Научная статья на тему 'Различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы'

Различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТНАЯ ИГРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазова М.А.

Статья посвящена различным приемам обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы. Рассматривается спортивный и культурный аспекты игры. Автор рассказывает о тех заданиях, которые наиболее интересны детям и способствуют успешному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT ASPECTS OF TEACHING CHESS TO YOUNG SCHOOL-AGE CHILDREN

The article deals with different methods of teaching chess to young school-age children. The sports and cultural aspects of the game are considered. The author tells about the tasks that are most interesting for children and contribute to successful learning.

Текст научной работы на тему «Различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы»

в пользу содержания и технологии обучения, способствующих развитию у обучаемого свободы и раскрепощенности. Учащиеся должны овладеть разными стратегиями и техниками овладения языком и общения на этом языке: от умения учиться до умения выйти из трудного положения с использованием минимальных языковых средств. Данный тезис есть логическое следствие все более последовательного обращения исследователей к проблемам актуального использования языка в социальном контексте.

Таким образом, процесс овладения учащимися ИЯ в учебных условиях будет успешным при условии, если он:

- направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные, индивидуальные программы развития;

- осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них самих;

- обеспечен умениями учителя/преподавателя выявлять мотивацию к обучению у каждого обучающегося и направлять ее на успешное овладение языком;

- имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;

- ориентирован не на логику и системность предмета усвоения, а на логику развития личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;

- стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;

УДК 371. 398

различные аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы

Статья посвящена различным приемам обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы. Рассматривается спортивный и культурный аспекты игры. Автор рассказывает о тех заданиях, которые наиболее интересны детям и способствуют успешному обучению.

Ключевые слова: шахматная игра, интеллектуальное развитие, спортивное соревнование.

- учитывает прежде всего индивидуальные предпосылки обучения и условий обучения, а не различия между системами родного и иностранного языков.

1. Риверс М. Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17-21 октября 1989 г. М. : РЕМА, МГЛУ, 1992. С. 99-118.

2. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов «Логос», 1993. 181 с.

3. Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17-21 октября 1989 г. М. : РЕМА : МГЛУ, 1992. С. 9398.

4. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-77.

5. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М. : Высшая школа, 1989. 238 с.

© Бейсбекова Ж. Б., 2017

М. А. Глазова M. A. Glazova

DIFFERENT aspects oF TEAMING CHESS

to young school-age children

The article deals with different methods of teaching chess to young school-age children. The sports and cultural aspects of the game are considered. The author tells about the tasks that are most interesting for children and contribute to successful learning.

Keywords: chess game, intellectual development, sports competition.

В процессе различной деятельности ребенок изучает окружающий мир. Однако особенно целенаправленными являются его познавательные старания, которые справедливо считаются наиболее важным и надежным способом получения знаний.

Невозможно переоценить роль интеллектуальных занятий в процессе обучения современных детей. Без таких занятий дети не смогут познакомиться с научной картиной мира. Но для достижения максимального результата необходимо подготовить ребенка к интеллектуальному развитию. И для всех нас уже давно является аксиомой то, что

одним из эффективных способов развития интеллектуальных способностей человека является игра в шахматы. Обучение шахматной игре - это комплекс методик, которые направлены на формирование всесторонне развитой, гармоничной и творчески активной личности обучающегося.

Шахматы - это игра всех возрастов. Однако наиболее выдающиеся гроссмейстеры становились чемпионами в возрасте 20-25 лет. Свой путь к званию чемпиона, в том числе чемпиона мира, они начинали в раннем детстве. В результате исследований и наблюдений было установлено, что к 6-7 годам ребенок уже уверенно изучил знаковую систе-

90

Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)

му родного языка. Следующим и очень важным этапом его развития становится процесс упорядочивания умственной деятельности. Результат этого процесса можно проследить в речи ребенка, а также в умении выстраивать логическую цепочку рассуждений. Игра в шахматы положительно влияет на усовершенствование психических процессов, развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения и в дальнейшем волевого поведения.

Шахматная игра - это спортивное состязание, которое заключается в жестком противостоянии двух соперников, в рамках строгих правил и, чаще всего, определенных временных промежутков. В предисловии к своему учебнику Эммануил Ласкер написал: «Тут презентована идея старой шахматной игры, идея, которая дала ей силу просуществовать тысячелетия... Эта идея - борьбы» [1, с. 6]. Именно этот спортивный принцип помогает заинтересовать детей игрой.

На помощь учителю современной школы пришли информационные технологии. Сегодня невозможно представить процесс обучения детей без использования мультимедийных досок, компьютеров и т. д. В данной статье хотелось бы отметить, что, когда ребенок начинает делать свои «первые шаги» на шахматной доске, компьютерная игра помогает вызвать у него первоначальный живой интерес к этому увлекательному занятию. Компьютерная игра поможет ему изучить и быстрее запомнить шахматные фигуры и их ходы. В компьютерной игре простыми словами расскажут правила шахматной партии. Успешное сочетание различных способов обучения шахматам поможет учителю поддерживать интерес ребенка к обучению. Не стоит забывать, что шахматы - это игра, и учиться ей надо играючи. Важно, чтобы ребенок не стал относиться к этим занятиям, как к урокам в школе.

Нельзя забывать, что шахматная игра требует постоянного умственного напряжения, и дети очень быстро устают. В этой ситуации на помощь учителю придет смена видов деятельности. Изучив одну шахматную фигуру, ребенок может решить несколько несложных композиций, пройти лабиринт этой фигурой, снять часовых и т. д.

После того как ребенок изучит все основные правила игры, можно предложить ему решить шахматные задачи. Конечно, предложенные задачи не должны быть слишком сложными. И это понятно, ведь неудачи на первых порах могут отбить у ребенка интерес к игре.

Возвращаясь к теме шахматных компьютерных игр, хочется заметить, что ребенку в начале обучения не так обидно проиграть компьютеру. Это объясняется тем, что

всегда можно начать игру сначала и в результате одержать победу. Но все же очень важной в шахматной партии была и остается идея соперничества. Результатом процесса обучения должна стать уверенность и стремление ребенка к победе над реальным соперником. На этом этапе обучения компьютер отходит в сторону и на первый план выступает реальная игра. Каждая шахматная победа - результат ошибки соперника, а также умение вовремя увидеть эту ошибку.

В результате наблюдений за обучающимся нами был сделан вывод, что наиболее интересной для детей все же является шахматная партия между самими учениками. Их целью становится победа над сильным соперником. Дети постепенно приобретают уверенность в своих силах, они уже умеют разгадывать мысли соперника и видеть те ловушки, в которые их пытаются загнать.

Но чаще всего шахматная партия для одного из соперников заканчивается проигрышем. Поэтому очень важно научить детей проигрывать. Как писал Вениамин Франклин, «играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом при нынешнем положении наших дел, а надеяться на положительные изменения и усердно продолжать поиск новых возможностей» [2, с. 17].

Конечно, в рамках данной статьи невозможно описать все аспекты обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы. В настоящее время государственный стандарт образования обратился к этому вопросу. В связи с этим современные педагоги смогут привнести свой вклад в обучение этой старинной игре. В процессе обучения детей младшего школьного возраста игре в шахматы необходимо использовать всевозможные интересные задания. И, конечно же, педагог должен быть готов найти правильные слова, чтобы не растерять детский интерес во время первых проигрышей. Ведь все-таки шахматы -это спорт, и без всем известного олимпийского принципа в них не обойтись.

1. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы: Первый год обучения : Методика проведения занятий («Карвин в Шахматном лесу»). М. : Дайв, 2009. 256 с.

2. Барский В. Л. Карвин в Шахматном лесу. Книга 1 : Учебник шахмат для младших школьников : в 2 ч. Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. Ч. 1. 96 с.

© Глазова М. А., 2017

Гуманитарные исследования • 2017 • № 1 (14)

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.