Научная статья на тему 'Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха'

Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ШАХМАТЫ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / КОМПОНЕНТЫ / PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN / HEARING DISABILITIES / CHESS / TEACHING / METHODOLOGY / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеронов В.В., Шестаков М.М.

В статье показано, что в настоящее время состояние разработки учеными вопросов теории и методики обучения шахматам детей с недостатками слуха является весьма актуальным. Необходимость разработки методики начального обучения игре в шахматы для данной категории детей обосновывается наличием у учащихся с нарушениями слуха трудностей в усвоении знаний и своеобразием их мыслительной деятельности. В настоящее время в связи с отсутствием научно обоснованных методик начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха педагогитренеры применяют с этой целью уже существующие, но разработанные для здоровых детей. Эти методики адаптируются по усмотрению педагогов для аналогичного возрастного контингента, только с нарушениями слуха. Это же относится и к широкому спектру существующих в настоящее время компьютерных программ, подавляющее большинство которых либо в целом, либо не в полной мере могут быть использованы для обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Понимание методики как совокупности методов и методических приемов обучения, а также правил и форм организации занятий позволило разработать и обосновать основной состав процессуальных компонентов методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха Они представляют собой многокомпонентное системное образование, включающее главные проективные установки, условия их эффективного достижения, а также содержание организационных, методических, процессуальных, технологических и контрольных составляющих. Представляется, что реализация основных компонентов методики начального обучения игре в шахматы должна обеспечить эффективное развитие познавательной сферы, овладение шахматными знаниями, умениями и навыками, улучшение успеваемости по учебным предметам, развитие физических качеств и повышение суммарного недельного объема двигательной активности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENT STRUCTURE OF THE BASIC TEACHING METHODOLOGY FOR PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH HEARING DISABILITIES TO PLAY CHESS

The article shows that the current state of the scientists’ development of the theory and methodology for teaching children with hearing disabilities to play chess is highly relevant. The need to develop a method of basic teaching to play chess for this category of children is justified by the presence of difficulties for schoolboys and schoolgirls with hearing disabilities in mastering knowledge and in the peculiarity of their mental activity. At the present time due to the lack of scientifically based methods of basic teaching for primary school-aged children with hearing disabilities to play chess, for this purpose teachers-trainers use the existing ones, but which have been developed for healthy children. They adapt these techniques each on his own for a similar age groups, but only with hearing disabilities. The same applies to a wide range of currently existing computer programs, the vast majority of which can either be used at all or not fully for teaching primary school-aged children with hearing disabilities to play chess. The understanding of the methodology as a set of techniques and teaching methods, as well as the rules and the organizational forms of classes allowed to develop and to prove the main structure of the procedural components of the basic teaching methodology for primary schoolaged children with hearing disabilities to play chess. This is a multi-component system education, including the main projective orientations, conditions for their effective achievement, as well as the content of the organizational, methodical, procedural, technological and control components. It seems that the implementation of the main compo-nents of the basic teaching methodology to play chess should ensure the effective development of the cognitive element, mastering of chess knowledge and skills, improvement of academic performance, development of physical qualities and in total increase weekly volume of motor activity among primary school-aged children with hearing disabilities.

Текст научной работы на тему «Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха»

УДК 794.1-056.26

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В.В. Шеронов1, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, М.М. Шестаков2, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики футбола и регби,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 1344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, е-таМ^егопо^5@таП.ги, 2350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье показано, что в настоящее время состояние разработки учеными вопросов теории и методики обучения шахматам детей с недостатками слуха является весьма актуальным.

Необходимость разработки методики начального обучения игре в шахматы для данной категории детей обосновывается наличием у учащихся с нарушениями слуха трудностей в усвоении знаний и своеобразием их мыслительной деятельности.

В настоящее время в связи с отсутствием научно обоснованных методик начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха педагоги-тренеры применяют с этой целью уже существующие, но разработанные для здоровых детей. Эти методики адаптируются по усмотрению педагогов для аналогичного возрастного контингента, только с нарушениями слуха. Это же относится и к широкому спектру существующих в настоящее время компьютерных программ, подавляющее большинство которых либо в целом, либо не в полной мере могут быть использованы для обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Понимание методики как совокупности методов и методических приемов обучения, а также правил и форм организации занятий позволило разработать и обосновать основной состав процессуальных компонентов методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Они представляют собой многокомпонентное системное образование, включающее главные проективные установки, условия их эффективного достижения, а также содержание организационных, методических, процессуальных, технологических и контрольных составляющих.

Представляется, что реализация основных компонентов методики начального обучения игре в шахматы должна обеспечить эффективное развитие познавательной сферы, овладение шахматными знаниями, умениями и навыками, улучшение успеваемости по учебным предметам, развитие физических качеств и повышение суммарного недельного объема двигательной активности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Ключевые слова: младшие школьники, нарушение слуха, шахматы, обучение, методика, компоненты.

Для цитирования: Шеронов В.В., Шестаков М.М. Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 3-8.

For citation: Sheronov V., Shestakov М. Component structure of the basic teaching methodology for primary school-aged children with hearing disabilities to play chess. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 3-8 (in Russian).

Введение. По данным отечественных и зарубежных специалистов, число детей с патологией слуха постоянно увеличивается. За последние двадцать пять лет частота поражений слуха у детей возросла в два раза. Эту тревожную динамику подтверждает и прогноз Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) об увеличении к 2020 году на 30% численности больных с дефектами слуха.

Нарушение функции слуха и связанное с этим нарушение развития речи приводят к общему недоразвитию познавательной деятельности данной категории детей младшего школьного возраста. В частности, у этих детей [5, 6, 9]:

- объем и устойчивость внимания формируются в более медленном темпе, чем у их слышащих сверстников;

- образная память уступает их здоровым сверстникам по объему и точности запоминания материала;

- отставание мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления.

Результаты исследования отечественных ученых показывают, что одним из наиболее популярных видов спорта среди инвалидов, в том числе и по слуху, являются шахматы. Дело в том, что в шахматах заложен высокий потенциал для развития личности и ее социальной адаптации. Шахматы, как учебный предмет, признается специалистами универсальной дисциплиной игрового характера, эффективно способствующей воспитанию, обучению, интеллектуальному развитию, саморазвитию и самоактуализации личности занимающихся [1, 2, 3, 7, 8].

Вместе с тем в настоящее время потенциальные возможности процесса обучения игре в шахматы для развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха не могут быть реализованы в связи с отсутствием соответствующей методики [4, 10].

Отсюда очевидна актуальность проблемы разработки эффективной методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях специального (коррек-ционного) образовательного учреждения.

Результаты исследования. В основу разработки методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха было положено ее понимание как совокупности методов и методических приемов обучения, а также правил и форм организации занятий, обеспечивающих эффективное решение какой-либо конкретной задачи или достижение поставленной цели.

Разработанная в результате исследования методика начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха представляет собой многокомпонентное системное образование, включающее главные проективные установки, условия эффективной реализации, содержание организационных, методических, процессуальных и технологических компонентов, систему контроля и оценки (рисунок. 1).

В частности, основной целью разработанной методики является адаптивное обучение игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, построенное на основе учета специфики их потребностей в образовании, двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья, а также необходимости приобщения данного контингента учащихся к соревновательной и физкультурно-спортивной деятельности.

Здесь же представлен ряд формирующих, развивающих и адаптивных задач процесса обучения, решение которых позитивно влияет на формирование познавательного интереса к виду спорта шахматы, а также способствует развитию интеллектуальных способностей и адаптации учащихся с нарушениями слуха к физкуль-турно-спортивной деятельности.

Исследования показали, что к факторам, обеспечивающим эффективность процесса начального обучения игре в шахматы и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, относятся следующие психолого-педагогические условия:

- реализация дидактико-методических и специфических принципов в процессе начального обучения игре в шахматы;

- обеспечение необходимой слухоречевой среды;

- развитие рефлексии на начальном этапе обучения игре в шахматы;

- моделирование и конструирование учебного шахматного материала с учетом деятельностного и дифференцированного подходов к обучаемым;

- создание благоприятной развивающей игровой среды, воздействующей на интеллектуальную, мотива-ционную, эмоциональную и физическую сферы детей;

- ориентация на достижение успеха в учебной и внеучебной деятельности;

- совокупность педагогических средств, воздействующих на эффективность начального обучения шахматам детей;

- удовлетворение особых образовательных потребностей детей;

- оптимизация двигательной активности в режиме дня.

Специальная двухгодичная адаптивная программа начального обучения игре в шахматы объемом 264 часа, содержание которой разработано с учетом специфических особенностей младших школьников с нарушениями слуха, определяет:

- основные разделы, соответствующие видам подготовки (теоретическая, техническая, тактическая, психологическая, физическая, соревновательная);

- тематику занятий по шахматам (изучение шахматной доски, шахматная нотация, фигуры, ходы и взятия фигур, сила (ценность) фигур, шахматные понятия: шах, мат, пат; рокировка (правила рокировки), повторение и закрепление, мат одинокому королю, правило «взятие на проходе», элементарные пешечные окончания, корректировка деятельности учащихся (работа над

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Адаптивное обучение игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха с учетом специфики их потребностей в образовании, двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья, а также необходимости приобщения данного контингента учащихся к соревновательной и физкультурно-спортивной деятельности

Формирующие

Развивающие

Адаптивные

Психолого-педагогические условия

>

- реализация принципов; - ориентация на достижение успеха;

- создание слухоречевой среды; - состав педагогических средств;

- развитие рефлексии; - двигательная активность;

- моделирование шахматного материала; - удовлетворение образовательных

- создание развивающей игровой среды; потребностей.

Адаптивная программа

2 года 264 часа

Основные разделы

Тематика занятий

Виды занятий

Динамичес кий час

Специальные ТСО и ПК

Обучающие компьютерные шахматные программы

Дактильная и жестовая речь

Дидактические игры и шахматные упражнения

Физические упражнения

Основные: вербальный, невербальный, игровой, соревновательный Дополнительные: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, наводящих вопросов, контроля

Алгоритм реализации

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

Контроль и

коррекции

Тесты

Оценочные шкалы

Коррекция процесса обучения

Ожидаемый зффект

Положительная динамика показателей:

познавательного интереса к виду спорта шахматы; усвоения шахматных знаний; интеллектуальных способностей; познавательной сферы;

адаптации к физкультурно-спортивной деятельности; физической подготовленности; школьной успеваемости.

Рисунок. 1. Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с

нарушениями слуха

ошибками), дифференцированных на теоретические занятия, практические без использования персонального компьютера и практические с использованием персонального компьютера;

- объемы часов на освоение отдельных разделов подготовки и изучение материала конкретных тем по годам обучения.

Одним из главных факторов, обусловливающим эффективность методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, является достаточная двигательная активность этих учащихся в режиме дня, так как она является неотъемлемым условием нормального физического и умственного развития ребенка. Учитывая данный факт, а также то, что обучение игре в шахматы предполагает преимущественно умственную и малоподвижную деятельность, в содержание каждого такого занятия предлагается ввести «динамический час», включающий в себя различные физические упражнения, игры-эстафеты и подвижные игры, направленные на развитие физических качеств, координации и мелкой моторики.

Реализацию разработанной адаптивной программы начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха предлагается осуществлять с помощью комплекса средств, в состав которого, кроме обучающих компьютерных шахматных программ, включены дидактические игры, игры-упражнения «игра в игре», шахматные упражнения избирательного воздействия, раздаточный материал, подвижные игры и физические упражнения, в том числе и по развитию мелкой моторики. Этот состав органично дополняют средства общей и специальной педагогики: речь и действия педагога, дактильная и же-стовая речь.

В разработанной методике представлен также и набор методов обучения, выбор которых может осуществляться в зависимости от раздела подготовки, изучаемой темы и формы организации учащихся на занятии. В процессе реализации разработанной адаптивной программы начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха предлагается применять две группы методов: основные (вербальный, невербальный, игровой, соревновательный) и дополнительные (проблемно-поисковый, информационно-развивающий, наводящих вопросов, контроля).

Разработанную адаптивную программу начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха предлагается реализо-вывать в соответствии с разработанным алгоритмом в течение трех этапов: начального, основного, заключительного.

При этом основной задачей начального этапа является формирование мотивации, психологического настроя, познавательного интереса к игре в шахматы, обучение занимательным играм-упражнениям «игра в игре», проведение на их основе первых турниров для

приобщения младших школьников с нарушениями слуха к соревновательной деятельности, обучение самоконтролю при занятиях физическими упражнениями.

Главной задачей основного этапа является развитие физических качеств, обучение более сложным техническим, стратегическим и тактическим приемам (развитие комбинационного зрения) в шахматах, приобретение шахматных знаний, умений и навыков.

Важнейшей задачей заключительного этапа является развитие физических качеств, совершенствование игры в шахматы, игра в шахматы полным комплектом фигур, дебютная подготовка, участие в соревнованиях, фестивалях, спортивных праздниках.

Контроль эффективности процесса начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в разработанной методике предусмотрен путем регистрации и оценки исходного уровня показателей, отражающих объем двигательной активности и школьную успеваемость учащихся, уровень сформированности у них шахматных знаний, степень развития познавательной сферы (память, внимание, мышление, аналитические способности) и физических качеств, а также путем определения характера динамики величин этих параметров в процессе реализации экспериментальной адаптивной программы начального обучения игре в шахматы.

Ожидаемыми результатами реализации экспериментальной методики является положительная динамика показателей: познавательного интереса к виду спорта шахматы, усвоения шахматных знаний, интеллектуальных способностей, познавательной сферы, адаптации к физкультурно-спортивной деятельности, физической подготовленности, школьной успеваемости у детей с нарушениями слуха.

Заключение. В настоящее время в связи с отсутствием научно обоснованных методик начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха педагоги-тренеры применяют с этой целью уже существующие, но которые разработаны для здоровых детей. Эти методики они адаптируют каждый по своему усмотрению для аналогичного возрастного контингента, но только с нарушениями слуха. Это же относится и к широкому спектру существующих в настоящее время компьютерных программ, подавляющее большинство которых либо вообще, либо не в полной мере могут быть использованы для обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Разработанная методика начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха является многокомпонентным системным образованием, представляющим собой совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных модулей, включающих главные проективные установки, условия эффективной реализации, содержание организационных, методических, процессуальных и технологических компонентов, систему контроля и оценки результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вершинин М.А. Ретроспективный анализ программно-методического обеспечения уроков по шахматам в общеобразовательных заведениях / М.А. Вершинин, С.Н. Марсунов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11 (часть 4). - С. 757-762.

2. Вершинин М.А. Характеристика и особенности формирования структурных компонентов логического мышления шахматистов / М.А. Вершинин, С.Н. Марсунов // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 11 (часть 7). - С. 1412-1417.

3. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07- М., 2005. - 151 с.

4. Герасимова С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2001. -139 с.

5. Загорянская М.Е. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 48-55.

6. Крюков А.И. Клиника, диагностика и лечение острого воспаления среднего и наружного уха / А.И. Крюков // Лечащий врач. - 2002. - № 10. - С. 15-18.

7. Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №2. - С. 11-15.

8. Сухин И.Г. Шахматы как инструмент развития мышления детей в контексте наднационального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. - № 2. - С. 97-104.

9. Туджанова К.И. Дидактика коррекционных учреждений I и II вида: учебное пособие для дефектологических факультетов. - М.: Прометей, 2004. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шеронов В.В Модель начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха / В.В. Шеронов, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № - 3. - С. 8-14.

COMPONENT STRUCTURE OF THE BASIC TEACHING METHODOLOGY FOR PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN WITH HEARING DISABILITIES TO PLAY CHESS

V. Sheronov1, Senior Lecturer of the Physical Education Department,

South Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don,

M. Shestakov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Theory and Methodology of Football and Rugby Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 1344002, Russia, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 70,

e-mail: sheronov-5@mail.ru; 2350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The article shows that the current state of the scientists' development of the theory and methodology for teaching children with hearing disabilities to play chess is highly relevant.

The need to develop a method of basic teaching to play chess for this category of children is justified by the presence of difficulties for schoolboys and schoolgirls with hearing disabilities in mastering knowledge and in the peculiarity of their mental activity.

At the present time due to the lack of scientifically based methods of basic teaching for primary school-aged children with hearing disabilities to play chess, for this purpose teachers-trainers use the existing ones, but which have been developed for healthy children. They adapt these techniques each on his own for a similar age groups, but only with hearing disabilities. The same applies to a

wide range of currently existing computer programs, the vast majority of which can either be used at all or not fully for teaching primary school-aged children with hearing disabilities to play chess.

The understanding of the methodology as a set of techniques and teaching methods, as well as the rules and the organizational forms of classes allowed to develop and to prove the main structure of the procedural components of the basic teaching methodology for primary school-aged children with hearing disabilities to play chess. This is a multi-component system education, including the main projective orientations, conditions for their effective achievement, as well as the content of the organizational, methodical, procedural, technological and control components.

It seems that the implementation of the main compo-

nents of the basic teaching methodology to play chess should ensure the effective development of the cognitive element, mastering of chess knowledge and skills, improvement of academic performance, development of physical qualities and in total increase weekly volume of motor activity among primary school-aged children with hearing disabilities.

Keywords: primary school-aged children, hearing disabilities, chess, teaching, methodology, components.

References:

1. Vershinin M.A., Masunov S.N. A retrospective analysis of program-methodical providing chess lessons in schools. Fundamental'nye issledovaniya. [Fundamental research], 2013, no 11 (part 4), pp. 757-762 (in Russian).

2. Vershinin M.A., Masunov S.N. Characteristics and features of formation of structural components of logical thinking chess players. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2013, no 11 (part 7), pp. 14121417 (in Russian).

3. Gabbazova A.Y. The Intellectual development of children of primary school age in the learning process of chess. Candidate's thesis. Krasnodar, 2005, 151 p. (in Russian)

4. Gerasimova S.V. Pedagogical conditions of social and psychological adaptation of children with disabilities through chess. Candidate's thesis. Krasnodar, 2001. 139 p. (in Russian)

5. Zagoryanskaya M.E., Rumyantseva M.G. Epidemiological approach to the prevention and treatment of hear-

ing impairment in children. Defektologiya [Defectology], 2010, no 6, pp. 48-55 (in Russian).

6. Kryukov I.I. Clinic, diagnosis and treatment of acute inflammation of the middle and outer ear. Lechashchij vrach [Attending physician], 2002, no 10, pp. 15-18. (in Russian).

7. Nonverkovich S.D. Chess as a subject of humanitarian cycle in secondary school. Fizicheskaya kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovka. [Physical education: education, training], 2001, no 2, pp. 11-15. (in Russian)

8. Sukhin I.G. Chess as a tool for the development of thinking of children in the context of supranational education. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. [New in psycho-pedagogical studies], 2010, no 2, pp. 97104. (in Russian)

9. Tuganova K.I. Didaktika korrekcionnyh uchrezhdenij I i II vida: uchebnoe posobie dlya defektologicheskih fakul'tetov [Didactics correctional institutions I and II: a textbook for speech pathology faculties]. Moscow, Prometheus, 2004, 208 p.

10. Sheronov V.V., Shestakov M.M. In the model of primary education in the game of chess of younger students with hearing impairments. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport-science and practice], 2017, no 3, pp. 8-14 (in Russian).

Поступила / Received 15.01.2019 Принята в печать / Accepted 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.