Научная статья на тему 'Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты'

Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2501
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ШАХМАТНЫЙ СПОРТ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННАЯ ТРЕНИРОВКА / ДОПИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ирина Витальевна, Махов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются различные определения термина «спорт», используемые ведущими исследователями основ общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Определены общие черты и различия шахматного спорта от других видов спорта. Структурирована система спортивной подготовки шахматистов. Сформулировано определение понятия «шахматный спорт», выделены детерминирующие факторы развития шахматного спорта на современном этапе. Рассмотрены особенности применения допинга в шахматном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chess as competent type of sports: modern problems and methodological aspects

The article discusses the various definitions of the term "sport", used by leading researchers of the general theory of sports and the system of athletes training. The similarities and differences of chess from other types of sports have been determined. The system of chess players training has been structured. The definition of chess sport concept has been presented; the determining factors of development of chess at the present stage have been highlighted. The features of doping usage in chess sport have been considered

Текст научной работы на тему «Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты»

REFERENCES

1. Alekseev, A.K. (2008), Russian sports press of XIX - early XX centuries: historical and typological analysis, dissertation, Saint Petersburg.

2. Duperron, G.A. (1915), Bibliography of Sport and Physical Development: Systematic painting of books, pamphlets, magazines, published in Russia to 1913 inclusive, Petrograd, Russia.

3. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and Methodology of Physical Education, Soviet Sport, Moscow.

4. Lisovsky, N.M. (1915), Bibliography of Russian periodicals, 1703-1900: (Materials for the history of Russian journalism), Joint-stock company printing figures, Petrograd, Russia.

5. Orlov, S.I. (1974), Origin and formation of the Soviet sports journalism (as to the typology of publications), dissertation, Moscow.

6. Pronin, S.A. (1989), Formation of the theory of sport (through the example of rowing), dissertation, Leningrad.

7. Sliusarenko, E.A. (2003), Specialized magazines about sports: typological characteristics and profile attributes, dissertation, Moscow.

8. Sport (1899), Brokgauz F.A., Efron I.A. Encyclopedic dictionary, Vol. XXXI, St. Petersburg,

Russia.

9. Sunik A. (2004), Russian sport and Olympic Movement at the turn of XIX-XX centuries, Soviet Sport, Moscow.

10. Haytun, S.D. (1983), Scientometrics. Status and prospects, Science, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2015.

УДК 794.1

ШАХМАТЫ КАК ПОЛНОПРАВНЫЙ ВИД СПОРТА: СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Ирина Витальевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент,

Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»),

г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются различные определения термина «спорт», используемые ведущими исследователями основ общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Определены общие черты и различия шахматного спорта от других видов спорта. Структурирована система спортивной подготовки шахматистов. Сформулировано определение понятия «шахматный спорт», выделены детерминирующие факторы развития шахматного спорта на современном этапе. Рассмотрены особенности применения допинга в шахматном спорте.

Ключевые слова: спорт, шахматный спорт, система спортивной подготовки шахматистов, информационная подготовка, дистанционная тренировка, допинг.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p132-140

CHESS AS COMPETENT TYPE OF SPORTS: MODERN PROBLEMS AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Irina Vitalyevna Mikhailova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical Sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The article discusses the various definitions of the term "sport", used by leading researchers of the general theory of sports and the system of athletes training. The similarities and differences of chess from other types of sports have been determined. The system of chess players training has been structured. The definition of chess sport concept has been presented; the determining factors of development of chess at

the present stage have been highlighted. The features of doping usage in chess sport have been considered.

Keywords: sport, chess sport, system of chess players training, information training, remote training, doping.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время спорт, развивая таланты, дарования личности и способствуя подготовке человечества к различным видам полезной деятельности, является полноправной компонентой социальной жизни общества.

Исследователи общей теории спорта и системы подготовки спортсменов много-планово трактуют понятие «спорт». В.И. Столяров отметил, что в теории и практике научных исследований не удалось ввести единое научно обоснованное понятие спорта [20]. По мнению одних ученых спорт представляет собой вид воспитательной деятельности, направленной на максимальное совершенствование способностей человека, реализуемых в избранном виде соревновательной деятельности [4].

Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов подчеркивают, что спорт является многогранным общественным явлением, являясь важным средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества [23]. Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ю.И. Смирнов рассматривают спорт в узком смысле как собственно соревновательную деятельность, как способ выявления, регламентированного сопоставления и оценки человеческих возможностей в этой деятельности, и средство максимизации сил и способностей для достижения поставленных целей. В широком смысле понятие «спорт», по их мнению, состоит из специальной подготовки к соревновательной деятельности, участия в системе соревнований, возникающих поведенческих норм и достижений, а также межчеловеческих отношений при этом [10].

В словаре-справочнике «Спортивная метрология» понятие спорт трактуется трояко: как составная часть физической культуры; как процесс занятий умственными или физическими упражнениями с целью достижения лучших результатов в соревновании; как социальное общественное явление, целью которого является регулярное занятие тренировками и проявление населением к соревнованиям спортсменов [9].

В «Толковом словаре спортивных терминов» подчеркивается, что спорт является составной частью физической культуры, а также средством и методом физического воспитания человека [22]. Наиболее емко понятие «спорт» сформулировано в универсальной интернет-энциклопедии «Википедии»: «Спорт - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе»[18].

В мире активно развивается около 200 отдельных видов спорта, каждый из которых характеризуется своим предметом состязаний, составом действий, способами ведения борьбы и правилами соревнований; из них около 150 видов спорта развивается на общероссийском уровне [21]. Л.П. Матвеев структурировал все виды спорта по шести типологическим группам, в одну из которых попали абстрактно-игровые виды спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. К этой группе относятся и шахматы [10]. Представленные выше определения и формулировки основоположников общей теории спорта отражают общие закономерности организации системы подготовки для всех видов спорта. Справедливы они (разумеется, учитывая определенную специфику) и в отношении шахмат.

Шахматы, как вид спорта, признаны Международным Олимпийским Комитетом; номер-код шахмат как спортивной дисциплины во Всероссийском реестре вида спорта 0880012811Я. Во Всероссийском реестре видов спорта шахматы представлены шестью спортивными дисциплинами: «шахматы», «быстрые шахматы», «блиц», «шахматы - командные соревнования», «шахматная композиция» и « заочные шахматы». Выступая на

шахматном турнире «Белая ладья» в 2014 году, В.В. Путин отметил, что «шахматы - это самый интеллектуальный вид спорта, мы всегда занимали самые высокие позиции во всех международных рейтингах» [24]. Однако ошибочно считать, что в шахматном спорте важен исключительно интеллект. Это не так. Очень важна выносливость. Как пример, приведем итоги матча на первенство мира между А.Е. Карповым и Г.К. Каспаровым, проходившего с 9 сентября 1984 по 15 февраля 1985 года. При счёте 5:3 в пользу Карпова матч был прерван, так как все участники были физически и психологически опустошены. Во время длительных турниров были зафиксированы случаи потери веса спортсменов до 10 килограммов. В критические моменты шахматных партий частота сердечных сокращений достигает 140 и более ударов в минуту. Спортсмены очень много времени проводят за шахматной доской, иногда до 13 часов в сутки. В течение всего времени надо быть концентрированным и внимательным, важна психологическая и физическая устойчивость [1]. Таким образом, в шахматной системе подготовки присутствуют все компоненты спортивной подготовки, осуществляемой в других видах спорта [3,7].

МЕТОДИКА

Шахматы являются одним из основных видов спорта в России. По данным Министерства спорта на 2013 год любыми видами спорта в нашей стране занималось свыше 21 миллиона человек [19]. Основными критериями популярности того или иного вида спорта является количество человек, которые им занимаются и зрительский интерес аудитории к отдельному виду спорта. Из приведенных статистических данных в таблице 1 следует, что шахматы являются одним из основных видов спорта в России. Чемпионы мира по шахматам давали разные формулировки понятию «шахматы». Т.В. Петросян утверждал, что «... шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука». А. Е. Карпов так характеризовал шахматную игру: «Что такое шахматы: спорт, искусство или наука? Для меня и то, и другое, и третье. На сегодня шахматы, это, конечно, в первую очередь спорт» [11]. Как показал ретроспективный анализ диссертационных шахматных исследований, единое научно-обоснованное понятие «шахматный спорт» до сих пор не сформулировано.

Таблица 1

Популя рные виды спорта в России

№ Вид спорта Количество человек Количество поисковых запросов в Интернет (в миллионах в месяц)*

1 Футбол 2 441 039 до 10

2 Волейбол 1 872 644 до 2-3

3 Баскетбол 1 539 370 до 2-3

4 Легкая атлетика 1 291 158 до 2-3

5 Плавание 1 448 678 до 2-3

6 Лыжные гонки 895 352 до 2-3

7 Настольный теннис 712 109 до 2-3

8 Шахматы 541 235 до 2-3

9 Хоккей 465 820 до 8

10 Спортивный туризм 381 878 до 2-3

* - По данным исследовательской группы Yandex

Так, М.А. Вершинин и Ч.А. Боваев рассматривают шахматы как вид умственной деятельности, в котором проявляется в динамике технология формирования и развития логического мышления и подчеркивают, что в шахматах активная мыслительная деятельность составляет основное их содержание как вида спорта [5].

М.Ю. Гутенев трактует шахматы как спортивную игру с превалирующей активной мыслительной деятельностью, оперирующей мысленными образами и схемами [8]. П.В. Скачков отмечает, что шахматы являются неточной сложной задачей переборного типа с множеством решений, особым видом интеллектуальной человеческой деятельно-

сти с ярко выраженным эмоциональным компонентом [17]. Н.Х. Биен видит основное содержание шахмат как вида спорта в способности оперировать мысленными образами, схемами, моделями реальности [14]. В.А. Поткин рассматривает шахматы в качестве одного из видов творческой деятельности человека [15]. А.В. Рязанцев считает шахматы интеграцией науки, искусства, спорта [16]. А.Я. Габбазова определяет шахматы как универсальную дисциплину игрового характера, направленную на воспитание общей культуры, логического и творческого мышления [6]. Представленные в научных работах исследования показывают, что шахматы являются многогранным общественным явлением с высоким эвристическим потенциалом, проявляющимся в различных сферах человеческой деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На наш взгляд, основным содержанием шахмат как вида спорта является активная мыслительная деятельность в форме интеллектуального единоборства, способность оперировать мысленными пространственными образами и схемами, гармонично используя компоненты науки, искусства и абстрактно-логической игры. В узком смысле шахматным спортом правомерно называть собственно соревновательную деятельность, а в широком смысле понятие «шахматный спорт» представляет собой сложную многокомпонентную систему спортивной подготовки (таблица 2), а также специфические межчеловеческие отношения, нормы поведения и достижения, складывающиеся в собственно соревновательной деятельности.

Таблица 2

Система спортивной подготовки в шахматах_

Система соревнований Система тренировок Система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

Унификация состава действий, способов выполнения и оценки упражнений Физическая подготовка Подготовка кадров и отбор спортсменов

Спортивно-техническая подготовка Научно-методическое обеспечение

Регламент поведения спортсменов, судей. Правила проведения соревнований Спортивно-тактическая подготовка Медико-биологическое обеспечение

Психологическая подготовка Материально-техническое обеспечение

Информационная подготовка Финансирование

Календарь соревнований Воспитание личности и интеллектуальное развитие Организационно-управленческие факторы

Факторы внешней среды

Подчеркнем, что в настоящее время информационная подготовка в шахматах на любом этапе спортивной подготовки является основным детерминирующим фактором, и именно этим обусловлено отличие шахмат как вида спорта от других видов. Резко возросло значение информационной подготовки, используемой в обучении шахматистов даже на начальных этапах тренировок, а на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства она становится ключевой (рис. 1). Тренеры, проводящие шахматное обучение, должны обладать высокой степенью сформированности учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций. Дополнительным детерминирующим фактором развития шахматного спорта является эффективно развивающаяся в настоящее время дистанционная форма тренировок шахматистов, осуществляемая с помощью коммуникативных систем «Скайп», «Вибер» и «Мультифон» [13].

Персональный компьютер с установленными шахматными информационно-поисковыми системами, компьютерными программами, электронными базами и ресурсами Интернет обладает функциями искусственного помощника тренера. Эффективное использование этих функций позволяет повысить моторную плотность тренировки до 80%. В системе дистанционной тренировки соревновательный метод становится основным, объемы специализированной тренировки и соревновательной деятельности шахматистов могут составлять равные доли на этапе спортивного совершенствования [11].

Рис. 1. Структура современной системы тренировок в шахматах РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Дистанционно одним из авторов статьи были подготовлены:

- чемпион мира в составе сборной команды России среди слепых и слабовидящих шахматистов А.В. Комиссаров [Шр8://га11^8.Ме.сот/саЛрЫш1?еуеп1=4176545];

- чемпион Швейцарии по быстрым шахматам среди юношей до 12-ти лет Т. Голди [Шр8://гай^8.Ше.сот/саЛрЫш1?еуеп1=2054485];

- чемпион США среди юношей до 10-ти лет Д. В. Народицкий [Шр8://га11^8.Ше.сот/саЛрЫш1?еуеп1=2026961].

Однако результаты юных высококвалифицированных студентов-спортсменов, тренирующихся в Международном центре шахматного образования Российского государственного социального университета (МЦШО РГСУ) показали, что более высокий синергетический эффект может быть достигнут при комплексном использовании дистанционной и стандартной форм тренировок [12]. Приведем биографические справки достижений студенток, ставших за время обучения в МЦШО РГСУ международными гроссмейстерами по шахматам:

1. В.Е. Гунина родилась в 1989 году в Мурманске. Трехкратная победительница Шахматной олимпиады и двукратная победительница командного чемпионата Европы в составе команды России. Образование: РГСУ, факультет социальной работы и педагогики. В 2014 года она награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» первой степени.

2. О.А. Гиря родилась в 1991 году в Лангепасе. Олимпийская чемпионка в составе сборной России (2014 г.) Образование: РГСУ, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии (2014 г.). За большой вклад в развитие физической культуры и спорта спортсменка была удостоена Благодарности Президента Российской Федерации.

3. И. А. Василевич родилась в 1985 году в Красноярске. Чемпионка мира среди студенток по шахматам (2009 г.), чемпионка Москвы. Образование: РГСУ, факультет социальной работы и педагогики (2009 г.), директор детско-юношеской спортивной школы Анатолия Карпова (Москва).

4. А. А. Кашлинская родилась в 1993 году в Москве. Международный гроссмейстер. Чемпионка мира по шахматам среди девушек, бронзовый призер первенства Европы (2015 г.) среди женщин. Образование: РГСУ, факультет психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий (2015 г.). За стихотворение «Девочка-Спортсменка» она была награждена медалью им. А. П. Чехова.

5. К.Л. Амбарцумова родилась в 1993 году в Казани. Бронзовый призёр чемпионатов Европы (2002-2003 гг.); чемпионка России среди студентов (2010 г.). Образование: РГСУ, факультет социальной работы и педагогики(2010г.). Работает в СДЮШОР им. Р.Г. Нежметдинова (г. Казань) тренером-преподавателем.

6. Монготуул Батуянг родилась в 1994 году в Улан-Баторе (Монголия). Чемпионка мира среди студенток по шахматам, чемпионка Москвы (2008 г.). Образование: РГСУ, факультет социальной работы и педагогики (2009г.). В настоящее время работает в Олимпийском Центре шахматного спорта Монголии.

Высокие спортивные достижения студенток показали, что успешные выступления в шахматном спорте неотделимы от качественного специализированного обучения и образования.

Дополнительно отметим некоторые специфические особенности шахматного спорта, отсутствующие в других видах. Прежде всего, к ним относится долголетие выдающихся спортсменов на этапе высших спортивных достижений. Первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц завоевал этот титул в 50 лет. Второй чемпион мира в истории шахмат Э. Ласкер удерживал свое звание семь раз в течение 27 лет. В 2012 году в Москве прошел матч за звание чемпиона мира по шахматам среди мужчин. В. Ананд (1969 г.р.) стал победителем, а Б.А. Гельфанд (1968 г.р.) завоевал серебро.

В шахматах, также как и в других видах спорта, существует проблема использования допинга во время соревнований. В качестве допинга могут использоваться фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата [22]. В шахматном спорте в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий допинг представлен в виде достоверных установленных случаев мошенничества с помощью использования во время соревнований компьютерных подсказок - «читерства». Этот термин означает применение специальных технических средств для повышения эффективности игровых действий в режиме реального времени. В 2014 году Международная Шахматная Федерация утвердила античитерские правила, разработав систему стандартной, повышенной и максимальной защиты игроков во время шахматных турниров [2]. Однако на чемпионате Европы среди женщин 2015 г. произошел скандал с румынской шахматисткой Михаэлой Санду, которую 15 участниц турнира обвинили в «читерстве». Шахматистка стартовала пятью рядовыми победами. Потом оргкомитет турнира сделал задержку он-лайн трансляций ее следующих пяти партий, и все они закончились поражением спортсменки. В будущем «Дело Санду» будет разбираться в спортивном арбитражном суде.

ВЫВОДЫ

Контент-анализ основных понятий и содержания позволил выделить общие черты и различия шахматного спорта от других видов и структурировать их в таблице 3.

Таким образом, шахматы представляют собой полноправный, но специфический вид спорта во главе с Международной шахматной Федерацией, объединяющей 173 национальные шахматные федерации. В шахматном спорте существует строгая иерархия званий, развитая система чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр, регулярных турниров, национальных и международных лиг, шахматных конгрессов, значительное количество профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающихся на большое количество любителей игры. Так как шахматы являются многокомпонентным средством воспитания и обучения и многогранным социальным феноменом, сформулируем методологическое определение шахматного спорта в узком и широком смысле.

В узком смысле шахматный спорт - собственно соревновательная деятельность, направленная на создание шахматных партий, в которой посредством отбора выявляются максимальные показатели интеллектуальных возможностей людей; целью шахматного спорта является определение и повышение максимальных показателей этих возможностей в результате спортивного отбора.

Таблица 3

Общие черты и различия шахмат от других видов спорта_

Краткая характеристика Шахматный спорт Большинство других видов спорта (на примере футбола)

Основное содержание Абстрактно-логическое обыгрывание соперника с предельным проявлением интеллектуальных и психических качеств Активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств

Система тренировки Превалирует информационная подготовка Превалирует физическая подготовка

Формы тренировок Реальная и виртуальная Реальная

Долголетие Встречается достаточно часто даже на уровне чемпионатов мира и Олимпийских игр Встречается редко на уровне чемпионатов мира и Олимпийских игр

Виды допинга Случаи мошенничества с помощью использования компьютерных подсказок в режиме реального времени - «читерства» Прием веществ природного или синтетического происхождения

Основные средства в тренировках Интеллектуально-абстрактные упражнения, задачи и тесты Физические упражнения: специфические (с мячом) и неспецифические (без мяча)

Наименование спортивного инвентаря Интерактивный шахматный комплект (персональный компьютер, стандартное и специальное программное обеспечение для занятий) и дополнительное оборудование (стандартный шахматный комплект с часами, стол, стулья и прочее) согласно проекту Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» Основное, дополнительное и вспомогательное оборудование согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол»

В широком смысле шахматный спорт, являясь многофакторным социокультурным синтезом элементов игры, науки, искусства и, создавая в виде конечного интеллектуального продукта шахматные произведения, может рассматриваться в качестве философии самосовершенствования личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алифиров, А.И. Влияние игры в шахматы на психофизиологическую деятельность различных систем организма / А.И. Алифиров, А.В. Зарывкина // Актуальные проблемы развития современной науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. : в 5 частях. Часть IV. - М. : Изд-во «АР-Консалт», 2015. - С. 13-15.

2. Античитерские правила [Электронный ресурс] // Новости шахмат [Офиц. сайт]. - Режим доступа М1р://сИе88-пе%г8.ги/ж^е/19209 (дата обращения: 13.06.2015).

3. Антонов, А. А. Факторная структура требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди (мини-хоккею с мячом) / А.А. Антонов, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 28-30.

4. Боген, М.М. Спорт в постсоциалистическом обществе / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 48-49.

5. Вершинин, М.А. Особенности формирования стратегического мастерства шахматистов / М.А. Вершинин, Ч.А. Боваев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 72-77.

6. Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения шахматной игре / А.Я. Габбазова // Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», (11-14 июня 2006 г.) : материалы / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. - М., 2006. - С. 77-79.

7. Германов, Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса : (теорет.-метод. аспект проблемы) / Г.Н. Германов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 5. - С. 94-98.

8. Гутенев, М.Ю. Шахматы как культурный феномен / М. Ю. Гутенев // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : материалы международной научной конференции / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. - Выпуск 52. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2012. - С. 60-71.

9. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология / В.Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2004. - 339 с.

10. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 317 с.

11. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и «интернет» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2005. - 209 с.

12. Михайлова, И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 70-73.

13. Михайлова, И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. -№ 7. - С. 38-41.

14. Нго, Х.Б. Совершенствование аналитических способностей шахматистов высшей квалификации в подготовительном периоде тренировочного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Нго Хыу Биен ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - М., 2014. - 24 с.

15. Поткин, В.А. Структура и содержание тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации на основе инновационных компьютерных программ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Поткин Владимир Алексеевич ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2011. - 24 с.

16. Рязанцев, А.В. Нейровегетативные и нейродинамические критерии оценки адаптации юных шахматистов к умственным нагрузкам / А.В. Рязанцев, Е.В. Быков, А.В. Чипышев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 4. - С. 7-10.

17. Скачков, П. В. Педагогические инновации в современном шахматном образовании / П.В. Скачков // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 92-95.

18. Спорт [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 14.06.2015).

19. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 14. 06.2015).

20. Столяров, В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта : учебник / В.И. Столяров, А.А. Передельский. - М. : Советский спорт, 2015. - 461 с.

21. Теория и методика спорта : учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф. П. Суслов, Ж.К. Холодов. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 416 с.

22. Толковый словарь спортивных терминов : около 7400 слов / сост. Ф.П. Суслов, С.М. Войцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1993. - 352 с.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

24. Шахматы - самый интеллектуальный вид спорта [Электронный ресурс] // Новости шахмат [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://chess-news.ru/node/15652 (дата обращения: 14.06.2015).

REFERENCES

1. Alifirov, A.I. and Zaryvkina A.V. (2015), "Influence of chess on the psycho-physiological activity of various body systems", Actual problems of development of modern science and education: Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference: n 5 parts. Part IV., publishing house "AR-Konsalt", Moscow, pp. 13-15.

2. Anti-cheat rules (2015), available at: http://chess-news.ru/node/19209 (accessed: 13 June

2015).

3. Antonov, A.A. and Makhov A.S. (2014), "Factor structure of the requirements of individuals with impaired hearing to training on the rink-bandy (hockey with ball)", Theory and practice of physical culture, Vol 5, pp. 28-30.

4. Bogen, M.M. (1996), "Sport in post-socialist society", Theory and practice of physical culture, Vol 12, pp. 48-49.

5. Vershinin, M.A. and Bovaev Ch.A. (2009), "Features of formation of the strategic skill of the players", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 72-77.

6. Gabbazova, A.Ya. (2006), "Intellectual development of younger schoolchildren in the process of learning the game of chess", International scientific conference of psychologists of physical culture and

sport "Rudikovskye reading" (June 11-14, 2006 : proceedings of the State. com. ROS. Federation on physical culture and sports, ROS. state University of physical culture, sport and tourism, Rus. Assn. psychologists physical culture and sports, pp. 77-79.

7. Germanov, G.N. (2011), "Training (motor) task - structure functional unit of the sports teaching process: (Theoretical methodical aspect of the problem)", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 94-98.

8. Gutenev, M.Yu. (2012), "Chess as a cultural phenomenon, Man and society: at the turn of the Millennium", proceedings of the international scientific conference under the General editorship of Professor I. O. Kirikova, Issue 52, Voronezh, VGPU, pp. 60-71

9. Korenberg, V.B. (2004), Sports Metrology, Soviet sport, Moscow.

10. Matveev, L.P. (1999), Fundamentals of General theory of sport and the system ofpreparation of sportsmen, Olympic literature, Kiev.

11. Mixajlova, I.V. (2005), The highly qualified training of young players with the help of computer chess programs and the Internet, dissertation, Moscow.

12. Mixajlova, I.V., Shmeleva S.V. and Makhov A.S. (2015), "The Use of ICT learning tools in the multi-year training chess players", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp.70-73.

13. Mixajlova, I.V., Shmeleva S.V. and Makhov A.S. (2015), "Adaptive chess learning disabled children", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 38-41.

14. Ngo, X.B. (2014), Improving analytical skills of chess players of high qualification in the preparatory period of the training process, dissertation, Moscow.

15. Potkin, V.A. (2011), The structure and content of the training process of chess players of high qualification on the basis of innovative computer programs, dissertation, Moscow.

16. Ryazancev, A.V., Bykov E.V. and Chipyshev A.V. (2011), "Neurovegetative and neurody-namic evaluation criteria adaptation for young players to mental stress", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 7-10.

17. Skachkov, P. V. (2010), "Pedagogical innovations in modern chess education", Elementary school plus before and after, No. 5, pp.92-95.

18. Sport (2015), available at: http://ru.wikipedia.org (accessed: 14 June 2015).

19. The statistical information (2015), available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed: 14. June 2015).

20. Stolyarov, V.I. and Peredelskij A.A. (2015), Modern problems of science on physical culture and sport. Philosophy of sport, Soviet sport, Moscow.

21. Suslov F. P. and Zh.K. Holodov 1997), Theory and methodology of sports: a manual for schools of Olympic reserve, the 4th branch Books, Moscow.

22. Suslov F. P., Vojcexovskij S. M. (1993), Dictionary of sports terms: About 7400 words, Physical culture and sport, Moscow.

23. Holodov Zh.K. and Kuznecov V.S. (2001), Theory and methods of physical education and sport, Publishing center "Academy", Moscow.

24. Chess is the most intellectual sport (2015), available at: http://chess-news.ru/node/15652 (accessed: 14 June 2015).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.06.2015.

УДК 796.422.12

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПРИНТЕРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Олег Анатольевич Москалёв, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУ ВГАФК)

Аннотация

В статье изучено влияние направленных воздействий на дыхательную систему легкоатлетов-спринтеров в виде увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию на показатели их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.