Модифицированным современным вариантом концепции благотворительности является концепция гражданского участия. Её суть в том, что человек в демократическом обществе помимо прав имеет свои обязанности, например, такие, как добровольная работа на благо общества. В этом случае
Библиографический список
гражданин рассматривается как человек, знающий и активно отстаивающий свои права, при этом он имеет право не только принимать участие в управлении государством, но и обязан это делать. Об этом подробнее изложено в наших исследованиях [11; 12].
1. Апресян РГ. Дилеммы благотворительности. Общественные науки и современность. 1997; 6: 56 - 67.
2. Лафарг П.О благотворительности. Этическая мысль: научно-публицистические чтения. Москва, 1988: 334 - 363.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е издание. Москва, 1947; Т. 46, ч. II: 217.
4. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Собрание сочинений: в 22 т. Москва, 1983; Т. 16: 166 - 396.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Москва, 1990.
6. Апресян Р.Г. Заповедь любви. Человек. 1994; 1 - 3.
7. Burlingame D.F. Altruism and Philanthropy: Definitional Issues. Indianapolis, 1993; 10: 5.
8. Bremmer R.H. American Philanthropy. 2nd ed. Chicago, 1998.
9. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Москва, 1989.
10. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877. Январь-август. Полное собрание сочинений: в 30 т. Ленинград, 1983; Т. 25: 61.
11. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012.
12. Оленина Г. В. Пространственно-временной континуум досуга и развитие личности в зарубежной науке: теоретико-методологический анализ. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 203 - 207.
References
1. Apresyan R.G. Dilemmy blagotvoritel'nosti. Obschestvennye naukiisovremennost'. 1997; 6: 56 - 67.
2. Lafarg P.O blagotvoritel'nosti. 'Eticheskaya mysl': nauchno-publicisticheskie chteniya. Moskva, 1988: 334 - 363.
3. Marks K., 'Engel's F. Sochineniya: v 50 t. 2-e izdanie. Moskva, 1947; T. 46, ch. II: 217.
4. Tolstoj L.N. Tak chto zhe nam delat'? Sobranie sochinenij: v 22 t. Moskva, 1983; T. 16: 166 - 396.
5. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. Moskva, 1990.
6. Apresyan R.G. Zapoved' lyubvi. Chelovek. 1994; 1 - 3.
7. Burlingame D.F. Altruism and Philanthropy: Definitional Issues. Indianapolis, 1993; 10: 5.
8. Bremmer R.H. American Philanthropy. 2nd ed. Chicago, 1998.
9. Ford G. Moya zhizn', moidostizheniya. Moskva, 1989.
10. Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelya za 1877. Yanvar'-avgust. Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. Leningrad, 1983; T. 25: 61.
11. Olenina G. V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul, 2012.
12. Olenina G. V. Prostranstvenno-vremennoj kontinuum dosuga i razvitie lichnosti v zarubezhnoj nauke: teoretiko-metodologicheskij analiz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 203 - 207.
Статья поступила в редакцию 01.03.18
УДК 379.81:37.012.1:378.1-057.875
Babarykina H.V., lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Ilyin R.V., Head of Barnaul Palace of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Pervushina O.V., Cand. of Cultural Sciences, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Plyusnin A.D., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Tretyakova N.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Fisyuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF CASE ANALYSIS IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROGRAM "SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY" AT AN ARTISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The article is dedicated to applying case analysis, a modern educational method, to the educational process. Theoretical and methodical aspects of using case analysis form the students' research work skills during learning "Theory and History of Social and Cultural Activity", an academic discipline. The method of case analysis facilitates effective organization of students' out-of-class independent work and forms skills of their team work. The proposed case tasks structure includes several stages and algorithms connected with the pedagogical process that allows to include a student into a context of dialogue forms of activity, to motivate the student to make his own decisions for practice-oriented tasks based on using local experience of social and cultural activity. The case analysis forms a student's professional competences that forms conscious comprehending of integration into the process of local, regional social and cultural phenomenon existence and development.
Key words: practice-oriented training methods and techniques, students' research work skills, case analysis, case task structure.
Н.В. Бабарыкина, преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Р.В. Ильин, директор Дворца культуры г. Барнаула, E-mail: [email protected]
О.В. Первушина, канд. культурологии, доц., Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Д. Плюснин, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Н.В. Третьякова, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Т.Т. Фисюк, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-АНАЛИЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрывается проблема применения современных образовательных технологий. Теоретические и технологические аспекты использования кейс-анализа в процессе изучения дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности» формируют у обучающегося навыки научно-исследовательской работы, ориентируют на научное партнёрство
с преподавателями. Кейс-анализ способствует эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы и формирует навыки работы в команде обучающихся. Предложенная структура кейс-заданий включает этапы и последовательность действий, связанных с управлением учебным процессом, позволяющим включать обучающегося в активные диалоговые формы, мотивировать его на самостоятельное решение практико-ориентированных задач, основанных на использовании регионального опыта социально-культурной деятельности. Метод кейс-анализа формирует у обучающегося профессиональные компетенции, которые помогают осмысленному освоению обучающимися практической включенности в процесс бытования и развития явлений, феноменов социально-культурной деятельности в рамках региональной, локальной культуры.
Ключевые слова: методы и технологии практико-ориентированного обучения, навыки научно-исследовательской работы обучающихся, кейс-анализ, структура кейс-задания.
В соответствии с современными требованиями подготовки бакалавра по направлению «Социально-культурная деятельность» в вузах культуры актуализируется необходимость применения таких методов обучения, которые не только были бы нацелены на систему формирования знания, но представляли собой методы, направленные на расширение личностных возможностей обучающегося, акцентировали бы внимание на развитии субъективности личности, способствовали выстраиванию связей с социально-культурной практикой как будущей профессиональной средой выпускника. Эти подходы связаны с новым типом обучения, целью которого является синтез знаний, развитие личностного начала обучающегося, формирования мотивации к непрерывному обучению на протяжении всей жизни; установление системных практико-ориентированных отношений с профессиональным сообществом. В связи с этим на первое место в образовательном процессе вуза выдвигаются методы и технологии обучения, являющиеся результатом синтеза обучения, науки, практики и инновационной деятельности, цель которых - формирование личности обучающегося как будущего профессионала с установкой на активную самостоятельную позицию в освоении знания с возможностью выхода в социально-культурную практику. Метод кейс-анализа принадлежит к данному типу современных образовательных технологий; направлен не только на освоение системы конкретных знаний и умений, но вместе с тем ориентирован на личностное, интеллектуальное, творческое развитие студента путём организации эффективного партнёрства преподавателя и студента с возможностью практи-ко-ориентированного обучения. [1, с. 40-41].
Одним из основных требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» является активизация всех форм самостоятельной работы студента с применением инновационных активных форм обучения при использовании практико-ориентированного компонента, что должно способствовать формированию профессиональных компетенций. В этом контексте метод кейс-анализа при творческом подходе преподавателя к его применению может стать довольно эффективным. Кейс (от анг. сase) - это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере; социально-культурной, экономической, медицинской и т.д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Кейс-метод может выступать как эффективное средство не только в освоении знаний, но и являться способом формирования у обучающегося навыков научно-исследовательской работы, развития мотивации к самостоятельному освоению знания; формирования логики, критичности, способности к аргументированному анализу; ориентации на научное партнёрство с преподавателем, открывает возможности для эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы; а такая его особенность, как разработка научной проблемы или социально-культурного проекта студенческой группой способствует формированию навыков работы в команде. На наш взгляд, кейс-метод обладает следующими особенностями:
- открывает возможности коллективного характера познавательной деятельности;
- ориентирует на партнерство преподавателя и студента в процессе освоения системы знаний;
- развивает творческие, аналитические способности; знания, умения и навыки; направлен не только на продуцирование известного знания, но также на получение принципиально нового знания;
- актуализирует самостоятельность студента в процессе познания посредством ориентации преподавателя на партнерское сотрудничество, что способствует усилению фактора субъективизации личности в образовательном процессе (субъект-субъектное взаимодействие);
- мотивирует на осуществление непрерывного обучения в течение всей жизни;
- способствует развитию таких личностных качеств, как инициативность, способность к творческому подходу, самостоятельность в работе с научной информацией, критичность, стремление к саморазвитию;
- моделирует возможную социально-педагогическую, социально-культурную ситуацию и способы её решения в рамках профессиональной деятельности.
Методика кейса в процессе освоения учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности» способствует развитию у студентов вуза культуры различных навыков - аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных; формирует умение интерпретировать, обобщать информацию с последующим анализом конкретных социально-культурных ситуаций, самостоятельно оценивать и интерпретировать культурные феномены, события, реалии в их пространственно-временном континууме с выходом на моделирование форм социально-культурной деятельности.
Возможности кейс-метода широки и объемны, открывают для обучающегося возможность самостоятельного подхода к решению профессиональной задачи в области социально-культурной деятельности. На наш взгляд, этот метод, его применение не должно ограничиваться только освоением теоретического материала, этот метод позволяет приблизиться к практическому видению проблемы, т. е. нацелен на включение обучающего в освоение теоретического материала в пространстве бытования локальной культуры региона, города, села - в рамках конкретной социально-культурной реальности. Волонтёрские движения, деятельность по сохранению, воспроизводству и трансляции культурного наследия, организация досуга различных социально-демографических групп, социально-культурная реабилитация, арт-технологии в работе с детьми, художественно-творческое развитие личности и др. - все эти сферы социально-культурной деятельности, которые нуждаются в педагогическом сопровождении и организации необходимо рассматривать в ракурсе формирования кейс-заданий.
Технологически кейс-метод включает несколько этапов и предполагает определённую последовательность действий. В качестве примера необходимо привести использование кейс-метода при освоении темы «Социально-культурная деятельность как педагогическая система» в рамках учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности». Структура кейс-задания может выстраиваться следующим образом:
1. Подготовительный этап. Преподаватель подготавливает весь информационно-аналитический комплекс по теме «Социально-культурная деятельность как педагогическая система» (понятие, структура педагогического процесса, субъект, объект педагогического процесса, средства, формы, методы, технологии), определяет место этой темы в системе дисциплины, соотношение с другими темами, цели и задачи освоения базового материала по данной теме. Студенты самостоятельно анализируют кейс, изучают и прорабатывают теоретический, эмпирический и справочный материал, составляют вопросы, тестовые задания.
2. Ознакомительный этап. Студенты должны быть ознакомлены с поставленными задачами, которые подразделяются на учебно-исследовательские и практико-ориентированные. Например, в рамках темы «Социально-культурная деятельность как педагогическая система» первоначально преподавателем осуществляется выдвижение учебно-исследовательской задачи - определение структуры педагогического процесса как системы, его специфики на основе психолого-педагогического, социологического, антропологического и других подходов. Выдвижение практико-ориентированной задачи должно быть связано с изучением регионального материала бытования культуры, форм социально-культурной деятельности определённого типа (по выбору студента). Например, это могут быть различные социально-культурные объединения (этнические, молодёжные, художественно-творческие, социально-инициативные, интерактивные и др.). На этом этапе студент включается в процесс выявления
специфических черт и моделирования педагогического процесса в различных социально-культурных объединениях и средах. С одной стороны, обучающийся рассматривает педагогический процесс как систему на теоретическом уровне в порядке обсуждения, научной дискуссии, отвечает на вопросы, решает тесты и с другой стороны, в целях решения практико-ориентированной задачи самостоятельно проектирует и моделирует структуру педагогического процесса в деятельности социально-культурного объединения в условиях бытования локальных культур в региональном культурном пространстве (например, городской или сельской среды).
3. Аналитический этап. Осуществляется в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Преподаватель разъясняет цели работы, определяет срок выполнения, формы предоставления итогового отчёта (доклада, реферата). Преподаватель распределяет студентов по группам, организует работу групп (за каждой группой закреплена определённая тема, связанная с деятельностью конкретного социально-культурного объединения). Итоговый отчёт включает: краткое изложение освоенного теоретического материала по проблеме и его обсуждение, презентации текстов, выявление проблемных моментов, их анализ; определение выступающих. Акцент делается на результаты самостоятельной информационно-аналитической и практико-ори-ентированной деятельности (моделирование педагогического процесса в социально-культурном объединении). Анализируется работа каждого студента и группы в целом. А также осуществляется организация общей дискуссии, подведение её итогов и анализ выводов.
4. Итоговый этап. Презентация результатов самостоятельной аналитической работы групп. Осуществление сравнительного анализа и возможности различных подходов в решении проблемы. Организация научной дискуссии или другой диалоговой формы. Итоговое выступление преподавателя: оценка уровня проделанной студентами работы и рекомендации.
Материалами для создания кейса могут быть проблемные или типичные ситуации, связанные с организацией педагогического процесса в социально-культурном объединении определённого типа (инициативный клуб, любительский творческий коллектив, фольклорный ансамбль, художественная студия и др.) в пространстве региональной, локальной культуры. В этой ситуации уместным является использовать региональный материал в качестве объекта исследований. Учебная ситуация в этом случае представлена педагогом как проблемная, решение которой осуществляется студентом самостоятельно, а результаты выносятся на обсуждение. Структура применения кейс-методики разрабатывается на основе дидактических принципов: последовательность, систематичность, научность, доступность с выходом в социально-культурную практику, мотивирование личностного развития, самостоятельность, оперативность и динамичность в освоении информации, избирательность и др.
Условие применения методики кейс-технологий требует следующей последовательности. Курс лекций раскрывает основное содержание дисциплины, затем практические занятия и внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется проводить с использованием индивидуальных кейсов. Задача преподавателя сформировать индивидуальный кейс для студента и кейс для небольшой группы (3 - 5 человек), темы индивидуальных кейсов согласуются с темами кейсов для этой небольшой творческой группы. Студент получает кейс на первом практическом занятии, этот процесс сопровождается установками и разъяснениями преподавателя. Затем студент выполняет внеаудиторную самостоятельную работу, преподаватель осуществляет мониторинговое и мотивационное сопровождение. Преподаватель осуществляет консультирование и поэтапный контроль за выполнением самостоятельной работы студента. Критерии оценивания определяются преподавателем самостоятельно исходя из формирования
Библиографический список
компетенций. Во время организации этого процесса решаются следующие задачи:
- научиться работать с информацией, осуществлять самостоятельный поиск и отбирать информацию, отвечающую цели кейса, разработанного преподавателем;
- поиск самостоятельного решения проблемы, актуализация творческого, альтернативного подхода в исследовании проблемы;
- способность к аргументации собственной позиции, умение организовать текст в определённую форму изложения и представить этот текст на обсуждение;
- овладеть навыками культуры коммуникативного поведения, умением «держать» внимание аудитории, способностью к конструктивному диалогу.
Цели и задачи преподавателя состоят не только в разработке кейс-заданий, отвечающих требованиям этого метода, а также в организации диалогических форм, в грамотном проведении дискуссии и умении включить в неё обучающихся в наиболее активной и свободной для высказываний форме и вместе с тем контролировать процесс дискуссии. В использовании этой формы возможно выявление альтернативных решений проблемы, значимым фактом является соотношение индивидуальной научно-исследовательской работы и работы в группе. В процессе дискуссии преподаватель берёт на себя функции ведущего, который генерирует основные вопросы и выстраивает динамику обсуждения. В данной ситуации на первое место выдвигается задача организации партнёрства, хотя преподаватель может обобщать, подводить итоги, фиксировать ответы, осуществлять ссылки на научные источники, т. е. управлять процессом сотворчества и общения, вместе с тем он организует ситуацию диалога, в которой аргументированная позиция любого участника является определяющей. В процессе составления кейс-заданий важно следовать единым требованиям и соблюдать установленную последовательность действий, чтобы у студента сложилось отчётливое представление о необходимости выполнения заданий именно с помощью данной технологии. Подведение итогов обязательно должно сопровождаться оценкой уровня и качества участия каждого студента в освоении данной научной проблемы как учебной задачи.
Процесс обучения с использованием кейс-методики прежде всего нацелен на включение студента в образовательный процесс в активной форме, так как эта методика мотивирует студента на собственный самостоятельный поиск информации с последующей систематизацией и включением в сформировавшееся «ядро» знания, а диалогические формы изложения (дискуссии, обсуждения, беседы) способствуют развитию познавательной активности, актуализируют профессиональный интерес и способствуют более быстрому личностному взрослению и становлению. Другой важнейшей стороной кейс-методики является нацеленность на практико-ориентированное обучение посредством моделирования ситуаций с учётом практического опыта и результатов анализа явлений и феноменов социально-культурной деятельности, функционирующих в социально-культурной среде региона.
Таким образом, с целью формирования у студента профессиональных компетенций в процессе преподавания учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», определённые теоретические конструкты необходимо интерпретировать в плоскости социально-культурной региональной практики и в этом случае тема «Социально-культурная деятельность как педагогическая система» будет осмыслена и освоена обучающимися с позиции практической включенности в процесс бытования и развития явлений, феноменов социально-культурной деятельности в рамках региональной, локальной культуры.
1. Юшкова В. В. Кейс-метод в профессиональном образовании. Профессиональное образование. Столица. 2012; 9: 40 - 41.
2. Еременко Т. В. Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества. Научные и технические библиотеки. 2016; 1: 41 - 50.
3. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади. Томск, 2007: 158.
4. Нестерова Н.В. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами. Методист. 2010; 5: 51 - 53.
5. Стрекалова Н.Д., Беляков, В.Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. Санкт-Петербург, 2013: 80.
6. Шимутина Е.В. Кейс-технологии в учебном процессе. Народное образование. 2009; 2: 172 - 179.
References
1. Yushkova V. V. Kejs-metod v professional'nom obrazovanii. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2012; 9: 40 - 41.
2. Eremenko T. V. Kejs-stadi kak metod izucheniya informacionno-'eticheskih situacij v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti sovremennogo rossijskogo vuzovskogo soobschestva. Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2016; 1: 41 - 50.
3. Kalachikova O.N. Metod kejs-stadi. Tomsk, 2007: 158.
4. Nesterova N.V. Kejs-tehnologiya v rabote s molodymi specialistami. Metodist. 2010; 5: 51 - 53.
5. Strekalova N.D., Belyakov, V.G. Razrabotka iprimenenie uchebnyh kejsov: prakticheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg, 2013: 80.
6. Shimutina E.V. Kejs-tehnologii v uchebnom processe. Narodnoe obrazovanie. 2009; 2: 172 - 179.
Статья поступила в редакцию 01.03.18
УДК 793.3
Sabantseva ТМ, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Nikolaeva L.Ya., senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Darensky N.V., senior lecturer, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF IMPROVING THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF CHOREOGRAPHY STUDENTS FOR THE EXECUTION OF MEN'S TRICK ELEMENTS OF THE RUSSIAN DANCE. The article studies a problem of formation and perfection of dancing and performing skills of students of choreographic specializations of higher education schools of culture and arts in the field of Russian folk dance. The question of improving the level of special physical preparedness of choreography students for performing technically complex stunts of Russian folk dance is revealed. Initially, the priority importance of physical qualities and abilities for trick elements is revealed. A technique is developed that includes a number of special preparatory exercises aimed at improving coordination abilities, static and dynamic strength, agility and speed, and flexibility.
Key words: dance and performing creativity, physical qualities and abilities, trick movements, Russian folk dance, dance students, choreographers, level of special physical readiness.
Т.В. Сабанцева, канд. пед. наук, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
E-mail: [email protected]
Л.Я. Николаева, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
E-mail: [email protected]
Н.В. Даренская, доц. Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МУЖСКИХ ТРЮКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО ТАНЦА
Статья посвящена проблеме формирования и совершенствования танцевально-исполнительского мастерства студентов хореографических специализаций вузов культуры и искусств в области русского народного танца. Раскрывается вопрос об совершенствовании уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов для исполнения технически сложных трюковых элементов русского народного танца. Первоначально, выявляется приоритетная значимость физических качеств и способностей для трюковых элементов, далее разрабатывается методика, включающая в себя ряд специально-подготовительных упражнений, направленных на совершенствования координационных способностей, статической и динамической силы, ловкости и быстроты, а также гибкости.
Ключевые слова: танцевально-исполнительское творчество, физические качества и способности, трюковые движения, русский народно-сценический танец, студенты-хореографы, уровень специальной физической подготовленности.
Наиболее важным на сегодняшний день в танцевально-исполнительском творчестве студентов хореографических специализаций вузов является формирование опорно-двигательного аппарата, развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем профессиональной деятельности, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного национального танца.
Русский народный танец является одним из составных структурных компонентов хореографического образования в вузе. Известно, что основу русского народного танца составляют два жанра - хоровод и пляска. Как пишет Т.Н. Гвоздева [1, с. 103]: «Пляска - любимый жанр народного танца, состоит из рисунков и движений, исполненных в характерной манере, отражает национальный колорит, а также черты характера и темперамент исполнителя. Символика традиционного движения в пляске определяет различные формы, приемы и способы проявления пластической выразительности человека, способствует выработке различных видов координации, ритмичности, эмоциональности, коммуникабельности. Вся пляска подчинена ритму, темпу и характеру песенного или музыкального сопровождения. Характерная особенность русской пляски - ее импровизационное начало и соревновательный характер».
А.С. Фомин [2, с. 27] отмечает, что «разделение видов труда по половому признаку приводят к выделению характеристик женского и мужского танца». Отсюда и различия в лексическом корпусе, характере и манере исполнения мужского и женского танца. В русском народном танцевальном творчестве роль мужчин была не менее значительна, чем роль женщин. В разных хореографических жанрах и в различных географических регионах участие мужчин в традиционной хореографии имело свою специфику. По мнению известного ученого А.М. Мехнецова [3, с. 91], мужская пляска, восходящая к ритуальному приготовлению к активным действиям (брачной, боевой, трудовой направленности), имела ярко выраженные демонстрационные функции: возбуждение энергетического потенциала, проявление силы, свободы волеизъявления, «выходки». Базовым движением мужской русской пляски была присядка и ее разновидности. В сценическом русском народном танце мужская пляска обогатилась технически сложными трюками, в которых заключены огромные выразительные возможности и которые могут быть творчески использованы постановщиками и исполнителями. Как отмечает И.Г. Есаулов [4, с. 81.] сегодня современный русский танец отличает то, что в трюковых элементах исполнитель демонстрирует полет, силу, ловкость и т. д.