Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание - основа формирования позитивного имиджа подростка'

Патриотическое воспитание - основа формирования позитивного имиджа подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ / ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТОК / КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Эмилия Магомедсаидовна, Аминтаева Саэдят Абдурахмановна, Гасанова Марьям Давудовна

Цель. Раскрыть роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка в процессе развития его личности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта воспитания в советской школе, апробация концепции патриотического воспитания. Результаты. Раскрыта роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка. Выводы. Обращение к опыту патриотического воспитания в советской школе позволило определить его роль в формировании позитивного имиджа подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Эмилия Магомедсаидовна, Аминтаева Саэдят Абдурахмановна, Гасанова Марьям Давудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание - основа формирования позитивного имиджа подростка»

References

1. Bim I. L. Student-centered approach is a core strategy update school. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2002. No. 2. P. 11-12. (In Russia)

2. Galskova N. D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya [Modern methods of teaching a foreign language: tutorial for teachers]. Moscow, ARKTI Publ., 2003. 192 p. (In Russia)

3. Klarin M. V. Innovatsii v mirovoy pedagog-ike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii [Innovation in the global pedagogy: learning through research, games and discussions. The analysis of foreign experience]. Moscow, Experiment Publ. (In Russia)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омарова Джанета Абусупьяновна, соискатель кафедры педагогики, редактор, редакционно-издательский отдел, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Blackberry7777@mail.ru

Принята в печать 21.09.2016 г.

4. Morozova I. G. Using of discussion in the classroom of a foreign language in the framework of problem-based learning in the preparation of modern specialists. Inostrannye jazyki. Teorija i praktika [Foreign languages. Theory and practice]. 2010. No 1. P. 25-35. (In Russia)

5. Passov E. I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative methods of teaching foreign speaking]. Moscow, Education Publ., 1991. 223 p. (In Russia)

6. URL: http://www.useoftechnology.com/mo dern-technology-advantages-disadvantages/ (accessed 10.09.2016) (In Russia)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Dzhaneta A. Omarova, applicant, the chair of Pedagogy, editor, Editorial and Publishing Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Black-berry7777@mail.ru

Received 21.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37

Патриотическое воспитание - основа формирования

позитивного имиджа подростка

©2016 Омарова Э. М., Аминтаева С. А., Гасанова М. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: emiliomarova1985@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка в процессе развития его личности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта воспитания в советской школе, апробация концепции патриотического воспитания. Результаты. Раскрыта роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка. Выводы. Обращение к опыту патриотического воспитания в советской школе позволило определить его роль в формировании позитивного имиджа подростка.

Ключевые слова: патриотизм, позитивный имидж, воспитание, подросток, культура и традиции.

Формат цитирования: Омарова Э. М., Аминтаева С. А., Гасанова М. Д. Патриотическое воспитание -основа формирования позитивного имиджа подростка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 107-111.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016

Patriotic Education - a Basis of the Teenagers'

Positive Image Formation

©2016 Emiliya M. Omarova, Saedyat A. Amintayeva, Mariyam D. Gasanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: emiliomarova1985@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to open a role of patriotic education in formation of teenagers' positive image in his personality's development. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, synthesis of education experience at the Soviet school, approbation of the patriotic education concept. Results. The authors of the article open the role of patriotic education in teenagers' positive image formation. Conclusion. The appeal to experience of patriotic education at the Soviet school allows defining his role in teenagers' positive image formation.

Keywords: patriotism, positive image, education, teenager, culture and traditions.

For citation: Omarova E. M., Amintaeva S. A., Gasanova M. D. Patriotic Education - a Basis of the Teenagers' Positive Image Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 107-111. (In Russian)

Введение

Проблема формирования позитивного имиджа отражена как в работах отечественных, так и зарубежных исследователей. Она была предметом размышлений ученых (Шепель В. М., Ладанов И. Д., Збронская М. А. Орлова Е. А., Петрова Е. А. Черепанова В. Н. Панасюк А.Ю. и др.).

На наш взгляд, патриотическое воспитание молодёжи, формирование любви к Родине, ответственности за нее должны быть важными факторами государственной политики России. Наше государство обязано держать под своим контролем патриотическое воспитание, которое является основой национальной безопасности [2; 3].

Российская федерация - многоэтническая страна, где каждое национальное образование имеет свои традиции, свою культуру, свой менталитет, поэтому вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине имеют свои особенности и необычайную важность.

Такое понимание патриотического воспитания необходимого для формирования позитивного имиджа подростка позволит нам определить технологии и методы содержания обучения и воспитания, способствующие получению конечного результата.

Целью статья является определение роли патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка в процессе развития его личности.

Методами исследования явились: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта воспитания в советской школе, апробация концепции патриотического воспитания.

Периодизация материала

В психолого-педагогических исследованиях в последнее время часто встречается понятие «имидж», пришедшее к нам из английского языка. Зародившись в США и Англии в 20-е годы, оно прочно обосновалось как в психологической, так и педагогической науках.

В нашем случае патриотическое воспитание направлено на формирование позитивного имиджа подростка, объединенное общей воспитательной целью, задачами ее реализации, а также эксклюзивными формами и методами эффективной образовательно -воспитательной работы с учащимися.

С развалом Союза Советских Социалистических Республик (СССР) наступил кризис в сознании общества, потеря духовности, нравственности, подмена национальных традиций особенно болезненно ударила по подростковой среде, так как патриотизм созревает из образа жизни, культуры и традиций. В связи с этим, в формировании имиджа подростка нельзя вывести за скобки такое важное качество как патриотизм.

После окончания второй мировой войны наша молодежь приобрела позитивный имидж во всем мире. До сих пор на слуху имена таких молодых патриотов как Володя Дубинин, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы - краснодонцы и многие, многие другие, чьи имена увековечены в памятниках, в названиях улиц, домов пионеров, школ.

С начала 90-х годов в обществе начался процесс усиления индивидуализации, раз-

рушались идеалы и ценности, сложившиеся тысячелетиями, материальным ценностям отдается приоритет по сравнению с духовными, культура и образование становятся в этих обстоятельствах второстепенными. Это повлекло пробел в патриотическом воспитании учащихся, сохранявшийся до последнего времени [2].

Сегодня государство повернулось лицом к данной актуальной проблеме, о чем свидетельствуют его программные документы. Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи становятся: Закон Российской Федерации «Об образовании», разработанная Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. На решение поставленных задач ориентирована Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», главная задача, которой воспитание порядочного и патриотичного человека [3].

Несомненно, система образования наиболее благоприятная для формирования столь важных качеств личности, которые складываются из её ценностных ориентиров, порядочности, любви к своему Отечеству. Пытаясь сохранить всё лучшее, что было накоплено образованием за многие годы, педагоги призывали находить новые подходы к работе с подростками и более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания, основываясь на идентификации личности с культурой, традициями своей малой и нашей общей Родины, что является основой подлинного патриотизма.

Наиболее благоприятные условия для воспитания подростка - патриота заложены в психологии его возраста. Ему свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, социальной активности, есть задатки и силы для созидания. Однако, не получив толчка к развитию они остаются не только не задействованными из-за отсутствия внимания, но и не раскрытыми к восприятию патриотического сознания [3].

Изменения, происходящие в наши дни в системе образования, требуют всестороннего осмысления. В связи с ослаблением роли государства и общества к целенаправленному воспитанию подрастающего поколения изменилась и психология учащихся, их отношение к самому понятию

«патриотизм», кроме того, ослаблено восприятие их имиджа окружением [ 1].

Республика Дагестан не может остаться в стороне от тех перемен, которые происходят в нашей стране, в виду чего нередко наблюдается отчуждение молодежи от национальной культуры, а в республике ощущается вседозволенность, с явным ослаблением нравственности.

Возможно данная ситуация отражается на нашей молодежной среде еще острее, так как нет внятно сформулированной идеи пути движения республики вперед, девальвация ценностей, подмена понятий -все это ведет к разрушению полноценной и адекватной личности, к немотивированной агрессии и непониманию личности подростка другими, что безусловно способствует разрушению позитивного имиджа современного школьника [5].

К сожалению, не везде в Дагестане удалось сохранить высококвалифицированные педагогические кадры, преданных делу, увлечённых своей работой, готовых творчески с энтузиазмом подойти к воспитательному процессу, педагогов, выступающих наставниками для начинающих работать в учебном заведении педагогических работников, передавая им свой опыт педагогической деятельности.

Однако, несмотря ни на что, в практике современного образования необходимо использовать разнообразные направления деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере героического военного и трудового прошлого нашей страны: в рамках военно-героического, национально-гражданского, историко-культурного патриотического воспитания, а также и в других ипостасях образовательно-воспитательной деятельности.

На практике деятельность по патриотическому воспитанию подростка объединена общей воспитательной целью, задачами её реализации, а также эксклюзивными формами и методами наиболее эффективной образовательно-воспитательной работы с учащимися [4].

К препятствующим факторам можно отнести также: размытость традиционной воспитательной системы общества, огромное влияние средств массовой информации, религиозных фанатиков псевдоисламской ориентации, окружение республики геополитически «горячими точками», планомерное воздействие «пятой колонны» на умы подростков, что вызывает распро-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016

странение девиантных форм поведения, ослабление ценностей, что в совокупности не способствует выработке у подрастающего поколения позитивного имиджа.

В современных условиях образованию необходимо взять на себя основную роль в актуализации идеи патриотизма, оно должно стать стержнем, на котором крепятся убеждения, устремления учащейся молодежи, воспитании готовности и способности ее к активным действиям на благо Родины. Носителями и проводниками его выступят учителя и воспитатели.

Заключение

Формирование позитивного имиджа подростка невозможно без патриотического воспитания. Патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осозна-

1. Аминтаева С. А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования. Дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2003. 178 с.

2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 349-352.

1. Amintaeva S. A. Formirovanie u studentov imidzha sovremennogo rukovoditelya obrazovani-ya [Formation of the students' image of the modern head of education". Dis.... Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala, 2003. 178 p.

2. Bakhtin Yu. K. Patriotic education as a basis of formation of moral healthy personality. Molodoy uchenyy [Yong scientist]. 2014. No. 10. Pp. 349352.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омарова Эмилия Магомедсаидовна,

старший преподаватель кафедры управления образованием (УО), факультет управления, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: emiliomarova1985@mail.ru

Аминтаева Саэдят Абдурахмановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры УО, факультет управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: amintae-va1952@mail.ru

Гасанова Марьям Давудовна, кандидат

ющей свою неразрывную связь между поколениями. Это качество, как нравственная категория включает в себя идеологию, ценностное, духовно-нравственное основание, которое является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования [3].

Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях, поэтому работая над развитием позитивного имиджа подростков, мы считаем формирование патриотизма главной ценностью в его позитивном образе.

3. Вераско Е. Г. Организация работы по патриотическому воспитанию // Образование и воспитание. 2003. № 6. С. 3-4.

4. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1984.

5. Омарова Э. М. Роль семьи и школы в формировании позитивного имиджа подростка // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 167-171.

3. Verasko E. G. Organization of work on patriotic education. Obrazovanie i vospitanie [Education]. 2003. No. 6. Pp. 3-4.

4. Mirzoyev Sh. A. Narodnaya pedagogika Da-gestana [National pedagogics of Dagestan]. Makhachkala, 1984.

5. Omarova E. M. A role of a family and school in formation of teenagers' positive image. Sov-remennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies]. 2016. No. 4-1. Pp. 167-171.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Emilia M. Omarova, senior teacher, the chair of Education Management (EM), the faculty of Management, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: emiliomarova1985@mail.ru

Saedyat A. Amintayeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of EM, the faculty of Management, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: amintaeva1952@mail.ru

Mariyam D. Gasanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of EM, acting dean of the faculty of Management, DSPU,

Литература

References

педагогических наук, доцент кафедры УО, и. о. декана факультета управления, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Gas-mari69@ yan-dex.ru

Makhachkala, Russia; e-mail: Gas-mari69@ yandex.ru

Принята в печать 23.09.2016 г.

Received 23.09.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 796(07) / UDC 796(07)

Физиологическое обоснование методики развития двигательных качеств у школьниц 10-12 лет,

не занимающихся спортом

©2016 Скляров А. В., Скляров Д. А., Мунчаев К. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: mari.rahmetova@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Цель. Разработать эффективную методику развития быстроты движений у девочек 10-12 лет, не занимающихся спортом. Методы. Эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение. Результаты. Определено оптимальное количество повторений скоростной нагрузки и интервалов отдыха между ними и доказана их эффективность в процессе педагогических и физиологических экспериментов. Выводы. Выполнение скоростной нагрузки в установленных параметрах приводит к росту скорости бега, является оптимальным для функциональной деятельности сердечно-сосудистой, не вызывает отрицательной реакции сердца на данную нагрузку, что характеризует величину нагрузки как допустимую.

Ключевые слова: оптимальная физическая нагрузка, дозировка, двигательные качества.

Формат цитирования: Скляров А. В., Скляров Д. А., Мунчаев К. М. Физиологические особенности методики развития двигательных качеств у школьниц 10-12 лет, не занимающихся спортом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 111-115.

Physiological Peculiarities of Motorial Skills Development Methods of the 10-12 Years Old

Schoolgirls, not Engaged in Sports

©2016 Alexander V. Sklyarov, Denis A. Sklyarov, Kamil M. Munchaev

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mari.rahmetova@gmail.com

ABSTRACT. Aim. The aim of this article is to create the effective method of development the quick movements of 10-12 years old girls, which not doing sports. Methods. Experiment, observation, comparison, generalization. Results. The authors of the article define the optimal number of speed demands repeats and rest intervals between them and they prove the effectiveness of the speed demands in the process of pedagogical and physiological experiments. Conclusions. Execution of speed demands in fixed characteristics leads to the rise of run speed, and it is optimally for functional activity of cardiovascular system, it does not cause recoil this load, this fact characterizes the load as possible.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: optimum muscle loading, dose, motorial skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.