борьбой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря этой модели можно наглядно продемонстрировать имеющиеся различия и, учитывая сильные и слабые стороны спортсменок попытаться их взаимокомпенсиро-вать. Иными словами, опираясь на широкий технический кругозор и устойчивость навыков при исполнении разнообразных приемов можно уделить больше внимания тем качествам, которые у девушек выражены слабее (в частности - скоростно-силовые) и применять для их развития дополнительные специальные средства без ущерба для техники выполнения приемов. Это же в свою очередь позволит в значительной степени повысить эффективность тактико-технических действий спортсменок в ходе проведения состязательных поединков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов, А.С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе / А.С. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во Камского пед. ин-та, 2002. - 325 с.
2. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
REFERENCES
3. Kuznetsov, A.S. (2002), The organization of long-term technical and tactical training in Greco-Roman wrestling, publishing house Kama pedagogical institute, Naberezhnye Chelny.
4. Lyakh, V.I. (198), The tests in physical education students, publishing house "Moscow", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 797.21
ОСОБЕННОСТИ ИДЕАЛЬНОЙ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ АСИММЕТРИЧНОЙ КОМБИНАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Геннадьевна Смирнова, соискатель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Сергей Валентинович Николаев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
На основе использования экспериментальных данных в статье обоснован переход от эмпирической к идеальной типовой модели асимметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Обоснованы признаки, улучшающие экономичность асимметричной комбинации элементов. Выявлены пространственные параметры проявления описываемых признаков. Представлено описание идеальной типовой модели асимметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Разработанная идеальная модель предложена в качестве целевого ориентира для обучения военнослужащих морских частей внутренних войск.
Ключевые слова: идеальная типовая техническая модель, асимметричная комбинация элементов техники прикладного плавания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p142-146
FEATURES OF THE IDEAL STANDARD MODEL OF ASYMMETRIC COMBINATION OF APPLIED SWIMMING TECHNICAL ELEMENTS
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Gennadievna Smirnova, the competitor, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg, Sergey Valentinovich Nikolayev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg University of the State Fire Service ofEmercom of Russia
Annotation
Based on the use of the experimental data the transition from the empirical to the ideal standard technical model of the asymmetrical combination of applied swimming technique elements has been justified in the article. The features improving the efficiency of the asymmetrical combination of the elements have been justified. The authors revealed the spatial parameters of the described signs manifestation. The description of the ideal standard technical model of the asymmetric combination of the applied swimming technique elements has been presented. The designed ideal model is proposed as a target set for the training of the military servicemen of marine interior troops.
Keywords: ideal standard technical model, asymmetric combination of elements of applied swimming technique.
ВВЕДЕНИЕ
Специфичность функций прикладного плавания обусловливает возможность использования в обучении индивидуального двигательного опыта занимающихся [1]. При соблюдении условия индивидуально-ориентированного преобразования движений [2] в сочетании c индивидуально-вариативной целевой направленностью обучения [3] такой подход предполагает наличие идеальных типовых моделей техники, выполняющих роль критериев результативности педагогического процесса.
Подобные идеально-типовые технические модели должны отвечать ряду требований, определяющих реальность их использования в практике массового обучения прикладному плаванию. Среди них можно выделить: рациональность движений, улучшающих реализацию функций прикладного плавания; доступность освоения двигательных действий в сжатые сроки максимальным числом обучаемых, владеющих индивидуальными плавательными движениями; унифицированность предлагаемых к освоению технических моделей плавания.
В этой связи алгоритмы типологического анализа, опирающиеся на изучение эмпирических данных, могут являться инструментом получения знаний о существовании идеальных типовых моделей изучаемых предметов и явлений [8]. Его применение в исследовании процессов обучения и систематизированного описания эмпирических сочетаний технических элементов дает возможность разработать целеполагающие идеальные типовые модели техники прикладного плавания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе использования методов типологического анализа в структуре плавательных движений, проявляемых военнослужащими морских частей внутренних войск, экспериментальным путем были установлены тенденции, позволившие выделить эмпирические типы комбинаций технических элементов в прикладном плавании [4, 5]:
1. Одновременный симметричный тип комбинаций технических элементов [6].
2. Попеременный симметричный тип комбинаций технических элементов [7].
3. Асимметричный тип комбинаций технических элементов.
Асимметричный тип комбинаций технических элементов составили движения 15,2% испытуемых. Было выполнено следующее предварительное описание обозначенного типа. В положении тела на боку руки работают попеременно и разнохарактерно -
одна рука выполняет средней длины гребок, а вторая двигается по короткой траектории. Ноги одновременно выполняют разнохарактерный гребок - одна нога опирается на наружную поверхность голени и стопы, а другая - на внутреннюю поверхность тех же сегментов движителя. Темп гребков размеренный, выдох производится в воздушную среду.
По итогам экспериментальных исследований в состав эмпирической типовой модели вошли признаки как одновременного, так и попеременного выполнения движений. Это отражает специфичность асимметричной комбинации элементов - руки работают попеременно, а ноги одновременно выполняют разнохарактерный гребок. Разнохарактерность в работе ног выражается в принципиально различной кинематике, направленности и амплитуде движений. Асимметричность выполняемых движений провоцирует возникновение колебательных смещений туловища в вертикальной и горизонтальной плоскостях, что увеличивает общее гидродинамическое сопротивление. Вместе с тем положение тела на боку предоставляет благоприятные возможности для экономичности мышечных усилий. Это относительно мощный гребок одной из рук по длинной траектории, изначально заложенный невысокий темп движений, длительная фаза скольжения. Все эти возможности реализуемы на практике при условии осуществления выдоха в воду.
Вышеизложенное определило выстраивание идеальной типовой модели асимметричной комбинации техники прикладного плавания по пути повышения экономичности движений на основе принципов горизонтальной стабилизации тела в воде и проецирования веса тела. Горизонтальная стабилизация тела характеризуется двумя составляющими - удлиненной линией тела и уменьшенным углом атаки тела в набегающем потоке.
Проецирование веса тела предполагает акцентированное смещение веса тела с целью увеличения мощности движений за счет инерционной составляющей.
Повышение экономичности асимметричной типовой модели техники плавания посредством совершенствования обозначенных параметров привело к формированию вариации передвижения, характеризующейся стабилизированным положением тела, удлиненным гребком рукой, равномерным ритмом движений и выполнением выдоха в воду.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рассмотрение полученной эмпирической асимметричной комбинации элементов с точки зрения улучшения ее экономичности позволило выявить особенности ее идеальной типовой модели. Описание эмпирической и идеальной типовых моделей асимметричной комбинации элементов техники прикладного плавания представлено в таблице.
Таблица
Описание эмпирической и идеальной типовых моделей асимметричной комбинации
элементов техники прикладного плавания
Элементы (характеристики) техники плавания Составляющие типические признаки
Эмпирическая типовая модель Идеальная типовая модель
Положение тела в фазе скольжения Положение тела на боку, колебания угла атаки составляет от 15 до 25 градусов. Стабилизированное положение тела на боку, угол атаки составляет 8-10 градусов.
Положение головы Голова поднята над водой. Естественная позиция головы, совмещенная с вертикальной осью туловища.
Техника работы рук Попеременные разнохарактерные движения. Одна рука выполняет гребок по средней длины траектории, подготовительное движение - над водой. Другая рука гребко-вое и подготовительное движения выполняет в воде. Попеременные асимметричные гребки. Рука, выполняющая гребок по длинной траектории, вкладывается в воду как можно дальше.
Техника работы ног Одновременный разнохарактерный гребок. Одновременный разнохарактерный гребок, синхронизированный с работой рук.
Дыхание С выполнением выдоха в воздушную среду. В такт гребковым движениям руками с поворотом головы в сторону, выдох производится в воду.
Элементы (характеристики) техники плавания Составляющие типические признаки
Эмпирическая типовая модель Идеальная типовая модель
Частота движений Размеренная. Размеренная или разреженная.
Целостная координация движений На основе работы рук с неравномерным ритмом движений. На основе сочетания дыхания с работой рук при сохранении равномерного ритма движений.
Данные таблицы позволяют отметить, что совершенствованию параметров предлагаемой к использованию модели способствовали следующие направления их преобразования: коррекция пространственных параметров движений; коррекция временных параметров движений; расширение функционального предназначения признаков.
Таким образом, разработанная типовая модель асимметричной комбинации элементов обладает большей экономичностью и характеризуется более выгодными кинематическими и функциональными характеристиками движений.
ВЫВОДЫ
Разработанная идеальная типовая модель, обладающая признаками горизонтальной стабилизации и кинематического проецирования веса тела, характеризуется более высокой экономичностью техники плавания. Это является основанием для коррекции реально проявляемых комбинаций элементов в сторону идеальной асимметричной технической комбинации, которая может быть предложена в качестве одного из целевых ориентиров для обучения прикладному плаванию военнослужащих морских частей внутренних войск.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
2. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 134-137.
4. Понимасов, О.Е. Классификация типологических комбинаций элементов прикладного плавания, проявляемых военнослужащими морских частей внутренних войск / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 159-162.
5. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
6. Понимасов, О. Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139142.
7. Понимасов, О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.
8. Татарова, Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях : учебное пособие / Г.Г. Татарова. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 206 с.
REFERENCES
1. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Condition of individual motional mediation as validity factor of training to applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
2. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movements in terms of training applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 128-131.
3. Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2013), "Individually variable purpose positing as a condition of design stylistic variations of applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 134-137.
4. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Classification of typological combinations of applied swimming elements showing servicemen of marine interior troops", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 159-162.
5. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
6. Ponimasov, O.E., Novoseltsev, O.V. and Grachev, K.A. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 139-142.
7. Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2015), "Specification alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 106-110.
8. Tatarova, G.G. (2004). Fundamentals of typological analysis in sociological research, publishing house New Textbook, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 794.1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ
Павел Александрович Потапов, аспирант, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»),
г. Москва
Аннотация
Целью работы является обзор проблем и перспектив развития дистанционных образовательных технологий для массового применения при обучении шахматной игре. Электронные средства обучения и дистанционные образовательные технологии эффективны при индивидуальном обучении шахматам, но их применение при массовом обучении детей требует дальнейших практических исследований. Работа определяет основные требования к условиям для осуществления качественного дистанционного обучения шахматной игре.
Ключевые слова: методика преподавания; шахматы; дистанционные образовательные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p146-150
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR MASS APPLICATION IN TEACHING TO
THE CHESS GAME
Pavel Alexandrovich Potapov, the post-graduate student, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The aim of this work is to give an overview of the problems and prospects of development of the distance education technologies for the mass application in teaching to the chess game. E-learning and distance education technologies are effective at individual chess learning, but their application in mass teaching of the children requires further empirical studies. The study defines the basic requirements for the quality of the distance chess learning.