Научная статья на тему 'Применение комплекса средств народной педагогики в подготовке студентов к патриотическому воспитанию младших школьников'

Применение комплекса средств народной педагогики в подготовке студентов к патриотическому воспитанию младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКС / COMPLEX / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / PREPARATION OF STUDENTS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN / СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / EDUCATIONAL AIDS BASED ON THE FOLK MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Н. М.

В статье раскрываются возможности комплекса средств народной педагогики в процессе подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников. Комплекс средств народной педагогики позволяет повысить эффективность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE COMPLEX OF EDUCATIONAL AIDS BASED ON FOLK MATERIALS IN THE FRAMEWORK OF PREPARATION OF STUDENTS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article deals with the positive opportunities provided by the usage of the complex of educational aids based on folk materials in the framework of preparation of students for patriotic education of junior schoolchildren. Application of this complex makes it possible to improve the efficiency of patriotic education.

Текст научной работы на тему «Применение комплекса средств народной педагогики в подготовке студентов к патриотическому воспитанию младших школьников»

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE USAGE OF THE COMPLEX OF EDUCATIONAL AIDS BASED ON FOLK MATERIALS IN THE FRAMEWORK OF PREPARATION OF STUDENTS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Н. М. Жданова

В статье раскрываются возможности комплекса средств народной педагогики в процессе подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников. Комплекс средств народной педагогики позволяет повысить эффективность данного процесса.

Ключевые слова: комплекс, средства воспитания, средства народной педагогики, подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

N. M. Zhdanova

The article deals with the positive opportunities provided by the usage of the complex of educational aids based on folk materials in the framework of preparation of students for patriotic education of junior schoolchildren. Application of this complex makes it possible to improve the efficiency of patriotic education.

Keywords: complex, educational aids based on the folk material, preparation of students for patriotic education of junior schoolchildren.

Одним из основных направлений образовательного процесса педагогического факультета является подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению воспитательной работы с младшими школьниками, важным аспектом направлений которой выступает патриотическое воспитание обучающихся.

Эффективность патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от качества профессиональной подготовки учителя начальных классов, что делает проблему подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию обучающихся особо актуальной.

Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся представляет собой целостную, многомерную и многоуровневую реальность, что позволяет рассматривать ее как подсистему в общей системе профессиональной подготовки студентов [1, с. 48].

Принимая во внимание данное определение, мы рассматриваем подготовку студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики как систему, являющуюся структурным компонентом профессионально-педагогической подготовки.

Эффективность функционирования данной системы обеспечивается выявлением комплекса средств ее реализации. В педагогике под комплексом средств понимается соединение отдельных средств воспитания в некое целое [1].

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, которая используется для решения воспитательных задач. Выделяют следующие группы средств воспитания: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, кол-

лектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа [2, с. 43].

Проблемы патриотического воспитания младших школьников, значение и роль средств народной педагогики в системе патриотического воспитания выдвигают задачу поиска резервов совершенствования этого процесса.

Содержание патриотического воспитания строится на основе связи с личным опытом школьника, с теми представлениями об окружающем мире, которые он получил до школы в результате непосредственных впечатлений, рассказов и чтения книг, игр, контактов со сверстниками, специальных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Исходя из изложенного выше, вполне правомерно говорить о необходимости включения средств народной педагогики в процесс патриотического воспитания младших школьников.

Уместно отметить, что данные средства необходимо применять в комплексе, каждое из них усиливает воспитательное действие другого. Будущим педагогам можно многому научиться у народной педагогики, в том числе и в воспитании у детей чувства патриотизма.

Г. Н. Волков выделяет следующие средства воспитания народной педагогики: воспитательные семейные традиции, среда в которой жили дети, родная природа, народные праздники, обычаи, фольклор, приметы, игры, развлечения [3].

Остановимся более подробно на следующих средствах народной педагогики: родное слово, дело, устное

народное творчество, народное искусство, игра, обычаи и традиции, праздники, которые могут быть использованы в патриотическом воспитании младших школьников. Кратко охарактеризуем их суть.

В качестве первого средства следует назвать родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык - общественно-исторический продукт, основной показатель личностного и этнического самосознания, важнейший структурный элемент культуры этноса. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры, функциональная значимость которой выражена наиболее отчетливо.

Безусловно, вербальное воспитание в народной педагогике тесно связано с формированием отношения детей к делу, труду, с обучением конкретным целесообразным практическим действиям. В единстве слова и дела, отмечают исследователи, - сила народной педагогики. Следуя возрастной логике воспитания в народной педагогике, самым маленьким пелись колыбельные песни, дети постарше слышали считалки, поговорки, пословицы и сказки, в которых фигурировал труд. Формирование мотивации любви детей к труду с помощью слова затем воплощалось в их посильном повседневном труде на благо своей семьи. Народ сохранил непреходящие ценности национальной культуры в народном творчестве: фольклоре, художественных промыслах, декора-тив но-при клад ном искусстве.

Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые. Фольклор народов мира - своеобразный исторический документ. Он раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Многие идеи фольклора общи для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.

Народное искусство веками формировалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. К народному искусству относятся изделия декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. Такие виды русского народного искусства, как керамика, ковроткачество, рукоделие, макраме, художественная соломка и др., неизменно приковывают к себе внимание не только художников, но и просто людей всего мира. Узоры и орнамент, формы изделий декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов символически отражают отношение к природе, обществу, народную философию.

Г. Н. Волков полагает, что «народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность

гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм [3].

Искусство как средство воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно себе это представить.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра, которая и имеет большое значение в воспитании детей. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народными обычаями, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игра, предшествующая общественной деятельности, порой сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в сам процесс труда.

Игра как особый вид деятельности ребенка воплощает в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение.

Народная педагогика игры накопила целый арсенал необходимых средств. Главным ее средством являются традиционные народные игры, достигшие, благодаря отбору и шлифовке целыми поколениями народов, почти классического совершенства, гармонии и вместе с тем простоты, доступности в усвоении, практичности, гибкости в приспособлении к регионально-этническим, половозрастным и личностным особенностям играющих. Но народная педагогика игры располагает и другими формами воспитательно-развивающих средств: материальными (игрушки, игровое снаряжение и т. д.) и духовными (знания, идеалы, принципы, заповеди, наставления новым поколениям и т. д.).

Способы использования игровых средств «по-народному» складываются как коллективное творчество с распределением ролей (безымянный автор, исполнители, сочувствующие); они объединяют «устойчивую традиционность с гибкой вариативностью; общечеловеч-ность и общедоступность - с регионально-этническими, сакрально-конфессиональными и другими чертами национальной самобытности; они самодеятельны, но не отвергают поддержки профессиональных специалистов, достаточно естественно вписывающихся в народный дух, стиль и т. д. - словом, наиболее общим, определяющим признаком народности является объективно-субъективная направленность к установлению лада (согласия, дружбы, гармонии, соразмерности, меры, "золотой середины") среди всего безграничного в масштабах целого народа и противоречивого многообразия характерных народных свойств» [3].

Особой силой воспитательного воздействия в системе народной педагогики обладают обычаи и традиции. «Обряд - от обрядить, украсить чем-либо значимым. Обычай - то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу» [3].

По нашему мнению, среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания младших школьников, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям детей позволяет говорить об эффективности использования в патриотическом воспитании учащихся начальных классов средств народной педагогики.

Понятие «традиция» отделяется от понятия «обычай» и «обряд» как более общее, собирательное. Сегодня принимается тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, она воспринимается как нечто подвижное и вариативное. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее. Система традиций любого народа -это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений. В период модификации культурных традиций происходит обогащение этнокультуры.

Традиции выполняют роли социальных механизмов передачи опыта старшего поколения. В этом заключается сущность преемственности. В развитии культуры большое значение имеет накопление, сохранение и преемственность культурных традиций, их трансляция следующим поколениям. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. «Без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа» [3].

Труд в народной педагогике занимает особое место. Многообразны дела, полезные для семьи, соседей, одно-

сельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не рассматривались народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы часто зависит от умелого использования педагогических средств народа, в которых обучение и воспитание осуществляются в гармоничном единстве. Народные средства воспитания в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам.

Итак, реализация подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников опирается на комплекс средств народной педагогики. Глубоко воздействуя на чувственный мир, народная педагогика заключает в себе содержание, которое влияет на формирование взглядов и убеждений. Недостаточно воспитывать у младших школьников лишь патриотическое чувство, необходимо, чтобы оно стало устойчивым, переросло в патриотическое сознание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ипполитова Н. В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: моногр. Шадринск, 2010. 244 с. С. 48.

2. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 1330 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Педагогика, 1999. 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.