ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 379.828
Г.А. Козлов
аспирант, кафедра физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Аннотация. Статья посвящена изучению стимулирования развития интеллекта дошкольников средствами шахматной игры. Цель работы: показать позитивное влияние регулярных занятий шахматами на развитие интеллекта дошкольников, обратить внимание на проблему недостаточного развития шахматной педагогики. При сравнении групп детей, было показано лучшее интеллектуально развитие у детей, занимающихся шахматами.
Ключевые слова: дошкольное обучение, шахматы, интеллектуальное развитие.
G.A. Kozlov, Russian state social university
STIMULATION OF THE PRESCHOOLERS INTELLECTUAL DEVELOPMENT THROUGH
LEARNING THE GAME OF CHESS
Abstract. This article is devoted to stimulate the development of intelligence of preschool children with chess lessons. Objective: to show the positive impact of regular chess exercises on the preschoolers' intellectual development, to pay attention to the problem of underdevelopment of chess pedagogy. The children involved in playing chess shows a better intellectual development.
Keywords: preschool learning, chess, intellectual development.
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить время, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным.
Среди многообразия предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей подрастающего поколения, особое место, на наш взгляд, должно занимать обучение игре в шахматы. Шахматы признаются универсальной дисциплиной игрового характера, направленной на воспитание общей культуры, особенно логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). К настоящему времени проведено значительное количество исследований отражающих изучение мышления шахматистов разной квалификации (В.А. Алаторцев, Б.М. Блюменфельд, И.Н. Дьяков, А.А. Котов, Н.В. Крогиус, Е.Н. Кучумова, В.Б. Малкин, Т.Ю. Парамонова, О.К. Тихомиров и др.). Однако аспекту целенаправленного интеллектуального развития в процессе обучения игре в шахматы и созданию специальных технологий обучения детей шахматной игре до сих пор не уделялось должного внимания [2].
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в основу которой положено понятие о ведущем типе деятельности А.Н. Леонтьева, ведущим видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо:
1. Систематически проводить занятия с детьми (как минимум 2 раза в неделю).
2. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (наличие в групповой комнате шахматной доски с фигурами, настольно-печатных игр для развития мышления, внимания и памяти; если есть возможность - использование компьютерных игр).
3. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения детей дома [5].
В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знания будет чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, объяснение руководителем секции диаграмм с обязательным показом на демонстрационной доске. При этом преподавателю не следует ограничиваться исключительно шахматными играми - необходимо разнообразить деятельность, т.к. дошкольникам тяжело концентрироваться на одном виде деятельности более 5 минут.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, наибольшего успеха удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения [4].
При обучении детей дошкольного возраста шахматам необходим индивидуально-личностный подход, сущность которого заключается в построении образовательного процесса на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребёнка, его самостоятельности и уникальности.
В основу индивидуально-ориентированного обучения шахматам легли пять методов:
1. Монологический - рассказ, объяснение. Используется при изложении нового материала. Необходимо отметить, что данный метод в начальной школе должен сочетаться с использованием наглядных средств обучения и применяться крайне осторожно, учитывая неспособность младшего школьника долгое время удерживать внимание на одном объекте.
2. Рассуждающий метод распространен в большей степени, т.к. предполагает активное включение ребенка во взаимодействие с учителем, позволяет поддерживать внимание дошкольника, поддерживать обратную связь, оперативно корректировать процесс изучения нового материала, а также демонстрировать логику рассуждений, формируя внутренний план действий младшего школьника.
3. Диалогический - предполагает сотрудничество дошкольника с преподавателем в процессе обучения. Наиболее эффективный метод обучения, т.к. в диалоге ребенок постигает логику шахматной игры, дает объяснение своим действиям, рассуждает о ходе игры.
4. Эвристический метод позволяет организовать процесс обучения как откры-
тие. Он требует от учителя больше усилий, чем описанные выше методы, однако это в значительной степени оправдано результатами использования данного метода. Урок строится таким образом, что с помощью специально организованного процесса познания ребенок сам приходит к правильным вывода, тем самым интериоризируя знание, как бы выращивая его в своем сознании.
5. Исследовательский - наиболее сложен в плане организации. При обучении дошкольников может применяться достаточно редко, т.к. требует самостоятельности ребенка, способности выстраивать свою деятельность, отслеживать и оценивать результаты в процессе поиска решения проблемной задачи. Тем не менее, метод позволяет развить целый ряд познавательных способностей и умений.
Учитывая тенденции современного образования и способности детей дошкольного возраста, предлагается проводить занятия в группах до 5 человек 3 раза в неделю по 30 минут каждое. При обучении предлагается активно использовать сюжетно-ролевые игры «шахматная репка», «шахматный колобок», «запретная фигура» [6]. Благодаря этому учащимся удается быстрее запоминать названия и ходы фигур, что способствует успешному дальнейшему обучению. С помощью рабочих тетрадей-раскрасок удается разнообразить деятельность ребенка, лавируя между игрой в шахматы и рисованием, а использование демонстрационных досок и мультимедийных средств обучения («Большое шахматное путешествие», «Динозавры учат шахматам») позволяет вовлекаться всем детям в учебно-игровой процесс, стимулируя внутригруп-повую конкуренцию и стремление познать азы шахматной игры.
Данное исследование проводилось на базе школы шахмат EduChess в 20122013 учебном году. 30 детей 4,5-5 лет было разбито на 3 группы по 10 человек. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по авторской методике, 3 раза в неделю по 30 минут, контрольная группа (КГ) занималась по методике И.Г. Сухина, 3 раза в неделю по 30 минут, третья группа детей (ХГ) не занималась шахматами (контроль за наличием занятий шахматами в домашних условиях не проводился). Группы, занимающиеся шахматами, были соответственно разбиты на группы по 5 человек для комфортного и успешного проведения занятий.
Таблица 1 - Результаты детского варианта теста интеллекта Векслера в шкальных
оценках (120-бальная система)
Группа Этап ЭГ КГ ХГ
1 этап 72 70 74
2 этап 78 76 78
3 этап 85 80 80
Основная идея исследования заключалась в выявлении влияния занятия шахматами в дошкольном возрасте на развитие интеллекта. Предполагается, что занятия шахматами в раннем возрасте положительно влияют на интеллект дошкольника, стимулируя его рост и развитие.
Для сравнения уровня интеллектуального развития использовался тест Вексле-
ра (WPPSI) для дошкольников. Эксперимент был проведен в 3 этапа: все испытуемые были протестированы в начале учебного года, в середине и по окончанию учебного года. На основании результатов тестирования построена сравнительная таблица, в которой 1 этап - результаты тестирования в начале учебного года, 2 этап - результаты через 4 месяца, 3 этап - результаты через 9 месяцев, в конце первого года обучения.
Исходя из результатов исследования, показанных в таблице 1, мы видим рост оценок во всех группах, что позволяет сделать закономерный вывод о том, что независимо от наличия шахматных занятий интеллект ребенка успешно развивается. Однако мы можем заметить, что в группах, занимающихся шахматами, рост интеллекта заметен: в экспериментальной группе на 13 баллов, в контрольной группе на 10 баллов, в то время как в группе детей, не занимающихся шахматами, прирост в шкале оценок составил 6 баллов.
Таким образом, в статье был проведен анализ зависимости развития интеллекта дошкольников от возможности заниматься шахматами, и выдвинуто предположение о существовании прямой зависимости первого от второго. Это может быть обусловлено развитием логики и способностью структурировать материал, которые требуются при игре в шахматы. Хотя с помощью методов математической статистики была доказана обоснованность этого предположения, следует учитывать возможность статистической погрешности. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего анализа возможностей использования преподавания шахмат в дошкольных учреждениях.
Список литературы:
1. Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. - М.: ООО «Дайв», 2009.
2. Габбазова А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: дис...канд. пед. Наук. - Ульяновск, 2008.
3. Гершунский Б.С. Шахматы школе / Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев. - М., 1991.
4. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 1991.
5. Костенюк А.К. Как научить шахматам / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. - М.: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2009.
6. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель: АСТ: Кладезъ,
2013.
List of references:
1. Abramov S.P. Chess: the first year of study. The methodology of the study / S.P. Abramov, V.L. Barsky. - Moscow: OOO «Dive», 2009.
2. Gabbazova A.J. The intellectual development of children of primary school age in the process of learning the game of chess: dis... c. p. s. - Uljanovsk, 2008.
3. Gershunskiy B.S. Chess for primary school / B.S. Gershunskiy, A.N. Kostyev. - M., 1991.
4. Grishin V.H. Kids play chess. - M.,1991.
5. Kosteniuk A.K. How to teach chess / A.K. Kosteniuk, N.P. Kosteniuk. - M., 2009.
6. Sukhin I.G. Chess for the smallest. - M.: Astrel: AST: Kladez, 2013.