Научная статья на тему 'Использование кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку'

Использование кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1797
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС-ТЕКСТ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Патимат Абусупьяновна, Омарова Джанета Абусупьяновна

Авторы статьи анализируют кейс-метод как один из методов, используемых в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку. В статье приводятся практические рекомендации и примеры использования кейс-метода на уроке иностранного языка (на примере английского языка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Патимат Абусупьяновна, Омарова Джанета Абусупьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку»

Психолого-педагогические науки •••

57

Literatura

1. Babanskij Ju. K. Po-novomu stroit' process obrazovanija i vospitanija / Ju. K. Babanskij. M. : Institut nauchnoj i peda-gogicheskoj informacii, 2012. S. 37-51. 2. Lerner I. Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija. M. : Pedagogika, 1981. 185 s. 3. Slastenin V. A., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj dejatel'no-sti // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49. 4. Esipov B. P. Samostojatel'naja rabota uchashhihsja na uroke. M. : Uch-pedgiz, 1961. 239 s. 5. Pidkasistyj P. I. Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. Te-oretiko-jeksperimental'noe issledovanie. M. : Pedagogika, 1980. 240 s. 6. Kachanova I. A. Organizacija vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov pri perehode na FGOS [Jelektronnyj resurs] URL: www.nsportal.ru 7. Latypova R. F. Proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej [Jelektronnyj resurs] URL: www.nsportal.ru 2012. 8. Zimnjaja I. Ja. Samostojatel'naja rabota kak vysshaja forma uchebnoj dejatel'nosti studenta / Samostojatel'naja rabota studentov. Metodicheskie rekomendacii prepodavateljam. L. : LPI, 1988. S. 14.

Статья поступила вредакцию 05.03.2014 г.

УДК 372.881.111.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕИС-МЕТОДА В КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

USING THE CASE-METHOD IN THE COMMUNICATIVE-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE

©2°i5 Омарова П. А., Омарова Д. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Omarova P. A., Omarova D. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Авторы статьи анализируют кейс-метод как один из методов, используемых в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку. В статье приводятся практические рекомендации и примеры использования кейс-метода на уроке иностранного языка (на примере английского языка).

Abstract. The authors of the article analyze the case-method as one of the methods of communicative-oriented teaching a foreign language and give the practical recommendations and examples of using a case-method at foreign language’s lesson (on the example of English language).

Rezjume. Avtory stat'i analizirujut kejs-metod kak odin iz metodov, ispol'zuemyh v kommunikativno-orientirovannom obuchenii inostrannomu jazyku. V stat'e privodjatsja prakticheskie rekomenda.cii i primery ispol'zovanija kejs-metoda na uroke inostrannogo jazyka (naprimere anglijskogo jazyka).

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-текст, проблемная ситуация, коммуникативная задача. Key words: case-method, case-text, problem situation, communicative task.

Kljuchevyeslova: keis-metod, kejs-tekst, problemnaja situacija, kommunikativnaja zadacha.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам предполагает использование разнообразных интерактивных методов, обеспечивающих возможность общения на иностранном языке и способствующих формированию коммуникативных навыков.

Обучение иностранному языку в отличие от методик преподавания других школьных предметов ориентировано на овладение учащимися не только знаниями, но и умениями межкультурного речевого общения, что требует формирования иноязычной коммуникативной компетенции учителя [3].

Кейс-метод является одним из наиболее эффективных среди интерактивных методов обучения. Его использование в обучении иностранному языку открывает для учащихся новые возможности, они начинают проявлять активность, творчески развиваются, приобретают коммуникативные навыки.

Кейс-метод, как один из методов интерактивного обучения в преподавании иностранного языка предполагает создание специальных обучающих ситуаций, в процессе которых учащиеся оказываются в реальных условиях, которые требуют речевого взаимодействия. В данной ситуации живое общение выходит на первый план, учащиеся не зацикливаются на

58

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

использовании грамматических конструкций, лексических единиц. Урок, содержащий кейсметод, в целом имеет речевой характер. Использование иноязычной речи является необходимостью, что способствует формированию коммуникативных навыков.

Основной целью кейс-метода является коллективное обсуждение проблемы, анализ событий, составляющих определенную ситуацию, разработка практического решения задачи. Использование кейс-метода на уроках иностранного языка способствует включению учащихся в активную дискуссию, активизации речевой деятельности, что необходимо для формирования коммуникативных навыков.

Все кейсы имеют типовую структуру: ситуацию (случай, проблема); контекст ситуации; комментарии к ситуации; вопросы и задания для работы с кейсом; приложения. Как известно, решение кейса проводится в несколько этапов: знакомство с ситуацией, выделение основных проблем, построение ситуации, выработка основных концепций, создание описания, сбор дополнительной информации, подготовка окончательного текста, презентация кейса, организация обсуждения [4].

На первом этапе работы с кейсом учащиеся проявляют интерес к совместной деятельности, учащиеся демонстрируют знания по материалу кейса; выделяется основная проблема. На втором этапе идет коллективная подготовка ответов на вопросы, сопоставление ответов, обмен мнениями, выработка единой позиции; учащиеся представляют решение группы, отвечают на вопросы, анализируя ситуацию. Основной задачей следующего этапа является проявление результатов работы с кейсом. Учитель на этом этапе анализирует коллективную работу учащихся, подводит итоги.

Кейс представляется в различных вариантах: в мультимедийном и печатном виде, а также может быть дополнен наглядным материалом в виде фотографий, таблиц или схем.

В описании кейса должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения [1. С. 61].

Проблема, содержащаяся в кейсе, определяется самими учащимися, требуя от них выработки различных вариантов ее решения. Разрабатывая алгоритм необходимых действий, используя материал кейса, учащиеся применяют свои профессиональные знания, в результате чего овладевают новой лексикой, учатся логически выстраивать и обосновывать свою точку зрения на иностранном языке, приобретают коммуникативные навыки.

Применительно к обучению иностранному языку кейс-метод помогает решить ряд важнейших задач. Во-первых, использование ситуационного обучения создает языковую среду и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения. Кейс позволяет включить участников в единый контекст деятельности, что приводит к «повышению рече-

вой готовности, способности к эвристической деятельности» [6. С. 91].

Использование кейс-метода помогает учащимся четко формулировать свое и противоположные мнения, защищать и доказывать свою точку зрения.

Для начала работы с кейсом необходимо проработать лексические единицы и грамматические конструкции. Очень важно использование определенных реплик в виде замечания, возражения, согласия, несогласия (You are right; I think the same; As for me I think...); дополняющих говорящего (More then that; Besides); уточняющего характера (I suppose...; I believe...); обобщающих суждения (On the whole; In general; let’s come to the coclusion). При этом важное место занимают эмоциональные реакции (That is rather strange; awful, nice, brilliant, well, great); иронические высказывания, выражающие просьбу (May I? Can you? Will you?); отрицательную оценку (I find it bad, I find it not very good); удивление (Is it? Do you? Really? How so?) [5. C. 70].

Материал кейса заранее представляется учащимся, дается время на его изучение. Класс делится на несколько групп с противоположными мнениями. Каждая группа сначала готовит соответствующий материал, отдельно обсуждает свою точку зрения, выдвигая аргументы. После группы представляют свои доказательства.

Кейс содержит информацию, которую обучаемые должны проанализировать и на основе этого анализа найти решение и затем доказать правильность своего выбора.

Приведем пример урока с использованием кейс-метода.

План урока может выглядеть следующим образом:

Theme: Internet and Modern Life.

Задачи урока:

- формирование навыков монологической и диалогической речи;

- формирование грамматических и лексических навыков;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование навыков работы в группе;

- развитие познавательной активности.

Оснащение урока:

- стенгазеты с изображениями соответствующей тематики;

- музыкальное сопровождение;

- видеоролики по теме;

- раздаточный материал (тексты, статьи и т. д.).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Фонетико-речевая зарядка (воспроизведение видеороликов, ответы на вопросы учителя после их просмотра).

3. Повторение лексики урока (выполнение лексических упражнений).

4. Повторение грамматики (выполнение грамматических упражнений).

5. Сообщения по теме кейса.

Психолого-педагогические науки •••

От каждой группы выступает по одному представителю (руководителю группы) со своим сообщением, остальные учащиеся слушают. После высказываются другие, делятся мнениями, задают друг другу вопросы, противоположная сторона оспаривает их мнение. Учитель задает вопросы обеим группам, направляет учащихся во время дискуссии. В итоге учащиеся кратко излагают и обосновывают основные идеи, приходят к общему выводу или каждая из групп остается при своем мнении, учитель подводит итоги обсуждения заданной темы. В рамках заданной темы актуально использование следующих фраз: the Internet is a global network of people, ideas and information; the most popular Internet service; Internet host computers; a huge amount of information circulating through the net; packet switching technology; In spite of all the good sides that Internet has, there are some drawbacks; to stay informed; reliable anti-virus software installed.

Врамках исследования нами были разработаны и предложены следующие темы кейсов для использования на уроках иностранного языка: study a broad; modern designers; informational field и др.

При использовании кейс-метода в обучении иностранному языку на протяжении нескольких месяцев у учащихся наблюдались следующие положительные результаты:

- учащиеся научились работать с текстом;

- освоили метод сбора данных и метод анализа;

- учащиеся приобрели навыки работы в группе, коммуникативные навыки; навыки чтения на иностранном языке и обработки информации;

- повысился уровень коммуникативной компетенции;

59

- уровень практического владения английским языком повысился;

- уровень знания английского языка повысился в целом;

Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии даёт возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по языку и его употреблению в речи [2].

Неотъемлемой частью обучения иностранному языку является обучение правильному пониманию и употреблению лексики. Разыгрывая различные ситуации реального общения, учащиеся последовательно овладевают различными видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием. Учащиеся, таким образом, преодолевают трудности, возникающие при запоминании и воспроизведении лексического материала. Использование кейс-метода позволяет создавать необходимые условия для формирования навыков применения иноязычной лексики в различных ситуациях общения. В процессе работы над ситуацией учащиеся закрепляют необходимый материал, совершенствуют речевые навыки.

Работа с кейсом является творческим процессом, в ходе которого учащиеся приобретают новые коммуникативные и интеллектуальные навыки, также у них развиваются такие личные качества, как самостоятельность, творческое мышление, фантазия и др. Важным фактором повышения активности учащихся во время работы над кейсом является то, что класс не разделяется на слабых и сильных учеников, независимо от уровня их знаний все включаются в работу, таким образом, преодолевается языковой барьер, повышается общий интерес к изучению языка и уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Литература

1. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. № 4. 2010. С. 61-69. 2. Гончарова М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный

процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / под ред. Ю. Б. Кузьменковой. М. : Центр по изучению взаимодействия 6 культур ФИЯ МГУ им. М. В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. 5). С. 95-100. 3. Демченко А. И., Алипулатова Н. С.

Проектная деятельность в обучении иностранному языку // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013, № 2. С. 106. 4. Ильина О. К.

Использование кейс-метода в практике преподавания английского язык. М. : МГИМО-Университет. 2009. С. 253261. 5. Омарова Д. А., Омарова П. А. Речевые ситуации в формировании коммуникативных умений учащихся

//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011, №3. С. 70. 6. Федоринова З. В. Использование метода case-study для гуманитаризации образования в

техническом вузе // Вестник Томского гос .пед .ун- 2012. Вып. 4. С. 90-92.

References

1. Andyusev B. E. The Case-method as a tool for the formation of competences // School Director. # 4. 2010. P. 61-69.

2. Goncharova M. V. The Case-method in teaching the foreign language communication of managers // Student and

the educational process: foreign languages in higher education. Collection of scientific articles / ed. by Yu. B. Kuzmen-kova. M. : Center for the study of the interaction of 6 cultures of the FFL M. V. Lomonosov MSU, 2004. (Discussion club FLT: current trends and experience of professionals. Vol. 5). P. 95-100. 3. Demchenko A. I., Alipulatova N. S. Project

work in foreign language teaching // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2013, # 2. P. 106. 4. Ilyina O. K. Using the case-method in teaching English. M. : MGIMO-University. 2009. P. 253-261. 5. Omarova D. A., Omarova P. A. Speech situation in the formation of communicative skills of students // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2011, # 3. P. 70. 6. Fedorinova Z. V. The use of the method of case-study for the humanization of education in the technical education // Bulletin of Tomsk State Ped. University in 2012. Vol. 4. P. 90-92.

60

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

Literatura

1. Andjusev B. E. Kejs-metod kak instrument formirovanija kompetentnostej // Direktor shkoly. № 4. 2010. S. 61-69.

2. Goncharova M. V. Kejs-metod v obuchenii inojazychnomu obshheniju menedzherov // Student i uchebnyj process:

inostrannye jazyki v vysshej shkole. Sbornik nauchnyh statej / pod red. Ju. B. Kuz'menkovoj. M. : Centr po izucheniju vzaimodejstvija 6 kul'tur FIJa MGU im. M. V. Lomonosova, 2004. (Diskussionnyj klub FLT: sovremennye tendencii i opyt professionalov. Vyp. 5). S. 95-100). 3. Demchenko A. I., Alipulatova N. S. Proektnaja dejatel'nost' v obuchenii inostran-nomu jazyku // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013, № 2. S. 106. 4. Il'ina O. K. Ispol'zovanie kejs-metoda v praktike prepodavanija anglijskogo jazyk. M. : MGIMO-Universitet. 2009. S. 253-261. 5. Omarova D. A., Omarova P. A. Rechevye situacii v formirovanii kommu-

nikativnyh umenij uchashhihsja // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011, № 3. S. 70. 6. Fedorinova Z. V. Ispol'zovanie metoda case-study dlja gumanita-rizacii obrazovanija v tehnicheskom vuze // Vestnik Tomskogo gos .ped .un- 2012. Vyp. 4. S. 90-92.

Статья поступила в редакцию 18.03.2015 г.

УДК 796 (07)

О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДАГЕСТАНЦЕВ

THE PHYSICAL EDUCATION OF GIRLS IN THE DAGESTAN PEOPLES’ TRADITIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

©2015 Рагимова Н. Ш., Гаджиагаев С. М., Ибрагимов А. Д., Гаджиагаев Т. С.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Ragimova N. Sh., Gadzhiagaev S. M., Ibragimov A. D., Gadzhiagaev T. S.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается актуальность использования положительных методологических подходов традиционной педагогической культуры народов Дагестана, в целях повышения эффективности современного физического воспитания девочек. Приводится анализ этнографического материала, связанного с применением физических упражнений народных подвижных игр в физическом воспитании подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The aurhors of the article discuss the relevance of using the positive methodological approaches of traditional pedagogical culture of Dagestan peoples in order to improve the efficiency of modern physical education of girls. They analyze the ethnographic material assistantd with the use of physical exercises of the folk outdoor games in the physical education of the younger generation.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja aktual'nost' ispol'zovanija polozhitel'nyh metodologicheskih podhodov tradicionnoj pedagogicheskoj kul'tury narodov Dagestana, v celjah povyshenija jeffektivnosti sovremennogo fizi-cheskogo vospitanija devochek. Privoditsja analiz jetnograficheskogo materiala, svjazannogo s primeneniem fizi-cheskih uprazhnenij narodnyh podvizhnyh igr, v fizicheskom vospitanii podrastajushhego pokolenija.

Ключевые слова: народы Дагестана, физическое воспитание девочек, физические упражнения, народные игры, народная педагогика, подрастающее поколение.

Keywords: Dagestan peoples, physical education of girls, physical exercise, folk games, folk pedagogy, younger generation.

Kljuchevye slova: narody Dagestana, fizicheskoe vospitanie devochek, fizicheskie upra.zhnenija, narodnye igry, narodnaja pedagogika, podrastajushhee pokolenie.

В настоящее время в обществе уделяется должное внимание изданию этнически ориентированных программ воспитания и развития подрастающего поколения. В этом контексте представляется уместным использование прогрессивного народного опыта физического воспитания. Поэтому использование истори-

чески апробированных методологических подходов традиционной педагогической культуры народов Дагестана в целях повышения эффективности современного физического воспитания приобретает особую актуальность.

Дагестанцы всегда придавали большое значение физической подготовке подрастающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.