Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как основа становления профессиональной компетенции'

Самостоятельная работа как основа становления профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Айшат Абусупьяновна, Омарова Патимат Абусупьяновна

В статье рассматривается необходимость наиболее тщательного подхода к подготовке заданий для самостоятельной работы обучающихся, так как в основе закладываемых профессиональных знаний, умений, навыков у будущих выпускников образовательных учреждений наиболее весомым является самостоятельная подготовка и творческая активность при выполнении профессиональных задач. Самостоятельная работа рассматривается сегодня как одно из направлений учебного процесса, обеспечивающего формирование профессиональной компетенции, в условиях компетентностного подхода к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Айшат Абусупьяновна, Омарова Патимат Абусупьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как основа становления профессиональной компетенции»

54

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

УДК 378

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

INDEPENDENT WORK AS A BASIS FOR THE PROFESSIONAL COMPETENCE’S FORMATION

©2015 Омарова А. А., Омарова П. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Omarova A. A., Omarova P. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается необходимость наиболее тщательного подхода к подготовке заданий для самостоятельной работы обучающихся, так как в основе закладываемых профессиональных знаний, умений, навыков у будущих выпускников образовательных учреждений наиболее весомым является самостоятельна.я подготовка и творческая активность при выполнении профессиональных задач. Самостоятельная работа ра.ссматрива.ется сегодня как одно из направлений учебного процесса, обеспечивающего формирование профессиональной компетенции, в условиях компетентностного подхода к образованию.

Abstract. The article deals with the need of thorough approach to the preparation of tasks for independent work of students, because the self-study and creative activity of the future graduates are the most important in the bases of professional knowledge. Independent work is considered today as one of the areas of the educational process, ensuring the formation of professional competence, in terms of the competence approach to education.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja neobhodimost' naibolee tshhatel'nogo podhoda k podgotovke zadanij dlja samostojatel'noj raboty obuchajushhihsja, tak kak v osnove za-kladyvaemyh professional'nyh znanij, umenij, na-vykov u budushhih vypusknikov obrazo-vatel'nyh uchrezhdenij naibolee vesomym javljaetsja samostojatel'naja podgotovka i tvor-cheskaja aktivnost' pri vypolnenii professional'nyh zadach. Samostojatel'naja rabota rassmatrivaetsja segodnja kak odno iz napravlenij uchebnogo processa, obespechivajushhego formirovanie profes-sional'noj kompetencii, v uslovijah kompetentnostnogo podhoda k obrazovaniju.

Ключевые слова: самостоятельная работа, активность, планирование, знания, творческие задания, методы обучения, компетенция, профессиональные задачи, коммуникативные технологии.

Keywords: independent work, activity, planning, knowledge, creative activities, teaching methods, competence, professional issues, communication technologies.

Kljuchevye slova: samostojatel'naja rabota, aktivnost', planirovanie, znanija, tvorcheskie zadanija, metody obuchenija., kompetencija, professional'nye zadachi, kommuni-kativnye tehnologii.

В современном мире в век социальных преобразований, затрагивающих все сферы общества, всё более актуальной становится задача планомерной организации самостоятельной работы студентов. Особенно это необходимость возникает в связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта (ГОС).

Просматривая определения понятия «самостоятельной работы», можно выделить множество толкований данного понятия. Это зависит, прежде всего, от различия подходов к её организации и выбора базовых критериев оценки эффективности её организации.

Анализ педагогических работ в области самостоятельной деятельности позволил выявить, что в настоящее время термин «самостоятельная работа» раскрывается с таких позиций, как: метод обучения (Ю. К. Бабанский,

И. Я. Лернер и др.); вид учебной деятельности (И. Я. Зимняя, Л. Д. Никандров и др.); форма организации учебных занятий (В. А. Сластё-нин, Б. П. Есипов); средство обучения (А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый).

Таким образом, самостоятельная работа понимается как организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на выполнение определённой цели и выполняемую в специально отведённое для этого время. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще в учебной, научной и профессиональной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поко-

Психолого-педагогические науки •••

ления, развитие многих компетенций предполагает формирование способности и готовности студентов с большей степенью самостоятельности приобретать новые знания, умения и навыки.

Современная педагогическая система предполагает внедрение в образовательный процесс новых идей, технологий, форм и методов его организации с целью развития не только познавательной деятельности, но и высшей её ступени - творческой активности личности в познавательном процессе на основе внутренних мотивов. Одной из таких технологий является проблемное обучение, предполагающее творческое усвоение знаний через решение проблемных творческих заданий с использованием эвристических методов обучения, например: метод наводящих вопросов, прямой (личной) аналогии, эмпатии, инверсии, мозгового штурма и др.

На фоне требований ФГОС выдвигается задача эффективной организации самостоятельной работы студентов с привлечением всех доступных на сегодняшний день технологий. Алгоритм работы преподавателя предполагает:

1. Планирование содержания и объёма В.С.Р., согласно ФГОС и учебному плану;

2. Отбор видов самостоятельной работы: решение ситуационных задач, подготовка к контрольным и проверочным работам, практическим занятиям, оформление мультимедиа презентаций, слайдовое сопровождение докладов, исследовательских работ, проектов;

3. Разработка заданий для ВСР;

4. Обеспечение информационными ресурсами, методическими материалами;

5. Создание условий для ВСР;

В условиях принятия Федеральных государственных стандартов 3-го поколения требуются принципиальные изменения при организации образовательного процесса, включающих сокращение аудиторной нагрузки, замену пассивного слушания лектора возрастанием доли активной самостоятельной работы учащихся.

Студент в образовательном процессе должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. У студента больше возможностей использовать учебное время для самостоятельной работы чем, например, для учащегося в средней школе. Студент должен последовательно планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы студента должен составлять не менее 50 % от общего времени изучаемого цикла, она является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом [7. С. 25].

Самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого подхода к решению задач профессионального и учебного уровня. Наряду с этим, развиваются ответственность и организованность, стремление к углублению и расширению знаний, формиро-

55

ванию интереса к познавательной деятельности. Студент овладевает приемами процесса познания, развивает свои индивидуальные способности. Учебная работа, рассчитанная на самостоятельное изучение, может осуществляться индивидуально, а также коллективом студентов в зависимости от поставленной цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Формы самостоятельной работы студентов заранее должны определяться при разработке рабочих учебных программ по различным дисциплинам, в зависимости от содержания учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. Самостоятельная работа по дисциплине разделяется на два этапа. Первый включает работу, выполняемую на учебных занятиях при непосредственном руководстве преподавателя и его заданиях (аудиторная). На втором этапе определенная часть работы выполняется уже без участия преподавателя (внеаудиторная)[6. С. 31].

По каждой конкретной дисциплине практикуются свои характерные для нее виды и формы самостоятельной работы студентов. Например, это могут быть выполнение соответствующих какой-либо дисциплине упражнений, составление кроссвордов, составление тематического словаря, составление таблиц, схем, написание эссе, подготовка слайд-презентаций, составление докладов, написание рефератов, подготовка проектных работ и т. д. Проводя такую работу, студент постепенно приобщается к самостоятельной учебной работе, что обеспечивает овладение им общими компетенциями, такими как: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Итак, для развития самостоятельной деятельности у обучающегося, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, то есть студент должен знать, что делать и каков конечный результат. Преподавателю, при этом, нужно вооружить студентов различными приемами учебной деятельности исходя из характера самой деятельности. Для успешного выполнения задания нужно пользоваться соответствующими средствами обучения. Необходимо правильно планировать время, кото-

56

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

рое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы, студентам необходимо ежедневно заниматься минимум полчаса, а в неделю три часа.

Практика показывает, что для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются такие формы заданий как рефераты, компьютерные презентации, эссе, проекты. Для самостоятельной работы желательно предлагать учащимся задания, которые требуют от них творческой деятельности. Это могут быть задания, которые направляют студентов на самостоятельный отбор материала, то есть, написание эссе, создание проектов, презентаций, видеороликов. При создании проектов, презентаций от обучающихся требуются знания работы на компьютере, самостоятельный поиск информации, а самое главное отбор нужной краткой информации. Студенты довольно активно поддерживают интерес при создании презентаций. Для презентаций используются различные темы как общие, так и профессиональные. Также можно использовать метод проектов. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

Для распространения педагогического опыта и повышения мотивации к изучению определенной дисциплины предлагается участвовать в различных интернет-конкурсах, где учащиеся демонстрируют свои работы в виде видеороликов, презентаций, которые они выполнили самостоятельно. Студенты также публикуют свои материалы и выступают на конференциях с ними. Организация самостоятельной творческой работы студентов повы-

шает качество образования и помогает овладевать общими компетенциями.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом познавательной деятельности. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Большинство исследователей относят самостоятельную работу к методам обучения, поскольку она выступает в роли одного из распространенных способов решения учебно-воспитательных задач, в частности задач формирования обобщенных умений [1. С. 42]. В связи с вышесказанным оптимизация самостоятельной работы студентов предполагает организацию соответствующей работы и со стороны преподавателей, предоставляющих вспомогательные инструкции, включающие учебную, справочную и методическую литературу, для создания соответствующего планомерного руководства к организации самостоятельной работы как для студентов, так и для преподавателей, при этом возникает необходимость:

1. Дополнить и усовершенствовать методическими рекомендациями по самостоятельной работе основные учебные курсы кафедры, согласно требованиям ФГОС третьего поколения.

2. Дать учебно-методическое обеспечение к самостоятельной работе по спецкурсам кафедр.

3. Разработать планомерное руководство по организации самостоятельной работы, согласно требованиям ФГОС третьего поколения как для студентов, так и для преподавателей, в виде методических разработок.

4. Запланировать работу преподавателей кафедр по учебно-методическому обеспечению основных и дополнительных учебных курсов.

Литература

1. Бабанский Ю. К. По-новому строить процесс образования и воспитания / Ю. К. Бабанский. М. : Институт научной и педагогической информации, 2012. С. 37-51. 2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. :

Педагогика, 1981. 185 с. 3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49. 4. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М. : Учпедгиз, 1961. 239 с. 5. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М. : Педагогика, 1980. 240 с. 6. Качанова И. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при переходе на ФГОС [Электронный ресурс] URL: www.nsportal.ru 7. Латыпова Р. Ф. Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей [Электронный ресурс] URL: www.nsportal.ru 2012. 8. Зимняя И. Я. Самостоятельная работа как

высшая форма учебной деятельности студента / Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. Л. : ЛПИ, 1988. С. 14.

References

1. Babanskij Yu. K. New way to build the process of education and upbringing / Yu. K. BA-mining. M. : Institute of scientific and pedagogical information, 2012. P. 37-51. 2. Lerner I. Ya. Didactic principles of teaching methods. M. : Longman, 1981. 185 p. 3. Slastenin V. A., Podymova L. S. Willingness of the teacher to innovative activity // Siberian Pedagogical Journal. 2007. # 1. P. 42-49. 4. Esipov B. P. Self-independent work of students in the classroom. M : Uch-pedgiz, 1961. 239 p. 5. Pidkasistyj P. I. Independent cognitive activity of students in learning. Theoretical-

experimental study. M. : Longman, 1980. 240 p. 6. Kachanova I. A. Organization of extracurricular independent work of students during the transition to the GEF [Electronic resource] URL: www.nsportal.ru 7. Latypova R. F. Design activities as a means of development of creative abilities [Electronic resource] URL: www.nsportal.ru 2012. 8. Zimnyaya

I. Ya. Independent work as the highest form of educational activity of student / Independent work of students. Methodical recommendations for teachers. L. : LPI, 1988. P. 14.

Психолого-педагогические науки •••

57

Literatura

1. Babanskij Ju. K. Po-novomu stroit' process obrazovanija i vospitanija / Ju. K. Babanskij. M. : Institut nauchnoj i peda-gogicheskoj informacii, 2012. S. 37-51. 2. Lerner I. Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija. M. : Pedagogika, 1981. 185 s. 3. Slastenin V. A., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj dejatel'no-sti // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49. 4. Esipov B. P. Samostojatel'naja rabota uchashhihsja na uroke. M. : Uch-pedgiz, 1961. 239 s. 5. Pidkasistyj P. I. Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. Te-oretiko-jeksperimental'noe issledovanie. M. : Pedagogika, 1980. 240 s. 6. Kachanova I. A. Organizacija vneauditornoj samostojatel'noj raboty studentov pri perehode na FGOS [Jelektronnyj resurs] URL: www.nsportal.ru 7. Latypova R. F. Proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej [Jelektronnyj resurs] URL: www.nsportal.ru 2012. 8. Zimnjaja I. Ja. Samostojatel'naja rabota kak vysshaja forma uchebnoj dejatel'nosti studenta / Samostojatel'naja rabota studentov. Metodicheskie rekomendacii prepodavateljam. L. : LPI, 1988. S. 14.

Статья поступила вредакцию 05.03.2014 г.

УДК 372.881.111.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕИС-МЕТОДА В КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

USING THE CASE-METHOD IN THE COMMUNICATIVE-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE

©2°i5 Омарова П. А., Омарова Д. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Omarova P. A., Omarova D. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Авторы статьи анализируют кейс-метод как один из методов, используемых в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку. В статье приводятся практические рекомендации и примеры использования кейс-метода на уроке иностранного языка (на примере английского языка).

Abstract. The authors of the article analyze the case-method as one of the methods of communicative-oriented teaching a foreign language and give the practical recommendations and examples of using a case-method at foreign language’s lesson (on the example of English language).

Rezjume. Avtory stat'i analizirujut kejs-metod kak odin iz metodov, ispol'zuemyh v kommunikativno-orientirovannom obuchenii inostrannomu jazyku. V stat'e privodjatsja prakticheskie rekomenda.cii i primery ispol'zovanija kejs-metoda na uroke inostrannogo jazyka (naprimere anglijskogo jazyka).

Ключевые слова: кейс-метод, кейс-текст, проблемная ситуация, коммуникативная задача. Key words: case-method, case-text, problem situation, communicative task.

Kljuchevyeslova: keis-metod, kejs-tekst, problemnaja situacija, kommunikativnaja zadacha.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам предполагает использование разнообразных интерактивных методов, обеспечивающих возможность общения на иностранном языке и способствующих формированию коммуникативных навыков.

Обучение иностранному языку в отличие от методик преподавания других школьных предметов ориентировано на овладение учащимися не только знаниями, но и умениями межкультурного речевого общения, что требует формирования иноязычной коммуникативной компетенции учителя [3].

Кейс-метод является одним из наиболее эффективных среди интерактивных методов обучения. Его использование в обучении иностранному языку открывает для учащихся новые возможности, они начинают проявлять активность, творчески развиваются, приобретают коммуникативные навыки.

Кейс-метод, как один из методов интерактивного обучения в преподавании иностранного языка предполагает создание специальных обучающих ситуаций, в процессе которых учащиеся оказываются в реальных условиях, которые требуют речевого взаимодействия. В данной ситуации живое общение выходит на первый план, учащиеся не зацикливаются на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.