Научная статья на тему 'Шахматные соревнования как этап процесса обучения дошкольников шахматам'

Шахматные соревнования как этап процесса обучения дошкольников шахматам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Геннадий Андреевич

В статье рассмотрено влияние участия дошкольников в шахматных соревнованиях на общую успеваемость в обучении шахматам. Доказано, что учащиеся, регулярно принимающие участие в соревнованиях, показывают лучшие результаты и большее рвение и в ежедневной работе над шахматами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Геннадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chess competitions as a stage of the chess learning process of preschoolers

The article examines the influence of preschoolers’ participation in chess competitions on the general performance in chess training. It has been proven that students regularly taking part in the competitions show the best results and greater zeal in their daily work on chess.

Текст научной работы на тему «Шахматные соревнования как этап процесса обучения дошкольников шахматам»

4. Ed. Barbier, G.L. and Sungurov, A.Y. (2008), Tolerance as a way of life: the textbook, publishing house "Utah", St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.05.2015.

УДК 794.1

ШАХМАТНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ШАХМАТАМ

Геннадий Андреевич Козлов, аспирант, Российский государственный социальный университет (РГСУ), Москва

Аннотация

В статье рассмотрено влияние участия дошкольников в шахматных соревнованиях на общую успеваемость в обучении шахматам. Доказано, что учащиеся, регулярно принимающие участие в соревнованиях, показывают лучшие результаты и большее рвение и в ежедневной работе над шахматами.

Ключевые слова: шахматные соревнования; обучение дошкольников; методика преподавания шахмат.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p107-111

CHESS COMPETITIONS AS A STAGE OF THE CHESS LEARNING PROCESS OF

PRESCHOOLERS

Gennady Andreevich Kozlov, the post-graduate student, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The article examines the influence of preschoolers' participation in chess competitions on the general performance in chess training. It has been proven that students regularly taking part in the competitions show the best results and greater zeal in their daily work on chess.

Keywords: chess competitions, training of preschool children, methods of chess training.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить времени, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным [1]. Следует учитывать, что задачи, стоящие перед шахматами, широки и разнообразны:

1. Образовательная - расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

2. Воспитательная - вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

3. Эстетическая - играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой [2].

4. Физическая - несмотря на распространенный стереотип о низкой физической готовности шахматистов, для успешной игры необходимо находиться в хорошей спор-

тивной форме, т.к. продолжительность одной партии редко составляет менее 2 часов, при этом ребенок постоянно испытывает эмоциональное, интеллектуальное и физическое напряжение. Еще Эм. Ласкер подчеркивал, что шахматы являются отображением жизни. В своей «Философии королевской игры» он писал: «Шахматы учат нас, как могла бы сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей [5].

Игра является альтернативой спорту в детском возрасте. На первом этапе детские шахматы призваны развить память, умение действовать «в уме», склонность к творчеству [12]. Включение детей в шахматную игру и обеспечение их шахматного и личностного роста эффективней достичь, если оно строится с учетом своеобразия каждого ребенка, предрасположенности к шахматной игре, личностной активности и достигаемых результатов. Шахматы позитивно влияют на развитие индивидуальности ребенка [6].

Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под влиянием родных и близких, товарищей, у других его можно вызвать, сформировать незаметно от ребенка. И то и другое приемлемо [9]. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение воспитателем, тренером [2].

Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий [3]. Ключевая задача шахматного образования - интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Побочная задача шахматного образования - обучение игре в шахматы как атрибуту мировой культуры [11].

Тем не менее любой процесс обучения направлен на достижение определенного результата, получение навыка в чем-либо. Нет никакой пользы в том, что любитель для совершенствования в шахматной игре напрасно теряет время, которое могло быть использовано для более серьезных целей [13]. Если мы говорим об обучении игре в шахматы, то безусловно основным результатом процесса обучения, первичной целью является способность учащегося самостоятельно разыгрывать шахматную партию.

Современный облик шахмат сформировался к XV веку, однако первый международный шахматный турнир был проведен только в 1851 году. Несмотря на отсутствие статистики региональных турниров, можно сделать вывод, что первые несколько веков шахматы рассматривались в большей части как аспект теоретического познания и творчества, и в меньшей как соревнование.

Шахматы, как вид спорта, вошли в систему детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в середине пятидесятых годов ХХвека. С этого времени соревнования по шахматам были включены в Спартакиады школьников, отделения шахмат в ДЮСШ стали открываться во всех крупных городах нашей страны [4, 8]. Регулярно проводятся шахматные турниры, а в базе шахматных партий СЬеББВаБе более 6 миллионов партий. Тем не менее около 70% детей, изучающих шахматы, игнорируют участие в турнирах, ограничивая свое обучение исключительно групповыми занятиями. Причины данного явления кроются, как в нежелании родителей сопровождать детей на турниры, так и в нежелании педагогов информировать детей и родителей о проходящих шахматных турнирах по причине направленности занятий на общее развитие ребенка и отсутствия спортивного интереса.

МЕТОДИКА

К сожалению, не было проведено исследований, которые показали бы реальную зависимость результатов в обучении шахматам от участия в соревнованиях. По данной причине и с целью подтверждения гипотезы о положительном влиянии участия дошкольников в шахматных соревнованиях на процесс обучения шахматам в рамках данного исследования был организован эксперимент.

Эксперимент был проведен течение 2013-2014 и 2014-2015 учебных годов на базе филиалов школы шахмат «Едучесс». В соответствии с требованиями эксперимента было создано две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состояла из 30 детей 5-6 лет, имеющих нулевой уровень игры в шахматы на момент начала учебного года. Для чистоты эксперимента учащиеся из обеих групп занимались по единой авторской методике и с одинаковыми преподавателями. Занятия продолжительностью 45 минут проходили 2 раза в неделю в течение 33 учебных недель. После прохождения первичного обучения и получения базового уровня игры в шахматы (с сентября по декабрь), учащиеся из экспериментальной группы раз в месяц принимали участие в шахматном турнире из 7 туров с контролем времени 10 минут на партию каждому игроку и проходящему по швейцарской системе. По окончании каждого турнира все участники получали призы, целью которых было закрепление положительного ощущения от участия в соревновании. Победители дополнительно получали кубки и медали. Учащиеся из контрольной группы ограничивали свое обучение шахматам групповыми занятиями и выполнением домашнего задания. В период с января по апрель было проведено 4 турнира, по результатам каждого из которых производилось измерение уровня подготовки шахматистов и стремления к самостоятельной домашней работе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сводные результаты успеваемости и активности учащихся, участвующих в соревнованиях по шахматам, за 2013-2014 учебный год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Учебный год 2014 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель

Сохранность контингента, % 95 93 93 93

Процент выполнения домашнего задания 94 97 99 99

Объем самостоятельной работы (задач/урок) 3 7 10 12

В контрольной группе учащиеся занимались по аналогичной методике преподавания шахмат, однако не принимали участия в турнирах. Результаты работы учащихся, не

принимающих участие в соревнованиях, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Учебный год 2014 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель

Сохранность контингента, % 95 92 89 84

Процент выполнения домашнего задания 94 90 88 90

Объем самостоятельной работы (задач/урок) 5 3 0 0

Как мы видим из результатов эксперимента, за 3 месяца объем выполненного домашнего задания в группе шахматистов, участвующих в турнирах, повысился на 5%, в то время как в контрольной группе упал на 4%.

Объем самостоятельно работы на уроке в экспериментальной группе повысился на 300%, в контрольной группе упал на 100%. Несмотря на отрицательную динамику количества обучающихся в обеих группах, обусловленную окончанием учебного года и общим падением посещаемости дополнительных занятий, в экспериментальной группе удалость добиться большей сохранности контингента (-2%), в то время как в контрольной группе снижение количества обучаемых составило 11%.

Необходимо отметить важность одобрительного отношения родителей к увлечению детей, поощрение их участия в спортивных соревнованиях. Важнейшим условием эффективной деятельности спортивного клуба является совместная физкультурно-спортивная работа детских и взрослых команд по различным видам спорта с привлечением родителей [7].

ВЫВОДЫ

Таким образом на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что регулярное участие в шахматных соревнованиях играет ключевую роль в процессе

обучения шахматам. Дети, принимающие участие в турнирах, не только смогли существенно повысить свой уровень игры, но и стали более увлеченно заниматься шахматами, о чем свидетельствуют как показания на уроках, так и дополнительная самостоятельная работа дома. При этом результат ребенка в шахматном соревновании не имеет ключевого значения, важнее сам факт участия и дополнительной практики. Преподавателям шахмат дошкольникам может быть рекомендовано регулярно организовывать турниры для учащихся независимо от целей обучения - спортивных или общеобразовательных.

Следует отметить, что не всегда есть возможность очного участия в шахматных соревнованиях. В таких случаях для игровой и дистанционной тренировки юных шахматистов рекомендуется широко использовать шахматный портал «Шахматная Планета» системы «Интернет» [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре : монография / А.Я. Габбазова. - Ульяновск : Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2008. - 95 с.

2. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы : кн. для воспитателя дет. сада : из опыта работы / В.Г. Гришин. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.

3. Костенюк, А.К. Как научить шахматам / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. - М. : Русский шахматный дом, 2009. - 144 с.

4. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Костьев Александр Николаевич ; Рос. гос. социал. ун-т. - М., 2011. - 24 с.

5. Костьев, А.Н. Уроки шахмат / А.Н. Костьев - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 208 с.

6. Литманович, М. Научите меня играть в шахматы! / М. Литманович. - М. : Русский шахматный дом, 2013. - 96 с.

7. Махов, А.С. Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Махов Александр Сергеевич ; Рос. гос. пед. ун-т А.И. Герцена. - СПб., 2005. - 18 с.

8. Михайлова, И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 70-73.

9. Михайлова, И.В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Учёные записки РГСУ. - 2015. - № 2. - С. 54-64.

10. Михайлова, И. В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и «интернет» : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2005. - 24 с.

11. Сухин, И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления / И.Г. Сухин. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 280 с.

12. Фесенко, Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Научно-практическое обоснование проекта-концепции / Т.К. Фесенко. - 2-е изд. - Обнинск : Учебно-методическое объединение «Духовное возрождение», 2013. - 96 с.

13. Чехов, В. Программа подготовки шахматистов IV-II разрядов / В. Чехов, С. Архипов, В. Комляков. - М. : Можайский полиграфкомбинат, 2007. - 240 с.

REFERENCES

1. Gabbazova, A.Ya. (2008), Intellectual development of children of younger school age in the course of training in chess game: monograph, publishing house USTU, Ulyanovsk.

2. Grishin, V.G. (1991), Kids play chess: by book for the tutor it is kinder garden, Education, Moscow.

3. Kostenyuk, A.K. and Kostenyuk, N. P. (2009), How to teach chess, Russian chess house, Moscow.

4. Kostyev, A.N. (2011), Optimization of educational and training process in children's and youth sports school in chess, dissertation, Moscow. - 24 pages.

5. Kostyev, A.N. (1984), Lessons chess, Physical culture and sport, Moscow.

6. Litmanovich, M. (2013), Teach me to play chess!, Russian chess house, Moscow.

7. Makhov, A.S. (2005), Formation of physical culture of the identity of rural teenagers in the conditions of activity of school sports club, dissertation, St. Petersburg.

8. Mikhaylova. I.V., Shmelyov S.V. and Makhov, A.S. (2015), "Application of info communication tutorials in long-term preparation of athletes-chess players", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 70-73.

9. Mikhaylova, I.V., Shmelyov S.V. and Makhov, A.S. (2015), "Features of adaptive chess training of disabled children", Scientific notes of RGSU, No. 2, pp. 54-64.

10. Mikhaylova, I.V. (2005), Training of young highly skilled chess players by means of computer chess programs and "Internet", dissertation, Moscow.

11. Sukhin, I.G. (2012), The subject "chess" at school as the instrument of development of thinking, LAP Lambert Academic Publishing.

12. Fesenko, T.K. (2013), A subject matter "Chess" at elementary school. Scientific and practical justification of the project concept, Educational and methodical association "Spiritual Revival", Obninsk.

13. Chekhov V., Arkhipov S. and Komlyakov V. (2007), Program of training of chess players of the IV-II categories, Mozhaisk printing combine, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2015.

УДК 796.835

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КИКБОКСЕРОВ В РАЗДЕЛЕ К-1, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НОКАУТИРУЮЩИМ

СИТУАЦИЯМ

Артем Владимирович Коляда, аспирант, Александр Алексеевич Гришин, аспирант, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ), г. Иркутск

Аннотация

В статье проведен педагогический эксперимент по оценке влияния некоторых рекомендаций технико-тактической подготовки спортсменов различных весовых категорий (профессионалов и любителей). Подробно рассмотрены две группы спортсменов - контрольная (n=35) и экспериментальная (n=23), каждая включает спортсменов различных дивизионов и весовых категорий. Непосредственно перед поединками со спортсменами проводился инструктаж с целью минимизации числа нокаутирующих ситуаций. В ходе инструктажа спортсменам подробно объяснялись наиболее распространенные технико-тактические ошибки (ошибки коррекции, исполнения и ориентирования), в особенности, приводящие к нокауту, также давались некоторые установки относительно ударной техники и защиты. По результатам эксперимента спортсмены экспериментальной группы допустили достоверно меньше ошибок технико-тактического плана, достоверно меньше попадали в нокаутирующие ситуации. Спортсмены экспериментальной группы достоверно больше отправляли соперников в нокаут. По результатам педагогического эксперимента система рекомендаций призвана эффективной.

Ключевые слова: кикбоксинг, нокаут, К-1, удар, педагогический эксперимент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p111-114

RECOMMENDATIONS ON TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF KICKBOXERS (SECTION K-1) RELATED TO KNOCKOUT SITUATIONS

Artem Vladimirovich Kolyada, the post-graduate student, Alexander Alekseevich Grishin, the post- graduate student, National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk

Annotation

The article depicts the pedagogical experiment conducted to evaluate the effect of some recommendations on the technical and tactical training of athletes of different weight categories (professionals

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.