Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительно-образовательном центре'

Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительно-образовательном центре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
641
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артемьев Антон Александрович

Состояние здоровья подрастающего поколения России не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. Несмотря на то, что в последнее время было разработано большое количество рекомендаций, посвященных способам организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях, в литературе единично встречаются рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в детских оздоровительно-образовательных центрах (лагерях). Не выявлены организационно-педагогические условия способствующие полноценному использованию возможностей и ресурсов детских оздоровительно-образовательных центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артемьев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительно-образовательном центре»

УДК 74.02

Артемьев Антон Александрович

Аспирант Кузбасской государственной педагогической академии, sibir_skazka@mail.ru Новокузнецк

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Artemev Anton Aleksandrovich

The post-graduate student of the Kuzbass state pedagogical academy, sibir_skazka@mail.ru, Novokuznetsk

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL CULTURE IMPROVING WORK IN CHILDREN’S IMPROVINGLY - THE EDUCATIONAL CENTER

Состояние здоровья подрастающего поколения России не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. Цель современного образования в РФ должна состоять в обеспечении педагогического и здоровьесберегающего эффекта: всестороннее развитие личности при сохранении и укреплении оптимального физического и функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности детей. Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющее в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся [1; 5 и др.].

Вместе с тем, анализ литературных источников и собственные наблюдения свидетельствуют о недостатках организации здоровьесберегающей деятельности во многих образовательных учреждениях, к основным из которых следует отнести: нежелание персонала образовательного учреждения осуществлять поиск новых путей организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы; недостаточный объем работы по оздоровлению учащихся; слабая мотивация родителей учащихся на сотрудничество с психологами и медицинскими работниками в оздоровлении детей и подростков [5].

Многие исследователи предлагают осуществлять учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на организацию здоровьесберегающей деятельности в целом, не выделяя при этом отдельные ее компоненты, тогда как здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - многокомпонентная структура. Данное обстоятельство понижает возможности определения целесообразности, приоритетности и эффективности отдельных мероприятий по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей и не

позволяет выделить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность здоровьесберегающей деятельности.

Возникает противоречие между социальным запросом общества на воспитание здоровой, гармонично развитой личности и недостаточной разработанностью подходов к организации оптимального физкультурно-оздоровительного и воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях, направленного на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.

Массовой формой оздоровления детей в нашей стране являются оздоровительные учреждения (санатории, лагеря, центры и др.), где успешно сочетаются разнообразные формы физической активности с оздоровительными мероприятиями, что, безусловно, благоприятно сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Эффективное и качественное проведение здоровьесберегающих мероприятий в этих учреждениях обеспечивается:

- созданием оптимальных условий для пребывания детей, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;

- использованием разнообразных форм двигательной активности;

- формированием у ребенка культуры и навыков здорового образа жизни;

- широким использованием различных методов оздоровления: гигиенических, физкультурных, психопрофилактических с учетом соматических, половых и возрастных особенностей детей.

Несмотря на то, что в последнее время было разработано большое количество рекомендаций, посвященных способам организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях, в литературе единично встречаются рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в Детских оздоровительно-образовательных центрах (лагерях). Не отлажены механизмы социального партнерства этих образовательных учреждений с другими ведомствами, заинтересованными в решении проблемы здоровья детей и подростков. Не выявлены организационно-педагогические условия, способствующие полноценному использованию возможностей и ресурсов детских оздоровительно-образовательных центров.

Исследовательская работа по экспериментальной проверке выдвинутой нами гипотезы осуществлялась с сентября 2006 г. по май 2009 г. в «Детском оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка».

Физкультурно-оздоровительная работа в ГОУ ДОД КО ДООЦ «Сибирская сказка» осуществлялась по следующим направлениям: физкультурно-спортивная деятельность, профилактическая работа, психолого-педагогическое сопровождение.

Программа физкультурно-спортивной деятельности состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Базовый компонент составлен на основе общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных

и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры представлена работой разнообразных секций, в которых ребят обучают элементам отдельных видов спорта, используя различные психические упражнения, позволяющие развивать личностные качества обучающихся, осуществляя оздоровительную деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья (рис. 1).

Рис. 1. Структура физкультурно-спортивной деятельности

В содержание физкультурно-оздоровительной работы включена программа психолого-педагогического сопровождения, которая базируется на общих принципах психологии личности и личностно-деятельного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Л. И. Леонтьев, К. К. Платонов, Л. С. Рубинштейн, К. Коль, В. Гошек, Е. А. Калинин, Ю. Ю. Палайма и др.). Психолого-пе-дагогическое сопровождение в спорте - это система психолого-педагогичес-ких воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у занимающихся свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления на них. Психолого-педагогическое сопровождение в ДООЦ «Сибирская сказка» направлено на психическое развитие обучающихся, формирование их личностных качеств.

Профилактическая работа является одной из наиболее проблемных зон в содержании физкультурно-оздоровительной работы, т. к. требует систематичности, комплексности, участия всех структурных подразделений образовательного учреждения. Массовые нарушения физического и функционального состояния здоровья детей напрямую связаны с недостаточным вниманием взрослых участников воспитательного процесса.

Оптимизированное содержание профилактической работы в ДООЦ «Сибирская сказка» позволяет обеспечить повышение устойчивости растущего организма к физическим и эмоциональным нагрузкам, поддерживает

жизненный тонус детей, улучшает их способность к адаптации. Содержание профилактической работы представлено в виде комплекса мероприятий, направленных на профилактику наиболее распространенной патологии: плоскостопия, ожирения, нарушений зрения, нарушений осанки. Помимо этого, она включает такие профилактические мероприятия, как витаминизация, йодопрофилактика и др., позволяющие повысить функциональные возможности растущего организма. Профилактическая работа с детьми подразумевает вовлечение в этот процесс и родителей. Для этого было разработано учебно-методическое пособие «Лечебная физическая культура в школе и дома» (Артемьев А. А., 2007), в котором представлены комплексы ЛФК для профилактики различных заболеваний у детей школьного возраста. Для всех взрослых участников образовательного процесса были проведены курсы повышения квалификации, на которых рассматривались вопросы о сущности и социальной значимости здоровья, путях обеспечения здоровья, а также роли школы и семьи в формировании физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков.

Анализ нормативных документов (Закон РФ «Об образовании», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Конвенция ООН о правах ребенка и др.) показывает, что сфера ответственности руководителя образовательного учреждения не может быть ограничена только обеспечением реализации государственных образовательных стандартов, но и должна включать в себя обеспечение эффективной реализации здоровьесберегающих условий. Данное обстоятельство указывает на необходимость разработки структуры управления физкультурно-оздоровительной работой и делегирования полномочий участников образовательного процесса (рис. 2). Предложенная нами структура управления физкультурно-оздоровительной работой в своей основе содержит концепцию «Процессного подхода», разработанную Анри Файоль в конце XIX в. [6], суть которой в описании основных функций управления, рассматривающей эти функции как тесно взаимосвязанные.

Процесс управления физкультурно-оздоровительной работой в ДООЦ «Сибирская сказка», включает четыре взаимосвязанные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функция планирования связана с определением целей организации и того, что должны делать ее члены для их достижения. Она, по сути, призвана ответить на три фундаментальных вопроса:

- Какое место занимает здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении на данном этапе?

- В каком направлении необходимо двигаться для достижения намеченных целей?

- Как возможно достичь намеченные цели?

В процессе планирования вырабатываются общие указания по направлению усилий и решений, которые обеспечат единство цели для всех участников образовательного процесса.

Рис. 2. Структура управления физкультурно-оздоровительной работой в ДООЦ «Сибирская сказка»

Организовать - значит создать определенную структуру. Чтобы организация физкультурно-оздоровительной работы могла достичь своей цели, необходимо преобразовать в структуру множество элементов, в том числе конкретные задачи организации. Как представлено на рис. 2, структура управления физкультурно-оздоровительной работой состоит из взаимосвязанных между собой блоков, которые включают в себя четыре аспекта управления: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-результативный. Поскольку любую работу в организации выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять конкретные задачи в организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и управленческие. Для этого необходимо делегировать полномочия всех участников образовательного процесса, которые, в свою оче-

редь, будут выступать субъектами управления в той или иной области. Необходимо помнить, что самые лучшие план и структура организации физкультурно-оздоровительной работы будут бессмысленны, если кто-то из участников образовательного процесса не выполняет фактическую работу. Задача функции мотивации именно в том, чтобы весь коллектив, участвующий в организации физкультурно-оздоровительной работы, выполняли свои обязанности в соответствии с имеющимся планом. Сегодня многие знают, что для эффективной мотивации работников необходимо определить их истинные потребности и обеспечить их возможностью удовлетворять эти потребности благодаря хорошей работе.

Функция контроля состоит в процессе обеспечения фактического достижения организацией намеченных целей. Данная функция реализуется с помощью системы оценки физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений (Приоритетная справка на изобретение от 22.06.2009 г. № 2009.123.731).

Система оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений основана на анализе процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-ориентированной диагностики. Оценивались условия, процесс и результат физкультурно-оздоровительной работы по трем критериям: ценностно-целевому, организационно-деятельностному и здоровьесберегающему. Ценностно-целевой критерий определяет общие подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Организационно-деятельностный критерий позволяет оценить уровень организации и характер деятельности как самого образовательного учреждения, так и субъектов образовательного процесса. Особое значение имеет здоровьесберегающий критерий, с помощью которого определяется результативность физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении. Система оценки проводится два раза в смену: входная диагностика - первые два-три дня после прибытия в центр, выходная диагностика -в последние два дня.

В рамках данной статьи представим результаты физкультурно-оздоровительной работы в ГОУ ДОД КО ДООЦ «Сибирская сказка» по здоровьесберегающему критерию, включающему соматические, психические и физиологические показатели.

Для оценки психического состояния обучающихся использовали психодиагностику личностных качеств по Р. Кеттелу. Данные, характеризующие изменения личностных качеств детей основной и контрольной групп в процессе проведения эксперимента, представлены в табл. 1. Контрольную группу составили дети, которые, по их мнению и мнению их родителей, достаточно физически активны и дополнительные занятия физической культурой и спортом им не нужны. Ребята экспериментальной группы и их родители были заинтересо-

ваны в повышении физической активности и приняли активное участие в эксперименте. Можно констатировать то, что начальные показатели личностных качеств обследуемых детей контрольной группы имеют достоверные различия по сравнению с детьми экспериментальной группы.

Таблица 1

Сравнительные показатели средних значений личностных качеств школьников контрольной и экспериментальной группы

Личностные качества Начальные показатели Достоверность различий Конечные показатели Достоверность различий

КГ ЭГ і Р КГ ЭГ і Р

Экстраверсия 5,2±0.3 4,5±0.3 -1,65 Н.д. 5,3±0,4 5,7±0,4 0,59 Н.д.

Сообрази- тельность 4±0,2 3,5±0,3 1,24 Н.д. 4,2±0,3 4,4±0,3 0,56 Н.д.

Уверенность в себе 4,5±0,3 3,4±0,3 -2,58 <0,05 4,4±0,4 4,4±0,4 0,09 Н.д.

Эмоциональная возбудимость 5,4±0,4 4,8±0,4 -1 Н.д. 5,3±0,4 4±0,4 -2,1 <0,05

Независимость 3,8±0,4 4±0,3 0,42 Н.д. 3,8±0,4 3,5±0,3 -0,42 Н.д.

Благоразумие 5,7±0,3 4,5±0,3 -2,82 <0,01 5,9±0,3 5,2±0,4 -1,71 Н.д.

Добросовест- ность 5,1±0,4 5,2±0,3 0,06 Н.д. 5,2±0,4 6,1±0,3 1,54 Н.д.

Смелость 5,7±0,4 4,3±0,2 -3,2 <0,01 5,7±0,4 5,3±0,3 -1,03 Н.д.

Практичность 4,9±0,4 6,3±0,3 2,75 <0,01 4,9±0,4 5,1±0,4 0,5 Н.д.

Оптимизм 5±0,4 5,3±0,3 0,53 Н.д. 5±0,4 4,5±0,4 -1,02 Н.д.

Самоконтроль 3,9±0,3 3,8±0,3 -0,34 Н.д. 4,1±0,3 4,7±0,3 1,29 Н.д.

Невозмутимость 6±0,4 6,1±0,3 0,29 Н.д. 6±0,4 5±0,4 -1,68 Н.д.

Анализ показателей личностных качеств обучающихся на конец эксперимента свидетельствует о том, что физкультурно-оздоровительная работа и ее психолого-педагогическое сопровождение, реализуемые в ДООЦ «Сибирская сказка», способствуют их развитию как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Однако у ребят контрольной группы наблюдаются незначительные положительные сдвиги в развитии экстраверсии, сообразительности, уверенности в себе, эмоциональной возбудимости, благоразумии, добросовестности и самоконтроле. Показатели остальных качеств остались либо на том же уровне, либо ухудшились. В свою очередь у ребят экспериментальной группы, если сравнивать показатели входной и выходной диагностики, наблюдается тенденция к значительным положительным изменениям уровня развития личностных качеств. Положительная динамика роста наблюдается в показателях экстраверсии (+1,2), сообразительности (+0,9), уверенности в себе (+1), эмоциональной возбудимости (-4), независимости

(-0,5), благоразумии (+0,7), добросовестности (+0,6), смелости (+1), практичности (-1,2), оптимизме (-0,8), самоконтроле (+0,9) и невозмутимости (-1,1).

Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что процесс физкультурно-оздоровительной работы будет более эффективен, если этот в процесс включено психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет подобрать индивидуальную физическую активность каждому ребенку, основываясь на его личностных качествах; процесс физкультурно-оздоровительной работы состоит из разнообразных форм двигательной активности; осуществляется целенаправленная работа всех субъектов образовательного процесса, направленная на пропаганду здорового образа жизни и необходимости занятий физической культурой и спортом.

Оценка физиологического состояния организма позволяет отследить резерв функциональных возможностей организма обучающихся детей. Данные, получены при оценки физиологического компонента изложены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели функционального состояния обучающихся контрольной и экспериментальной групп

Показатели Начальные показатели Достоверность различий Конечные показатели Достоверность различий

КГ ЭГ і Р КГ ЭГ і Р

ИКФСО 1,9±0.04 1,9±0,06 0,47 Н.д. 1,9±0,01 3,17±0,08 14,4 <0,01

Проба Штанге 30±1,4 32±1,5 0,81 Н.д. 34±1,3 41±1,3 3,8 <0,01

Проба Мастера 60,9±1,48 62,5±1,61 0,70 Н.д. 61,6±1,42 67,6±1,61 2,8 <0,01

Таким образом, проведенная оценка физиологического состояния организма обучающихся выявила достоверный прирост показателей (р<0,05—0,01) исследуемых физиометрических характеристик у детей экспериментальной группы. Это связано с тем, что более высокий уровень двигательной активности обучающихся детей экспериментальной группы, соблюдение основных правил здоровой жизнедеятельности и личной гигиены обеспечивает более эффективное функционирование организма не только в повседневной, но и в условиях возникновения внешних неблагоприятных воздействий.

Для оценки соматического состояния использовали показатели сфор-мированности основных двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых способностей, гибкости, общей выносливости. Исходное тестирование выявило достоверные различия в уровне сформированности двигательных качеств обучающихся детей контрольной и экспериментальной групп. Дети ЭГ обладали более высокими показателями скоростно-силовых способностей и общей выносливости. В тоже время, по многим показателям у всех

обучающихся имеются отставания по сравнению с нормативами, в частности, по показателям мышечной силы и общей выносливости. Это послужило основанием для расчета тренировочных нагрузок, способствующих ликвидации выявленного отставания. После проведения педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Показатели развития двигательных качеств у детей контрольной и экспериментальной групп

Физическая подготовленность Начальные показатели Достоверность различий Конечные показатели Достоверность различий

КГ ЭГ і Р КГ ЭГ і Р

Сгибание рук в упоре лежа 11±0.7 15±0.7 4,5 Н.д. 12±0,7 22±1,1 7,98 <0,01

Прыжки в длину с места 123±1,9 127±2,2 1,37 Н.д. 125±1,8 134±2,3 3,1 <0,01

Поднимание туловища 15±0,6 14±0,6 -1,50 Н.д. 15±0,5 19±0,5 5,37 <0,01

Вис на перекладине 11±0,5 9,8±0,6 -1,30 <0,05 11±0,5 14±0,5 4,01 <0,01

Наклон вперед из положения сидя 5,8±0,3 5,9±0,3 0,41 Н.д. 5,7±0,3 8,3±0,2 7,45 <0,01.

Бег 1000 м. 345±3,6 325±3,4 -4,05 <0,05 345±3,5 316±3,7 -5,67 <0,01

Полученные данные указывают на достоверное (<0,01) улучшение показателей у обучающихся ЭГ в сравнении с аналогичными показателями обучающихся КГ. Не выявлено достоверного прироста в уровне сформирован-ности основных двигательных качеств обучающихся контрольной группы. Это может указывать на недостаточность физической активности обучающихся контрольной группы, низкой мотивацией к занятиям физической культурой и спортом.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что организация здоровьесберегающей деятельности в Детских оздоровительнообразовательных учреждениях станет более результативной, если она рассматривается как целостный образовательный процесс, содержащий в себе несколько компонентов, одним из которых является процесс физкультурнооздоровительной работы. В свою очередь физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении будет эффективно функционировать лишь в том случае, если в ее структуру заложены следующие организационно-педагогические условия:

- процесс физкультурно-спортивной деятельности;

- оптимизированное содержание профилактической работы;

- психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие личностных качеств обучающихся детей и подростков;

- имеется структура управления физкультурно-оздоровительной работой и делегирование полномочий всех участников образовательного процесса;

- имеется система оценки физкультурно-оздоровительной работы.

Предложенные нами организационно-педагогические условия позволяют

не только оптимизировать процесс физкультурно-оздоровительной работы, но и дает возможность осуществлять коррекцию здоровьесберегающей деятельности в условиях модернизации образования в нашей стране.

Библиографический список

1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981. - 176 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

3. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е. Н. Гогунов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

4. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин -М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

5. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

6. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедо-ури - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. - 431 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова - М.: Гарда-рики, 2004. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.