УДК 37.035.6
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
(на материалах школ республики Дагестан)
© 2016
Ширекина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала (Россия) Гаджимусилов Гаджиахмед Магомедович, методист кафедры «Педагогика и психология образования» Дагестанский институт развития образования, Махачкала (Россия)
Аннотация. В статье освещены особенности патриотического воспитания школьников во внешкольной поликультурной среде, установлены основные компоненты процесса патриотического воспитания, включающие как регионально особые, так и общечеловеческие значимые факторы, определяющие эффективность патриотического воспитания, были установлены определенные критерии, характеризующие патриотическую воспитанность старшеклассников. Статья также подробно знакомит нас с этнической культурой многонационального региона, каким является республика Дагестан, где проживают представители более ста народов России и государств зарубежья, где отличительной чертой этнической культуры является то, что опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Этническая культура данного региона многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. Особенно здесь велика роль традиционных народных праздников, обычаев, где они гармонично дополняются и развиваются родовыми, тухумными и семейными традициями верности дружбе, народу, Родине и отечеству, в которых очерчены контуры общего пути дагестанских народов. Также выявлена и представлена модель, система средств, форм и принципов организации патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе с учетом культурно-исторического наследия народов многонационального региона.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, внеклассная работа, общедагестанское патриотическое самосознание, дружба народов Российской Федерации, Российский патриотизм, межконфессиональное согласие, традиционные ценности, проявление национальной замкнутости.
PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PUPILS IN THE EXTRACURRICULAR WORK
IN THE MULTINATIONAL REGION (on materials of schools of Republic Dagestan)
© 2016
Shirekina Elena Vladimirovna, Candidate of pedagogic sciences, associate Professor
of the Department of Pedagogy Dagestan state pedagogical university Makhachkala (Russia) Gadzhimusilov Gadzhiakhmed Magomedovich, Methodist of the Department of Educational Pedagogy and Psychology Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala (Russia)
Abstract. In the article the features of patriotic education of students in extracurricular multicultural environment are highlighted, established the basic components of the process of patriotic education, including both regionally specific and universal important factors that determine the effectiveness of patriotic education, have been established certain criteria that characterize the patriotic education of high school students. The article also detailed introduces us to the ethnic culture of the multinational region, such as the Republic of Dagestan, where live representatives of more than hundred nations of Russia and foreign countries, where the hallmark of the ethnic culture is that it relies not on the force of law but on public opinion, mass habits, and conventional taste. Ethnic culture of the region is diverse both in nature and content, and by forms of manifestation. Especially traditional folk festivals are playing an important role here, customs, where they are complemented harmoniously and develop generic and family traditions, so called tukhums, loyalty to friendship, people, the motherland and fatherland, which outlined the contours of a common way of Dagestan peoples. Also it was identified and represented a model of the system resources, forms and principles of the organization of patriotic education of high school students in extracurricular activities, taking into account the cultural and historical heritage of the peoples of the multinational region.
Key words: Patriotic education, extracurricular class work, common Dagestan Patriotic identity, friendship of the peoples of the Russian Federation, the Russian patriotism, interreligious harmony, traditional values, the manifestation of national isolation.
Патриотическое воспитание школьников в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и интернационализма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе и в высших учебных заведениях. Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотического сознания, конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и в военное время. Содержание патриотического воспитания включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического воспитания являются возрождение у граждан России традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на благо Отечества, к его защите.[1]
Важным этапом усиления внимания руководства
страны и населения к проблемам патриотического воспитания стали разработка и последовательная реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы». Программа вновь дала установку, которая была направлена на развитие системы патриотического воспитания граждан России, на формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.[2]
Сегодняшний Дагестан - динамично развивающаяся, политически стабильная, обладающая экономическим и интеллектуальным потенциалом республика, главное богатство которой - межнациональный и гражданский мир, межконфессиональное согласие.
Дагестан - многонациональная республика, где проживают представители более ста народов России и государств зарубежья. Это суверенное, единое демократическое государство в составе Российской Федерации. Даже далекому от политики человеку ясно, как важны в этих условиях межнациональное согласие, дружеские отношения. В укреплении межнациональной дружбы важная роль отводится системе образования, позволяющее ре-
бятам разных национальностей уже в школьном возрасте учиться жить вместе и гордиться тем, что им выпало жить в таком большом, многонациональном доме. Мы четко понимаем, как важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье -отражение разнообразия путей развития человеческого общества [3].
На сегодняшний день этническая культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и, более всего, интернационально-патриотические нормы и ценности, которые могут служить регуляторами повседневного поведения, воспитывать преданность народу, родине и отечеству. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, мужество, отвага, героизм и патриотизм и т.д. Новейшие ценности и нормы не сформировались, они во многом еще размыты. Поэтому недопустимо списывать традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества[4]. Здесь и именно здесь важнейшую роль играет не только учебная, но и прежде всего внеклассная воспитательная работа, организуемая педагогическими коллективами, семьями и общественностью. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические, героико-патриотические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д. Из всего многообразия носителей общечеловеческих ценностей не последнее место в этнической культуре занимают традиционные формы и методы общественного воспитания человека. Одной из таких форм являются традиционные праздники. В основе многих традиционных праздников лежат благородные идеи свободы и справедливости, мира и дружбы, красоты, трудолюбия и жизнелюбия, коллективизма и интернационализма, патриотизма и преданности т.д. Народные праздники и традиции человечности, взаимопомощи и взаимовыручки, спортивного, военного удальства, патриотизма и героизма всегда были важнейшими для дагестанского джамаата[5]. Традиции джамаата гармонично дополняются и развиваются родовыми, тухумными и семейными традициями верности дружбе, народу, родине и отечеству. Они были и остаются носителями многих ценностей, имеющих общечеловеческое признание, служат тем звеном, которое сближает и объединяет разных людей, разные тухумы, аулы, представителей различных национальностей и конфессий. Поэтому сегодня актуальна проблема возрождения забытых традиций, всяческой поддержки тех, которым следуют наши народы, воспитания учащихся на апробированных традициях и историко-культурном опыте народов республики и России.
Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. В них очерчены контуры общего пути дагестанских народов. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет каждому
найти свою тропу в жизни, оставить свой след в истории и памяти народа[6].
Несмотря на происходившие изменения в образовании России, направленные на подрыв сложившейся целостной системы патриотического воспитания, общеобразовательные школы Республики Дагестан сумели сохранить свои вековые традиции воспитания патриотизма и дружбы народов у учащихся во внеклассной работе[7].
Анализ состояния патриотического воспитания школьников общеобразовательных школ гг. Махачкалы и Каспийска Республики Дагестан показывает, что 67 % школ г. Махачкалы имеют коллективы учащихся, в которых учатся представители от 2 до 10 национальностей; 58 % учительских коллективов обследованных школ состоят из представителей различных национальностей (от 2 до 11). Взаимоотношения учащихся в таком многонациональном коллективе имеют свои особенности и сложности: здесь налицо взаимовлияние, как общих, так и национально-особенных черт психического склада каждой нации.
Совместная жизнь и учеба с детьми различных национальностей, наличие общедагестанского второго родного языка, каким стал для аварца и даргинца, лакца и лезгина, кумыка и табасаранца русский язык, взаимообогащение и взаимопроникновение родственных народных традиций, нравов, психики, обычаев, культур ускоряют процесс формирования у учащихся многонациональных школ общедагестанского патриотического самосознания. При этом становление общедагестанского самосознания происходит, как правило, под благотворным влиянием совместной жизни с русским населением, под влиянием передовой культуры русского и других народов нашей страны. Следовательно, процесс формирования общедагестанского самосознания у школьников связан с их непосредственным сближением с русским и другими российскими народами.
В результате исследования городских школ г. Махачкалы и г. Каспийска было выявлено, что успех в организации работы по патриотическому воспитанию старшеклассников зависит от следующих обстоятельств:
- всестороннего знания учителем возрастных, психологических особенностей данного учащегося, его интересов, потребностей, желаний;
- выяснения причин и форм проявления национальной замкнутости. Такое знание позволяет применять различные приемы работы, удельный вес которых будет различен в зависимости от индивидуальных проявлений данного школьника и непосредственно позволит повысить эффективность внеклассной работы по патриотическому воспитанию;
- глубокого и всестороннего знания педагогом особенностей семейного воспитания, что дает возможность вовремя выявить и нейтрализовать те отрицательные влияния, которым подвергаются школьники со стороны некоторых родителей и членов семьи, и непосредственно вовлекать учащихся во внеклассные формы и методы интернационально и героико-патриотического воспитания школьников;
- личного примера воспитателя, проявления педагогического такта, доброжелательности и искренности, а также установления с учащимися дружественных отношений, взаимного доверия и уважения, бескорыстного и совместного с учащими участия в общественно и государственно- значимых мероприятиях и акциях внешкольного характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан РФ» (от 5 марта 2012 года) //миноб-рнауки.рф/документы/1Ш9
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011
- 2015 годы» (Постановление правительства РФ от 17.01.2013 №889). //http://archives.ru/programs/ раМо^2015^Йт1
3. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национа-лизм//Этнополитический вестник. 1995. - № 3.
4. Алиев А.К. Патриотизм: истоки и современные проблемы. - Махачкала, 1995. -128 с.
5. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. -Махачкала, 2002. - 112 с.
6. Губанова Н.И. Отечество и патриотизм. - М., 1999. - 88 с.
7. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. - М., 1999. - 232 с.