102 ••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30
Современные проблемы патриотического воспитания
в Республике Дагестан
© 2017 Юсупова Г. И. 1 Алибекова С. Я. 1 2, Магаррамов М. Д. 3
1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: alibekova@mail.ru 3 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
РЕЗЮМЕ. Цель. Провести анализ организации патриотического воспитания на основе принципов комплексности, системности, межуровневой и межведомственной координации как важной задачи современной педагогики. Методы. В качестве основных методов авторами применены метод системного анализа, междисциплинарный и диалектический подходы. Результат. Рассмотрена современная региональная модель организации патриотического воспитания как важнейшего аспекта формирования общероссийской гражданской идентичности. Вывод. Сформулированные в результате исследования выводы могут способствовать повышению эффективности патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотическое и гражданское воспитание, патриотические чувства, ценности, культурные традиции, формирование общероссийской гражданской идентичности, системный подход в организации патриотического воспитания, программно-целевой подход, образование, государственная национальная политика.
Формат цитирования: Юсупова Г. И., Алибекова С. Я., Магаррамов М. Д. Современные проблемы патриотического воспитания в Республике Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 102-107.
Current Issues of Patriotic Education in the Republic of Dagestan
© 2017 Guriya I. Yusupova 1 Siyadat Ya. Alibekova 1 2, Magarram D. Magarramov 3
1 Regional Centre of Ethnopolitical Researches, Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,
Makhachkala, Russia; e-mail: huria@list.ru 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: alibekova@mail.ru 3 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
ABSTRACT. Aim. To analyze the organization of patriotic education basing on the principles of complexity, systematicity, interlevel and interdepartmental coordination as an important task of present pedagogy. Methods. As the main methods the authors apply the semantic analysis techniques, interdisciplinary and dialectical approaches. Result. The current regional model of organization of patriotic education as an important aspect of the formation of Russian civil identity is considered. Conclusion. The findings of this research can contribute the improvement of effectiveness of youth's patriotic education.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Keywords: patriotic and civic education, patriotic feelings, values, cultural traditions, the formation of Russian civil identity, a systematic approach to the organization of Patriotic education, program and target approach, education, state national politic.
For citation: Yusupova G. I., Alibekova S. Ya., Magarramov M. D. Current Issues of Patriotic Education in the Republic of Dagestan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 102-107. (In Russian)
Введение
Современная педагогика нуждается в возрождении синкретизма образовательного и воспитательного процессов. Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является важным условием укрепления целостности, единства и безопасности Российского государства, эффективным средством формирования гражданского общества. Проблемы патриотического воспитания стали объектом многочисленных исследований современной отечественной педагогики и психологии.
Цель данной статьи заключается в исследовании организации патриотического воспитания на уровне Республики Дагестан.
Методы и научная новизна исследования
Методология исследования проблемы патриотизма на региональном уровне построена на применении современных научных методов, выбранных авторами для успешного решения обозначенной выше проблемы. Метод системного анализа позволяет выделить и проанализировать основные элементы организации системы патриотического воспитания. Междисци-плинарность выявляет сходные подходы педагогики, психологии к исследованию проблем патриотического и гражданского воспитания отдельной личности и социальных групп. То, что воспитание патриотизма и активной гражданской позиции является важным элементом актуализации государственной стратегии национальной политики, обусловило применение научных подходов, используемых в современной этнополитологии. Применение диалектического подхода позволяет нам рассматривать сложности и противоречия формирования новой системы патриотического воспитания на основе возрождения лучших национальных традиций
Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка исследования патриотического воспитания на основе системного подхода, выявлены и
проанализированы его многоаспектность, многоуровневый характер, особенности межведомственной координации, раскрыты внутренние связи и возможности оптимизации на уровне республики, муниципальных образований, различных учреждений и организаций.
Периодизация материала
Актуальность данной проблематики обусловлена решаемыми сегодня на государственном уровне задачами формирования российской гражданской идентичности. Общероссийская гражданская идентичность должна стать новой моделью макроидентичности, которая будет способна обеспечить свободное сосуществование и гармоничное развитие традиционных культур, религиозной специфики, этнического разнообразия различных народов в контексте единого российского гражданства [1].
Главную роль в становлении новой модели макроидентичности предстоит сыграть возрождению ценностей общегражданского национального самосознания. Патриотические чувства являются важным элементом национального самосознания. Характерны они и для современного процесса роста этнической самоидентификации народов России. Патриотизм обладает широкими интегративными функциями, что позволяет на общегосударственном уровне активизировать его конструктивно-созидательный потенциал [2].
Основы воспитания патриотического сознания пострадали в результате распада СССР. Последствия этого проявились в размывании традиционных нравственных ценностей народов России, попытках политизации этнического и религиозного факторов, недостаточности мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, ослаблении изучения истории и традиций российских народов, слабой политике по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017
Однако в последнее десятилетие на государственном уровне предпринимаются активные меры по возрождению воспитания патриотических чувств молодежи как мощной интегрирующей парадигмы общества. Концептуализация целей и задач современного патриотического воспитания выразилась в принятии программ соответствующего характера на федеральном и региональном уровнях. Явно наметился программно-целевой подход в организации системы патриотического воспитания.
Согласно принятой в декабре 2012 г. стратегии государственной национальной политики РФ, одной из фундаментальных проблем обеспечения межнационального согласия в стране является укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российских народов. Эффективное решение этой задачи возможно только на основе возрождения лучших традиций патриотизма.
Значимым этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания стали принятые государством программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)».
В последней из них четко сформулированы задачи формирования общероссийской гражданской идентичности как важного фактора укрепления стабильности государства, намечены задачи по совершенствованию системы межведомственной и межуровневой координации в организации патриотического воспитания.
Анализ исследуемого вопроса показывает, что к настоящему времени выстроена сбалансированная система управления в сфере государственной национальной политики, учитывающая задачи в сфере образования, патриотического, гражданского и интернационального воспитания на каждом уровне власти - федеральном, региональном, муниципальном. Прослеживается переход к созданию определенной преемственности в повышении значимости патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, о внесении элементов системности в данную работу.
Федеральные программы конкретизируются на региональном, в частности, республиканском уровне. Актуальные задачи
патриотического воспитания молодежи Дагестана определены в следующих республиканских целевых программах: «Развитие национальных отношений в Республике Дагестан на 2014-2015 годы», «Формирование и развитие гражданского общества в РД на 2014-2017 годы». На республиканском уровне намечены конкретные задачи по претворению современной доктрины государственной национальной политики РФ в республике, в том числе и в сфере образования, патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения.
Единство образования и воспитания должно стать краеугольным постулатом современного образовательного процесса, важной задачей педагогики и психологии [3].
Осуществляется координация с руководством Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и других субъектов региона в работе по реализации государственной политики РФ по воспитанию патриотизма населения. В целях выработки механизма взаимодействия с субъектами СКФО в августе 2013 года в Махачкале проведено совещание руководителей органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере реализации национальной и информационной политики в субъектах, входящих в СКФО. В 2013 году впервые в республике был проведен Конгресс народов России по теме «Общая судьба, единая Россия, один народ».
Можно сказать, что в республике в последние годы сложился программно-целевой подход к решению данного вопроса. В Дагестане прослеживается определенная вертикаль организации деятельности, наметились положительные тенденции взаимодействия различных субъектов организации воспитательной работы.
Активными субъектами реализации государственной национальной политики РФ в сфере образования, патриотического, гражданского, интернационального воспитания подрастающего поколения в республике сегодня являются Министерство по национальной политике РД, Министерство образования РД, Министерство культуры РД, Министерство по молодежной политике РД, Муниципальные образования (МО) РД, вузы, средние общеобразовательные школы.
Наполнению воспитательной работы новым содержанием, отвечающим современной общественно-политической ситуа-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
ции в республике, способствовало принятие программы "Патриотическое воспитание граждан в РД на 2011-2015 годы". Аналогичные программы были разработаны и утверждены в муниципальных образованиях республики. Программа «Реализация молодежной политики в Республике Дагестан на 2015-2017 годы» отметила слабость материально-технической базы и другие недостатки в организации патриотического воспитания молодежи, что не позволяет в полной мере использовать интегрирующие резервы патриотизма для консолидации общества. Налаживанию межведомственной координации в проведении работы по патриотическому воспитанию способствует в настоящее время организация деятельности Межведомственной комиссии по вопросам патриотического воспитания граждан, Межведомственные координационные советы по патриотизму также созданы в городах и районах республики.
В качестве положительного примера работы по патриотическому и интернациональному воспитанию на муниципальном уровне можно привести город Буйнакск и МО «Буйнакский район». В школах района сложилась комплексная система по патриотическому воспитанию, включающая различные формы и методы работы: использование народного фольклора, искусства, уроков истории, государства и права, целой системы внеклассных мероприятий. В рамках Всероссийской Вахты Памяти 9 мая 2014 года делегация Буйнакского района совершила экскурсионную поездку в город-герой Волгоград.
В воспитании патриотизма усилилась роль ветеранских организаций, опыт, духовное наследие которых оказывают большое влияние на процессы формирования гражданской позиции молодых дагестанцев. Вопросы о повышении влияния Совета старейшин РД на возрождение лучших традиций патриотизма обсуждены на встрече ВРИО Главы Дагестана Владимира Васильева с председателем Совета старейшин при Главе РД Абдуллой Маго-медовым 22 ноября 2017 года.
10 апреля 2017 года принят Закон РД «О правовых основах развития межнациональных отношений в Республике Дагестан». В восьмой статье определяются права граждан республики в сохранении национально-культурных и межнациональных традиций. Сохранение и развитие этнокультурной самобытности и гражданского
единства народов Дагестана будет способствовать укреплению патриотического сознания подрастающего поколения.
Нравственное и патриотическое воспитание является приоритетным направлением деятельности общеобразовательных учреждений республики. 22 ноября 2017 года проведено совещание под руководством ВРИО Главы Республики Дагестан В. А. Васильева и Министра образования и науки Российской Федерации О. Васильевой по вопросам развития сферы образования РД, усиления значения формирования общероссийской гражданской идентичности и патриотизма.
Преподавание истории и литературы в школе является важной основой гражданского воспитания молодого поколения, распространения знаний об истории и культуре народов России. Особое значение приобрела работа над концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В 2013 году на заседании Совета Российского исторического общества данная Концепция была утверждена. Единый учебник истории должен стать важным элементом патриотического и гражданского воспитания детей. На основе знаний истории России, истоков гражданского единения и солидарности можно и нужно сформировать патриотическое сознание подрастающего поколения. В республике ведется активная работа по подготовке нового учебника по истории Дагестана.
Стратегия национальной политики на республиканском уровне также предусматривает многоуровневую государственную поддержку русского языка, других родных языков народов республики. Русский язык в качестве государственного и в качестве родного языка является одним из весомых факторов укрепления единства российской нации, формирования общероссийской гражданской идентичности и соответственно гражданского и патриотического воспитания.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования любви и уважения к национальной культуре, традициям, в том числе и народным промыслам. Принятая в республике целевая программа развития народных художественных промыслов позволила осуществить ряд мероприятий, направленных на их поддержание, а также популяризацию и продвижение изделий народных мастеров на рынках страны.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017
Также частично были решены вопросы обеспечения организаций народных художественных промыслов необходимым сырьем и материалами. Работа в этом направлении требует качественного улучшения.
Особенностью постсоветского периода развития республики является развитие системы религиозного образования, которая может сыграть большую роль в совершенствовании патриотического воспитания молодежи. В республике на сегодняшний день сложилась многоуровневая система мусульманского образования. В Дагестане функционируют 2478 религиозных объединений, из которых 2423 - исламские объединения, 1262 - Джума-мечети, 856 квартальных мечетей, 254 молитвенных дома, 8 исламских вузов, 39 медресе, 4 другие религиозные организации (Духовное управление мусульман Дагестана [ДУМД], Союз исламской молодежи, культурно-просветительские центры), 50 христианских и 5 иудейских организаций.
Религиозные объединения и учебные заведения в настоящее время могут стать активным субъектом патриотического, гражданского и интернационального воспитания, для чего необходимо активной интеграционной функции религии придать соответствущее направление. Важным шагом в этом направлении можно считать создание при Главе Республики Дагестан Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, в состав которого входят руководители и авторитетные представители различных религиозных объединений.
Новыми субъектами деятельности по реализации государственной национальной политики в сфере образования, патриотического, гражданского, интернационального воспитания являются, наряду с религиозными организациями и учебными заведениями, некоммереские организации (НКО) и другие институты гражданского общества, в которых, несомненно, имеется еще незадействованный потенциал. На сегодняшний день в республике зарегистрировано всего 2410 НКО, интересы граждан.
Формирование этнической идентичности дагестанца предполагает сочетание национального и интернационального, своего языка и языка межнационального общения, любви к родному этносу, к другим таким же этносам Дагестана, к российскому полиэтническому народу. Эффек-
тивность национальной политики зависит от правильно выстроенной иерархии иден-тичностей современного российского общества. Идентификация носит многоуровневый характер. Становление российской гражданской идентичности будет происходить тем эффективнее, чем успешнее будет государственная национальная политика, в которой учитываются иерархия и многообразие идентичностей личности.
Анализ реализации современной государственной доктрины развития патриотизма в Республике Дагестан позволяет нам выявить определенную тенденцию перемещения центра тяжести данной работы в муниципальные образования.
В деятельности муниципальных образований республики достигнуты определенные успехи. Однако имеются и существенные недостатки. К примеру, они слабо оказывают поддержку в развитии общественных организаций (объединений) патриотической направленности.
В большинстве муниципальных образований не созданы центры патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества, не решены задачи нравственного воспитания, которое неотделимо от патриотизма, слабо развивается материально-техническая база патриотического воспитания.
Все это свидетельствует о необходимости совершенствования работы, воспитания на основе комплексного подхода, выстраивания и координации многоуровневой системы патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Необходимо и дальше на государственном и региональном уровне развивать программно-целевой характер формирования патриотического самосознания. Эффективность работы может обеспечить системный подход в организации патриотического воспитания.
Ведущим принципом всей системы образования и воспитания, с учетом всех последних событий как в России, так и на международной арене, должно стать формирование нового российского патриотизма, общероссийской гражданской идентичности. Они должны гармонично соединить опыт патриотических и героических традиций прошлого нашей страны, а также сегодняшние особенности развития российского социума.
Психолого-педагогические науки ••• 107
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Литература
1. Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Нухова З. К. Механизм патриотического воспитания современной российской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 52-57.
2. Магаррамов М. Д. Патриотизм прошлого и настоящего: идея и практика реализации // Научные труды Московского гуманитарного
1. Kaziev N. E., Magarramov M. D., Nukhova Z. K. The mechanism of patriotic education of modern Russian youth. Izvestiya Dagestanskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical sciences]. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 52-57. (In Russian)
2. Magarramov M. D. Patriotism of the past and present: the idea and practice of implementation. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitar-nogo universiteta [Scientific works of the Moscow
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Юсупова Гурия Ислангараевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник Регионального центра этнопо-литических исследований (РЦЭИ) Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: huria@list.ru
Алибекова Сиядат Яхьяевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета (ДГУ), старший научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: alibekova@mail.ru
Магаррамов Магаррам Джабраило-вич, доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека факультета права Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала, Россия; e-mail m.magarram@gmail.com
университета. 2011. № 135. С. 10-16.
3. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г., Курба-нов М. А. Достоинства и недостатки современного образовательного процесса и актуализация патриотического воспитания современной молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 69-74.
Humanitarian University]. 2011. No. 135. Pp. 1016. (In Russian)
3. Magarramov M. D, Bagandov M. G, Kurbanov M. A. Advantages and disadvantages of modern educational process and actualization of patriotic education of modern youth. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical sciences]. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 69-74. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Guriya I. Yusupova, Doctor of Philosophy, chief researcher, Regional Centre of Ethnopolitical Researches (RCER), Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (DSC of RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: huria@list.ru
Siyadat Y. Alibekova, Ph. D. (Philosophy), assistant professor, the chair of Philosophy and Socio-Political Sciences, Dagestan State University (DSU); senior researcher, RCSE, DSC of RAS, Makhachkala, Russia; email: alibekova@mail.ru
Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights, Dagestan State Pedagogical University(DSPU); e-mail m.magarram @gmail.com
References
Принята в печать 11.07.2017 г.
Received 11.07.2017.