tling", Wrestling: the Yearbook, Physical education and sport, Moscow, pp. 16-18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2015.
УДК 376.352
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Максим Игоревич Викерчук, аспирант, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»),
г. Москва
Аннотация
Социальная реабилитация инвалидов - одна из важнейших проблем современного общества. На примере специализированной школы-интерната среди слабовидящих детей был проведен научный эксперимент, оценивающий эффективность влияния занятия шахматами на социализацию детей-инвалидов по зрению. Новизна методики обучения состояла в использовании различных игровых методов и внедрении инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Был проведен ряд тестов, направленных на определение уровня социальной адаптации школьников младших и средних классов, как занимающихся, так и не занимающихся шахматами. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности занятий шахматами по данной методике, как с точки зрения достижения спортивных результатов, так и с точки зрения повышения уровня социализации учащихся.
Ключевые слова: социальная адаптация, социализация детей-инвалидов по зрению посредством игры в шахматы, адаптивная физическая культура, игровая форма обучения, информационно-коммуникационные технологии в обучении, тесты для определения уровня социальной адаптации.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p41-50
METHODS OF TEACHING FOR THE VISUALLY IMPAIRED CHILDREN TO PLAY CHESS ON THE EXAMPLE OF THE SPECIALIZED BOARDING SCHOOL
Maxim Igorevich Vikerchuk, the post-graduate student, Russian State Social University, Moscow
Annotation
Social rehabilitation of the disabled is one of the most important issues for the modern society. On the example of the specialized boarding school the scientific experiment that evaluates the effectiveness of the influence of chess classes for the children with sight disabilities was held among the visually impaired children. The novelty of the methods of teaching was in use of the different playing techniques and implementation of information technologies in the educational process. The author conducted a series of tests aimed at determining the level of the social adaptation of pupils of primary and middle classes, both groups involved and not involved in chess. The obtained results allow making a conclusion about the effectiveness of playing chess according to this method, both from the point of view of achieving the sports results, and from the point of view of increasing the level of socialization of the pupils.
Keywords: social adaptation, socialization of children with sight disabilities by means of chess playing, adaptive physical culture, games learning, information and communication technologies in teaching, tests to determine the level of social adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мировая общественность переживает не самый простой момент, который заключен в неуклонном росте инвалидности среди молодого поколения. Причины ее самые различные: это может быть и врожденная патология, и последствия травм, получен-
ных на производстве [5]. Учитывая не самую приятную статистику - на сегодняшний день инвалид есть в каждой четвертой семье в мире. Проблема социализации и социальной реабилитации инвалидов становится одной из приоритетных в вопросах государственного управления. Россия, являясь социальным государством, должна обратить особое внимание на людей с ограниченными возможностями, проявлять о них заботу, помогать им в их интеллектуальном развитии и дальнейшем трудоустройстве [4]. Данная работа несет в себе развитие как социального, так и экономического потенциала страны [6]. Инструментом для такой работы может выступить физическое воспитание, а в частности - интеллектуальные виды спорта.
Применительно к шахматам, в России на сегодняшний день развиваются два вида адаптивной физической культуры: адаптивное шахматное обучение и адаптивный шахматный спорт [17]. И адаптивное шахматное обучение, и адаптивный шахматный спорт нельзя в полной мере назвать лечением, это в большей степени переключение внимания инвалида, ранее сконцентрированного на своей патологии или болезни, на общение, активный отдых и спорт [8]. Адаптивное шахматное обучение направлено на формирование у занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья осознанного отношения к себе, к своим силам и возможностям. Адаптивный шахматный спорт - это разновидность адаптивной физической культуры, его целью является реализация возможностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих похожие проблемы в развитии. Главным отличием от адаптивного шахматного обучения является как раз вышеуказанная направленность на получение наивысших результатов, что присуще любой спортивной составляющей [3, 11, 12].
Наибольшую популярность среди всех адаптивных видов спорта имеют те подвиды, победа в которых достигается не посредством физического превосходства одного противника над другим, а - логически-абстрактным переигрыванием оппонента. В этом смысле несомненным лидером выступают шахматы [13].
Несмотря на актуальность проблемы, связанной с развитием адаптивного спорта, в системе образования отсутствовало инклюзивное образование для лиц с инвалидностью. В данный момент в российской столице постепенно начинает внедряться инклюзивное образование, что связано с принятием в 2010 году Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве». Под данным образованием понимается неразрывность обучения и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, оно может осуществляться на основе учебных занятий, досуга или спортивных мероприятий [1].
В настоящее время доказано, что игровая деятельность имеет большое значение для развития личности ребенка. Для больного ребенка, ввиду проблем с социальной интеграцией и адаптацией, игра носит еще и социализирующий характер, особенно на этом фоне выделяются шахматы, ведь даже при самых тяжелых формах заболевания, ребенок способен соревноваться не только с такими же, как он, но даже и со здоровыми сверстниками [4]. При построении задач образовательного процесса обучения игре в шахматы детей-инвалидов по зрению выделим несколько основных направлений:
- развитие познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей ребенка;
- формирование игровой дисциплины, осознанного отношения к обучению.
Кроме того, учитывая контингент обучающихся, важно, чтобы тренер-педагог знал
особенности психофизического развития каждого из обучаемых детей, придерживаясь при проведении занятий принципа индивидуализации [9].
МЕТОДИКА
Для решения вышеуказанных задач нами была использована игровая и соревновательная форма проведения занятий. Учитывая современные тенденции в образовании, в
учебный процесс были внедрены компьютерные шахматные программы и игровая тренировка посредством интернет-серверов: таких, например, как www.chessplanet.ru («Шахматная планета») или ICC (Internet Chess Club) [17].
Во время проведения занятий были задействованы следующие игры (перечислим некоторые из них) [7]:
«Шахматный теремок» - из шахматной доски создается подобие теремка. Согласно сказочной тематике, в теремок должны попасть фигуры от самой маленькой (пешка) до самой большой и значимой (король). При попадании фигуры в теремок, ребенок должен сказать название этой фигуры.
«Войско из мешочка» - учащийся достает из небольшого мешочка по одной фигуре и называет ее. После того, как все фигуры выставлены на доску, должна получиться начальная позиция.
«Большой прыжок» - учащийся должен сделать ход определенной фигурой на максимально возможное количество клеток.
«Кто быстрее» - учащимся предлагалось выставить начальную или любую другую произвольную позицию, кто первый - тот и победил [7].
Сеансы одновременной игры проводились следующим образом: педагог предлагал каждому ребенку небольшое преимущество или фору. Все дети, играющие с тренером, разбивались на несколько групп, результат каждого ребенка шел в зачет своей команде, итоговый счет зависел от общего количества выигранных партий. Команда-победитель награждалась ценным сувениром. В зависимости от результатов игры с педагогом, размер форы уменьшался либо увеличивался.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий - это одна из важнейших составляющих практически любой современной образовательной программы [18]. Самое главное и сложное - грамотное применение данных инноваций. Известно, что ввиду компенсаторных свойств, дети, имеющие проблемы со зрением, компенсируют свои физические недостатки органами слуха. Учитывая роль аудиального восприятия детей-инвалидов по зрению, аудиоинформация принимает для такого ребенка решающее значение. Многие игровые интернет-порталы подстраивают свой рабочий функционал в том числе и под людей с различными формами инвалидности. Так сервер «Шахматная планета» (www.chessplanet.ru) включает в себя все необходимые голосовые сообщения: это сигналы начала партии, шаха, мата или выигрыша одного из оппонентов [15, 17].
Проведенный эксперимент в 2014-2015 учебном году в школе-интернате для детей с нарушениями по зрению, был организован адаптивно вышеуказанной методике, которую можно представить в виде нескольких частей.
1 часть. Задача первой части - сформировать у ребенка осознанное желание заниматься шахматами, выполнять домашние задания, уважительно относиться к другим ученикам секции. Определяются пространственные представления и понятия ребенка.
2 часть. Закрепляются знания, полученные в первой части обучения. Дается определение понятий: вертикаль, горизонталь, диагональ, шахматное поле, шах, мат, ничья (пат, вечный шах, троекратное повторение ходов). Развивается память ребенка посредством запоминания простых позиций, состоящих из 4-5 фигур с последующим выставлением их на доску. Предлагаются задания, например, шахматная змейка: фигура должна съесть все фигуры соперника за минимально допустимое количество ходов или добраться до определенного поля за конкретное количество ходов.
3 часть. Проведение соревнований и конкурсов по решению задач на мат в 1 ход. Соревнования проводятся в облегченной форме (например, только фигурами или только пешками).
4 часть. Понятие дебюта, развития фигур в начале партии, важности рокировки и защищенности короля, определение центра, флангов. Ознакомительный курс теории дебютов происходит на примере открытых начал: русской, итальянской партии и т. д.
5 часть. Понятие миттельшпиля и эндшпиля, разбор простейших окончаний (например, король и пешка против короля) с целью, чтобы учащиеся поняли силу и возможности каждой фигуры). Мат одинокому королю: ферзем, двумя ладьями, двумя слонами, конем и слоном. Конкурсы по теме «Мат одинокому королю» проводятся при помощи шахматных программ, на каждом компьютере устанавливается игровая позиция (например, ферзь и король против одинокого короля), тестируемому ребенку дается определенное время (не более 5 минут), за которое он должен загнать короля в угол и объявить ему мат.
Результаты тренировок фиксируются, и через некоторое время проводится повторный срез знаний.
6 часть. Понятие роли времени в шахматной партии, его оптимальный расход при игре в официальных турнирах, регламент шахматных соревнований, правило поведения в игровом зале. Для тренировки по расходу игрового времени дети во внеурочное время играют между собой на игровом портале www.chessplanet.ru, время, затраченное на каждый ход, отображает игровая консоль, что является несомненным помощником для тренера. Наиболее оптимальный контроль времени на партию - по 10-15 минут каждому участнику.
7 часть. Разновидности тактических ударов: вилка, связка, открытое нападение, открытый шах. Конкурсы по решению задач, контрольное тестирование.
8 часть. Элементы планирования шахматной партии, определение стратегии (плана) игры. Развитие стратегического и схематического мышления обучающихся [14, 16].
9 часть. К концу года дети достаточно утомлены, поэтому занятия проводятся в игровой форме, нагрузка по сравнению с остальными блоками заметно снижена [7].
Самой объективной проверкой эффективности выбранной методики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются два фактора: результаты в календарных соревнованиях по шахматам и уровень социальной адаптации обучаемых. Если с первым критерием все понятно, то как быть со вторым? Под социальной адаптацией можно понимать несколько параметров: это и взаимоотношения с одноклассниками, успеваемость в школе, активное участие во внешкольной работе и т.д.
Для оценки уровня социальной адаптации ребятам были предложены различные тесты и задания, первое тестирование было проведено до начала эксперимента, в октябре 2014 года, второй срез прошел в конце учебного года. Тесты были направлены на определение: школьной адаптивности, уровня внимательности и личностной самооценки. Достаточно сказать, что, например, внимание, является одним из важнейших психических процессов, от данного фактора зависит познавательная готовность индивида к обучению и овладению интеллектуальными видами спорта [10, 20].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
С точки зрения шахматных результатов, ребята, занимающиеся по данной методике, добились высоких результатов: 2 человека из 11 обучающихся выполнили третий юношеский спортивный разряд в первый же год обучения. Один из воспитанников дважды выступал в турнирах с участием здоровых детей (результатом соревнований стали завоеванные призовые места), другой учащийся выиграл первенство муниципального уровня. Главным итогом обучения стало то, что у детей сформировалось положительное отношение к занятиям шахматами, из 11 человек 8 посетили более 90% занятий, ребята научились пользоваться компьютерными шахматными программами и уже в следующем году примут участие в первенстве Москвы среди инвалидов.
Динамика изменения социальной адаптации была проверена с помощью ответов участников обеих групп на вопросы специальных тестов. В ходе исследования ребята были разбиты на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли школьники, занимающиеся шахматами, в контрольную - обычные дети.
Возраст тестируемых варьировался от 8 до 14 лет. В итоге было опрошено 22 ребенка (по 11 в каждой группе).
1. Тест на определение оценки уровня школьной мотивации [21]. Опрашиваемые должны были ответить на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный ими вариант ответа.
1) Нравится ли тебе в школе или не очень? а) не очень; б) нравится; в) не нравится.
2) Когда ты просыпаешься утром, всегда ли ты с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома; б) бывает по-разному; в) иду с радостью.
3) Если бы учитель сказал: «Завтра в школу можно не приходить, желающие могут остаться дома». Ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю; б) остался бы дома; в) пошел бы в школу.
4) Тебе нравится, когда у Вас отменяют уроки?
а) не нравится; б) бывает по-разному; в) нравится.
5) Ты хотел бы, чтобы у Вас отменили домашнее задание? а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) не знаю; б) не хотел бы; в) хотел бы.
7) Часто ли ты рассказываешь о школе родителям? а) часто; б) редко; в) не рассказываю.
8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгие учителя? а) точно не знаю; б) хотел бы; в) не хотел бы.
9) Много ли у тебя друзей в классе? а) мало; б) много; в) нет друзей.
10) Тебе нравятся твои одноклассники? а) нравятся; б) не очень; в) не нравятся.
Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации подразумевает 5 уровней:
1 уровень - высокая школьная мотивация, результат - 25^30 баллов.
2 уровень - нормальная школьная мотивация - 20^24 балла.
3 уровень - положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью - 15^19 баллов.
4 уровень - низкая школьная мотивация - 10^14 баллов.
5 уровень - негативное отношение к школе, дезадаптация - менее 10 баллов. Позитивные ответы на вопросы давали опрашиваемым 3 очка, нейтральные - 1 очко, негативные - 0 очков.
При опросе детей в октябре 2014 года контрольная группа показала средний результат 17,4 балла из 30 возможных, при этом первый уровень мотивации выявился у 2-х человек, второй уровень - у одного человека, 5 человек показали третий уровень, 1 человек - четвертый и 2 человека - пятый уровень мотивации. При повторном опросе в мае 2015 года результаты оказались следующими: средний балл повысился до 18 баллов, у 3 человек школьная мотивация соответствовала первому уровню, 5 человек показали результаты, характерные для 3-го уровня мотивации, 2 человека - четвертый уровень и 1 человек - 5-й уровень школьной мотивации.
Экспериментальная группа показала следующие результаты: изначально средний балл школьной мотивации составил 17,6 из 30 возможных. В октябре 2014 года результаты были следующие: один человек соответствовал первому уровню мотивации, 2 человека показали 2 уровень, 3 человека - третий, 2 человека - четвертый и 2 человека - пятый уровень мотивации. По результатам майского теста уже 2 человека показали результат, характерный для первой группы, 4 человека - второй, 1 человек - третьей группы и 4 человека - 4-й группы школьной мотивации. Средний балл вырос до 19,1 балла из 30
возможных.
Мотивация к школьной адаптации представлена на рисунке 1.
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа 5-я группа мотивации мотивации мотивации мотивации мотивации
ЭГ, октябрь 2014 ■ ЭГ, май 2015 КГ, октябрь 2014 КГ, май 2015
Рисунок 1. Диаграмма изменения численности групп школьной мотивации до и после
проведения эксперимента
Подводя итоги данного тестирования, можно сделать выводы, что положительная тенденция изменения уровня школьной адаптации наблюдалась у обеих групп, но экспериментальная группа показала больший прогресс в этом значении.
2. Второе тестирование было направлено на определение внимательности, данный тест рекомендован психологами Гальпериным П.Я. и Кобылицкой С.Л. Был предложен следующий текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» [2].
В данном тексте тестируемые должны были найти 10 ошибок, включая ошибки не только грамматические, но и стилистические. На решение теста отводилось не более 5 минут.
В октябре 2014 года немного лучшие результаты показали ребята, не занимающиеся шахматами, их среднее количество верно найденных ошибок составило 5,7 ошибок из 10 возможных, у будущих шахматистов же средний результат оказался скромнее - 5,4 исправленных ошибки. Проведенный повторный тест в мае показал следующие итоги: средний результат контрольной группы был равен 6 баллам ровно, среднее значение экспериментальной группы равнялось 6,73. При подсчете усеченного среднего значения (без лучшего и худшего показателя) средний результат контрольной группы оказался равным 6,11, а экспериментальной группы - 7 баллов ровно, что говорит о еще более высоких показателях экспериментальной группы среди основной части опрошенных.
3. Ребята из обеих групп исследования прошли опрос на определение уровня воспитанности учащихся. Данные критерии оценивают качества личности, которые необходимо выработать в себе, чтобы достичь успеха в учебе и отношениях с одноклассниками. Опрос был разработан психологом Капустиным Н.П. [2].
В таблице 1 представлен бланк опроса для определения уровня воспитанности учащихся. По каждому параметру опрашиваемые оценивали себя от 1 до 5, где 5 означало полное согласие с утверждением, а 1 - абсолютно негативную позицию по данному вопросу. Итоговая оценка по каждому из пяти показателей - это среднее арифметическое, полученное из среднего балла учителя и среднего балла, проставленного учащимся самому себе. Затем из среднего арифметического пяти итоговых оценок выходил конеч-
ный показатель уровня воспитанности каждого учащегося.
Таблица 1
_Параметры оценки школьной мотивации (по Н.П. Капустину)_
Критерии оценки школьной мотивации Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
Любознательность: - мне интересно учиться; - я люблю читать; - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; - я всегда выполняю домашнее задание; - я стремлюсь получать хорошие отметки.
Прилежание: - я старателен в учебе; - я внимателен; - я самостоятелен; - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; - мне нравится самообслуживание в школе и дома.
Отношение к природе: - я берегу землю; - я берегу растения; - я берегу животных; - я берегу природу.
Я и школа: - я выполняю правила для учащихся; - я выполняю правила внутришкольной жизни; - я добр в отношениях с людьми; - я участвую в делах класса и школы; - я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен; - я соблюдаю культуру поведения; - я забочусь о здоровье; - я умею правильно распределять время учебы и отдыха; - у меня нет вредных привычек.
Трактовка результатов теста имеет следующую градацию:
5^4,5 - высокий уровень воспитанности;
4,4^4 - хороший уровень;
3,9^2,9 - средний уровень;
меньше 2,8 - низкий уровень воспитанности.
Динамика показателей экспериментальной и контрольной группы вышли примерно идентичными: средний результат контрольной группы в начале учебного года составил 4,14 баллов, в конце же года он был равен 4,23. Учащиеся экспериментальной группы в начале года показали следующие результаты: в начале учебного года средний балл был равен 4,01, в конце года - 4,08.
Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что шахматисты сильно отстают по показателю: «Прилежание» (0,31 балла), что не является удивительным, так как творческие люди нередко бывают несобранными. Тем не менее, положительная динамика наблюдалась даже по данному показателю: среднее значение в конце учебного года составляло: 3,9 баллов против 3,6 баллов перед проведением эксперимента.
Второй момент: объективность показателей, сравнение их с оценками, выставленными учителем. Здесь у ребят, занимающихся шахматами, наблюдается небольшой прогресс: среднее расхождение полученного общего показателя уровня воспитанности со средним значением учителя после проведения эксперимента составило 0,45 против 0,52 перед проведением эксперимента. У контрольной группы данный параметр только упал: 0,4 - в конце учебного года, 0,37 - в начале. Чем же объясняются такие результаты, ведь
шахматисты все равно показали худшие значения в этом отношении? Причину удалось выяснить при опросе родителей детей, записавшихся в начале учебного года на шахматы. На вопрос: почему Вы отдали своего ребенка именно на данный вид спорта, самый популярный ответ был: с целью развития логического мышления, то есть наиболее критического для нас параметра. Не удивительно, что набранные в секцию в октябре 2014 года ребята не отличались выдающимися результатами в учебе, некоторые из них, даже будучи в 4-6 классе, учились преимущественно на тройки. Это и является причиной больших расхождений в показателях, так как среднестатистический школьник не оценит себя очень низко, а ребята, обучающиеся в 1-3 классе, еще не научились относиться к себе критически.
Резюмируя результаты тестирований, можно сделать вывод, что занимающиеся шахматами по данной методике, помимо непосредственно спортивных достижений, продемонстрировали положительную динамику по оценке школьной мотивации и адаптации. Тест на нахождение грамматических и стилистических ошибок выявил прогресс в уровне внимательности, а опрос на определение воспитанности учащихся - обнаружил как преимущество, так и недостаток юных шахматистов: это, с одной стороны, развитие критического мышления по отношению к себе, но так же и присутствие проблем, связанных с аккуратностью и прилежанием. Ниже в таблице 2 приведена динамика изменения результатов всех тестирований контрольной и экспериментальной группы.
Таблица 2
Динамика изменения показателей тестирований экспериментальной
и контрольной группы
—■—Группа Тестирование —■— Контрольная группа (среднее значение) Экспериментальная группа (среднее значение) Максимальный балл тестирования
Тест на определение уровня школьной мотивации 17,4* 18** 17,6 19,1 30
Тест на внимательность 5,7 6 5,4 6,73 10
Тест на определение уровня воспитанности 4,14 4,23 4,01 4,08 5
*— значение до проведения эксперимента; ** —значение после проведения эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
Обучение шахматной игре детей-инвалидов по зрению стоит рассматривать не только в качестве игровой деятельности. Шахматы выступают еще и инструментом социализации и социальной адаптации, помогают ребятам раскрыть свои способности в общих школьных предметах, сделать процесс каждодневного посещения школы более увлекательным и приятным. Обучение шахматной игре необходимо рассматривать как процесс социализации, направленный на развитие и укрепление социальных связей ребенка.
Игровая форма проведения занятий выглядит наиболее эффективной, так как с одной стороны, образовательный процесс становится для детей менее скучным и монотонным, а с другой стороны - подразумевает постоянную необходимость решения новых задач.
Методика обучения шахматной игре постоянно совершенствуется: на сегодняшний день она должна подразумевать использование современных компьютерных программ и интернет-технологий. Возможности Интернет-ресурсов позволяют детям проводить тренировки и принимать участие в турнирах в любое время, не выходя из дома - что также очень актуально для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на всю значимость и важность вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения игре в шахматы детей-инвалидов по зрению, на сегодняшний день отсутствует готовая и универсальная методика, которую можно использовать в специ-
альных коррекционных школах и интернатах. Учитывая постоянный рост инвалидности в России, необходимо создание единых методических комплексов, подготовка высококвалифицированных специалистов не только в области шахматной игры, но и с точки зрения психолого-педагогической составляющей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве» № 16 от 28 апреля 2010 года [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294786/ (дата обращения : 20.05.2015).
2. Альманах психологических тестов. - М. : Изд-во «КСП», 1995. - 400 с.
3. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М. : Советский спорт, 2010. - 315 с. : ил. - (Спорт без границ).
4. Викерчук, М.И. Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы) / М.И. Викерчук //Акмеология. - 2014. - № 4. - С. 46-47.
5. Викерчук, М.И. Интеллектуальный уровень современной молодежи - инструмент экономического развития страны / М.И. Викерчук, М.С. Никологорский // Вопросы региональной экономики. - 2013. - № 3 (16). - С. 32-37.
6. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов / Ф.С. Возжаева // Социальные исследования. - 2002. - № 6. - С. 116-121.
7. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами : дис. ... канд. пед. наук / Герасимова Светлана Викторовна. - М., 2001. - 139 с.
8. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация : учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. - 4-е издание. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 340 с.
9. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам : дис. ... канд. пед. наук / Костьев Александр Николаевич. - М., 2011. - 166 с.
10. Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания : программа для детей 5-9 лет / Л.И. Малашинская., А.А. Осипова. - М. : ТЦ «Сфера», 2002. - 104 с.
11. Махов, А.С. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтеров / А.С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 29-31.
12. Махов, А.С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях / А. С. Махов, И. В. Тимофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 29-31.
13. Михайлова, И.В. Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с инвалидностью / И.В. Михайлова // Детский тренер. - 2010. - № 3. -С. 18-22.
14. Михайлова, И.В. Мышление схемами как метод совершенствования стратегического мастерства юных шахматистов / И.В. Михайлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 50-60.
15. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных программ и Интернета : дис. ... канд. пед. наук / Михайлова Ирина Витальевна. - М., 2005. - 266 с.
16. Михайлова, И.В. Что важнее, стратегия или тактика? / И.В. Михайлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
17. Михайлова, И. В. Социально-педагогические аспекты инфокоммуникационной технологии дистанционного обучения основам адаптивного шахматного спорта / И.В. Михайлова // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. - 2009. - № 10. - С. 123130.
18. Полоудин, В. А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников : дис. ... канд. пед. наук / Полоудин Виталий Александрович. - Город, 2007. - 192 с.
19. Социализация // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.Н. Иванов. - М. : Мысль, 2004. - Т. 2. - С. 445-448.
20. Специальная психология / под редакцией В.И. Лубовского. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 464 с.
REFERENCES
1. The Moscow law (2015), "On education of persons with disabilities in Moscow", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294786/ (accessed: 20 may 2015).).
2. Almanac of psychological tests (1995), Publishing house "PCB", Moscow.
3. Briskin, Ju.A., Evseev, S.P. and Perederij, A.V. (2010), Adaptive sports, Publishing house "Sports", Moscow.
4. Vikerchuk, M.I. (2014), "Social-psychological rehabilitation of the blind (on the example of learning to play chess)", Scientific and practical journal "Acmeology", Vol 4, pp. 46-47.
5. Vikerchuk, M.I. and Nikologorskij, M.S. (2013), "Intellectual level of today's youth - a tool for economic development", Problems of regional economy, Vol. 3, No. 16, pp. 32-37.
6. Vozzhaeva, F.S. (2002), "Implement comprehensive rehabilitation programs for disabled children", Social research, Vol. 6, pp. 116-121.
7. Gerasimova, S.V. (2001), Pedagogical conditions of socio-psychological adaptation of children with disabilities through training chess, dissertation, Moscow.
8. Dement'eva, N.F. and Holostova, E.I. (2006), Social rehabilitation: manual, Publishing and trading Corporation "Dashkov and K°", Moscow.
9. Kostev, A.N. (2011), Optimization of training process in children and youth sports school of chess, dissertation, Moscow.
10. Malashinskaja, L.I. and Osipova, A.A. (2002), Diagnosis and correction of attention. Program for children 5-9years, publishing house "Sphere", Moscow.
11. Makhov A.S. (2011), "Club system adaptive sports base for the training of volunteers", Adaptive physical education, Vol. 1, No. 45, pp. 29-31.
12. Makhov, A.S. and Timofeeva, I.V. (2011), "Problems of training of specialists and bachelors in adaptive physical education in modern conditions", Physical culture: upbringing, education, training. Vol. 1, pp. 29-31.
13. Mihajlova, I.V. (2010), "The relevance of the study of the phenomenon of the game of chess as a means and mechanism for reintegration of persons with disabilities", Children's coach, Vol. 3, pp. 1822.
14. Mihajlova, I.V. (2006), "Thinking schemes as a method of improving the strategic skill of young players", Physical culture: upbringing, education, training, Vol. 1, pp. 50-60.
15. Mihajlova, I.V. (2005), Training of young highly skilled players with the help of computer programs and the Internet, dissertation, Moscow.
16. Mihajlova, I.V. (2006), "What is more important, strategy or tactics?", Physical culture: upbringing, education, training, Vol. 3, pp. 28-34.
17. Mihajlova, I.V. (2009), "Socio-pedagogical aspects of information and communication technologies of distance learning the basics of adaptive chess sport", proceedings of the Russian State Social University, Vol. 10, pp. 123-130.
18. Poloudin V.A. (2007), "Learning to play chess with the use of computer technology as an integrated tool to improve intellectual and gaming abilities of younger students", dissertation, Moscow.
19. Socialization (2004), Sociological encyclopedia, in 2 Vol, "Mysl", Moscow.
20. Ed. Dubobsky, (2006), Special psychology, publishing center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2015.
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Виктория Викторовна Горбачева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности формирования морфофункциональных характеристик, развития физических способностей, а также показатели сформированных двигатель-