синтаксиса и т. д.) задача состоит в том, чтобы найти такие способы и методы описания.
Использование, которых способствовало бы восполнению пробелов аналитической методики,
преодолению ее односторонности.
Список литературы / References
1. Эшби У.Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М.: Прогресс, 1969.
2. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности / А.Е. Супрун. Мн., 1996.
3. Зулпукаров К.З. Методика обучение русскому языку // Русский язык в образовательном пространстве Центральноазиатского региона СНГ: Международная научно-практическая конференция. 15-19 августа 2007 г. Бишкек: КРСУ, 2007. 368 с.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
Баранбаева К.Б. Email: [email protected]
Баранбаева Куралай Барашевна — преподаватель английского языка, кафедра медицинской психологии, педагогики и языковых дисциплин, Казахстанско-Российский медицинский университет, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. В данной статье анализируется понятие коммуникативной компетенции с различных точек зрения и определяются активные формы и методы обучения английскому языку. Дается определение понятий «диалогическая речь», «интерактивные методы», «активные формы обучения», «активность воспроизведения», «активность интерпретации», «творческая активность», «коллаборативное обучение». Ключевые слова: английский язык, коммуникативная компетенция, активные формы обучения, методы обучения.
DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS AT LESSONS OF ENGLISH THROUGH ACTIVE LEARNING
Baranbaeva K.B.
Baranbaeva Kuralay Barashevna - English Teacher, DEPARTMEN OF MEDICAL PSYCHOLOGY, PEDAGOGY AND LANGUAGE COURSES, KAZAKH-RUSSIAN MEDICAL UNIVERSITY, ALMATY, KAZAKHSTAN
Abstract: the main objective of foreign language teaching is the formation, improvement and development of the personality, capable of achieving the required level of competence. This paper analyzes the concept of communicative competence from different points of view and defines the active forms and methods of teaching English. The definition of the concepts of «interactive techniques», «active forms of learning», «playback activity», «activity of interpretation», «creative activity», «collaborative learning».
Keywords: English, communicative competence, active forms of learning, teaching methods.
УДК 81-139
Анализ теоретической литературы позволяет рассматривать коммуникативную компетенцию с различных точек зрения и определить следующие подходы к формулированию понятия «коммуникативная компетенция».
Данное понятие состоит из двух слов: коммуникация и компетенция. Слово «коммуникация» произошло от латинского «communicatio», что означает «сообщение, передача
информации». По словам языковеда А.Р. Арутюнова, это специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Что подразумевается под данным термином сегодня? Рассмотрим значение слова «коммуникация» по словарю. В Словаре русского языка С.И.Ожегова слово имеет несколько значений: 1. Путь сообщения, линия связи. 2. Сообщение, общение (книжн.).
В Словаре иностранных слов термин обозначает акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Суммируя сказанное выше, заключаем, что коммуникативная компетенция — способность личности выбирать адекватно реальной ситуации общения коммуникативное поведение, которое заключается в совокупности норм и традиций общения определенной группы людей [1].
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Следует отметить, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Доказано, что одной из главных причин боязни обучающихся высказываться перед незнакомыми людьми на иностранном языке является отсутствие у них коммуникативных навыков и опыта публичных выступлений на родном языке. И поскольку речевое умение как умение человека оформлять в словах собственную мысль не является результатом обучения, мастерство речи приходит к человеку в основном стихийно, бессистемно и отрывочно. Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнера по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее. Существует множество упражнений по подготовке обучающихся к диалогу. Самым простым из них является составление собственных диалогов на основе готовых [2, с. 15]. Но это применимо только на начальном этапе, когда учащимся необходимо овладеть тактикой ведения диалога, научиться применять различные клише оформления речи. Для более продвинутого уровня, когда учащиеся уже могут спонтанно реагировать на реплики партнёра и аргументировать свое мнение, предлагается использовать на занятиях ролевые игры, дискуссии по заданной тематике.
На помощь приходят интерактивные методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, создают атмосферу сотрудничества. Стоит отметить, что вводить интерактивные методы обучения нужно постепенно, начиная с работы в парах или малых группах, где учащиеся (все, даже самые стеснительные) получают возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации интенсификации деятельности учащихся.
Выделяют 3 уровня активности:
- активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
- активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях;
- активность творческая - предполагает устремлённость обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Коллаборативное обучение - обучение в сотрудничестве представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является структурой взаимодействия, направленного на содействие достижению конечного результата или цели. Обучение в сотрудничестве является личной философией, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчеркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп [3, с. 27].
В педагогике имеется достаточное количество подходов обучения в сотрудничестве, но основные характеристики совместного процесса обучения следующие: обучение является
активным процессом, согласно которому студенты усваивают информацию и связывают ее усвоение со знанием, которым они обладают; обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия его/ее сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения; учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей; обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют [1]. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждении; в коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном, и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие. Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения.
Правила организации групп. Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей. Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга.
Правила работы в группах. Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут решаться индивидуально. Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут достигнуты результаты.
Роль учителей. Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания. Работа с группой должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать. Вмешательство учителя должно быть. Деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя. По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы [4, с. 12].
Результаты кооперативной работы в группах. Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении. Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Список литературы / References
1. Аманбаева Г.Ю. Касенова Н.А. Развитие коммуникативной компетенции на занятиях русского языка [articlekz.com] / Г.Ю. Аманбаева, Н.А. Касенова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://articlekz.com/article/6518 (дата обращения: 01.03.2017).
2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
3. Конышева А.В. Современные методы обучения. Минск, 2007.
4. Шаранова О.Б. Развитие применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе // Шетел тшгн окыту эдастемеа = Методика обучения иностранного языка, 2013. № 5. С. 12-17.