Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 30
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-107-113
Проблемы современного образования в контексте духовной безопасности
© 2018 Юсупова Г. И. * Магаррамов М. Д. 1 2, Алибекова С. Я., 1 3 Велиев О. В. 2
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет,
Махачкала, Россия; e-mail: www.dgpu.ru 3 Дагестанский государственный университет; e-mail: www.dgu.ru
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - в необходимости выявления взаимозависимости между духовной безопасностью российского общества и государства и повышением эффективности процессов образования и воспитания. Методы. Авторами применены диалектические принципы и подходы в консонансном единстве с междисциплинарным подходом. Результат. Сформулированные в публикации обобщающие выводы и предложения помогут соответствующим службам и ведомствам страны оптимизировать образовательный и воспитательный процессы для полного обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства. Выводы. Обеспечение духовной безопасности современного российского общества и государства требует существенной оптимизации образовательного и воспитательного процессов в направлении повышения их эффективности с сохранением преемственности между советской системой образования и воспитания и современной. Региональное образовательное пространство стало сегодня плацдармом для использования педагогических инноваций, что не всегда соответствует национальным интересам и национальной безопасности нашей страны. Предложены рекомендации по повышению эффективности обеспечения духовной безопасности общества.
Ключевые слова: образование, воспитание, духовная безопасность, педагогические инновации, образовательное пространство, региональный компонент, патриотическое воспитание, гуманизация образования, гуманитаризация образования.
Формат цитирования: Юсупова Г. И., Магаррамов М. Д., Алибекова С. Я., Велиев О. В. Проблемы современного образования в контексте духовной безопасности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 107-113. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-107-113_
Modern Education Problems in the Context of Spiritual Security
© 2018 Guriya I. Yusupova 1, Magarram D. Magarramov 1 2, Siyadat Ya. Alibekova 1 3, Omar V. Veliev 2
1 Regional Center of Ethnopolitical Researches, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
3 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to identify the interdependence between the spiritual security of the Russian society and the state and to increase the efficiency of the processes of education and upbringing. Methods. The authors apply dialectical principles and approaches in consonant unity with an interdisciplinary approach. Result. The summarizing conclusions and proposals formulated in the publication will help the relevant services and departments of the country to optimize the educational processes to fully ensure the spiritual security of modern Russian society and the state. Conclusions. Ensuring the spiritual security of modern Russian society and the state requires a significant optimization of educational processes in the direction of improving their efficiency while maintaining continuity between the soviet system of education and modern education. The regional educational space becomes today a springboard for the use of pedagogical innovations, which does not always correspond to the national interests and national security of our country. Recommendations are proposed to improve the effectiveness of ensuring the spiritual security of society.
Key words: education, upbringing, spiritual security, pedagogical innovations, educational space, regional component, patriotic education, humanization of education, humanitarization of education.
For citation: Yusupova G. I., Magarramov M. D., Alibekova S. Ya., Veliev O. V. Modern Education Problems in the Context of Spiritual Security. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 107-113. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-107-113 (In Russian)
Введение
Наше обращение к опредмеченной теме мотивировано основной целью выявить тесную диалектическую связь межу процессами обеспечения духовной безопасности российского общества и государства и повышения эффективности образования и воспитания в нашей стране. В такой постановке данная проблема представителями отечественной
педагогической науки почти не ставилась и, естественно, не была разрешена, по существу.
Важнейшим элементом современной системы общественных ценностей и национальной безопасности Российского государства является образование. Проблемам совершенствования
образования уделено серьезное внимание в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В качестве одной из основных приоритетных задач устойчивого развития нашей страны Стратегия признает образование, науку, технологию, здравоохранение и культуру.
Национальный инновационный потенциал и инвестиции в человеческий капитал могут быть обеспечены только на основе повышения эффективности системы российского образования.
Документ определяет следующие стратегические цели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования, науки и технологий: 1) развитие государственных научных и научно-технологических организаций, которые могут обеспечить преимущества экономики государства и достижения национальной инновационной
системы; 2) совершенствование уровня общего и профессионального образования населения страны, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет обеспечения доступности
конкурентоспособного образования.
Отмечена роль гражданского и патриотического воспитания
подрастающих поколений, сохранения отечественных педагогических традиций в обеспечении духовной безопасности страны в условиях роста современных глобализационных вызовов.
Стратегия очерчивает среднесрочные и долгосрочные задачи обеспечения национальной безопасности в области образования и науки:
- государственная поддержка развития программ целевых фундаментальных и прикладных исследований;
- открытие новых федеральных университетов, конкурентоспособных национальных исследовательских центров;
- открытие новых учебных заведений, готовящих кадры для потребностей регионального развития, органов и соответствующих кадров обеспечения национальной безопасности;
- обеспечение конкурентоспособности национальных кадров с учетом мировой конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности [6].
Цель и методы исследования
Современные вызовы и угрозы духовной безопасности российского социума актуализировали проблему совершенствования системы образования и воспитания. В рамках данного исследования авторы ставят цель -рассмотреть общероссийское
образовательное пространство и его роль в обеспечении духовной безопасности общества и государства.
Методологическая матрица
исследования включает принцип междисциплинарности, системный и диалектический подходы.
Периодизация материала
В погоне за мифическими преимуществами западных ценностей, западной модели образования Россия утратила многие преимущества и достижения отечественной системы образования и воспитания. Потеряны, в частности, социальные гарантии советской модели образования. Одним из преимуществ являлось гарантированное трудоустройство выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Неэффективной оказалась практика профессионального самоопределения будущих специалистов. Проявилась недостаточность мер обеспечения трудовой адаптации молодежи с учетом особенностей современных запросов рынка труда [7, с. 60].
Увеличение количества безработных в молодежной среде рассматривается как одна из угроз национальной безопасности. Доля молодых в общих данных по безработице выросла до 43 % за последние годы [1, с. 161].
Говоря о духовной безопасности современного образовательного
пространства, мы не можем никак обойти стороной проблему настоящей
идеологической парадигмы общества, а точнее - ее отсутствия. Проблема деидеологизации постсоветского
российского общества, идеологической идентичности россиян остается мало исследованной.
Как считает В. А. Гладышева, распад СССР привел к развертыванию ускоренного процесса деидеологизации общества, основанного на тотальном отказе от коммунистической идеологии. Это привело к массовой дезориентации и деморализации населения, отказу от традиционных нравственных ценностей, проникновению и засилью элементов чуждой идеологии. До сих пор не создана идеологическая альтернатива вместо уничтоженной системы норм и ценностей советского периода отечественной истории [2, с. 40].
Образование и воспитание - это две стороны единого процесса становления
личности. Идеологическая парадигма общества очень важна для обеспечения эффективности всей системы образования и воспитания. В российском обществе сегодня формируются новые подходы идеологической составляющей
национальных ценностей и духовной безопасности.
В качестве основных подходов мы предлагаем возрождение традиций патриотического воспитания, развитие общероссийской идеологической
идентичности, гуманизацию и
гуманитаризацию образования.
Патриотическое воспитание тесно связано с образованием. Без учета его приоритетов невозможно преподавание многих дисциплин, входящих в современные учебные программы учреждений образования всех уровней. Это касается, прежде всего, преподавания отечественной истории. Характерной чертой постсоветского периода стало переосмысление истории, отказ от старых шаблонов и стереотипов, одномерного подхода в преподавании истории. Процесс этот проходил настолько болезненно и противоречиво, что многие исторические события и факты трактовались на основе эмоций, конъюнктурных соображений. Нравственный кризис проявился в отрицании идейных ценностей, долгое время господствовавших в нашем государстве. На смену старых идеологических норм пришли далеко не лучшие заменители. С одной стороны, в духовную сферу российского общества началось активное вторжение эрзацев западной массовой культуры с ее пропагандой культа «золотого тельца», наживы, стяжательства, космополитизма, насилия, порнографии, отрицания, навязываемого на протяжении нескольких десятилетий средствами массовой информации, своего
исторического прошлого, самоунижения, доходящего до самобичевания. С другой стороны, резко увеличились этнический радикализм, межэтническая вражда, религиозно-политический экстремизм.
Нравственный кризис тяжело отразился на преподавании обществоведческих дисциплин. Процесс переосмысления исторических событий и фактов, отказ от линейной структуры преподавания истории, одномерного подхода к процессам общественного развития привели к тому, что вместо тенденциозности одного вида и
старых мифов стали насаждаться новые стереотипы и толкования, во многом искажающие историческую правду.
Придерживаться исторической правды всегда было трудным и ответственным делом. Еще Вольтер в свое время считал, история - это такая ложь, на которую согласно большинство историков. Есть еще другая известная фраза - историю пишут победители. Проиграв в «холодной» войне, упустив важнейшие геополитические позиции на мировой арене, социально-экономические достижения, потеряв нравственные ориентиры, мы дали возможность писать историю нашей страны нашим недоброжелателям. Известным фактом сегодня является то, что учебники по отечественной истории в первые десятилетия постсоветского периода были написаны западными специалистами. Разброд и шатания в осмыслении и толковании событий прошлого негативно сказались на преподавании истории. Стали вполне привычными отрицание революционного прошлого нашей страны, целесообразность борьбы советского народа против фашистских захватчиков, фальсификация истории и результатов Второй мировой и Великой Отечественной войны. Вполне естественно, что в условиях массовой пропаганды исторического нигилизма, когда были развенчаны и сброшены с пьедесталов кумиры прошлого,
проповедовать идеи патриотизма и самоотречения во имя блага Отчизны, ее народа долгое время было нелегким и неблагодарным делом.
90-е годы прошлого века стали периодом острого кризиса патриотического и интернационального воспитания
молодежи. Ослабление патриотического и интернационального воспитания, как важнейших элементов духовной безопасности привело к тому, что вместо господствовавшего в прошлом
одномерного освещения событий с позиций розового оптимизма и восхваления укоренилась другая крайность - трактовка истории нашей страны в духе полного очернения советского прошлого, попытки представить наше государство в виде монстра и мирового жандарма, а дружбу народов как искусственное, не имеющее никаких реальных корней, явление.
Надо признать, что именно в тот период была заложена дорога к тем нападкам на
современную Россию, которые обрушили сегодня западные государства во главе с США.
Очевидно, что преодоление духовного кризиса и укрепление духовной безопасности России должно основываться в первую очередь на повышении роли и взаимосвязи патриотического и интернационального воспитания. Сегодня важно сохранять грань между национальным и националистическим, не впадать из первого во второе. Интернациональное воспитание должно быть наполнено новым содержанием, учитывающим диалектическую связь национального и интернационального. Новое - это хорошо забытое старое. Полагаем, что пришло время вернуться к достижениям прошлого в сфере формирования межнационального
согласия, межцивилизационного и межкультурного диалога. Нам необходимо отказаться от навязанных нам западных моделей поведения и категорий научного дискурса, подрывающих основы духовной безопасности нашего общества и государства.
В процессе преподавания истории, как мы полагаем, должны решаться вполне определенные задачи: трезво относиться к истории своего народа, не впадать в крайности, упорно вырабатывать в себе умение объективно анализировать исторические факты, не умалять исторические роли своей страны, ее достижений, духовного наследия и ценностей ее народов. Систематически прививать эти ценности подрастающему поколению, обеспечивая его духовное и нравственное взросление. Данная максима может быть достигнута при условии синкретизма образования и воспитания, вкрапления в сознание молодёжи знаний, умений и навыков в тесном единстве с духовностью, элементами её
составляющими.
В разные исторические периоды своего развития народы России всегда оказывались на алтаре победы над неприятелем благодаря патриотическому духу и духовным ценностям, привитым в рамках социальных институтов, призванных заниматься вопросами образования и воспитания. Поэтому сегодня, когда наша страна оказалась в непростой ситуации новой холодной войны, роль и значение указанных социальных институтов возрастает как
никогда. В силу этого эффективность функционирования современного
российского образовательного процесса, невозможно обеспечить без усиления патриотического воспитания [3, с. 69].
Национальное образовательное
пространство как совокупность субъектов образования и воспитания является основным социальным институтом, формирующим у подрастающих поколений высокие идеалы духовности, включая патриотизм, гуманизм. Поэтому нам представляется совершенно обоснованной постановка вопроса об увеличении количества учебных часов на преподавание учебных дисциплин гуманитарного цикла, способствующих повышению эффективности
патриотического и интернационального воспитания [4, с. 81].
Укреплению духовной безопасности общества будет способствовать реализация задач в сфере образования и молодежной политики, намеченных в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Президентом РФ В. В. Путиным 28 ноября 2014 года. В ней предусматривается осуществление мероприятий
государственной поддержки комплексной системы воспитания молодежи, основанной на принципах национальных, духовных, нравственных и патриотических идеалов нашей страны, которые имеют богатое историческое прошлое [6].
Для дагестанского образовательного пространства важнейшей составляющей является противодействие идеологии экстремизма и религиозного терроризма. Республиканские учебные программы для средних и высших учебных заведений включают специальные предметы и факультативные курсы, направленные на противодействие идеологии терроризма. Соответствующие разделы включены в планы учебно-воспитательной работы.
Заключение
Завершая работу над публикацией важно сформулировать несколько обобщающих выводов и рекомендаций, суть которых сводится к следующему:
1. Процессы реструктуризации современного образовательного
пространства должны быть гибкими и эффективными. Данные качества могут быть обретены только при условии сохранения преемственности, отказа от
чуждых российской духовности западных моделей образования, опора на проверенные временем и историей собственные формы и методы образования и воспитания подрастающего поколения.
2. Преодоление нигилизма ко всему советскому прошлому, возрождение и практическая поддержка лучших традиций отечественного образования и воспитания с сохранением национальных традиций синкретизма образования и воспитания молодёжи, как цельного взаимосвязанного процесса. Конечной целью такой работы является обеспечение духовной безопасности российского общества и государства.
3. Региональный компонент современного образовательного процесса должен соответствовать требованиям современной социально-гуманитарной инноватики, быть подкреплен новейшей учебно-методической базой и педагогическими кадрами. Проведение такой работы также требует адекватной денежной поддержки со стороны бюджетов соответствующих уровней, отказа от принципа остаточного финансирования.
4. Для повышения эффективности духовной безопасности общества необходимо: а) опираясь на программно-целевой характер современного образовательного и воспитательного процессов как можно глубже прививать молодёжи знания отечественной и мировой культуры, нефальсифицированной истории, литературы, театра, кино и музыки; б) максимально повысить эффективность мероприятий по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи с широким применением системного подхода в их организации и проведении с сохранением и развитием национальных традиций;
в) важным аспектом долгосрочной стратегии образования и воспитания, с учетом всех последних событий как в России, так и на международной арене, является развитие нового российского патриотизма, общероссийской гражданской идентичности. Их основой может стать гармоничное соединение опыта патриотического воспитания и героических традиций прошлого нашей страны, современных потребностей развития российского социума;
г) патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является важным условием укрепления
целостности, единства и безопасности российского государства, эффективным средством формирования гражданского общества и правового государства.
5. Духовная безопасность общества не может возникнуть на пустом месте, строиться на абстрактных общечеловеческих ценностях. Для повышения ее эффективности необходима достойная идеологическая парадигма, отвечающая современным условиям. В то же самое время необходимо признать ошибочной стратегию игнорирования идеологического фактора как составляющего элемента национальной безопасности. Важно сформулировать современную идеологическую доктрину российского общества, учитывая прошлый опыт и современные реалии. Современная
1. Гегель Л. А., Казакова Е. О. Ключевые проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 161-174.
2. Гладышева В. А. Идеологическая идентичность в постсоветский период развития российского общества (1991-2000) // Научная мысль Кавказа. 2011. № 4. С. 40-44.
3. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г., Курбанов М. А. Достоинства и недостатки современного образовательного процесса и актуализация патриотического воспитания современной молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 69-74.
4. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г., Курбанов М. А. Патриотическое воспитание
1. Gegel L. A., Kazakova E. O. Key problems of youth policy development in the Russian Federation. Social'no-gumanitamye znaniya [Social Humanitarian Science]. 2015. No. 3. Pp. 161-174. (In Russian)
2. Gladysheva V. I. Ideological identity in the postSoviet period of development of Russian society (19912000). Nauchnaya mysl' Kavkaza [Science thought of Caucasus]. 2011. No. 4. Pp. 40-44. (In Russian)
3. Magarramov M. D., Bagandov M. G., Kurbanov M. A. Advantages and disadvantages of the modern educational process and actualization of modern youth's patriotic education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. No. 4. Pp. 69-74. (In Russian)
идеологическая парадигма не может быть построена без учета идей социальной справедливости и равенства, которые имеют в общественном сознании граждан России глубокие исторические корни.
6. Важной составляющей современной идеологии должно стать формирование межэтнической и межконфессиональной терпимости, согласия и культуры мира. Противодействие этническому и религиозно-политическому экстремизму в современных условиях требует именно усиления роли идеологического фактора в системе комплекса мероприятий, необходимых для достижения
определенных позитивных результатов в воспитании молодежи.
современной молодежи как фактор обеспечения национальной безопасности России // Известия Дагестанского государственного
педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. № 4. С. 78-82.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 г.
6. Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. Консультант Плюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_194160/ (дата обращения: 12.09.2018 г.)
7. Тарасенко Л. В. Влияние образовательного пространства вуза на карьерные стратегии студенческой молодежи (на материалах Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 59-66.
4. Magarramov M. D., Bagandov M. G., Kurbanov M. A. Patriotic education of modern youth as a factor of ensuring the Russian national security. Izvestiya Dagestanskogo gos udars tvenn ogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. No. 4. Pp. 78-82. (In Russian)
5. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 g. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [National security strategy of the Russian Federation until 2020. Collection of legislation of the Russian Federation]. 2009. (In Russian)
6. Strategies to counter extremism in the Russian Federation until 2025 Consultant Plus [Electronic resource]. Mode of accesses: http://www.
Литература
References
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (accessed: 12.09.2018)
7. Tarasenko L. V. The influence of the educational space of the University on the career strategies of students (on the materials of the South of Russia). Gumanitarij Yuga Rossii [South Russia Humanitarian]. 2014. No. 4. Pp. 59-66. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Юсупова Гурия Ислангараевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник, Региональный центр этнополитических исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека, факультет права, Дагестанский
государственный педагогический
университет (ДГПУ), ведущий научный сотрудник РЦЭИ, ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Алибекова Сиядат Яхьяевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социально-политических наук, Дагестанский государственный университет (ДГУ), старший научный сотрудник, РЦЭИ, ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Велиев Омар Велиханович, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, ДГПУ, Махачкала;
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Guriya I. Yusupova, Doctor of Philosophy, chief researcher, Regional Centre of Ethnopolitical Researches (RCER), Dagestan Scientific Center (DSC) of Russian Academy of Sciences (RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor of the chair of Law and Human Rights, faculty of Law, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Siyadat Ya. Alibekova, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Philosophy and Social-Political Sciences, Dagestan State University (DSU), senior researcher, RCER, DSC of RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Omar V. Veliev, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Philosophy, DSPU, e-mail: [email protected]
Принята в печать 20.09.2018 г.
Received20.09.2018.