются основными центрами, осуществляющими эту работу; повышение престижа военной и правоохранительной служб, реанимировать систему военных кафедр в высших учебных заведениях;
- в воинских, образовательных, трудовых и творческих коллективах укрепить материально-техническую базу патриотического воспитания с систематическим выделением на эти цели финансовых средств бюджетов всех уровней бюджетной классификации;
- ещё больше ориентировать деятельность субъектов культурной деятельности и средств массовой информации коммуникации в направлении патриотического воспитания школьников, учеников профессионально-технических училищ и студентов высших учебных заведений.
Можно выделить несколько срезов механизма патриотического воспитания современной молодёжи, а именно: а) научно-методический; б) этатический (государственный) вкупе с институтами гражданского общества; в) связанный с формированием адекватного мировоззрения.
Каждый из указанных срезов может включить в себя перечень целенаправленных действий, реализовав которые можно
в качественно лучшую сторону изменить картину патриотического воспитания современной российской молодёжи, степень патриотических настроений и их готовности действовать в соответствии с принципами патриотизма.
Остановимся на научно-методическом срезе. В него можно включить целый ряд мероприятий, а именно: проведение исследований, посвящённых системе патриотического воспитания (составление учебно-методических рекомендаций, разработка и внедрение комплекса учебных и специальных программ и методик, форм и методов, изучение и обобщение передового опыта, многообразия педагогических средств и подходов) и последующее их использование в практической работе.
Срез этатический (государственный) в купе с институтами гражданского общества предполагает взаимодействие органов публично-правовой власти и гражданского общества для совершенствования нормативно-правовой базы, системы управления, подготовки специалистов, развития инновационных форм и методов патриотического воспитания современной молодёжи. Вместе с тем важно провести экспертизу воспитательных программ на предмет их результативной ориентированности на формирование патриотических чувств у соответствующих категорий граждан. Также важно привлечение организаций ветеранов войны и труда, воинов-интернационалистов для привития молодёжи их нравственного и духовного опыта, обеспечения преемственности боевых и трудовых традиций.
Срез, связанный с формированием адекватного мировоззрения, предполагает вкрапление в сознание подрастающего поколения знаний о героическом прошлом нашей страны, великих подвигах защитников Отечества. Углубление знаний о государственных праздниках России и развитие интереса к её науке и видным деятелям. Финансовая поддержка деятелей литературы, искусства, средств массовой информации и коммуникаций, создающих произведения патриотической направленности. Партнёрство субъектов образовательного процесса, культуры, молодёжной политики, общественных объединений в области пропаганды патриотизма и целый ряд других мероприятий.
Заключение
Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения российских граждан является велением времени,
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 1. 2017
одним из инструментов, способных обеспечивать государственную безопасность. Для обретения юношеским сознанием подлинно патриотических чувств, крайне важно учесть те концептуальные основы, на которых зиждется механизм патриотического воспитания. Более того важны те мероприятия, которые прописаны по отношению к каждому срезу механизма патриотического воспитания.
1. Казиев Н. Э. Патриотическое воспитание молодёжи / Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Материалы третьей всероссийской научно-практической конференции. М., 2007. С. 15-19.
2. Магаррамов М. Д. Патриотизм прошлого и настоящего: идея и практика реализации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2011. № 135. С. 10-16.
1. Kaziev N. E Patriotic education of youth. Vospitanie rossiyskogo patriotizma, druzhby narodov, grazhdanstvennosti. Materialy tret'ey vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii [Education of Russian patriotism, national cohesion, civic consciousness. Proceedings of the third All-Russian scientific-practical conference]. Moscow, 2007. Pp. 15-19. (In Russian)
2. Magarramov M. D. The patriotism of the past and the present: the idea and practice of realization. Nauchnye Trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Proceedings of the Moscow Humanitarian University]. 2011. No. 135. Pp. 10-16. (In
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Казиев Низами Эмирович, кандидат философских наук, профессор, директор Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); ведущий научный сотрудник РЦЭИ, ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Нухова Заира Казанаповна, кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения и прав человека, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 17.11.2016 г.
Очевидно, что в данной публикации не прописаны все панацеи от патриотического воспитания. Это говорит о том, что возможны иные подходы, иные видения обозначенной проблемы, механизма его разрешения и перечня многих форм и методов обеспечения в современном российском обществе подлинного патриотизма - любви и уважения к нашему Отечеству.
3. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г. Патриотическое воспитание в современной школе: идея, реалии и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2011. № 135. С. 17-23.
4. Гасанов Н. Н., Гасанов М. Г., Магаррамов М. Д. Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 3. С. 211-228.
Russian)
3. Magarramov M. D., Bagandov M. G. Patriotic education in modern school: the idea, the reality and the future. Nauchnye Trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Proceedings of the Moscow Humanitarian University]. 2011. No. 135. Pp. 17-23. (In Russian)
4. Gasanov N. N., Gasanov M. G., Magarramov M. D. Patriotic education: lessons from the historic to the mechanism of implementation. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Socially humanitarian knowledge]. 2016. No. 3. Pp. 211-228. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nizami E. Kaziev, Ph. D. (Philosophy), professor, director, Regional Centre for Eth-no-Political Research (RCEPR), Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences (DSC, RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Mаgarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); a leading researcher, RCEPR, DSC, RAS, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Zaire K. Nuhova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of LHR, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 17.11.2016.
Литература
References