Научная статья на тему 'Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы)'

Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / VISUALLY HANDICAPPED / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викерчук Максим Игоревич

Возможности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов посредством шахматной игры. Проблемы адаптивной физической культуры, инклюзивного образования слепых и слабовидящих детей. Отсутствие методик преподавания шахмат для инвалидов по зрению и низкий уровень подготовки социальных педагогов. Необходимость социальной адаптации таких детей в современное общество на основе инклюзивного (интегрированного) образования, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викерчук Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF BLIND CHILDREN(FOR EXAMPLE OF LEARNING TO PLAY CHESS)

This article discusses the problems of social rehabilitation of children with disabilities through the game of chess, focus on issues of education of blind and visually impaired children, there is a lack of teaching methods of chess for the visually impaired and the low level of training of social pedagogs, draws attention to the need for social adaptation of children in modern society on the basis of: inclusive (integrated) education, adaptive physical education and adaptive sport.

Текст научной работы на тему «Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы)»

УДК 376(470.345)

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ)

Викерчук Максим Игоревич, аспирант, Российский государственный социальный университет, ул. Вильгельма Пика, дом 4; e-mail: maxim88chess@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Возможности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов посредством шахматной игры. Проблемы адаптивной физической культуры, инклюзивного образования слепых и слабовидящих детей. Отсутствие методик преподавания шахмат для инвалидов по зрению и низкий уровень подготовки социальных педагогов. Необходимость социальной адаптации таких детей в современное общество на основе инклюзивного (интегрированного) образования, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, социальная реабилитация, социализация, инклюзивное образование.

Актуальность темы определяется, прежде всего, ростом численности инвалидов, важностью их социальной реабилитации в современном обществе. Мировая статистика свидетельствует, что инвалид есть в каждой четвёртой семье в мире [2]. Россия как социальное государство обязана уделять внимание группе людей с ограниченными возможностями, проявлять заботу об инвалидах, помогать им в их интеллектуальном развитии и трудоустройстве. Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную болезнью потребность в информации, а главное — в творчестве. Это сложный процесс, но он необходим для взаимодействия личности с социальной средой, формирования субъекта общественных отношений [5, 6].

Важным звеном здесь выступает адаптивная физическая культура и адаптивный спорт. Адаптивная физическая культура — это, с одной стороны, физическое воспитание, а с другой — социальный феномен, цель которого — налаживание и укрепление социальных связей человека, ранее имевшего ограниченный доступ или вообще не включённого в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни [12].

Адаптивный спорт, или спорт инвалидов, — разновидность адаптивной физической культуры. Его цель — реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих схожие проблемы в развитии. Ключевым моментом является установка на личный рекорд, на получение высоких результатов. Это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физической культуры. Современные этиолого-антропологические исследования показали, что соперничество — универсальный компонент антропологии человека, а соревнования в духовной, интеллектуальной и физической культуре — один из наиболее важных этиологических принципов человечества [2, 7].

Несмотря на всю актуальность вопроса, связанного с развитием адаптивного спорта, в системе образования отсутствовало инклюзивное образование для инвалидов. В столице постепенно начинает внедряться инклюзивное образование, что связано с принятием в 2010 году Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве».

Под «инклюзивным образованием» понимают интегрированное обучение инвалидов, то есть неразрывность образования и социальной адаптации. Оно осуществляется на основе совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [1].

Таким образом, инклюзивное образование и социализация — две стороны педагогического процесса, в котором важное место отводится и психофизическому развитию детей. Проблема развития внимания у школьников, особенно с нарушением зрения, значительна, так как внимание — один из главных психических процессов, от которого зависит познавательная готовность школьника к овладению интеллектуальными играми [10, 11].

Для нашей темы наибольший интерес представляют подходы, которые направлены на психофизическое, умственное и творческое развитие детей с полным отсутствием или ослабленным зрением. По нашему мнению, именно шахматы могут и должны стать основой такого развития и послужить улучшению адаптации инвалидов по зрению в современное общество [3].

Шахматы как спорт и игра наиболее эффективны для адаптации детей- инвалидов по нескольким причинам. Во-первых, шахматы, по форме являясь игрой, по содержанию представляют собой модель интеллектуальной деятельности [3]. Во-вторых, игра в шахматы даёт возможность на равных принимать участие в соревнованиях со здоровыми сверстниками. Это повышает самооценку инвалида, его недостаток не препятствует нормальному общению в этом коллективе. В третьих, шахматы — логическая игра, она развивает своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и так далее. И в четвёртых, задания на шахматном материале могут служить надёжным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах личности.

Цель статьи — показать, какими методами можно построить эффективное обучение шахматной игре инвалидов по зрению.

Если говорить о самом процессе занятий, то его очень трудно сравнить с классическим обучением игре в шахматы. Во-первых, это касается числа занимающихся — одновременно на таких уроках может находиться не более четырёх-пяти детей, уроки обычно проходят бессистемно — дети могут приходить и уходить с занятий в любой момент. Естественно, и отсутствие всяческого давления на юных шахматистов, ведь требовать высоких результатов от таких учащихся крайне трудно.

Во-вторых, важно, чтобы тренер-педагог знал особенности психофизического развития обучаемых детей — принцип индивидуализации для достижения успехов незрячими детьми здесь необходим [8].

Автором были апробированы следующие методы по повышению уровня шахматного мастерства:

— методы, связанные с шахматной подготовкой;

— методы, направленные на повышение общей интеллектуальной подготовки.

Бесспорно, что на психофизическое развитие незрячего (равно как и зрячего) ученика оказывает влияние тренировка его памяти. У зрячего ученика все расчёты во время игры — некая игра вслепую, но с неоспоримым преимуществом — он видит доску и текущее расположение фигур, относительно этого и оперирует при построении дерева вариантов. Для успехов в шахматах незрячему требуется отличное внутреннее представление доски, кроме того, необходимо постоянно представлять себе позицию, которая имеет свойство резко меняться после каждого хода. Наиболее подходящими для тренировки такого умения являются методы, которые предлагаются также и обычным детям в начале обучения шахматной игре:

1. Тесты на пространственное видение (назовите все чёрнопольные диагонали, сколько инвариантов первого хода существует у белых и т.п.).

Ответы на подобные вопросы помогают тренеру понять, насколько ребёнок представляет себе шахматную доску и готов ли он к изучению более сложных тем. В одном тесте

чаще используется больше 10 вопросов. Когда ученик будет стабильно правильно отвечать хотя бы на девять заданий, можно будет сказать, что ребёнок действительно представляет себе доску в голове.

2. Тест на память (при выполнении этого теста ребёнку голосовым способом сообщается позиция, состоящая из 4 или 5 фигур, через 30 секунд учащийся должен воспроизвести её на доске). Это упражнение направлено на тренировку памяти, формирование образа сложных многофигурных позиций на доске. Данное задание полезно предлагать ученикам в конце занятия в качестве небольшой эмоциональной разгрузки.

3. Тесты с использованием информационных компьютерных технологий [8, 9]. Принцип решений домашних заданий достаточно прост: незрячий ребёнок получает на дом 20 задач, например, на повторение темы «Блокировка»: мат в два хода. Сами задания преподаватель отсылает ему на почту или скайп в виде голосовых сообщений. Решая задания на доске в домашних условиях, ответы ученик высылает также в виде голосовых сообщений. Всё вышеперечисленное можно осуществить в любой программе типа Блокнот [8].

4. При обучении игре в шахматы, особенно дебютной подготовке, мы всегда будем иметь проблему, связанную с заинтересованностью ребёнка. Здесь очень перспективными выглядят игровые методы. Любые рассказы о каких-либо дебютных вариантах также лучше сопровождать предысторией. При этом наша цель — уйти от сухости и добавить краски в порой скучный повседневный процесс тренировок.

5. В педагогический процесс можно добавить рассказы о чемпионах мира и выдающихся игроках прошлого и современности. Большое впечатление на незрячих детей производят интересные факты. Например, четвёртый чемпион мира Александр Алёхин очень любил игру вслепую и в своё время даже сделал почти невозможное, сыграв 26 «слепых» партий против шахматистов первой категории (ныне перворазрядников), показав феноменальный результат: 16 побед, 5 ничьих и 5 поражений.

6. Использование рейтингов при проведении занятий. Рейтинговая система — это когда все результаты за домашние задания и контрольные работы переводятся в определённое количество баллов каждому ученику. Ничто не увлекает ребёнка больше, чем соперничество, которое хорошо проявляется в стремлении получить рейтинг.

Эксперимент, проведённый в ГБОУ СОШ № 1232, показал, насколько эффективно влияет рейтинговая система на успеваемость в группе и посещаемость семинаров. До введения рейтингов на групповые занятия ходили 10 человек, после введения новой системы численность группы увеличилась до 19 человек, при этом группа постоянно проходила контрольные тестирования.

До введения рейтингов примерный средний балл, получаемый ребятами за контрольные, составлял 6,1 решённых задач из 10 возможных, после внедрения новой системы средний бал возрос до 8.3. Главное, что дала система — она вызвала соревновательный стимул. Если ранее некоторые ребята могли прийти на занятия, не выполнив задания, то после введения рейтингов хотя бы половина домашнего задания обязательно решалась каждым из учеников (см. табл. 1).

Таблица 1

Влияние рейтинговой системы на процесс обучения шахматной игре детей начальных классов

Количество Количество Средний балл Средний балл Среднее Среднее

учащихся учащихся за контрольные за контрольные количество количество

до введения после введения работы работы посещений посещений

рейтинговой рейтинговой по 10-балльной по 10-балльной учащегося учащегося

системы системы шкале до шкале после за месяц до за месяц после

введения введения введения введения

рейтингов рейтингов рейтингов рейтингов

10 19 6,1 8,3 4 5

В процессе эксперимента нами были также выявлены особенности восприятия материала у слепых и абсолютно здоровых учащихся: первые воспринимали все аудиально, вторые же делали это только визуально, при том, что аудиальная возможность присутствовала, но не использовалась здоровыми детьми в полной мере.

У слепого отсутствие зрения компенсируется другими качествами: такими как упорство, представление позиции в уме, повышенная концентрация [4]. Нами были изучены партии детей с полным отсутствием зрения, которые показывали очень неплохие результаты даже в партиях со здоровыми детьми. В чём же заключался этот феномен? У слепых детей было прекрасно развито мысленно-пространственное воображение, почти во всех играх прослеживался чёткий план, но иногда некоторым не удавалось закончить партию победой по причине потери внимания, что тоже выглядело очень логичным.

Выводы:

1. Проектирование и конструирование педагогической системы в сфере адаптивного спорта должны осуществляться на основе инклюзивного образования — интегрированной взаимосвязи теории педагогики и социализации инвалидов.

3. Основная проблема в обучении и социальной реабилитации инвалидов по зрению — медленное и непоследовательное развитие системы подготовки кадров, отсутствие специальных методических разработок, низкое качество тифлоприспособлений, предназначенных для обучения.

4. Образовательный процесс с детьми-инвалидами по зрению должен строиться на основе групповых занятий, с учётом знания особенностей психофизического развития детей.

5. Имеется большое количество детей-инвалидов по зрению, желающих заниматься шахматами. Основная сложность, возникающая при наборе групп, — отсутствие специально подготовленных тренеров.

6. Для преодоления фрагментарности основных блоков обучения слепых детей шахматной игре нами разработаны и предложены специальные методы и средства организации учебного процесса, которые показали свою эффективность.

7. Выявленные особенности восприятия материала на занятиях шахматами у слепых и абсолютно здоровых учащихся показывают, что первые воспринимали всё аудиально, а вторые предпочитали исключительно визуальный канал.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве» № 16 от 28 апреля 2010 года. http://school1429.ru/files/school1429nichostru/file/ zakon.pdf

[2]. Брискин Ю.А., Евсеев С.П., Передерий А.В. Адаптивный спорт. — М.: Спорт, 2010.

[3]. Викерчук М.И., Никологорский М.С. Интеллектуальный уровень современной молодёжи — инструмент экономического развития страны // Вопросы региональной экономики. — Королёв: ФТА. 2013. № 3(16). С. 32-37.

[4]. Викерчук М.И. Социальная реабилитация слепых детей посредством игры в шахматы // Сб. научно-практической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития современной науки в исследованиях молодых учёных». РГСУ. 23.06.2012 г.

[5]. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социальные исследования. 2002. № 6.

[6]. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и её роль в интеграции инвалидов в общество // Развитие социальной реабилитации в России. — М., 2000.

[7]. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий. Физическая реабилитация // Вопросы психологии. 2002. № 6.

[8]. Костьев А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. — М.: РГСУ, 2011.

[9]. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных программ и Интернета: дисс. ... канд пед. наук. РГУФК. — М., 2005.

[10]. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. — М.: Сфера, 2002.

[11]. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2006.

[12]. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. —

4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 340 с.

OPPORTUNITIES FOR SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF BLIND CHILDREN (FOR EXAMPLE OF LEARNING TO PLAY CHESS)

Maxim I. Vikerchuk, a graduate student, Russian State Social University, Wilhelm Pieck st., 4; e-mail: maxim88chess@mail.ru

ABSTRACT

This article discusses the problems of social rehabilitation of children with disabilities through the game of chess, focus on issues of education of blind and visually impaired children, there is a lack of teaching methods of chess for the visually impaired and the low level of training of social pedagogs, draws attention to the need for social adaptation of children in modern society on the basis of: inclusive (integrated) education, adaptive physical education and adaptive sport.

Key words: visually handicapped, social rehabilitation, socialization, inclusive education.

REFERENCES

[1]. Zakon goroda Moskvy «Ob obrazovanii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v g. Moskve» № 16 ot 28 aprelja 2010 goda http://school1429.ru/files/school1429nichostru/file/zakon.pdf

[2]. Briskin Ju.A., Evseev S.P., Perederij A.V. Adaptivnyj sport. M.: Izdatel'stvo Sport, 2010.

[3]. Vikerchuk M.I., Nikologorskij M.S. Intellektual'nyj uroven' sovremennoj molodezhi — instrument jekonomicheskogo razvitija strany //Voprosy regional'noj jekonomiki. — Korolev: FTA. 2013. № 3(16). — S.32-37.

[4]. Vikerchuk M.I., Social'naja reabilitacija slepyh detej posredstvom igry v shahmaty// Sbornik nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy i tendencii razvitija sovremennoj nauki v issle-dovanijah molodyh uchenyh». RGSU, 23.06.2012.

[5]. Vozzhaeva F.S. Realizacija kompleksnyh reabilitacionnyh programm dlja detej-invalidov // Social'nye issledovanija. 2002. № 6.

[6]. Dement'evaN.F. Social'naja reabilitacija i ejo rol' v integracii invalidov v obshhestvo // Razvi-tie social'noj reabilitacii v Rossii. — M., 2000.

[7]. Evstaf'ev .V. Analiz osnovnyh ponjatij Fizicheskaja reabilitacija/ Voprosy psihologii. 2002.

№ 6.

[8]. Kost'ev A.N. Optimizacija uchebno-trenirovochnogo processa v detsko-junosheskoj sportivnoj shkole po shahmatam. Avtroeferat diss. ... kand. ped. nauk. — M.: RGSU. 2011.

[9]. Mihajlova I.V. Podgotovka junyh vysokokvalificirovannyh shahmatistov s pomoshh'ju komp'juternyh programm i «internet»: diss. ... kand. ped. nauk. RGUFK. — M., 2005.

[10]. Osipova A.A., Malashinskaja L.I. Diagnostika i korrekcija vnimanija: Programma dlja detej

5-9 let. — M.: Sfera, 2002.

[11]. Special'naja psihologija/Pod red. V.I. Lubovskogo. — M.: Akademija, 2006.

[12]. Holostova E. I., Dement'eva N. F. Social'naja reabilitacija: Uchebnoe posobie. 4-e izd. — M.: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2006. — 340 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.