2. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movements in terms of training applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.
3. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 134-137.
4. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Classification of typological combinations of applied swimming elements showing servicemen of marine interior troops", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 159-162.
5. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
6. Ponimasov, O.E., Novoseltsev, O.V. and Grachev, K.A. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 139-142.
7. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.
8. Tatarova, G.G. (2004). Fundamentals of typological analysis in sociological research, publishing house New Textbook, Moscow.
Контактная информация: o-pony@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 794.1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ
Павел Александрович Потапов, аспирант, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»),
г. Москва
Аннотация
Целью работы является обзор проблем и перспектив развития дистанционных образовательных технологий для массового применения при обучении шахматной игре. Электронные средства обучения и дистанционные образовательные технологии эффективны при индивидуальном обучении шахматам, но их применение при массовом обучении детей требует дальнейших практических исследований. Работа определяет основные требования к условиям для осуществления качественного дистанционного обучения шахматной игре.
Ключевые слова: методика преподавания; шахматы; дистанционные образовательные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p146-150
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR MASS APPLICATION IN TEACHING TO
THE CHESS GAME
Pavel Alexandrovich Potapov, the post-graduate student, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The aim of this work is to give an overview of the problems and prospects of development of the distance education technologies for the mass application in teaching to the chess game. E-learning and distance education technologies are effective at individual chess learning, but their application in mass teaching of the children requires further empirical studies. The study defines the basic requirements for the quality of the distance chess learning.
Keywords: teaching, chess, distance education technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Занятия шахматами с помощью дистанционных образовательных технологии начали широко использоваться практически сразу же с появлением программного обеспечения Skype (гораздо реже с помощью других средств IP-телефонии). Данная технология первоначально использовалась с целью более качественной подготовки к партиям в серьёзных официальных соревнованиях высококвалифицированных спортсменов.
Помимо несомненной практической пользы, когда тренер, находясь за сотни, а то и тысячи километров от спортсмена может, изучив творчество будущего соперника, дать чёткий анализ его сильных и слабых сторон, подготовить неприятный дебютный вариант, определить вероятные направления предстоящей игры, но и, что, может быть даже более важно, сэкономить значительные материальные ресурсы на своём командировании вместе со спортсменом.
Шахматы, вероятно, единственный такой вид спорта, в котором подготовка не только к самому соревнованию, но и к каждой отдельной партии может происходить дистанционно, и, как показала уже многолетняя практика, такой метод полностью себя оправдывает [3]. Конечно, он имеет тот существенный недостаток, что исключает «живое общение» между спортсменом и тренером, не дает почувствовать «градус борьбы», внутреннее напряжение предстоящего поединка, эмоциональное состояние спортсмена. Таким образом, до минимума снижается возможность тренера повлиять на психологическое состояние своего подопечного, что в таком интеллектуальном противоборстве как шахматы очень важно. Однако, последние результаты чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена (Норвегия) и, в частности, его победа в матче на звание чемпиона мира с индийским гроссмейстером Вишванатаном Анандом в 2014 году в г. Сочи, когда норвежскому шахматисту на матче помогал только один секундант, а все другие тренеры работали дистанционно, наглядно показывают жизнеспособность метода подготовки и его перспективность [6].
С другой стороны, очевидно, что в детских соревнованиях по шахматам присутствие на турнире тренера является обязательным, т. к. он должен выполнять помимо чисто спортивной ещё множество других функций [4].
Следующими шагами в применении электронного обучения в шахматах стали индивидуальные занятия в сети Интернет квалифицированных шахматистов и тренеров с детьми по всё той же технологии Skype. Дополнительно шёл обмен по электронной почте пакетов заданий и ответов на них между тренером и ребёнком. К середине 2000-х годов данный способ обучения просто заполонил мировую сеть. Интересно, что в шахматы дистанционные образовательные технологии не только пришли значительно раньше, чем в общеобразовательную школу, но и до сих пор во многом опережают её по своей эффективности. В частности, практически все лучшие юные шахматисты нашей страны - неоднократные победители европейских и мировых первенств в различных возрастных категориях - занимаются с ведущими российскими тренерами с помощью дистанционных технологий. Так же обстоят дела и у сильнейших юных спортсменов других ведущих шахматных держав.
МЕТОДИКА
Несомненно, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучения и подготовки высококвалифицированных шахматистов, в том числе и самых юных, позволяет ускоренными темпами освоить довольно большие объёмы информации, но только в индивидуальном порядке. Вопрос же массового обучения детей игре в шахматы с помощью дистанционных образовательных технологий стоит даже на сегодняшний день довольно остро. При реализации дополнительных образовательных программ по шахматам с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий любая организация, как минимум, должна решить следующие вопросы:
1. Оснастить учебные кабинеты необходимым оборудованием (компьютеры, микрофоны, наушники, колонки).
2. Подключить все компьютеры к сети Интернет с достаточной скоростью.
3. Обеспечить в нужном количестве наличие необходимого программного обеспечения как для передачи и приёма информации, так и непосредственно для преподавания шахмат.
4. Разработать и утвердить методику преподавания курса шахмат.
5. Иметь подготовленных специалистов не только в области образования, но и разбирающихся в шахматах, а также хорошо владеющих инфокоммуникационными технологиями [5].
Остановимся на освещении этих вопросов подробнее. Программа «Один ученик -один компьютер», внедряемая в последние годы в российские школы, в целом практически решила вопрос оснащения рабочих мест учащихся. На сегодняшний день даже школы в отдаленных посёлках имеют оборудованные компьютерные классы.
Аналогичная программа реализуется по созданию среды электронного обучения в части подключения школ к сети Интернет. К сожалению, со скоростью подключения имеются большие проблемы. Особенно это чувствуется вдалеке от областных центров.
В части программного обеспечения российскими специалистами ещё в 2005 году разработан программно-методический комплекс «Шахматы факультатив в школе», который предназначен для проведения занятий в общеобразовательных школах в течение 2 лет. Комплекс предназначен для работы в локальной сети и через интернет-сервер. Включает в себя огромный учебный материал по теории и практике шахматной игры, более 10000 примеров и заданий, мультимедийную обучающую программу.
Пока ещё недостаточно проработан вопрос методики дистанционного преподавания курса шахмат в общеобразовательных учреждениях. Методики, конечно, существуют, но их апробация проходит, в основном, в учреждениях дополнительного образования - детско-юношеских спортивных школах и школах олимпийского резерва.
Остро стоит вопрос со специалистами в области преподавания шахмат по дистанционным технологиям. Требования Федерального стандарта «Педагог» [7], предписывают учителю иметь профильное педагогическое образование. Далеко не все шахматисты имеют такое образование. И, наоборот, мало кто из педагогов умеет играть в шахматы. В нашей стране только Российский государственный социальный университет готовит специалистов по профилю «Шахматный педагог», но этого, конечно, недостаточно. Для повышения уровня сформированности предметных компетенций автором статьи были проанализированы и успешно апробированы методико-педагогические разработки исследователей кафедры физической культуры и оздоровительных технологий, изучивших сходные проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях [1-2].
В течение 2014-2015 учебного года автором статьи проводилась экспериментальная работа по апробации системы дистанционного преподавания шахмат группе учащихся шахматной школы в г. Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). В эксперименте приняла участие группа шахматистов 2000-2003 годов рождения из 10 человек, имеющих на начало учебного года 1 или 2 спортивный разряд. Проводилось по два занятия в неделю с использованием технологии 8куре и программно-методического комплекса «Шахматный факультатив в школе».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты работы превзошли самые смелые ожидания. Абсолютно все учащиеся получили прибавку рейтинга, а Александр Полторацкий выполнил разряд кандидата в
мастера спорта. Изменение рейтингов учащихся отражено в таблице 1:
Таблица 1
№ Фамилия, имя Год рождений Рейтинг ФИДЕ на 01.09.2014 Рейтинг ФИДЕ на 01.05.2015 Изменение рейтинга
1 Абрамов Илья 2003 1674 1898 + 224
2 Белякова Илона 2001 1676 1770 + 94
3 Егоров Владислав 2000 1566 1751 + 185
4 Козырева Марина 2003 1574 1599 + 25
5 Марактанов Андрей 2002 1719 1803 + 84
6 Наурусов Амир 2002 1417 1452 + 35
7 Полторацкий Александр 2001 1780 1838 + 58
8 Розманов Александр 2000 1805 1893 + 88
9 Строганова Карина 2002 1599 1661 + 62
10 Теряева Валерия 2001 1614 1756 + 142
На рисунке 1 приведен график изменения рейтинга одного из учащихся экспериментальной группы. Информация по остальным шахматистам доступна на сайте международной шахматной федерации www.fide.com
Rating Progress Chart
Abramov, Ilya (RUS), ID № FIDE 34181200
Рис.1. Динамика рейтинга Ильи Абрамова
В процессе обучения и обсуждения с личными тренерами учащихся автором статьи были внесены изменения в программно-методический комплекс, в части дополнения классических примеров по различным разделам обучения шахматной игре партиями учащихся. Данное новшество позитивно сказалось на усвоении материала учащимися.
ВЫВОД
Таким образом, из изложенного, можно сделать вывод о перспективности массового обучения учащихся общеобразовательных учреждений шахматной игре с использованием средств электронного обучения и дистанционных технологий.
Вместе с тем, для успешности внедрения данного процесса необходимо обеспечить подготовку или переподготовку педагогов преподаванию шахмат, разработать методику преподавания и оснастить школы программно-методическими комплексами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Махов, А.С. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтеров / А.С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 29-31.
2. Махов, А.С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях / А.С. Махов, И.В. Тимофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 29-31.
3. Михайлова, И.В. Дистанционное обучение шахматам лиц с ограниченными возможностями / И.В. Михайлова, А.Н. Костьев // Теория и практика физической культуры. - 2008.
- № 6. - С. 59-62.
4. Михайлова, И.В. Компьютерные технологии в обучении и совершенствовании квалифицированных юных шахматистов / И.В. Михайлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: журнал в журнале. - 2007. - № 3. - С. 39-41.
5. Михайлова, И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 70-73.
6. Михайлова, И.В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Учёные записки РГСУ. - 2015. - № 2. - С. 54-64.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/. -Дата обращения 01.05.2015.
REFERENCES
1. Makhov, A.S. (2011), "Club system of adaptive sport - base for preparation of volunteers", Adaptive physical education, No. 1 (45), pp. 29-31.
2. Makhov, A.S. and Timofeeva, I.V. (2011), "Problems of training of specialists and bachelors on adaptive physical culture in modern conditions", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.
3. Mikhaylova, I.V. and Kostyev, A.N. (2008), Distance learning to chess of persons with limited opportunities, Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 59-62.
4. Mikhaylova, I.V. (2007), "Computer technologies in training and improvement of the qualified young chess players", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 39-41.
5. Mikhaylova, I.V., Shmelyov S.V. and Makhov, A.S. (2015), "Application of info communication tutorials in long-term preparation of athletes-chess players", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 70-73.
6. Mikhaylova, I.V., Shmelyov S.V. and Makhov, A.S. (2015), "Features of adaptive chess training of disabled children", Scientific notes of RGSU, No. 2, pp. 54-64.
7. The order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n "About the approval of the professional standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
Контактная информация: pavel-potapov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 796.011
ПОСЛЕТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Александрович Резников, аспирант,
Светлана Александровна Семенова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта
Аннотация
В статье представлены результаты исследования авторов, обосновывающие необходимость создания кабинетов и центров Адаптивной физической культуры на базе медицинских и оздоровительных организаций, а так же на базе производственных предприятий и других трудовых учреждений, для оказания физкультурно-оздоровительных услуг трудоспособному населению, с целью после трудовой реабилитации и повышения адаптационных возможностей человека. Состояние здоровья трудоспособного населения, рассмотренного на результатах статистических государственных отчетов, собственных результатах исследования и результатах исследований других авторов, а так же сложившиеся социально-экономические предпосылки: (Приказ Минтруда России от