УДК 794.1
МОДЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В. В. Шеронов, соискатель кафедры теории, истории и методики физической культуры, старший преподаватель,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, М. М. Шестаков, доктор педагогических наук, профессор,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: [email protected]
В статье обосновывается актуальность разработки модели процесса начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха. Показано, что в основе данной проблемы лежит научное противоречие между потенциальными возможностями шахматного обучения для развития познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха и отсутствием соответствующих методик и специально организованных психолого-педагогических условий.
Решение данной исследовательской задачи позволило разработать и обосновать модель начального обучения младших школьников с нарушениями слух и раскрыть ее содержание. Представленная модель начального обучения шахматам представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных блоков: целевого (цель и задачи начального обучения игре в шахматы); организационно-методического (включающего в себя методологические подходы, педагогические принципы, психолого-педагогические условия, этапы обучения); содержательного (в него входят: развитие физических качеств, адаптивная программа по шахматам, обучающие компьютерные шахматные программы); процессуально-деятельностного (состоящего из методики, методов, средств и форм начального обучения игре в шахматы); контрольно-коррекционного (заключающегося в анализе эффективности обучения и корректировке деятельности учащихся). Модель начального обучения
игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха строилась с учётом их комплексной характеристики: степени снижения слуха, уровня развития речи, индивидуальных особенностей личности. При этом она видоизменялась в зависимости от содержательной основы и особенностей формирования индивидуальной траектории обучения для каждого ученика.
Ключевые слова: модель; младшие школьники с нарушениями слуха; начальное обучение игре в шахматы.
Введение. На современном этапе в системе общего образования существенное внимание уделяется обучению учащихся игре в шахматы. Это связано с тем, что согласно исследованиям отечественных ученых в шахматах заложен высокий потенциал для развития познавательной сферы личности и ее социальной адаптации [2, 3, 4, 5].
Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида предусматривают наряду с предъявлением требований к знаниям и умениям учащихся максимальное развитие у них познавательных процессов с учетом индивидуальных и характерологических особенностей, их задатков и способностей [6].
Вместе с тем существующая система образования в специальных (коррекционных) учреждениях не предполагает использования шахмат в учебно-воспитательном процессе детей с нарушениями слуха, в том числе и в связи с отсутствием соответствующих методик обучения.
Таким образом, в теории и методике физического воспитания в системе среднего образования сформировалось противоречие между потенциальными возможностями шахматного обучения для развития познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха и отсутствием соответствующих методик и специально организованных психолого-педагогических условий.
В связи с этим основной задачей данного исследования явилась разработка и обоснование модели начального обучения шахматам младших школьников с нарушениями слуха в условиях специальных (кор-рекционных) общеобразовательных школ-интернатов I-II вида.
Результаты исследования. В последнее время в различных областях научных знаний возрос интерес к моделям и моделированию, где процесс моделирования используется как специфический метод познания.
По мнению И.В. Манжелей [7], модель - это эталон, стандарт, а моделирование - процесс изучения, построения и использования различных моделей для уточнения и определения характеристик и оптимизации какого-либо процесса.
Под моделью обучения А.В. Хуторской [9] понимает план или схему действий учителя при реализации учебного процесса, в основе которого (ой) заложена организация преобладающей деятельности учеников.
В настоящее время метод моделирования активно используется в различных педагогических исследованиях [1, 8].
На этапе начального обучения игре в шахматы учащихся с нарушениями слуха существенная роль принадлежит разработке модели.
Разработанная модель процесса начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха представлена на рисунке.
В целом разработанная модель начального обучения шахматам представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных блоков обучения и включает в себя: целевой блок - характеризующийся осознанием обучающимися и педагогами целей и задач изучения дисциплины, к которым относятся: цель - адаптивное обучение игре в шахматы детей с ОВЗ и инвалидов; основными её задачами являются: формирование познавательного интереса младших школьников с нарушениями слуха к виду спорта "шахматы"; развитие интеллектуальных способностей учащихся младших классов с нарушениями слуха; адаптация учащихся к физкультурно-спортивной и соревновательной деятельности [6, 10].
Для решения поставленной цели были определены соответствующие организационно-методологические основания, а именно: принципы организации учебного процесса (устойчивости познавательного интереса, осознанной активности, опосредованного внешнего влияния на внутреннее психическое состояние субъекта учения); методологические подходы (гуманистический, аксиологический, культурологический, креатив-
ный, личностно-деятельностный и др.).
Модель начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха строилась с учётом комплексной характеристики детей: степени снижения слуха, уровня развития речи, индивидуальных особенности личности, при этом видоизменялась в зависимостей от содержательной основы и особенностей формирования индивидуальной траектории обучения для каждого ученика и предусматривала следующие этапы обучения: начальный (0,5 года обучения); основной (1 год обучения); заключительный (0,5 года обучения). Основной и заключительный этапы начинались с блока (раздела) повторения и закрепления ранее изученного материала. Каждый из трёх этапов завершался блоком (разделом) корректировки деятельности учащихся, работой над ошибками.
Содержательный блок представлен развитием физических качеств и двухлетней адаптивной программой по шахматам для младших школьников с нарушениями слуха, включающим:
- «динамический час», в который вошли различные подвижные игры направленные на развитие координационных способностей, выносливости и др., физических качеств, упражнения для развития мелкой моторики;
- программу начального обучения игре в шахматы, составленную с учётом специфических особенностей младших школьников с нарушениями слуха;
- комплекс дидактических игр-упражнений «игра в игре»;
- обучающие компьютерные шахматные программы.
Наличие личностных, психофизических особенностей, а также проблем (недостаточное развитие второй сигнальной системы, незрелость психоэмоциональной сферы: повышенная эмоциональность, нарушение механизмов волевых усилий, нарушение поведения и др.), возникающих у младших школьников с нарушениями слуха в процессе обучения игре в шахматы, приводит к необходимости использования личностного подхода к обучению данной категории учащихся. На основе анализа литературных источников и результатов педагогического эксперимента нами были выделены пути повышения уровня шахматной подготовки учащихся с нарушениями слуха, основанные на принципах индивидуализации, наглядности, речевой коммуникативности. Их реализации в наибольшей степени способствует применение мультимедийных инфокоммуникацион-ных технологий, которые незаменимы при решении таких задач, как развитие наглядно-образного мышления и аналитических способностей, произвольного внимания, активизации самостоятельной деятельности младших школьников с нарушениями слуха.
Содержание обучения представлено разработанной нами учебной шахматной программой, составленной с учётом особенностей младших школьников с нарушениями слуха, комплексом дидактических игр-упражнений «игра в игре», а также обучающими шахматными компьютерными программами.
о Адаптивный спорт Цель: адаптивное обучение игре в шахматы детей с ОВЗ и инвалидов Шахматный всеобуч
л о
й о в Задачи начального обучения игре в шахматы
е л е Формирование познавательного интереса к виду спорта "шахматы" Развитие интеллектуальных способностей Адаптация учащихся с ОВЗ к физкультурно-спортивной деятельности
Организационно-методологические основания
о о
и
Ф ^
Ч
О
О X X
о ^
та
т
х
та
СР
О
Методологические подходы:
- гуманистический;
- личностно-деятельностный;
- аксиологический;
- культурологический;
- антропологический; - диалогический;
_- креативный_
Принципы:
- социально-личностного развития;
- гуманистической направленности;
- наглядности; - оптимизации педагогического процесса; - единство требовательности и уважения к детям; - отбора дидактического материала и программно-методического обеспечения
_Психолого-педагогические условия адаптивного обучения игре в шахматы_
Условия: создание благоприятной развивающей игровой среды, воздействующей на интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы учащихся с нарушениями слуха; обеспечение необходимой слухо-речевой среды; применение разнообразных форм построения и организации шахматных занятий детей с нарушениями слуха; реализация принципов начального обучения шахматам младших школьников с нарушениями слуха в
учебно-воспитательном процессе; ориентация на достижение успеха в учебной и внеучебной деятельности; _диагностирование процесса обучения и др._
Этапы обучения
Начальный (0,5 года)
Основной (1 год)
Заключительный (0,5 года)
Корректировка деятельности учащихся (работа над ошибками)
Содержательный блок Содержание начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха
Развитие физических качеств Адаптивная программа по шахматная 1.Теоретический раздел 2. Практический раздел Обучающие компьютерные шахматные программы 1.«Большое шахматное путешествие» 2. «Шахматная школа для начинающих»
Процессуально-деятельностный блок Методика начального обучения игре в шахматы детей с нарушениями слуха
Методы: 1. Основные: - вербальный; - невербальный; - игровой; - соревновательный 2. Дополнительные: проблемно-поисковый; информационно-развивающий; наводящих вопросов; контроля Средства: - игры-упражнения «игра в игре»; - дидактические игры; - обучающие компьютерные шахматные программы; - шахматные упражнения избирательного характера (воздействия); - раздаточный материал; - подвижные игры и физические упражнния Формы: - индивидуаль- ное; - групповое; - командное; - фронтальное; - звеньевое
_Контрольно-коррекционный блок_
Контроль динамики показателей уровня развития физических качеств, усвоения шахматных знаний, познавательной сферы и школьной успеваемости детей с нарушениями слуха, а также коррекция плана дальнейшей _подготовки_
Рис. Модель начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха
Процессуально-деятельностный блок включал методы, средства, формы обучения.
Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие принципы: единства физического и психического развития, коррекционно-компенсаторной, гуманистической направленности, индивидуализации и дифференциации, наглядности, речевой коммуникативности в сочетании с применением инфокоммуникационных технологий.
Задачи педагогического процесса реализуются благодаря использованию соответствующих методов обучения. Выбор методов обучения младших школьников осуществлялся в зависимости от изучаемой темы и форм обучения. В разработанной нами модели начального обучения шахматам младших школьников с нарушениями слуха применялись следующие методы: основные (вербальный, невербальный, игровой, соревновательный); дополнительные (проблемно-поисковый, информационно-развивающий, наводящих вопросов, контроля).
Все выше сказанное позволило определить принципы, на основе которых функционирует рассматриваемая модель начального обучения шахматам, и необходимые психолого-педагогические условия её реализации.
С точки зрения формирования познавательного интереса младших школьников к игре в шахматы немаловажным оказывается и само содержание предмета "шахматы", реализующееся через различные средства обучения, такие как:
- занимательные игры-упражнения «игра в игре»;
- дидактические игры;
- инфокоммуникационные компьютерные технологии (интерактивная доска, мультимедийный проэк-тор, персональный компьютер, обучающие шахматные компьютерные программы), специальная звукоусиливающая аппаратура;
- шахматные упражнения избирательного характера (воздействия);
- игра в шахматы;
- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить и дополнить приёмы обучения и контроля.
Их дополнили средства общей и специальной педагогики. К общепедагогическим средствам относятся речь и действия педагога; к специальным педагогическим - использование дактильной и жестовой речи, выразительной артикуляции.
Деятельность младших школьников с нарушениями слуха, направленная на усвоение содержания начального адаптивного шахматного обучения, осуществляется в разнообразных формах обучения. Их характер зависит от ориентированности задач педагогического воздействия.
Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением слуха предъявляют свои требования и к формам обучения. Занятия с учениками
младших классов организуются в разнообразных формах: обучение учащихся умению работать в коллективе, овладение ими способами социального поведения в разных ситуациях групповой шахматной деятельности и нужными средствами общения создают возможность применять разнообразные формы начального обучения игре в шахматы для повышения его качества и эффективности. Организационные формы были представлены фронтальным, (коллективным), индивидуальным, групповым, звеньевым, командным обучением.
Контрольно-коррекционный блок начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха заключается в анализе эффективности обучения в соответствии с целью обучения: в положительной динамике физических качеств (координационных способностей, выносливости), развитии познавательной сферы, повышении школьной успеваемости младших школьников с нарушениями слуха, анализе эффективности использования методической системы посредством обучающего (формирующего) эксперимента и его статистической обработки, а также корректировки деятельности учащихся.
Заключение. Предложенная модель начального обучения игре в шахматы младших школьников с нарушениями слуха направлена на осмысленное освоение ими шахматных знаний, умений и навыков, развитие познавательной сферы, физических качеств, повышение школьной успеваемости, что в целом способствует их гармоничному развитию.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов С.М. Методологические предпосылки разработки модели формирования физической культуры младших школьников на основе идеалов и ценностей мирового олимпийского движения / С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране; под общей редакцией М.Д. Гуляева, 2016. - С. 61-64.
2. Вершинин М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Вершинин Михаил Александрович. - Волгоград, 2001. - 24 с.
3. Вершинин М.А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Вершинин Михаил Александрович. - Волгоград, 2005. - 48 с.
4. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Габбазова Асыл Якуповна. - М., 2005. - 24 с.
5. Герасимова С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Герасимова Светлана Викторовна. - М., 2001. - 24 с.
6. Коровин К.Г. Программы специальных (коррекцион-
ных) образовательных учреждений II вида: 1 и 2 отделения / К.Г. Коровин [и др.]. - М.: Просвещение, 2006. - 430 с.
7. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания / И.В. Манжелей. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. - 280 с.
8. Фёдорова Т.А. Педагогическая модель обучения спортивному ориентированию детей с нарушением слуха на основе использования упражнений креативного характера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Фёдорова
Тамара Александровна. - Пермь, 2011. - 186 с.
9. Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. Учебник нового века.
10. Шестаков М.М. Особенности психологического статуса, эмоциональной и двигательной сферы детей младшего школьного возраста с лёгкой формой хронической усталости / В.В. Крамская, М.М. Шестаков. // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2009. - № 3. - С. 44-48.
THE MODEL OF INITIAL EDUCATION IN PLAYING CHESS FOR ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN WITH HEARING DISABILITIES
V. Sheronov, Postgraduate student of the Theory, History and Methods of Physical Education Department, Senior Lecturer,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration, Rostov-on-Don,
M. Shestakov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya street, 70,
e-mail: [email protected]
The article proves the significance of the development model of the initial educational process in playing chess for elementary school children with hearing disabilities. It is shown that there is contradiction between potential opportunities of education in playing chess for the development of cognitive abilities of elementary school children with hearing disabilities and the lack of appropriate methodologies and specially organized psychological and pedagogical conditions, which is the basis of this problem.
The solution of this research problem allowed to develop and to justify the model of the initial education for elementary school children with hearing disabilities and its content was shown. The presented model of the initial education is a set of interrelated structural and functional blocks: target (the goal and the objectives of the initial education in playing chess); organizational and methodological (including methodological approaches, pedagogical principles, psychological and pedagogical conditions, training stages); conceptual (it includes the development of physical qualities, adaptive chess program, teaching computer chess programs); process and activity (consisting of methods, methodologies, means and forms of initial training in chess); controlling and correctional (consisting of analysis of the training effectiveness and correction of student activity). The model of the initial education in
playing chess for elementary school children with hearing disabilities was developed with consideration for their complex characteristics: degree of hearing loss, level of speech development, personal characteristics of the individual; at the same time it has been modified depending on the conceptual basis and special aspects of the formation of individual educational directions for each child.
Keywords: model; elementary school children with hearing disabilities; initial education in playing chess.
References:
1. Ahmetov S. M., Chernyshenko Ju. K., Balandin V. A. Methodological prerequisites of development of model of formation of physical culture of younger school students on the basis of ideals and values of the world Olympic Movement Proceedings of the International Scientific Conference devoted to the 20 anniversary of the I International sports "Children of Asia" and to the 120 anniversary of the Olympic Movement in the country, 2016, pp. 61-64. (in Russian)
2. Vershinin M. A. Technological support of formation of logical thinking of pupils in the conditions of additional education. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2001, 24 p. (in Russian)
3. Vershinin M. A. Theory of design of system of formation of lokgichesky thinking of chess players. Extended abstract of Doctor's thesis. Volgograd, 2005, 48 p. (in Russian)
4. Gabbazova A.Ja. Intellectual development of children of younger school age in the course of training in a chess game. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2005, 24 p. (in Russian)
5. Gerasimova P. V. Pedagogical conditions of social and psychological adaptation of children with limited opportunities of health by means of occupations chess. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2001, 24 p. (in Russian)
6. Korovin K. G. Programmy special'nyh korrekcionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijII vida [Programs of special correctional educational institutions II of a look]. Moscow, Prosveshhenie, 2006, 430 p. (in Russian)
7. ManzhelejI.V. Pedagogical models of physical training. Moscow, Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury i spor-
ta [Theory and Practice of Physical Culture and Sport], 2005, 280 p. (in Russian)
8. Fjodorova T. A. Pedagogical model of training in sports orientation of children with a hearing disorder on the basis of use of exercises of creative character. Extended abstract of candidate's thesis. Perm', 2011, 186 p. (in Russian)
9. Hutorskoj A. B. Sovremennaja didaktika [Modern didactics]. St. Petersburg, Piter, 2001, 544 p. (in Russian)
10. Shestakov M. M., Kramskaja V. V. Features of the psychological status, the emotional and motive sphere of children of younger school age with an easy form of chronic fatigue. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2009, no 3, pp. 44-48. (in Russian)