так и снижением уровня массового развития этой дисциплины футбола в регионах страны. Складывающаяся ситуация, на наш взгляд, требует принятия оперативных мер по совершенствованию процесса развития мини-футбола в Российской Федерации по всем важнейшим направлениям, отраженным в проведенном нами исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 10 (80). - С. 16-19.
2. Андреев, О.С. Организационно-педагогические аспекты развития мини-футбола в Российской Федерации : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Андреев Олег Семенович. - М., 2008.
- 27 с.
3. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1.
- С. 6-7.
4. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет : Университет, 1998. - 569 с.
REFERENCES
1. Aliev, E.G. (2011), Andreev, O.S. and Dyomin, A.A. (2011), "Interrelation of mass and professional mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 80, pp. 16-19.
2. Andreyev, O.C. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of minifootball in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
3. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of mini-football (futsal) in the modern autonomous kind of classical football", Theory and technique of football, No. 1, pp. 67.
4. Guba, V.P., Shestakov M.P., Bubnov, M.P. and Borisenkov, M.P. (2006), Measurements and calculations in sports student teaching: education guidance, Physical culture and sport, Moscow.
5. Yadov, V.A. (1998), Strategy of sociological research: description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2016
УДК 794.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ШАХМАТ
Анатолий Иванович Алифиров, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Вячеславовна Махова, аспирант, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО «РГСУ»), г. Москва
Аннотация
Целью исследования были апробация учебно-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально ориентационной работы.
Ключевые слова: адаптивное шахматное обучение, учебно-методический комплекс и организационные формы обучения шахматам, профессионально ориентационная работа с детьми с ОВЗ.
PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS
OF CHESS
Anatoly Ivanovich Alifirov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anastasia Vyacheslavovna Makhova, the post-graduate student, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The aim of the study was the testing of the educational complex and organizational forms of learning chess among the children with disabilities, as a specific means of professional orientation work.
Keywords: adaptive chess training, training complex and organizational forms of learning chess, professional orientation work with children with disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты научных исследований, прошедших в 2002 году в рамках Всероссийской диспансеризации детей, и последующий анализ статистических данных подтвердили отрицательную динамику в состоянии здоровья детей: снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,89%), с одновременным увеличением в два раза детей, имеющих хронические нарушения слуха, зрения, двигательных функций и интеллектуального развития [4]. В стране возникла большая категория «инвалидов детства». Если говорить о численности детей-инвалидов, то, согласно данным Росстата, по состоянию на 2013 год их было порядка 580 тыс. человек, многие из которых нигде не обучались, ни в школах, ни на дому. По данным Росстата в городских бюджетных и частных общеобразовательных учреждениях (ГБОУ СОШ, АНО СОШ) около 60 % учащихся страдает той или иной патологией.
К 2016 году доля абсолютно здоровых детей снизилась с 29% до 6%, а общая заболеваемость учеников старших классов за последние пять лет выросла на треть. Сейчас в России на каждые 10 тысяч здоровых ребят приходится 211 детей-инвалидов [9]. Данные статистики показывают, что необходимы инновационные пути физического и интеллектуального развития школьников с ослабленным здоровьем и инвалидностью, развитие не формальной, а инновационной профориентационной работы с такими детьми для построения их образовательной карьеры, дальнейшей социализации и интеграции в общество [1]. Количество инвалидов в стране ежегодно увеличивается на 1 млн. человек, их численность уже превысила 15 млн., таким образом, каждый 10-й гражданин нашей страны сталкивается с проблемой трудоустройства, учитывая свое положение, из них около 30% работают по специальности.
В этом может помочь внедрение в общеобразовательный процесс городских бюджетных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (ГБОУ СОШ) и автономных некоммерческих организаций средних общеобразовательных школ (АНО СОШ), где учатся больные дети, ряда видов адаптивного спорта. Наиболее известной является классификация видов спорта, учитывающая особенности предмета состязаний в зависимости от характера двигательной активности [3]. Виды спорта, которыми занимаются здоровые люди, ранжированы на шесть групп. В пятой группе находятся шахматы, как абстрактно-игровой вид спорта, результат в котором достигается не за счет двигательной активности спортсмена, а абстрактно-логического выигрыша противника. Однако, в адаптивном шахматном спорте и обучении как компонент адаптивной физической культуры, используют, в основном, спортивно-функциональную классификацию, которая учитывает формирование спортсменов для участия в соревнованиях по адаптивному шахматному спорту с опорой на медицинскую классификацию конкретных заболеваний [7]. Задачами адаптивного шахматного обучения, введенными на современном этапе развития образования, является максимально возможное функционирование их как полноценных личностей в сложившихся условиях жизни и, в противоположность, отвлечение детей с ОВЗ от негативных последствий плохого состояния здоровья [2]. Адаптивное шахматное обучение и воспитание направлено на формирование у подростков с отклоне-
ниями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений, и навыков; на развитие широкого круга специальных качеств, например, таких как, хорошее владение компьютерной техникой [5]. Приоритетной задачей адаптивного шахматного обучения является формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам и способностям. Следует отметить, что шахматы развивают интеллект не только здоровых людей. Еще в прошлом столетии шахматные методики были использованы для реабилитации детей с ОВЗ. У человека, играющего в шахматы, активно работают оба полушария головного мозга. При этом уровень интеллекта на 20-30 пунктов выше уровня человека, не играющего в шахматы. У детей шахматы развивают навык моментального анализа ситуации, ассоциативного мышления, умения антиципации и саморефлексии. Видимо поэтому среди шахматистов не было зафиксировано случаев потребления наркотических веществ и участия в противоправных действиях. Шахматы - средство умственного развития личности, это игровая универсальная дисциплина, способствующая воспитанию общей культуры, абстрактно-логического и креативного мышления. Шахматы формируют интеллект личности, прогрессируют его интенсивное развитие. Посредством уроков шахмат можно воспитать личность нового типа, развить инициативу, активность, умственные способности, трудолюбие, добросовестность, креативный потенциал [6]. Шахматы признаны как универсальная дисциплина, направленная на воспитание общекультурных компетенций, инструментарием, совершенствующим логическое и творческое мышление. Занятия шахматами способствуют успеваемости. Обучение шахматной игре содействует развитию способностей к ориентации на местности, развивает аналитико-синтетическую деятельность, мышление, рассуждение, логику умозаключений, активизирует психологические процессы запоминания, сравнения, обобщения, предвидения результатов своей деятельности [10].
Цель исследования - апробация учебно-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально ориентационной работы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплекс методических приемов обучения детей с ОВЗ шахматами будет способствовать выявлению профессионально важных качеств у занимающихся и склонностей к определенному типу профессий, позволяющих профессионально ориентировать на освоение и развитие необходимых знаний, умений и навыков будущей специальности.
В соответствии с гипотезами поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы внедрения адаптивного шахматного обучения детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ и АНО СОШ г. Москвы и Московской области.
2. Теоретически обосновать востребованность шахматного обучения детей с ОВЗ в качестве средства развития психофизических качеств и способа приобщения к адаптивной физической культуре.
3. Провести педагогический эксперимент, направленный на создание психолого-педагогических условий процесса шахматного образования и выявления способностей, склонностей и мотиваций, определяющих направление профессиональной ориентации детей с ОВЗ.
МЕТОДИКА
По теории профессиональной ориентации Н.С. Пряжникова, правильный выбор профессии необходим на этапе создания первоначальных представлений и знаний о профессиональной деятельности. Это этап выявления личностных интересов, склонностей, способностей, возможностей, качеств и знаний о востребованности профессии на рынке труда [8]. Все определяющие факторы выбора профессии изображены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Определяющие факторы выбора профессии
Основополагающие факторы выбора будущей профессии определяются взаимодействием интересов и склонностей, индивидуальными способностями и качествами, информацией о конъюнктуре профессии на рынке труда. Области взаимопроникновения этих факторов обусловлены формулой «Надо-Могу-Хочу».
Совокупность факторов «Хочу», выявляет сферу профессиональных интересов и склонностей, личных целей, ценностей и предпочтений в выборе профессии, к которой должна «лежать душа» соискателя. Интерес к конкретной профессии характеризуется проявлением ценностных ориентаций в соответствии с личностными потребностями и направлен на активное их усвоение.
Ориентация будущей профессиональной деятельности сопровождается периодом соотнесения ценностей - компетентность усвоенных знаний, умений и навыков, приобретенных в образовательном учреждении, значение и престиж профессии в социуме, заработная плата, социальный пакет, социальные гарантии, государственная поддержка профессии. Немаловажным представляется реализовать личный потенциал и ресурсы посредством профессии, социализироваться в обществе, иметь перспективу карьерного роста в соответствии с занимаемой должностью, призванием, личными интересами и другими не материальными ценностями. Прочно сформировавшиеся ценности, дают возможность интегрировать общественно значимые мотивы выбора профессии, аргументируя их личностными потребностями, интересами и ценностями. Основными критериями мотивов выбора профессии являются представления:
- об осведомленности о будущей профессии;
- о соответствии качеств личности требованиям будущей специальности;
- об удовлетворенности трудовым процессом, получением удовольствия от профессии.
Согласно классификации по Е.А. Климову, специальности в зависимости от цели профессиональной деятельности разделяются на гносеологические, преобразующие и изыскательные, в соответствии с задачами трудовой деятельности. Изыскательные профессии решают задачи по изобретению, придумыванию, поиску новых вариантов устройств или конструкций; гносеологические профессии осуществляют проверку, оценку, определение, распознавание и различение.
Индивидуальные склонности, способности и качества личности можно диагностировать, используя дифференциально-диагностический опросник (ДДО) по Е.А. Климову. По ДДО, классификация профессий в зависимости от предмета труда подразделяется на 5 групп: техно-, био-, сигно-, арто- и социономические.
Совокупность определяющих факторов «Могу» при профессиональной ориентации позволяют реально оценить и раскрыть объективные индивидуальные возможности, мотивируют стремление к созидательному труду и самореализации. Успешное освоение знаний, умений и навыков зависит от психологических особенностей и задатков, опреде-
ляющих способности человека. Профессионально важные качества зависят не только от психических свойств личности, но и от конституциональных, нейродинамических, соматических и типологических. Большинство специальностей сопряжены с тяжелым или умеренным физическим трудом, так, профессионально важными качествами для данных типов профессий будут такие физические качества как сила и выносливость.
Совокупность определяющих факторов «Надо» при профессиональной ориентации представляет потребности рынка труда и перспективы овладения будущей профессией. Таким образом, выбор будущей профессии заключается в определении областей взаимопроникновения формулы «Хочу-Могу-Надо».
Отметим, что шахматы - это средство разностороннего развития человека, его эстетических, интеллектуальных и психофизиологических свойств, они способствуют раскрытию эвристического потенциала личности, поэтому они могут быть использованы в качестве инструментария, выявляющего индивидуальные склонности, способности и профессионально важные качества.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Обратимся к особенностям проведения полноценной профориентационной работы в городских бюджетных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ г. Москвы. На наш взгляд, это должна быть не разовые акции преподавателей вузов, приходящих по разнарядке в случайные детские учреждения, а внедрение на базе профильных детских образовательных структур основ адаптивного шахматного обучения в качестве практической профориентационной модели.
В Российском государственном социальном университете (РГСУ) на кафедре теории и методики физической культуры и спорта разработаны 72-часовые курсы повышения квалификации для педагогов ГБОУ СОШ и АНО СОШ по тематике адаптивного шахматного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Созданы и инновационные дидактические средства. Для онлайнового преподавания основ шахмат исследователями РГСУ в 2014 году по заказу Министерства образования РФ был разработан уникальный электронный сетевой ресурс «Шахматные уроки Анатолия Карпова», не имеющий мировых аналогов.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был проведен параллельный педагогический эксперимент на базе ГБОУ СОШ № 1232 г. Москвы и МБОУ Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Королева. В таблице 1 представлена схема апробации учебно-методического комплекса и форм организации обучения шахматам детей с ОВЗ.
Таблица 1 - Схема эксперимента по апробации учебно-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ОВЗ_
Группы, участвующие в эксперименте Экспериментальная группа № 1 Экспериментальная группа № 2
База исследования ГБОУ СОШ № 1232 г. Москвы МБОУ «Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» г. Королева
Время проведения эксперимента 2014-2015 учебный год 2014-2015 учебный год
Количество человек 38 35
Возраст 16-17 лет 16-17 лет
Организационные формы обучения 1. Очная, дневная 1. Очная, дневная
Дидактические средства и формы авторского учебно-методического комплекса 1. Методика стимулирования к решению задач по стратегии и тактике шахматной игры. 2. Ведение личных дневников. 3. Соревновательная практика в режиме «нон-стоп» в течение всего года (этапы рапид-турниров). 1. Литературные источники - книги, задачники, решебники.
Группы, участвующие в эксперименте Экспериментальная группа № 1 Экспериментальная группа № 2
4. Сеансы одновременной игры - на 10 досках с игроками на 1 ступень ниже собственного уровня. 5. Игра «вслепую» - удержание всех ходов абстрактно, за счет пространственного воображения.
Тестирование по дифференциально- диагностическому опроснику по Е.А. Климову 20 тестовых заданий, выявляющих склонности и интересы к определенной сфере и виду профессиональной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Адаптивное шахматное обучение может, как показала практика, проходить в различных формах. Процесс обучения может проводиться по общепринятым методам, применяемым, например, на базе МБОУ Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Королева. Либо он может осуществляться по методике, стимулирующей учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, принципы которой заключаются в системе поощрения результатов выступления на соревнованиях и объемов освоения учебно-методического комплекса материально-техническими средствами, необходимыми для самого процесса обучения - значками, блокнотами для записи партий, решебниками, задачниками, книгами, компьютерными программами.
У юных шахматистов, занимающихся в этих образовательных учреждениях, в результате занятий шахматами наблюдается динамика улучшения вербального и невербального общения, логического мышления, воли, активной жизненной позиции, когнитивных способностей, устойчивости нервной системы, самооценки, самоанализа, самообразования. Повышение общего уровня развития сопровождается латентным процессом психических новообразований.
Раннее изучение мега-дисциплины «Шахматы» позволяют в полной мере получить мощный синергетический эффект в освоении обязательной школьной программы учащимися. Обучение в различных вузах Российской Федерации не является трудным для детей-шахматистов с ОВЗ, и они заканчивают их без проблем.
Результаты исследования профессиональной ориентации учащихся ГБОУ СОШ № 1232 (экспериментальная группа 1) и МБОУ Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Королева (экспериментальная группа 2) представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Исследование профессиональной ориентации детей с ОВЗ
№ п/п Типы профессий Экспериментальная группа № 1, средняя величина, в баллах, Х±о Экспериментальная группа № 2, средняя величина, в баллах, Х±о
1 Технономические 7,9±0,3 2,7±0,3
2 Биономические 4,7±0,2 5,0±0,1
3 Сигнономические 5,4±0,8 4,6±0,5
4 Артономические 1,8±0,7 6,2±0,6
5 Социономические 7,8±0,3 5,8±0,8
Анализ профессиональной ориентации в экспериментальной группе 1 показывает, что наибольший интерес у учащихся был к технономическим и социономическим типам профессий, соответственно 7,9±0,3 и 7,8±0,3 баллов. Наименьший интерес у испытуемых был выявлен к артономическим профессиям 1,8±0,7. Средняя оценка отношения была выявлена к сигнономическим (5,4±0,8) и биономическим (4,7±0,2) профессиям.
ВЫВОДЫ
1. Представляется необходимым внедрить адаптивное шахматное обучение как инновационного инструментария для модернизации системы образования и использовать его в качестве стратегической формы профориентационной работы с детьми с ОВЗ в
условиях шахматного инклюзивного обучения на базе городских бюджетных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ г. Москвы.
2. Назрело неотложным принятие необходимых решений, связанных с преподаванием предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий как обязательной учебной дисциплины. Эта практика сейчас уже внедрена в учебный образовательный процесс СОШ и АНО Молдовы, Армении, республики Калмыкия, Московской области.
3. В соответствии с этим необходимо, чтобы дополнительно были внесены изменения в государственную программу Московской области. Программа «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы (Подпрограмма II «Общее образование» и Подпрограмма III «Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей») должна быть расширена за счет внедрения такой качественной формы профориентационной работы, как адаптивного шахматного образования для детей с ВОЗ в городах и сельской местности Подмосковья.
4. Использование такой формы профориентационной работы преподавателей, аспирантов и студентов РГСУ как адаптивное шахматное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья, делает возможным осуществление проекта мирового масштаба «Шахматы без границ». Это создает предпосылки использования шахматного обучения детей-инвалидов в качестве государственной социальной программы Российской Федерации и реальной реализации принципа «равных возможностей» на основе инклюзивного образования в ГБОУ СОШ и АНО СОШ.
5. В исследовании профессиональной ориентации учащихся ГБОУ СОШ № 1232, на базе которого был эффективно проведен эксперимент по апробации учебно-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ОВЗ, выявлен повышенный интерес к технономическим и социономическим профессиям. Поэтому комплекс мер профессионально ориентационной работы с учащимися с ОВЗ должен быть направлен на поддержание выявленных тенденций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алифиров, А.И. Базовые компоненты системы подготовки шахматистов : учебно-методическое пособие / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова. - М. : Столица, 2016. - 116 с.
2. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Герасимова С.В. - М., 2001. - 24 с.
3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 1. - С. 2-7.
4. Костьев, А.Н. Актуализация интеллектуального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами шахмат / А.Н. Костьев, И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 12. - С. 62-64.
5. Махов, А.С. Управление развитием адаптивного спорта в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Махов А.С. - М., 2013. - 40 с.
6. Михайлова, И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.
7. Пануш, В.Г. Шахматы как вспомогательное средство развития психомоторных способностей детей с последствиями церебрального паралича : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пануш В.Г. - М., 2001. - 30 с.
8. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - Москва : Модэк, 2002. - 292 с.
9. Сафиулин, Э.М. Влияние игры в шахматы на функциональное состояние инвалидов / Э.М. Сафиулин, А.И. Алифиров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 52.
10. Шахматы - самый интеллектуальный вид спорта [Электронный ресурс] // Новости шахмат [Офиц. сайт]. - Режим доступа URL : http://chess-news.ru/node/15652 (дата обращения: 14.06.2015).
REFERENCES
1. Alifirov, A. I. and Mikhailova, I.V. (2016), The basic components of system of preparation of players, Capital, Moscow.
2. Gerasimova, S.V. (2001), Pedagogical conditions of social-psychological adaptation of children with disabilities through training, dissertation, Moscow.
3. Evseev, S.P. (1998), "Adaptive physical education (aim, content, place in the system of knowledge about man)", The theory and practice ofphysical culture, No.1, pp 2-7.
4. Kostyev, A.N. and Mikhailova, I.V. (2011), "The actualization of intellectual potential of persons with disabilities by means of chess", The theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 62-64.
5. Makhov, A.S. (2013), Management of development of adaptive sport in Russia, dissertation, Moscow.
6. Mikhailova, I.V. and Makhov, A.S. (2015), "Chess as a full-fledged sport: contemporary issues and methodological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 124, No. 6, pp 132-140.
7. Panush, V.G. (2001), Chess as an auxiliary means of developing the psychomotor skills of children with consequences of cerebral palsy, dissertation, Moscow.
8. Prjazhnikov, N.S (2002), Methods for enhancing professional and personal identity, Modec, Moscow.
9. Safiulin, E.M. and Alifirov, A. I. (2016), "The impact of chess on the functional status of persons with disabilities", The theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp 52.
10. Chess is the most intellectual sport, available at: http://chess-news.ru/node/15652.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2016
УДК 796.011.1
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИСНЫХ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Викторовна Антипенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Вячеславовна Киреева, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В данной статье предложена теоретическая модель физкультурно-оздоровительной работы, разработанная для внедрения в практическую деятельность современной финансовой организации (корпорации). Представленная модель предполагает наличие трех взаимосвязанных блоков (целевого, содержательного и контрольно-оценочного). Функционирование модели, по мнению авторов, должно быть обеспечено определенными условиями и факторами. Модель разработана с целью оптимизации и повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в финансовой организации (корпорации).
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа; физическая подготовленность сотрудников; работоспособность.
OPTIMIZATION OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES OF OFFICE EMPLOYEES IN MODERN CONDITIONS OF OPERATION OF FINANCIAL
ORGANIZATION
Irina Viktorovna Апйрепкоха, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Vyacheslavovna Kireeva, the senior teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article proposes the theoretical model of sports and recreation activities, designed for implementation into practice of modern financial organization (corporation). The model assumes the existence of three interconnected blocks (targeted, meaningful, control and evaluation). The functioning of the mod-