••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
References
1. Gorkin A. P. Novyy entsiklopedicheskiy slovar' [New encyclopedic dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia, RIPOL Klassik Publ. 2008. 1456 p. (In Russia)
2. Dorofeev G. V. About the principles of the content's selection of school mathematics education. Matematika v shkole [Mathematics at school]. 1990. No 6. Pp. 2-5. (In Russia)
3. Lapchik M. P. Vychisleniya. Algoritmizatsiya. Programmirovanie [Calculations. Algorithmization. Programming]. Moscow, 1988. 208 p. (In Russia)
4. Monakhov V. M. Formirovanie algoritmich-eskoy kul'tury shkol'nika pri obuchenii ma-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Нурмагомедов Дибирасулав Мансуро-вич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ и технологий начального математического образования (ТОиТНМО), факультет начальных классов (ФНК), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: dibir52@mail.ru
Магомедов Насрудин Гитихмаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТОиТНМО, ФНК, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nasrudin.magomedov@mail.ru
Атлуханова Луиза Алихановна, ассистент кафедры ТОиТНМО, ФНК, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: luiza.atluhanova@ mail.ru
Принята в печать 14.09.2016 г.
tematike [The formation of algorithmic culture of the student while teaching math]. Moscow, 1978. 94 p. (In Russia)
5. Prokhorov Y. V. Matematicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Mathematical encyclopedia]. Moscow, 1988. 847 p. (In Russia)
6. Shein I. G. Algoritmicheskiy podkhod k obucheniyu matematike IV-V klassov i algebre vos'miletney shkoly [An algorithmic approach to teaching maths classes IV-V and the algebra of the eight-year school]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Leningrad, 1983. 19 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Dibirasulav M. Nurmagomedov, Ph. D.
(Pedagogy), professor, the chair of Theoretical Bases and Technologies of Primary Mathematical Education (TBTPME), faculty of primary education (PE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: dibir52@mail.ru
Nasrudin G. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of TBTP-ME, faculty of PE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nasrudin.magomedov@mail.ru
Luiza A. Atlukhanova, assistant, the chair of TBTPME, faculty of PE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: luiza.atluhanova@mail.ru
Received 14.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378 / UDC 378
Интерактивные формы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции старшеклассников
©2016 Омарова Д. А.
Дагестанский государственный педагогический университет,
Махачкала, Россия; e-mail: Blackberry7777@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть особенности применения интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка, проанализировать их роль в формировании коммуникативной компетенции старшеклассников. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. В ходе проведенного нами исследования доказана эффективность представленных нами интерактивных форм
обучения в формировании коммуникативной компетенции старшеклассников. Автором даны практические рекомендации для учителей иностранного языка общеобразовательных школ по применению интерактивных форм обучения на уроках английского языка. Выводы. Дискуссия способствует формированию умений в четырех основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, что в свою очередь ведет к формированию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: интерактивное обучение, коммуникативная компетенция, иностранный язык, дискуссия.
Формат цитирования. Омарова Д. А. Интерактивные формы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 4. 2016. С. 102-107.
Interactive Forms of Teaching as a Means of Formation a Communicative Competence of Senior Pupils
©2016 Dzhaneta A. Omarova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: Blackberry7777@mail.ru
ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to find out the features of interactive forms application in the process of teaching a foreign language and to analyze its role in the formation of the senior pup ils' communicative competence. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical literature, observation. Results. The author of the article proves the efficiency of the interactive forms of teaching a foreign language in the formation of communicative competence; he gives practical recommendations for teachers of English language in the use of interactive forms of teaching. Conclusions. Discussion as an interactive form helps to form the skills in four basic types of speech activity: listening, speaking, reading, writing, and this fact conduces the formation of communicative competence of senior pupils.
Keywords: interactive teaching, communicative competence, foreign language, discussion.
For citation: Omarova D. A. Interactive Forms of Teaching as a Means of Formation a Communicative Competence of Senior Pupils. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No 4. Pp. 102-107. (In Russian)
Введение
Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), одним из требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, является развитие ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная, которая в свою очередь находится в основе обучения иностранному языку. В связи с этим компе-тентностный подход становится все более актуальным. Вопросами формирования коммуникативной компетенции и компе-тентностного подхода занимались такие ученые, как И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. И. Байденко, Н. Д. Гальскова, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя.
В существующих условиях более широкому обсуждению, как отечественных, так и зарубежных ученых подлежат продуктивные формы обучения, способствующие
формированию тех или иных компетенций. Одними из таких форм являются интерактивные формы обучения. Интерактивный - от англ. inter «взаимный», act «действовать». В основе этого вида обучения лежит активное взаимодействие учащихся и учителя, учащиеся вовлечены в процесс познания. Таким образом, интерактивное обучение это своего рода диалоговое обучение, в котором все участники общения равны между собой.
Основными результатами интерактивного обучения можно считать: развитие коммуникативных умений и навыков, а также развитие общеучебных умений и навыков (постановка целей, синтез и анализ), умений работать в команде, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению собеседника и т. д.
Что касается эмоциональной стороны учебного процесса, что немаловажно, особенно для старшеклассников в период их
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 4. 2016
самоопределения и становления, то интерактивное обучение, предполагает более доброжелательную атмосферу, располагающую к открытому общению учащихся, высказыванию своего мнения.
Целью статьи является раскрытие особенностей применения интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка, анализ их роли в формировании коммуникативной компетенции старшеклассников.
Методами исследования явились анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение.
Результаты и обсуждение
Применение на уроках иностранного языка форм интерактивного обучения способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. «Коммуникативная компетенция - это способность и готовность к межкультурному и межъязыковому общению с носителями языка». Коммуникативная компетенция понятие многоструктурное, оно включает в себя языковую, речевую, дискурсивную, прагматическую, социолингвистическую, информационную.
Недостаточный уровень речевой культуры учащихся старших классов связан с недостаточной разработанностью проблемы формирования коммуникативной компетенции, и трудностями, связанными с переходом от традиционных форм обучения к интерактивным, отсутствием опыта применения продуктивных форм обучения.
Рассмотрим подробнее такую форму интерактивного обучения, как дискуссия и ролевая игра. «Дискуссия - (отлат.^сшзю - рассмотрение, исследование) - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы». Формирование коммуникативных способностей является одной из учебных целей проведения дискуссии.
В учебной практике существует несколько форм проведения урока-дискуссии: форум, круглый стол, заседание экспертной группы, симпозиум, судебное заседание, мозговой штурм, техника аквариума, дебаты.
Организация дискуссии на занятии включает несколько этапов. Для начала необходимо определиться с темой, с которой неразрывно связаны и цели дискуссии. Затем необходимо изложить сущность
проблемы, подлежащей обсуждению, ее значимость, выделить противоречивые моменты и существующие решения этой проблемы.
В ходе дискуссии учащиеся активно дополняют друг друга, либо высказывают противоположную точку зрения, т. е дискуссия предполагает наличие множества различных мнений по обсуждаемой теме. Таким образом, как диалог, так и спор являются элементами дискуссии.
Организатору дискуссии необходимо: подготовить вопросы, которые можно задавать по ходу дискуссии; следить за тем, чтобы все учащиеся были вовлечены в диалог; своевременно оспаривать неверные высказывания, побуждая учащихся давать критическую оценку; следить за тем, чтобы учащиеся не выходили за рамки обсуждаемой темы; упорядочить очередность выступлений. Организатор должен следить за ходом дискуссии: учащиеся не должны перебивать друг друга, должны внимательно слушать выступающих и только после этого высказывать свою точку зрения, аргументируя ее и не повторяя уже высказанные мнения; периодически анализировать высказанные позиции. В ходе дискуссии необходимо пользоваться только понятными терминами и определениями. Также очень важно создать положительный эмоциональный фон, располагающий к диалогу.
На стадии рефлексии предполагается выработка определенных решений. Учитель помогает учащимся прийти к согласованному мнению. Преподаватель подводит итоги, сопоставляя цель дискуссии с полученными результатами, оценивает их, выносит решения, отмечает положительные и отрицательные стороны, выслушав различные точки зрения. После этого учитель совместно с учащимися принимает согласованное решение. Последний этап заключается в подведении итогов дискуссии, учитель помогает учащимся выделить главное, сделать правильные выводы.
Наблюдения показали, что на уроках английского языка для учащихся старших классов целесообразно выбирать тему дискуссии, учитывая следующие факторы: тема не должна выходить за рамки учебной программы; учащиеся должны хорошо владеть материалом; желательно заранее подготовить учащихся к обсуждению той или иной проблемы (выполнение упражнений, составление мини-диалогов по теме, прослушивание аудио-, видеозаписей;
сбор информации по теме). На уроках-дискуссиях можно использовать учебные словари в картинках, энциклопедии, английские двуязычные словари для школьников, аудио рассказы для детей среднего и старшего возрастов на английском языке (Collins School Dictionary, Cambridge School Dictionary; Oxford Russian Dictionary; Young Sherlock Holmes: Black Ice [Andrew Langley], Fluent English Language Activities for Teenagers [Lind Stromberg Seth] и др.).
Урок-дискуссия
Например, так может выглядеть план урока-дискуссии в форме «круглого стола»:
1. Тема: Modern technologies rule our lives.
2. Цель урока: совершенствование навыков говорения по теме «Современные технологии управляют нашей жизнью».
3. Задачи урока:
- пополнение лексического запаса учащихся;
- развитие речевых, языковых навыков;
- развитие коммуникативных умений: отбирать, перерабатывать и анализировать информацию, умение использовать имеющиеся речевые навыки в конкретной ситуации общения и умение решать различные коммуникативные задачи;
- развитие умения оценивать результаты своей деятельности;
- умение обобщать, анализировать ситуацию, классифицировать;
- воспитывать чувство коллективизма, уважения к чувствам и мнениям собеседников; мотивировать учащихся к совершенствованию знаний.
4. Форма работы: групповая, фронтальная.
Ресурсы: учебники, рабочие тетради, дополнительный, раздаточный материал по теме, аудио-, видеозаписи.
5. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, столы лучше расположить полукругом, чтобы все учащиеся видели друг друга.
6. Ход урока-дискуссии
Сначала учитель приветствует учащихся и начинает дискуссию, объявляя тему.
Учитель: «Good morning, pupils! How are you? We are going to discuss a very interesting topic today "How modern technologies rule our lives?". So, people can hardly imagine their lives without modern technologies nowadays. Why do people use them?».
После этого учащиеся группы по очереди высказывают своем мнение (1-2 предложения).
Ученик 1: «In my opinion, technological progress has made our lives more interesting and bright».
Ученик 2: «Modern technologies changed our life style and the way we live».
Ученик 3: «Modern technologies make our lives easierand more convenient».
Ученик 4: «I'm sure that new technologies will change our lives for the better» и т. д.
Учитель: «Which technologies do you use? Name the gadgets and machines».
Ученик 1: «I use a mobile phone to call».
Ученик 2: «I use a TV set to entertain».
Ученик 3: «I use a computer to play games and find different information».
Ученик 4: «I use an alarm clock to wake up».
Ученик 5: «I use a calculator to do calcula-tions».
Ученик 6: «I use a vacuum cleaner to clean the house and dishwasher to wash the dishes» и т. д.
Учитель: «Ok, you are right. Let's watch a video about modern technologies».
Учащиеся просматривают видео, о том какое влияние оказывают современные технологии на нашу жизнь, после этого высказывают свое мнение, согласны или нет и аргументируют свои ответы.
Учитель задает вопросы: «Why people like and don't like to have modern inventions in everyday life? Call the reasons! Which technologies are most popular? What kind of modern technologies do you know?
Учащиеся по очереди высказывают свои мнения, могут пересказать заранее подготовленные сообщения о тех ли иных га-джетах (mobile phones, internet and etc.).
Ученик 1: «First of all, we need modern technologies for work. All modern offices are equipped with computers, scanners, printers, and other useful machines. One of the most important devices today is the wi-fi modem as it provides Internet».
Ученик 2: «The most important thing about technological progress is that it allows us to do many things which would be impossible without it. For example, we can communicate with friends from other countries with the help of computers. We can see our friends and have a live conversation».
Ученик 3: «Thanks to computers and Internet I find more educational resources. Many electronic items as washing machine, vacuum cleaner, microwave, blender, dishwasher, and some others have made our lives easier. So, I'm sure that new technologies are for good».
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
Ученик 4: «But there are many people who are against new technologies. Because it destroys nature and causes pollution».
Ученик 5: «Yes, some modern technologies have bad influence for health, but imagine what would happen if we went for a day without technology?».
Ученик 6: «We shouldn't absolutely refuse modern technologies, but we can use them not so often to restrain bad influence» и т.д.
Ученик: «There are many kinds of modern technologies, such as transportation technologies, communication and information technologies».
Учитель: «Thank you».
7. Подведение итогов.
Учитель: «So, let's make some conclusions. Match the advantages and disadvantages».
Ученик 1: «We think there are many advantages, such as: easy access to information; encourages innovation and creativity; improved communication; the convenience of traveling; improved housing and lifestyle; improved entertainment; efficiency and productivity; convenience in education; social networking; changed the health industry».
Ученик 2: «There are also disadvantages: increased loneliness; world destruction weapons; job loss; world destruction weapons».
Учащиеся также могут подробнее охарактеризовать каждое из преимуществ и недостатков.
Учитель: Ok, thank you, for your messages and for good work! I believe our discussion was interesting and useful for you. You've to write an essay on the topic «Modern technologies rule our lives» for the next lesson. Good luck. Good Bye.
Выводы
Использование различных интерактивных форм в процессе обучения иностранному языку повышает мотивацию учащихся, интерес к изучению языка, к культуре страны изучаемого языка, повышают
1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. № 2, 2002. С. 11-12.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.
3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М. : Эксперимент, 1995.
активность учащихся, позволяют полностью вовлечь личность учащегося в учебный процесс. Интерактивные формы обучения, предполагающие творческий подход к процессу обучения, дают учителю возможность реализовать все свои профессиональные умения, а также выявить пробелы в знаниях учащихся, а учащимся раскрыть все свои способности в полной мере.
Дискуссия дает возможность сконцентрировать внимание не на языке, а на содержании, побуждает учащихся к самостоятельному поиску решения проблемы, стимулируя, таким образом, познавательную деятельность. Во время дискуссии в результате межличностной коммуникации увеличивается время речевой практики, что стимулирует речевые способности учащихся.
Такая форма интерактивного обучения, как дискуссия, придавая процессу обучения личностно-ориентированный характер, полностью отвечает современным целям обучения. Ситуации, возникающие в ходе дискуссии схожи с естественными условиями овладения языком, что способствует преодолению языкового барьера учащихся, формированию умений использовать язык как орудие речемыслительной деятельности.
Итак, дискуссия способствует формированию следующих коммуникативных умений учащихся: вступать в диалог; ставить вопросы; умение выражать свои мысли; разрешать конфликты; принимать участие в коллективном обсуждение того или иного вопроса; отстаивать свою точку зрения; учитывать мнения других; контролировать и управлять своим поведением и поведением собеседника; умение договариваться и приходить к общему мнению. Т. е. дискуссия способствует формированию умений в четырех основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, что в свою очередь ведет к формированию коммуникативной компетенции.
4. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. № 1. С. 25-35.
5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М. : Просвещение, 1991. 223 с.
6. иР1_:1-|Ир://шшш.изеоА:ес1-|по1о§у.сот/тос1 ern-techno!ogy-advantages-disadvantages/ (дата обращения 10.09.2016)
Литература
References
1. Bim I. L. Student-centered approach is a core strategy update school. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2002. No. 2. P. 11-12. (In Russia)
2. Galskova N. D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya [Modern methods of teaching a foreign language: tutorial for teachers]. Moscow, ARKTI Publ., 2003. 192 p. (In Russia)
3. Klarin M. V. Innovatsii v mirovoy pedagog-ike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii [Innovation in the global pedagogy: learning through research, games and discussions. The analysis of foreign experience]. Moscow, Experiment Publ. (In Russia)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Омарова Джанета Абусупьяновна, соискатель кафедры педагогики, редактор, редакционно-издательский отдел, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Blackberry7777@mail.ru
Принята в печать 21.09.2016 г.
4. Morozova I. G. Using of discussion in the classroom of a foreign language in the framework of problem-based learning in the preparation of modern specialists. Inostrannye jazyki. Teorija i praktika [Foreign languages. Theory and practice]. 2010. No 1. P. 25-35. (In Russia)
5. Passov E. I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative methods of teaching foreign speaking]. Moscow, Education Publ., 1991. 223 p. (In Russia)
6. URL: http://www.useoftechnology.com/mo dern-technology-advantages-disadvantages/ (accessed 10.09.2016) (In Russia)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Dzhaneta A. Omarova, applicant, the chair of Pedagogy, editor, Editorial and Publishing Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Black-berry7777@mail.ru
Received 21.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37
Патриотическое воспитание - основа формирования
позитивного имиджа подростка
©2016 Омарова Э. М., Аминтаева С. А., Гасанова М. Д.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: emiliomarova1985@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка в процессе развития его личности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта воспитания в советской школе, апробация концепции патриотического воспитания. Результаты. Раскрыта роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка. Выводы. Обращение к опыту патриотического воспитания в советской школе позволило определить его роль в формировании позитивного имиджа подростка.
Ключевые слова: патриотизм, позитивный имидж, воспитание, подросток, культура и традиции.
Формат цитирования: Омарова Э. М., Аминтаева С. А., Гасанова М. Д. Патриотическое воспитание -основа формирования позитивного имиджа подростка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 107-111.