Научная статья на тему 'Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства'

Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Юсупова Гурия Ислангараевна, Алибекова Сиядат Яхьяевна

Цель. Анализ современных особенностей реализации государственных программ в области патриотического воспитания в Российской Федерации и Республике Дагестан в её составе сквозь призму программно-целевого подхода с выявлением позитивных и негативных основ. Методы. Диалектическая методология сквозь призму сравнительного анализа, системности, междисциплинарного синкретичного подхода, историзма и объективности. Результат. Выявлены позитивные и негативные моменты как итог реализации программно-целевого подхода в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения, основные начала проведения такой работы в конкретно взятом субъекте РФ Республике Дагестан как важнейшие детерминанты, влияющие на уровень духовности. Достигнутый результат рассматривается как панацея изменения массового общественного сознания в направлении воспитания патриотизма и развития общероссийской гражданской идентичности. Вывод. Опредмеченный способ патриотического воспитания молодежи в России и Республике Дагестан, как составной её части, синтезирует современные подходы и исторические традиции, направленные на развитие общероссийской гражданской идентичности, формирование массового общественного гражданско-патриотического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казиев Низами Эмирович, Магаррамов Магаррам Джабраилович, Юсупова Гурия Ислангараевна, Алибекова Сиядат Яхьяевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 30

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-54-60

Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи

как условие обеспечения духовной безопасности государства

@ 2018 Казиев Н. Э. Магаррамов М. Д. 1 2, Юсупова Г. И. 1 Алибекова С. Я. 1 3

1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru, m.magarram@gmail.com, huria@list.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com 3 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: Alibekova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Анализ современных особенностей реализации государственных программ в области патриотического воспитания в Российской Федерации и Республике Дагестан в её составе сквозь призму программно-целевого подхода с выявлением позитивных и негативных основ. Методы. Диалектическая методология сквозь призму сравнительного анализа, системности, междисциплинарного синкретичного подхода, историзма и объективности. Результат. Выявлены позитивные и негативные моменты как итог реализации программно-целевого подхода в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения, основные начала проведения такой работы в конкретно взятом субъекте РФ - Республике Дагестан как важнейшие детерминанты, влияющие на уровень духовности. Достигнутый результат рассматривается как панацея изменения массового общественного сознания в направлении воспитания патриотизма и развития общероссийской гражданской идентичности. Вывод. Опредмеченный способ патриотического воспитания молодежи в России и Республике Дагестан, как составной её части, синтезирует современные подходы и исторические традиции, направленные на развитие общероссийской гражданской идентичности, формирование массового общественного гражданско-патриотического сознания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, стратегия национальной политики, Республика Дагестан, общероссийская гражданская идентичность, программно-целевой подход, системный подход, молодежная среда.

Формат цитирования: Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Юсупова Г. И., Алибекова С. Я. Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогического науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 54-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-54-60_

The Implementation Experience of the Program Purposeful Approach to the Youth's Patriotic Education as a Condition of Securing the State Spiritual Safety

@ 2018 Nizami E. Kaziev 1, Magarram D. Magarramov 1 2, Guriya I. Yusupova 1, Siyadat Ya. Alibekova 1 3

1 Regional Centre of Ethnopolitical Researches, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Science,

Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com

3 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: Alibekova@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The analysis of the modern features of implementation the state programs in the field of patriotic education in Russian Federation and the Republic of Dagestan in its structure through the prism of the program purposeful approach with identification of positive and negative bases. Methods. Dialectical methodology through the prism of comparative analysis, consistency, interdisciplinary syncretic approach, historicism and objectivity. Result. The positive and negative aspects are revealed as a result of the implementation of the program purposeful approach in the direction of patriotic education of the younger generation, the main beginning of such work in a particular subject of the Russian Federation - the Republic of Dagestan as the most important determinants affecting the level of spirituality. The achieved result is considered as a panacea of change of mass public consciousness in the direction of education of patriotism and development of the all-Russian civil identity. Conclusion. The described method of patriotic education of youth in Russia and the Republic of Dagestan, as part of it, synthesizes modern approaches and historical traditions aimed at the development of the all-Russian civil identity, the formation of mass public civil-Patriotic consciousness.

Keywords: patriotic education, strategy of national policy, Republic of Dagestan, all-Russian civil identity, program purposeful approach, system approach, youth environment.

For citation: Kaziev N. E., Magarramov M. D., Yusupova G. I., Alibekova S. Ya. The Implementation Experience of the Program Purposeful Approach to the Youth's Patriotic Education as a Condition of Securing the State Spiritual Safety. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 54-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-54-60 (In Russian)

Введение

Актуальность темы исследования связана с возросшим значением патриотического воспитания граждан как одного из важнейших условий обеспечения духовной безопасности современной России и Республики Дагестан в её составе. По этой причине патриотическое воспитание занимает весьма важное место в современной государственной стратегии защиты национальных интересов и национальной безопасности. Попытки международной изоляции, ужесточение санкций против России активизировали процессы консолидации российского общества и усилили патриотические настроения населения страны. В этих условиях сознательное управление процессом патриотического воспитания на основе программно-целевого подхода

представляется востребованным, требует научного осмысления, а итоги, несомненно, возымеют положительный, праксиологический результат, что будет отвечать интересам российского общества и государства.

Известно, что в 1990-2000 гг. на уровне государственных структур, средств массовой информации широко

пропагандировались либеральные

ценности, западный образ жизни, космополитизм не вызывал особых нареканий и осуждения. Сегодня же социальная действительность

принципиально иная, поскольку ядром идеологической матрицы российского общества совершенно обоснованно и востребовано стал патриотизм. В том числе в силу этих обстоятельств в нашей стране нормативно-правовое поле четко ориентировано на задачу формирования и развития общероссийской гражданской идентичности. И патриотическому воспитанию молодежи, несомненно, принадлежит цементирующая роль в становлении новой российской

макроидентичности.

Цель исследования состоит в анализе опыта, сложившегося на федеральном и региональном уровнях, практики программно-целевого принципа

организации патриотического воспитания молодежи. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с патриотическим воспитанием, складывающиеся в нашей стране.

Методы исследования

В ходе работы над изучением данного вопроса авторы проанализировали существующее в современном научно-педагогическом дискурсе методологическое

поле предмета исследования. Сегодня его основу составляют принципы

объективности, системности,

междисциплинарности, историзма,

диалектической взаимообусловленности.

Теоретической базой исследования послужили многочисленные научные публикации по основным проблемам патриотического воспитания

отечественных ученых С. Ю. Наумова,

A. К. Быкова, И. А. Ильина, Л. А. Березниковой, Н. Я. Чернышкиной, Д. В. Крупницкого, О. С. Платонова,

B. И. Лутовинова и других.

Особенности патриотического

воспитания в постсоветской России рассматриваются в диссертационных исследованиях Н. Р. Ахвледиани, В. В. Деева, В. А. Коробанова, М. А. Никова, А. В. Новикова, В. В. Перова, Ю. П. Сентюрина, Г. А. Тихомирова В. Н. Шейко.

В Дагестане вопросы современного гражданско-патриотического воспитания в молодежной среде исследуются в научных публикациях М. Д. Магаррамова, М. А. Магомедовой. М. З. Магомедовой, М. Г. Багандова, М. А. Курбанова, З. К. Нуховой, Н. Н. Гасанова, Н. Э.

Казиева, [1] Г. И. Юсуповой и других.

В качестве хронологических рамок исследования нами выбраны 2001-2018 гг. по следующим причинам. Во-первых, именно в этот период в российском обществе возросло значение

патриотического воспитания в

общественном сознании. Во-вторых, на государственном уровне сложился определенный механизм программно-целевого подхода к организации патриотического воспитания российских граждан. В-третьих, наметился системный, многоуровневый подход в реализации федеральных и региональных программ по воспитанию патриотизма.

В ходе работы над настоящим исследованием важным источником для авторов стали нормативно-

правовые акты Российской

Федерации и Республики Дагестан, в

которых изложены основные принципы государственной системы духовного и патриотического воспитания российских граждан. В этих документах на долгосрочную перспективу отмечается приоритетное значение воспитания патриотизма и активной гражданской позиции в обеспечении национальной безопасности страны.

Кроме того, следует отметить еще одну особенность федеральных нормативно-правовых документов по развитию национальной политики, совершенствованию межэтнических отношений, обеспечению

национальной безопасности.

Государство на официальном уровне в качестве стратегической задачи выдвигает проблему формирования и развития новой российской макроидентичности.

Как известно, 20 августа 2013 года была утверждена программа, в

которой отмечены такие причины объективного и субъективного характера, способствующие ослаблению

патриотического воспитания. Речь идёт о размывании морально-нравственных и, в широком смысле, духовных ценностей народов, проживающих в нашей стране; систематические действия, направленные на радикализацию факторов этнического и религиозного характера; недостаточность мер системного характера,

ориентированных на развитие

отечественной гражданской

макроидентичности, упущения в привитии гражданам основ общей культуры и культуры межнационального общения, слабость и отсутствие глубины изучения культуры, истории и традиций народов, проживающих в нашей стране; слабая результативность предпринимаемых мер интеграционного характера по

гармоничному включению мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.

В этом же правовом документе определены практические шаги, которые должны быть предприняты специальными

субъектами, занимающимися

патриотическим воспитанием наших сограждан, которые в своей сущности направлены на решение задач по оптимизации и совершенствованию структуры органов, по роду своей деятельности обеспечивающих этот процесс.

В упомянутой программе выдвигаются основные задачи по формированию и развитию российской макроидентичности, покоящейся на основных началах, принципах формирования патриотизма, которые имманентно способствуют укреплению мощи и стабильности российского государства, минимизации угроз духовной безопасности страны.

Коллективное самосознание новой российской макроидентичности, общероссийская самость опираются на укоренившиеся представления о положительной значимости,

цивилизационном своеобразии

истории и самобытной культуры Отечества. В том числе по этой причине патриотизм выступает своеобразным духовным

фундаментом формирования

национальной идеи, уникальным и неповторимым инструментом,

призванным обеспечить

консолидацию значительной части российского общества, что, непременно, обеспечит его духовную

безопасность.

Вместе с тем, укрепление и углубление процесса национально-культурной

интеграции многочисленных российских этносов возможно с помощью актуализации коллективных

идентификационных стимулов. А это требует серьезной поддержки со стороны органов публично-правовой власти нарождающегося в стране правового государства и адекватного ему гражданского общества. Речь идёт об дихотомичном, амбивалентном процессе взаимовлияния государственных и общественных институтов в направлении социального, культурного и политико-правового конструирования, основанного

на принципах правового и демократического государства

Таким образом, в российском социуме все больше укореняется понимание необходимости новой идеологической парадигмы, в которой патриотизм и патриотическое воспитание могут и должны рассматриваться как

неотъемлемые и вечные ценности, гарантирующие жизнеспособность

общества и государства. Тем более, в сегодняшних сложных условиях геополитического положения нашей страны, сказанное отвечает особенностям и потребностям её внутреннего

политического, социально-экономического и духовного развития.

В принятой 28 ноября 2014 года Стратегии противодействия

экстремизму в РФ до 2025 года определена роль патриотического воспитания в реализации

государственной программы

профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Поэтому разработка и реализация государственных программ стали важнейшим этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания. Учитывая усилия государственных органов в проведении целенаправленной работы по патриотическому и интернациональному воспитанию, можно говорить о наличии определенной преемственности в проведении обозначенной работы и внесении в неё элементов системности.

Так, в 2001-2015 гг. были реализованы три правовых документа, в своей основе направленные на патриотическое воспитание российских граждан усилиями институтов воспитания и образования.

Новизной в организации гражданско-патриотического воспитания россиян стало проведение мониторинга работы субъектов РФ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Такой мониторинг был проведен в 20132014 годах. Его главной задачей было исследование степени вовлеченности граждан в систему гражданско-патриотического воспитания, анализ использования современных средств, форм и методов воспитания патриотизма, развитости материально-технической базы и информационного обеспечения системы

патриотического воспитания. Результатом проведения мониторинга является выявление недостаточности

финансирования процессов организации и проведения культурно-массовых

мероприятий, ориентированных на привитие гражданам патриотических чувств, их воспитания в этом духе на федеральном, региональном и уровне муниципальных образований. Учитывая эти результаты, как нам представляется, органам публично-правовой власти всех уровней необходимо финансировать эту работу не по остаточному принципу, а вовлекать в эту сферу необходимое количество финансовых средств, поскольку конечным результатом такой работы станет именно гарантированное обеспечение духовной безопасности нашего общества и государства.

Очередной вехой в процессе принятия правовых документов по патриотическому воспитанию стало Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года. Этим нормативно-правовым актом утверждена новая программа по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2016-2020 годы. Она далее развивает основные, стратегические цели и задачи создания комплексной системы

патриотического воспитания. Программа включает в себя научное и методическое обеспечение, оптимизацию форм и методов по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию детей, учащейся и студенческой молодежи, развитие волонтерского движения. Реализация программы позволит создать комплексную систему патриотического воспитания сограждан, соответствующую современным вызовам развития страны и, прежде всего, обеспечению ее безопасности и стабильности.

Говоря о региональных особенностях, считаем нужным остановиться на примере Республики Дагестан. Так, анализ сложившейся в последние годы в республике системы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи показывает, что сложился и реализовывается комплексный

программно-целевой принцип

организации такой работы. Создана многоуровневая система для достижения данной стратегической цели. В этой системе существуют следующие уровни реализации стратегии государственной национальной политики в сфере патриотического

воспитания граждан: республиканский, муниципальный, отдельных учебных заведений и НКО. Создана вполне сбалансированная система управления на федеральном, региональном и

муниципальном уровнях; выстроены дополнительные инструменты для реализации задач по патриотическому воспитанию различных групп населения с учетом возрастно-половой структуры. Поэтому не ошибемся, если согласимся с тезисом, что в Дагестане активизировался процесс создания законодательной и ресурсной базы для поддержки общественных инициатив и мероприятий, нацеленных на формирование и развитие общероссийской гражданской

идентичности, поддержку этнокультурного развития и языкового многообразия российских народов. Это, в свою очередь, есть те необходимые детерминанты, посредством которых возвышается уровень духовной культуры, в рамках которой патриотизм рассматривается как фундамент, без которого нет духовности, нет безопасности общества и государства.

Создание упомянутой немного выше вертикали подтолкнуло к позитивной динамике вектора развития во взаимодействии различных субъектов организации и проведения

соответствующей предмету исследования работы. Функционирование системы с многоуровневым принципом

патриотического воспитания

обеспечивается конкретными субъектами этой деятельности. К активным её участникам в республике можно отнести: ведомство по национальной политике, Министерство образования, Министерство культуры, Министерство по молодежной политике, муниципальные образования РД, вузы, средне-специальные и средние общеобразовательные учебные заведения, учреждения дошкольного образования, религиозные организации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

некоммерческие общественные

организации.

Вкупе с общероссийскими правовыми документами, направленными на патриотическое и интернациональное воспитание молодёжи, прослеживается четкая преемственность в принятии адекватных республиканских целевых программ. В них в качестве основных в рамках продолжения создания

эффективной системы патриотического

воспитания молодежи республики, выделены задачи объективного и субъективного характера, реализация которых опять-таки требует

соответствующего финансирования со стороны различных уровней власти.

В рамках реализации программы по патриотическому воспитанию молодежи Министерством по молодежной политике Республики Дагестан были реализованы приоритетные проекты «Кодекс чести дагестанца», «Молодежь как стратегический ресурс развития региона».

В Дагестане созданы горизонтальные межведомственные связи по реализации современной стратегии патриотического воспитания. К примеру, одна из программ активизировала деятельность религиозных организаций и религиозных учебных заведений в реализации основных задач государства в сфере образования, патриотического воспитания

подрастающего поколения, формирования этноконфессиональной терпимости в республике.

В политическом пространстве республики в последние годы возникли новые субъекты деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию - некоммерческие общественные организации и другие институты гражданского общества. На активизацию деятельности этих новых акторов республиканского политического процесса также направлена утвержденная в 2012 году республиканская целевая программа «Формирование и развитие гражданского общества в РД на 2013-2017 годы».

Еще одним важным элементом в системе патриотического и гражданского воспитания стали подготовка и празднование различных памятных дат истории России, Дагестана, чествование ветеранов, героев и т. д. В республике ежегодно 15 сентября отмечается в качестве праздника День единства народов Дагестана, утвержденный в 2010 году по инициативе 3-го съезда народов Дагестана. Была осуществлена обширная программа мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой отечественной войне с анализом работы по гармонизации межэтнических отношений и обеспечению мира и согласия между всеми этносами, проживающими в Республике Дагестан. В этом же направлении систематически проводятся мониторинги общественно-

политической ситуации, развития межнациональных и

этноконфессиональных отношений в органах публично-правовой власти республики.

Основные усилия образовательных, культурных учреждений муниципальных образований по патриотическому, гражданскому воспитанию детей и молодежи направлены на выполнение основных мероприятий республиканских целевых программ, по своей сути ориентированных на достижение такого уровня массового общественного сознания, в котором патриотизм станет главной доминантой, одним из стимулов к сознательной любви к Отечеству, Родине, государству и установленному в нём правопорядку, корреспондирующемуся с нравственным законом.

Современная языковая политика в РД направлена на поддержку русского языка и родных языков, что соответствует государственной стратегии

патриотического воспитания молодежи. В республике ведется работа по многоуровневой государственной

поддержке русского языка, родных языков народов Дагестана. Русский язык является одним из весомых факторов консолидации общероссийской гражданской

макроидентичности и, соответственно, роста гражданского и патриотического самосознания подрастающих поколений. Поскольку именно язык является тем основным фактором, посредством которого подрастающее поколение знакомится с литературой патриотической направленности и постигает суть соответствующих произведений, где тема и идея имманентно направлены на привитие им патриотических чувств.

Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании в

муниципальных образованиях приобрела поисково-краеведческая работа, в частности, работа ТОКСа, а также спортивная деятельность. В республике к работе с молодежью широко привлекаются ветеранские организации, благодаря чему эффективнее применяется опыт и духовный потенциал старших поколений в целях сохранения преемственности боевых и трудовых традиций.

Выводы

Создание комплексной системы патриотического воспитания российских граждан, которую отличают программно-

целевой подход, многоуровневый характер, системность является оправданным и отвечающим интересам обеспечения духовной безопасности российского общества и государства. Причём четко выстроенная система управления проведением соответствующей работы требует постоянного, систематического финансового патронажа со стороны органов публично-правовой власти. Поскольку эффективное и результативное функционирование институтов системы патриотического воспитания в

направлении реализации положений соответствующих программ требует от высшей политической власти адекватного финансирования с федерального бюджета мероприятий, включённых в эти правовые документы, а также обеспечения соответствующего долженствования

региональных и муниципальных властей по софинансированию указанной деятельности.

Вместе с тем в нашей стране идет активный процесс создания правовой базы для поддержки общественных инициатив и мероприятий, направленных на развитие российской гражданской идентичности, на поддержку этнокультурного развития языкового многообразия всех этносов. Первоочередной задачей государства

1. Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Нухова З. К. Mеханизм патриотического воспитания современной российской молодёжи // Известия

1. Kaziev N. E., Magarramov M. D., Nukhova Z. K. The Mechanism of Modern Russian Youth's Patriotic Education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

universiteta. Psi-

hologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 12. No. 4. Pp. 52-57. (In Russian)

становится создание оптимальных условий для духовно-нравственного оздоровления нации, включая систему мер по развитию новой российской макроидентичности.

Проведенный нами анализ работы ряда муниципальных образований Республики Дагестан по патриотическому,

гражданскому и интернациональному воспитанию показывает наличие определенных недостатков и просчетов в их деятельности. Органы исполнительной власти муниципальных образований республики оказывают недостаточно эффективную поддержку в развитии деятельности общественных организаций (объединений) патриотической

направленности. К большому сожалению, в большинстве муниципальных образований республики не созданы центры патриотического воспитания. В силу этих и целого ряда других причин объективного и субъективного характера патриотическое сознание еще не обрело статуса массового общественного и по этой причине не стало в полной мере созидающей и обнадёживающей основой общества; в нём в полной мере не решены задачи нравственного воспитания и взросления, которые неотделимы от патриотизма; слабой остаётся материально-техническая база многоуровневой системы

патриотического воспитания.

станского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 52-57.

Даге-

References

Литература

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Казиев Низами Эмирович, главный научный сотрудник, Региональный центр этнополитических исследований,

Дагестанский научный центр Российской академии наук (РЦЭИ, ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail:

rcidncran@mail.ru

Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, РЦЭИ, ДНЦ РАН; профессор, кафедра правоведения и прав человека, факультет права, Дагестанский государственный педагогический

университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: m.magarram@gmail.com

Юсупова Гурия Ислангараевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник, РЦЭИ, ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru

Алибекова Сиядат Яхьяевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет (ДГУ); старший научный сотрудник, РЦЭИ, ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: alibekova@mail.ru

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations Nizami E. Kaziev, chief researcher,

Regional Centre of Ethnopolitical Researches (RCER), Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Science (DSC, RAS), Makhachkala, Russia; e-mail:

rcidncran@mail.ru

Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, leading researcher, RCER, DSC, RAS; professor, the chair of Law and Human Rights, the faculty of Law, Dagestan State Pedagogical University (DSPU),

Makhachkala, Russia; e-mail:

m.magarram@gmail.com

Guria I. Yusupova, Doctor of Philosophy, chief researcher, RCER, DSC, RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: huria@list.ru

Siyadat Ya. Alibekova, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Philosophy and Social Political Sciences, Dagestan State University (DSU); senior researcher, RCER, DSC, RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: alibekova@mail.ru

Принята в печать 24.09.2018 г.

Received24.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.