1
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.013
Формирование коммуникативных навыков учащихся
в рамках интерактивного обучения (на примере английского языка)
© 2017 Омарова Д. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить и раскрыть интерактивные формы обучения, их роль в формировании коммуникативных навыков, способы применения интерактивных форм в процессе обучения английскому языку. Методы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение. Результат. Автор раскрывает особенности использования интерактивных форм, приводит примеры использования на уроке английского языка различных интерактивных форм обучения, в частности, виртуальной экскурсии, дает практические рекомендации. Вывод. Интерактивные формы обучения иностранным языкам способствуют: формированию интереса к изучению иностранного языка и общего интереса к учебе; приобретению коммуникативного опыта; развитию творческого мышления и навыков работы с информацией; развитию навыков работы в группе.
Ключевые слова: интерактивные формы, коммуникативные навыки, виртуальная экскурсия, английский язык.
Формат цитирования: Омарова Д. А. Формирование коммуникативных навыков учащихся в рамках интерактивного обучения (на примере английского языка) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 73-76.
The Formation of Pupils' Communication Skills
under the Interactive Learning (basing on English)
© 2017 Dzhaneta A. Omarova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study and to find out the interactive forms of learning, its role in the communicative skills formation, methods of its use in the process of learning the English language. Methods. Analysis of psychological, pedagogical and methodical literature, observation. Result. The author of the article explains the peculiarities of using the interactive forms, particularly the virtual excursion, gives the examples of its using at English lessons and gives the practical recommendations. Conclusion. Using the interactive forms of learning the foreign languages leads to forming the interest to study a foreign language, to acquire the communicative experience, to develop the creative thinking and skills of work with information and in groups.
Keywords: interactive forms, communicative skills, virtual excursion, English language.
For citation: Omarova D. A. The Formation of Pupils' Communication Skills under the Interactive Forms of Learning (basing on English). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 73-76. (In Russian)
Введение
На современном этапе развития России и формирования ее отношений с другими странами сложились благоприятные условия как для изучения иностранных языков, так и для их продуктивного использования в общении. Успешное овладение
иностранными языками открывает учащимся новые возможности, является предпосылкой для продолжения обучения за рубежом, укрепления международных отношений.
Осуществление успешной языковой коммуникации остается актуальной проблемой и требует внедрения в образовательный процесс новых продуктивных методов, форм обучения. Активное внедрение интерактивных форм в процесс обучения является весьма перспективным в практике обучения иностранным языкам. Использование таких форм и методов обучения стало довольно распространенным явлением и причиной этому явилось несоответствие между уровнем владения коммуникативными нормами и реальным процессом коммуникации.
Общеизвестно, что владение иностранным языком на сегодня не является роскошью, а скорее необходимостью. В молодёжной среде сегодня очень распространено изучение английского языка, посещение языковых курсов, разговорных клубов. Многие родители отдают детей на курсы английского языка с раннего возраста, так как знают, что в будущем без его знания не обойтись.
Основной целью обучения иностранным языкам, как известно, является подготовка личности к продуктивному участию в диалоге культур, ее социокультурное развитие, формирование коммуникативной компетенции обучаемого, которая нужна практически во всех сферах жизнедеятельности.
Цель статьи - изучение различных интерактивных форм обучения иностранным языкам, способствующих формированию коммуникативных навыков учащихся и способов их применения на уроках английского языка.
Методы - анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение.
Результаты и обсуждение
В настоящее время в обучении иностранным языкам приоритет отдается коммуникативности, интерактивности,
аутентичности общения, изучению языка в
культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента
коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является обучение свободному
ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать на различные ситуации, т. е. общению. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение [2, с. 913].
Интерактивный характер обучения позволяет обучаемым взаимодействовать между собой, вовлекая в этот процесс и преподавателя, который выступает в роли организатора процесса обучения. Такая стратегия названа личностно-ориентированной (student-centred approach), а ее правильное применение позволяет достичь усвоения учебного материала на 50-90 %, в зависимости от использованных интерактивных форм [1].
Выбирая формы и методы обучения, позволяющие учащимся раскрывать свои творческие способности, учитель открывает для них новые возможности. При этом очень важно принимать во внимание все факторы, в том числе и психологический, так как учащиеся преодолевают определенный психологический барьер, учатся общаться, взаимодействовать в условиях иноязычной среды.
Коммуникативное обучение,
подразумевающее использование таких эффективных форм, как интерактивные требует от учителя создание ситуаций активного взаимодействия на уроке.
Использование интерактивных методов обучения повышает эффективность учебного процесса, так как создает реальные ситуации из жизни и побуждает учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка, таким образом, формирует коммуникативные навыки учащихся. Интерактивность применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения [4, с. 44].
Формы интерактивного обучения позволяют достигнуть целей таких уровней,
как знание, понимание, применение (по Б. Блуму), что очень важно для формирования коммуникативных навыков
[5].
Существуют различные интерактивные формы обучения иностранным языкам, такие как обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные), творческие задания, экскурсии, выставки, спектакли,
представления, дискуссии, мозговой штурм и др.
Учебный процесс организуется таким образом, что все как учитель, так и учащиеся одинаково вовлечены в процесс, активно взаимодействуют друг с другом. Все становятся активными участниками педагогического процесса.
Интерактивные формы обучения иностранным языкам способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, умений работать в команде, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения. В процессе использования интерактивных форм обучения активизируется учебно-
познавательная деятельность учащихся, формируется общий интерес к учебе и мотивация к изучению иностранного языка.
В ходе специально созданных учебно-речевых ситуаций учитель и учащиеся имеют возможность свободно высказывать свои мнения, говорить на изучаемом языке. Учащиеся, оказываясь в реальных условиях общения, требующего речевого
взаимодействия, практикуют иноязычную речь. Процесс обучения таким образом становится эмоционально насыщенным, запоминающимся для учащихся, что немаловажно при обучении иностранному языку.
Именно в ходе группового общения повышается мотивация к учению. Разрешая определенную учебно-речевую задачу, ученики оказываются в определенных "рамках" общения; это означает, что они следуют нормам коммуникативного взаимодействия в условиях конкретной учебно-речевой ситуации. Таким образом, учащиеся формируют навыки адекватного речевого поведения.
На уроках иностранного языка могут применяться различные интерактивные формы уроков, такие как, урок-экскурсия, виртуальная экскурсия, урок-дискуссия, работа в группах и т. д.
Рассмотрим подробнее виртуальную экскурсию. Виртуальная экскурсия -
программно-информационный продукт (видео-, аудиоматериалы). В ходе урока-виртуальной экскурсии у учащихся развиваются: речь, память, мышление, воображение, внимание. В ходе урока-виртуальной экскурсии могут быть изучены темы: «Путешествие», «Обычаи и традиции», «Учеба за границей» и т. д. Виртуальная экскурсия проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий, что способствует повышению эффективности учебного процесса, интереса, мотивации учащихся, позволяет учителю использовать весь арсенал педагогических приемов. Яркие слайды, наглядность, информационная насыщенность материала повышают активность учащихся,
способствуют преодолению языкового барьера, формированию навыков говорения и аудирования, все это создает благоприятные условия для формирования
коммуникативных навыков. Не выходя из кабинета, учащиеся узнают много интересных фактов, путешествуют по городам, приобщаются к культуре страны изучаемого языка.
Урок-виртуальную экскурсию можно разделить на несколько этапов: подготовка, проведение, заключение, результаты. Для начала определяют цель, место и время проведения. Необходимое оборудование: компьютеры, ноутбуки, web-камеры, мультимедийный проектор, интернет. Чаще всего проводится в компьютерном классе. Необходимо четко определить план, учебно-воспитательные задачи, содержание, подготовить вопросы для обсуждения. Начинается виртуальная экскурсия с организационного момента, учитель сообщает цель, задачи. В начале виртуальной экскурсии целесообразно сообщить учащимся те ли иные факты, сведения, связанные с темой; после идет демонстрация виртуального тура; учитель периодически задает учащимся вопросы по теме (How do you think... ? Do you understand ...? Can you imagine ...?). Учитель может организовать самостоятельную работу учащихся в группах, консультируя при этом их, помогая. Также учитель может сам раскрыть содержание виртуальной экскурсии, а после организовать самостоятельную работу учащихся по заданиям. Затем каждая группа сообщает о проделанной работе, учитель проверяет все задания, дополняет, корректирует. В конце учитель озвучивает, что нового узнали учащиеся во время экскурсии. Виртуальная экскурсия подходит как
для презентации новой темы, так и для закрепления пройденного материала.
Заключение
При проведении виртуальной экскурсии у учащихся старших классов наблюдались следующие положительные тенденции: концентрация внимания, повышенный интерес к новому материалу, желание принимать активное участие в обсуждении проблемы, наблюдалось преодоление застенчивости и скованности у ранее неактивных учащихся, улучшились лексическая, грамматическая, произносительная стороны речи.
Эффективность интерактивных форм обучения иностранным языкам заключается в том, что учащиеся в процессе такого обучения максимально активны, т. е. они включены в поиск информации. В выборе конкретной интерактивной формы учащиеся преодолевают психологический барьер, общаясь друг с другом, учатся переносить приобретенный в процессе обучения опыт в реальную языковую среду.
1. Активные и интерактивные методы преподавания [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ийр/Девйуа!. 1september.ru/articles/512797/ [дата обращения: 12.05.2017 г.]
2. Баклашкина М. В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 9-13.
3. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень, 2005. 176 с.
4. Колесникова И. Л. Англо-русский справочник по методике преподавания
1. Active and interactive teaching methods [Electronic resource]. Mode of access: http//festival. 1september.ru/articles/512797/ [accessed 12.05.2017]
2. Baklashkina M. V. Teaching a foreign communication at foreign language lessons at school and University. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2009. No. 1. Pp. 913. (In Russian)
3. Kashlev S. S. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya [Interactive learning technology]. Minsk, Belorussky Verasen Publ., 2005. 176 p. (In Russian)
4. Kolesnikova I. L. Anglo-russkiy spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov: spravochnoe posobie [English-Russian reference book on the methodology of teaching foreign languages: a
В процессе применения интерактивных форм обучения между участниками общения складываются определенные
взаимоотношения, появляется потребность в общении. Такое взаимоотношение представляет собой общение
индивидуальностей. Т. е. возникает потребность в подлинном общении, общении личностей, что обеспечивает в свою очередь коммуникативную мотивацию.
Интерактивный способ общения
(взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной) способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Таким образом, интерактивные формы обучения иностранным языкам
способствуют: формированию интереса к изучению иностранного языка и общего интереса к учебе; приобретению коммуникативного опыта; развитию творческого мышления и навыков работы с информацией; развитию навыков работы в группе (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и т. д.).
иностранных языков: справочное пособие. М. : Дрофа, 2008. 432 с.
5. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1991. 178 с.
6. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие. М. : Филоматис, 2008. 188 с.
reference guide]. Moscow, Drofa Publ., 2008. 432 p. (In Russian)
5. Passov E. I., Kuzovlev V. P., Korostelev V. S. Tsel' obucheniya inostrannomu yazyku na sovremennom etape razvitiya obshchestva. Obshchaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Khrestomatiya [The aim of learning a foreign language at the modern stage of society development. The General methodology of teaching foreign languages. Reader]. Ed. by A. A. Leontyev. Moscow, 1991. 178 p. (In Russian)
6. Shyukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam. Uchebnoe posobie [Modern intensive methods and technologies of teaching foreign
Литература
References
languages. Tutorial]. Moscow, Philomatis Publ., 2008. 188 p. (In Russian)
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
7
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Омарова Джанета Абусупьяновна,
редактор, редакционно-издательский отдел; соискатель, кафедра педагогики, Дагестанский государственный
педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 15.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Dzhaneta A. Omarova, editor, Editorial and Publishing Department; applicant, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 15.07.2017.