причем в экспериментальной группе количество студентов, читающих дополнительную литературу и участвующих в конференциях, увеличилось почти в два раза. Количество студентов, готовых выполнять дополнительные творческие задания, увеличилось в три раза и значительно улучшилась активность студентов относительно участия в дискуссиях и студенческих конференциях.
В экспериментальной группе отмечены существенные улучшения по всем критериям, характеризующим готовность действовать в нестандартной ситуации. Кроме того, в конце опытно-экспериментального исследования был проведен сравнительный анализ результатов удовлетворенности студентов экспериментальной и контрольной групп различными сторонами образовательного процесса, который представлен в таблице 2.
Библиографический список
Резюмируя, можно отметить, что успешность решения поставленных задач оказывается возможной при условии принципиально иного, отличного от традиционного, структурирования содержания профессионального физкультурного образования -на основе компетентностного подхода и ориентации на такой образовательный результат, как профессиональная компетентность и ее коммуникативная составляющая. Под профессионально-ориентированной коммуникативной компетентностью, как уже отмечалось, мы понимаем качественную характеристику личности специалиста, включающей в себя совокупность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления профессионально-физкультурной коммуникации, а также опыт осуществления профессионального взаимодействия, который является устойчивой мотивацией развития отрасли физической культуры.
1. Назарова, О.Л. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: науч.-метод. пособие /
О.Л. Назарова, А.Я. Найн, В.И. Кондрух. - Челябинск, 2010.
2. Яковлева, М.Н. Мониторинг различных видов коммуникативной деятельности студентов вуза физической культуры // Инновационные подходы к повышению уровня развития профкомпетентности выпускников вуза. - Челябинск, 2008.
3. Корочева, Е.В. Развитие управленческой компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2008.
4. Кривцова, О.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // Инновационные технологии социально-экономического комплекса. - Подольск, 2008.
5. Видергольд, И.В. Управленческая компетентность педагога физкультурного образовательного учреждения: ретроспективный анализ // Оптимизация физкультурного образования в современных условиях: материалы регион. науч.-метод. конф. молодых ученых. -Челябинск, 2011.
Bibliography
1. Nazarova, O.L. Razvitie professionaljno znachimihkh kachestv buduthikh specialistov fizicheskoyj kuljturih: nauch.-metod. posobie /
O.L. Nazarova, A.Ya. Nayjn, V.I. Kondrukh. - Chelyabinsk, 2010.
2. Yakovleva, M.N. Monitoring razlichnihkh vidov kommunikativnoyj deyateljnosti studentov vuza fizicheskoyj kuljturih // Innovacionnihe podkhodih k povihsheniyu urovnya razvitiya profkompetentnosti vihpusknikov vuza. - Chelyabinsk, 2008.
3. Korocheva, E.V. Razvitie upravlencheskoyj kompetentnosti pedagoga dopolniteljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Ekaterinburg, 2008.
4. Krivcova, O.V. Kompetentnostnihyj podkhod v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Innovacionnihe tekhnologii socialjno-ehkonomicheskogo kompleksa. - Podoljsk, 2008.
5. Vidergoljd, I.V. Upravlencheskaya kompetentnostj pedagoga fizkuljturnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya: retrospektivnihyj analiz // Optimizaciya fizkuljturnogo obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh: materialih region. nauch.-metod. konf. molodihkh uchenihkh. -Chelyabinsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 159.9+796.9
Golovin M.S., Girenko L.A., Aizman R.l. PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF «SKIERS-RACERS» AND «BIATHLETES» IN ADOLESCENT AND JUNIOR AGE. Physiological, neurodynamic and personal characteristics of adolescents and youths engaged in skiers-racers and biathlon were studied. Significant differences in the psychophysiological status between skiers and biathletes in the age of 16-24 years-old did not found, except for the emotional and prestart state, that was better expressed in biathletes. Sport-masters skiers demonstrated higher social and psychological adaptation, while the sport-masters biathletes clearly manifested different forms of aggression.
Key words: skiers, biathletes, adolescent, aggression, socio-psychological adaptation, neurodynamics, emotional state.
М.С. Головин, аспирант каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Л.А. Гиренко, канд. биол. наук, доц., каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Р.И. Айзман, д-р. биол. наук, проф., засл.деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ И БИАТЛОНИСТОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Изучены психофизиологические, нейродинамические и личностные показатели подростков и юношей, занимающихся лыжными гонками и биатлоном. Существенных различий в психофизиологическом статусе между лыжниками и биатлонистами в возрастном интервале 16-24 года не выявлено, за исключением особенностей эмоционального и предстартового состояния, которое лучше выражено у биатлонистов. У мастеров спорта лыжников социально-психологическая адаптация выше, тогда как у биатлонистов мастеров спорта отчетливее проявляются различные формы агрессии.
Ключевые слова: лыжники, биатлонисты, подростки, агрессия, социально-психологическая адаптация, нейродинамика, эмоциональное состояние.
Таблица 1
Психофизиологические показатели лыжников и биатлонистов в зависимости от возраста
Показатель Лыжники 16-18 лет Лыжники 19 лет и старше Биатлонисты 1 6-18 лет Биатлонисты 19 лет и старше
Возраст 16,7±0,2 22,7±1,3* 16,5±0,5 22,1±1,5*
ПЗМР, мсек 193±8,6 201 ±10,8 194±9,0 201 ±17,1
Переключение внимания, сек 47,4±4,0 54,8±3,8 55,1±4,6 55,5±6,3
Коэффициент подвижности нервных процессов 2,1±0,2 1,7±0,1* 1,8±0,15 1,7±0,1
Коэффициент продуктивности нервных процессов 0,6±0,1 0,5±0,1 0,7±0,1 0,6±0,1
Объём механической памяти, баллы 5,1±0,5 4,4±0,4 4,6±0,4 4,6±0,7
Объём смысловой памяти, баллы 7,9±0,5 8,3±0,4 8,0±0,5 8,6±0,4
Уровень и виды проявления агрессии, баллы Физическая агрессия 5,3±0,4 4,7±0,4 4,6±0,5 5,4±0,6
Косвенная агрессия 4,0±0,4 5,0±0,5* 2,8±0,4# 4,3±0,5*
Раздражение 4,3±0,6 4,6±0,6 2,8±0,5# 3,6±0,7
Негативизм 2,5±0,3 2,1±0,4 2,1±0,3 2,5±0,3
Обида 3,9±0,6 3,2±0,6 3,2±0,5 3,9±0,4
Подозрительность 6,1±0,45 5,7±0,5 5,3±0,4 5,6±0,6
Вербальная агрессия 6,8±0,4 6,2±0,5 6,3±0,6 6,7±0,6
Чувство вины 5,5±0,5 4,6±0,5 5,8±0,6 5,1±0,5
Экстраверсия 11,9±0,7 12,8±0,7 12,6±1,0 12,9±0,7
Нейротизм 11,2±1,5 9,8±1,4 10,8±0,7 10,2±1,5
Уровень адаптации, баллы 68,0±2,7 71,5±1,7 66,6±3,4 69,3±3,2
Самопринятие 79,5±3,0 83,0±1,5 79,7±3,1 81,6±3,1
Принятие других 65,8±2,4 72,9±2,1* 71,7±4,2 68,4±2,7
Эмоциональная комфортность 69,0±4,2 75,5±3,2 66,8±4,7 69,7±4,4
Интернальность 73,9±3,0 75,9±2,5 68,8±3,6 73,6±3,6
Стремление к доминированию 63,0±3,1 65,8±2,7 57,8±4,2 61,4±3,6
Реактивная тревожность 19,8±1,6 17,4±1,4 20,9±2,2 20,3±2,0
Личностная тревожность 32,7±1,6 31,8±1,3 34,2±2,2 33,8±2,1
Стрессоустойчивость 35,8±1,5 34,4±1,7 33,7±2,2 32,7±1,7
Мотивация к успеху по Элерсу 18,9±0,8 19,1±0,7 21,0±0,9# 19,0±0,8*
Стремление к избеганию неудач и мотивация к достижению успеха 139,1 ±3,1 141,0±4,3 128±4,5# 129,0±1,9#
Привлекательность команды 18,5=0,65 18,3=0,8 19,4=0,9 17,3=1,1
Предсоревно- вательное состояние, баллы Физический (телесный) компонент состояния хорошее 2,9±0,6 3,1±0,4 3,2±0,8 1,2±0,3*#
удовл. 6,2±0,6 5,7±0,6 6,3±0,8 7,8±0,4*#
плохое 0,9±0,3 1,1 ±0,3 0,8±0,3 0,7±0,2
Эмоциональный (энергетический) компонент состояния хорошее 4,7±0,5 4,0±0,4 4,3±0,6 2,0±0,3*#
удовл. 3,7±0,5 4,5±0,5 5,3±0,8# 6,5±0,5#
плохое. 2,1±0,4 1,5±0,3 0,9±0,4# 1,4±0,3
Когнитивный (мыслительный) компонент состояния хорошее 4,7±0,6 3,9±0,7 3,7±0,8 3,0±0,5
удовл. 3,9±0,7 4,5±0,6 6,3±0,9# 6,2±0,6#
плохое 1,5±0,3 1,4±0,4 0,3±0,2# 0,8±0,3
Примечание. Достоверность отличий между: * р<0,05 биатлонистами в каждой возрастной группе.
Лыжные гонки и биатлон занимают одну из ведущих позиций в спортивной жизни Сибири и всей страны. Начало занятий лыжным спортом приходится на 10-11 лет и может существенно влиять на процессы развития систем организма [1].
Различия в специфике лыжных гонок и биатлона предъявляют к занимающимся неодинаковые требования в уровне развития физиологических и психофизиологических качеств [2]. Вместе с тем, чрезвычайно важно знать возрастные, морфофункциональные и психофизиологические особенности развития ребенка для того, чтобы максимально полно учитывать его возможности при планировании и проведении педагогических, гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий [3].
- возрастными группами; # р<0,05 - между лыжниками и
Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками, поскольку период от 13 до 17 лет отличается интенсивными нейроэндокринными перестройками в организме, влияющими на развитие всех его систем, и в то же время этот возраст является благоприятным для формирования спортивных качеств, так как характеризуется бурным развитием физических способностей [4; 5; 6].
Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может успешно осуществляться при учете возрастных особенностей развития, уровня подготовленности, сформированности физических качеств, специфики избранного вида спорта, психофункциональных и личностных особенностей и т.д. [7].
Кспфф продуктивности нервных процессов
Хор когнитивное состояние Удовл. эмоциональное состояние
/
Хор эмоциональное состояние
Плохое ф1П1Г1еСКОе
Физическая агрессия Негативіпм
Обида
Л
состояние
Удовл. фіпігіеское ‘
состояние
' лыжники • биатлониста
Вербальная агресаш
\ \ \
\ \ \^К
\ )к \ \
Хор фшпческое \ \
состояние
Привлекательность команды
Стремление к избеганию неудач
Реактивная
тревожность
Адаптация
Принятие других
Эмоциональная комфортность
Интерна льностъ
Рис. 1. Сравнительные значения (в %) психофизиологических показателей юношей мастеров спорта
по лыжным гонкам и биатлону Примечание: на рисунке представлены только достоверные отличия. Значения лыжников приняты за 100%.
В связи с этим, целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических, нейродинамических и личностных особенностей лыжников и биатлонистов в подростковом и юношеском возрасте.
Методы исследования. В обследовании приняли участие старшие подростки (16-18 лет, п=31) и юноши (29-24 года, п=35), занимающиеся лыжными гонками и биатлоном. По стажу занятия и уровню спортивного мастерства в обследованных группах было представлено примерно равное количество ребят, имеющих 1-й спортивный разряд и звание мастеров спорта. Почти все обследуемые ребята начали заниматься спортом в возрасте 11-12 лет. Обследование проводилось в первой половине дня. В день обследования и в день, предшествующий ему, физические нагрузки не выполнялись. Диагностика психофизиологических показателей обследуемых спортсменов проводилась с помощью компьютерной программы «Методика комплексной оценки здоровья спортсменов» [8].
Программа исследования включала изучение предсорев-новательного состояния спортсменов, рефлекторных реакций человека (время простой зрительно-моторной реакции и реакцию на движущийся объект), состояние агрессии (по А. Басса -А. Дарки), темперамент (по Г. Айзенку), определение ситуативной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергу - Ю.Л.Хани-ну), уровень внимания и объёма кратковременной памяти, оценку уровня социально-психологической адаптации (по А.К. Осниц-кому), стрессоустойчивость, выраженность стремления к избеганию неудач и мотивация к достижению успеха (по А.Мехраби-ану), оценку мотивации к успеху (по Элерсу), а также изучение привлекательности команды для спортсменов [9].
Весь полученный материал обработан общепринятыми методами математической статистики. Статистический анализ проводился при нормальном распределении генеральной совокупности данных (М), ее ошибок (± т) и средних квадратичных отклонений (а). Различия показателей оценивались методами вариационной и разностной статистики по t - критерию Стью-дента и считались достоверными при pd<0,05.
Результаты. Для выяснения наличия возрастных и специфических для каждого вида спорта психофизиологических особенностей на первом этапе исследования обследуемые были разделены на 4 группы в зависимости от возраста и вида спорта.
Анализ данных выявил достоверность отличий между разными возрастными группами только по небольшому числу показателей, как среди лыжников, так и биатлонистов (таблица 1). В частности, у лыжников с возрастом процесс социально-пси-
хологической адаптации характеризуется повышением показателя принятия других, а также косвенной агрессии, однако коэффициент подвижности нервных процессов снижается. У биатлонистов увеличивается косвенная агрессия и физический компонент, характеризующий удовлетворительное предстартовое состояние, тогда как мотивация к успеху, показатели хорошего физического и эмоционального предстартового состояния снижаются.
На следующем этапе были сопоставлены полученные показатели в пределах каждой возрастной группы в зависимости от специализации. Как видно из таблицы, в младшей возрастной группе у лыжников по сравнению с биатлонистами этого же возраста существенно выше стремление к избеганию неудач, косвенная агрессия, раздражение, плохое эмоциональное и когнитивное предстартовое состояние, тогда как биатлонисты превосходят лыжников по уровню мотивации к успеху и удовлетворительного эмоционального и когнитивного предстартового состояния.
В старшей возрастной группе у лыжников, по сравнению с биатлонистами, более выражено стремление к избеганию неудач, хорошее физическое и эмоциональное предстартовое состояние. Биатлонисты же превосходят лыжников более высоким уровнем удовлетворительного физического, эмоционального и когнитивного предстартового состояний.
Объем механической памяти у обследуемых спортсменов был примерно одинаков, хотя полученные результаты обследованных спортсменов несколько ниже значений возрастной нормы (7±2 балла).
Таким образом, по результатам психофизиологического исследования существенных различий между лыжниками и биатлонистами в возрастном интервале 16-24 года не выявлено, за исключением особенностей эмоционального и предстартового состояния. Это свидетельствует о том, что длительные занятия данными зимними видами спорта не вызывают изменений в психофизиологическом состоянии спортсменов подросткового и юношеского возрастов.
Для выяснения специфичности влияния лыжных гонок и биатлона на психофизиологические показатели мы сопоставили результаты обследования юношей только мастеров спорта обоих направлений.
Поскольку мастера спорта были в основном в юношеских группах, то выраженных отличий между показателями всей возрастной группы и только мастерами спорта этого возраста не было, что позволило нам не представлять психофизиологичес-
кие показатели мастеров спорта в виде отдельной таблицы. На рисунке мы сопоставили значения психофизиологических параметров мастеров спорта лыжников и биатлонистов, приняв за 100% результаты лыжников.
Анализ показателей мастеров спорта лыжников-гонщиков и биатлонистов выявил существенные отличия между спортсменами. Как видно, более высокие значения реактивной тревожности, обиды, негативизма, вербальной и физической агрессии обнаружены у биатлонистов (рис. 1). Можно предположить, что для успешной профессиональной самореализации в биатлоне и преодоления тренировочных и соревновательных нагрузок требуется большая степень проявления агрессии, чем при занятиях лыжными гонками.
Биатлонисты превосходят лыжников также высокими значениями удовлетворительного предстартового состояния на физическом, эмоциональном и когнитивном уровнях и более высокой продуктивностью нервных процессов. Вероятно, на уровне высшего спортивного мастерства у биатлонистов лучше развито умение оптимально настраиваться на соревнования, создавая определенный физический и эмоциональный баланс, что может свидетельствовать о формировании способности регулировать свое состояние перед стартом.
У лыжников лучше развито большинство показателей социально-психологической адаптации, такие как принятие других, эмоциональная комфортность, адаптация и интернальность, более высокие значения хорошего физического и эмоционального предстартового состояния, а также привлекательность ко-
Библиографический список
манды, стремление к избеганию неудач и достижению успеха. Это может быть следствием, как лучшей командной работы тренера, так и специфики вида спорта.
Заключение. Вопросы психологического обеспечения подготовки лыжников и биатлонистов, в том числе начинающих свою спортивную карьеру, чрезвычайно актуальны [10]. Остро встает вопрос о соответствующем психофизиологическом отборе, психологической подготовке и постоянном контроле за психофизиологическими показателями, так как современный спорт идет по пути развития, где дополнительные силы и возможности дает психологическая подготовка спортсмена. Наряду с учетом динамики спортивного роста, также важна оценка и прогнозирование психической устойчивости атлета к условиям соревнований [11]. Однако такая устойчивость в разные возрастные периоды неодинакова и во многом может объяснить спортивный успех или неуспех спортсменов.
С возрастом и повышением уровня подготовки снижается значимость морфологических показателей, а значит, роль функциональных состояний и психических свойств личности возрастает [12]. Такая ситуация требует соответствующих знаний от занимающегося и тренеров, регулярного изучения психофизиологических качеств и внесения соответствующей коррекции в учебно-тренировочный процесс.
Полученные в настоящем исследовании результаты дают основание для такой психодиагностической и психокоррекционной работы с молодыми лыжниками и биатлонистами.
1. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М., 1989.
2. Фарбей, В.В. Педагогические и медико-биологические критерии отбора в биатлоне // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - СПб., 2008. - № 11(62).
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М., 2002.
4. Букреев, М.А. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - М., 1993.
5. Королева, Т.П. Психолого-педагогический контроль развития и формирования специальных способностей учащихся школ спортивного резерва. - Краснодар, 2004.
6. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.
7. Айзман, РИ. Методика комплексной оценки здоровья спортсменов / РИ. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович. - Ново-
сибирск, 2009.
8. Айзман, РИ. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательной школы / РИ. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович. - Новосибирск, 2008.
9. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов-на-Дону, 2004.
10. Сорокина, А.В. Технология психолого-педагогического сопровождения стрелковой подготовки биатлонистов в ДЮСШ: дис. ... канд.
пед наук. - Тюмень, 2010.
11. Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения: дис. ... канд. пед наук. - СПб., 2000.
12. Степнов, А.Н. Отбор детей для занятий биатлоном и комплектование учебно-тренировочных групп на этапе начальной специализации: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Омск, 1983.
Bibliography
1. Legkaya atletika: ucheb. dlya in-tov fiz. kuljt. / pod red. N.G. Ozolina, V.I. Voronkina, Yu.N. Primakova. - M., 1989.
2. Farbeyj, V.V. Pedagogicheskie i mediko-biologicheskie kriterii otbora v biatlone // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo
universiteta imeni A.I. Gercena. - SPb., 2008. - № 11(62).
3. Bezrukikh, M.M. Vozrastnaya fiziologiya (Fiziologiya razvitiya rebenka): ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. uchebn. zavedeniyj / M.M. Bezrukikh, V.D. Sonjkin, D.A. Farber. - M., 2002.
4. Bukreev, M.A. Vozrastnihe osobennosti ciklicheskikh dvizheniyj deteyj i podrostkov. - M., 1993.
5. Koroleva, T.P. Psikhologo-pedagogicheskiyj kontrolj razvitiya i formirovaniya specialjnihkh sposobnosteyj uchathikhsya shkol sportivnogo
rezerva. - Krasnodar, 2004.
6. Bodrov, V.A. Psikhologiya professionaljnoyj prigodnosti. - M., 2001.
7. Ayjzman, R.I. Metodika kompleksnoyj ocenki zdorovjya sportsmenov / R.I. Ayjzman, N.I. Ayjzman, A.V. Lebedev, V.B. Rubanovich. - Novosibirsk, 2009.
8. Ayjzman, R.I. Metodika kompleksnoyj ocenki zdorovjya uchathikhsya obtheobrazovateljnoyj shkolih / R.I. Ayjzman, N.I. Ayjzman, A.V. Lebedev, V.B. Rubanovich. - Novosibirsk, 2008.
9. Shaparj, V.B. Prakticheskaya psikhologiya. Instrumentariyj. - Rostov-na-Donu, 2004.
10. Sorokina, A.V. Tekhnologiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya strelkovoyj podgotovki biatlonistov v DYuSSh: dis. ... kand. ped nauk. - Tyumenj, 2010.
11. Farbeyj, V.V. Podgotovka biatlonistov 13-16 let v perekhodnom i podgotoviteljnom periodakh trenirovki s ispoljzovaniem tekhnicheskikh sredstv obucheniya: dis. . kand. ped nauk. - SPb., 2000.
12. Stepnov, A.N. Otbor deteyj dlya zanyatiyj biatlonom i komplektovanie uchebno-trenirovochnihkh grupp na ehtape nachaljnoyj specializacii: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - Omsk, 1983.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 371
Tarasov N.G., Fedulov B.A. FEATURES OF THE SOFTWARE AND INFORMATION SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-POLITICAL DECISIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article reveals the peculiarities of software and information support of elaboration of the development of the managerial decisions in the educational process, the analysis of the software and the Institute of information support in the system of vocational education, defined conditions-conditions and justification of the model of software and information support of the