Научная статья на тему 'Анализ представлений о роли компьютерных технологий в системе подготовки шахматистов'

Анализ представлений о роли компьютерных технологий в системе подготовки шахматистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ирина Витальевна, Алифиров Анатолий Иванович

В статье рассматривается значение и роль компьютерных технологий в современной системе подготовки юных шахматистов, использование тренерами в процессе подготовки различных методов обучения юных шахматистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ представлений о роли компьютерных технологий в системе подготовки шахматистов»

наметились определенные гуманистические изменения, которые затрагивают как ее технологическую, так и духовную сторону. Данные тенденции можно определить как:

- одухотворение физической культуры - поиск духовных и телесных идеалов физического совершенствования граждан;

- личностная ориентация в сфере физического воспитания и здорового образа жизни;

- формирование культуры здорового образа жизни у различных категорий населения. Список использованной литературы:

1. Байрамов К.С., Миронов И.Л. Основы здорового образа жизни // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015.-с. 312-314.

2. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. - 1993. - № 5. - с.27-32.

3. История мировой культуры (мировых цивилизаций). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 544 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.

5. Миронов В .И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение Российской Армии// Военная мысль - № 8, 1993. - с. 2 - 6.

6. Миронов И.Л. Научно-теоретические основы гуманизации физической культуры военнослужащих: Монография. - СПб: ВИФК, Изд-во «Нестор», 2006. - 164 с.

7. Миронов И.Л. Основные направления гуманизации физического воспитания военнослужащих // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009. № 1(41). - с.163-167.

8. Миронов И.Л., Иванов В.Г. Основные направления гуманизации физической культуры студентов // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященный 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО СПбПУ. - Часть 1.СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- с. 82-86.

9. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. - 1995. - № 3. - с.60-65.

10. Пономарёв Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура// Теория и методика физической подготовки, № 1. - СПб.: ВИФК, 1994. - с. 117 - 126.

© Миронов И.Л., Иванов В.Г., 2016

УДК 37.015.31

Михайлова Ирина Витальевна

канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: helga@chessy.ru Алифиров Анатолий Иванович канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: anat.alifirov@yandex.ru

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ

Аннотация

В статье рассматривается значение и роль компьютерных технологий в современной системе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

подготовки юных шахматистов, использование тренерами в процессе подготовки различных методов обучения юных шахматистов.

Ключевые слова

Система подготовки шахматистов, компьютерные технологии обучения.

Четыре важнейших составляющих роста мастерства, М.М. Ботвинник определял так: шахматный талант, характер, здоровье и специальная подготовка [1, с. 14]. Кроме того, при работе с юными шахматистами, в том числе и с применением компьютерных технологий обучений, важны личностные качества тренера. В конце 60-х годов Б. Дж. Кретти и сотрудниками была предпринята попытка изучить личность тренера высокого класса. Анализ проведенных исследований позволил сделать следующие выводы: 1) Тренеры высокого класса обладают такими личными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Они достаточно устойчивы, активны, имеют твердый характер и определенность взглядов; 2) Поведение тренера должно быть гибким. Иногда можно использовать авторитарные методы; 3) Успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами; 4) Для тренеров, быстро воспринимающих все новое, характерно стремление к творчеству, они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта [3, с. 18].

Однако многие тренеры имеют разные педагогические воззрения, и мнения известных шахматных педагогов о значении использования компьютерных методик на первых порах оказались неоднозначными. Негативное мнение высказал А.Б. Михальчишин в популярном шахматном журнале "64-ШО": "Вообще, молодым шахматистам, не достигшим мастерского уровня пользоваться компьютером вредно. В чем сила игровых шахматных программ? а) дебютная библиотека; б) полный перебор 2-3-ходовых вариантов; в) фантастическая, нечеловеческая защита. Жертвовать компьютеру можно лишь за мат! Слабые стороны: а) цель выигрыша шахматной партии - выигрыш материала; б) полное непонимание других стратегических идей; в) занудность" [4, с. 123].

М.И. Дворецкий писал - "Как лучше юным шахматистам организовать работу с компьютером?»: «Во-первых, надо иметь базу своих партий, с комментариями. Вернувшись с тура, заведите в компьютер закончившуюся партию вместе с вариантами, которые видели во время игры, чтобы не забыть их при дальнейшем анализе. Во-вторых, не увлекайтесь огромными базами не комментированных партий. Третье -"Fritz" или другая программа. С одной стороны, программы помогают избежать тактических ошибок в анализе, но лишают шахматиста необходимой тренировки в поисках короткой тактики. Вторая проблема -объем дебютных сведений. Мы зачастую имеем не соревнование за доской - кто лучше играет, а домашнее соревнование бригад вместе с компьютерами - кто дальше просчитает и запомнит анализы. Я вижу, как работают современные шахматисты, и мне их порой просто жалко. А поскольку такие усилия тратятся на дебют, на все остальное не остается времени».

Наиболее взвешенную оценку этой проблеме дал А.С. Никитин: "Я окончательно перешел на использование Chess Base 7.0, которая вместе с аналитическим модулем Fritz 5.0 позволяет действительно продвинуть вперед самостоятельную работу над шахматами. Программа Chess Assistant великолепна в поисках нужной информации и в построении дебютных деревьев, но работать с аналитическим модулем гораздо удобнее в Chess Base [2, с. 120]. При работе с компьютером все критерии должны установить и оценить сами.

Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И. Профориентационная работа в средних общеобразовательных школах средствами шахмат / Алифиров А.И. // Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г.: в 3 частях. Часть II. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 13-14.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Тактические действия шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции.

Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет" : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна; РГУФК. - М., 2005. - 24 с.

4. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Теоретико-методологические основы метода мышления схемами шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. - 2016. С. 123-125.

© Михайлова И.В., А.И. Алифиров, 2016

УДК 372.8

Молдыбаева Анна Игоревна

Студентка 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П.Астафьева

г. Красноярск, РФ E-mail: 1995-10Ann@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Аннотация

В статье говорится о роли предметной области «математика» в процессе формирования личностных результатов обучающихся. Приведены виды личностных результатов, примеры заданий и форм организации процесса обучения, способствующие формированию самоопределения обучающихся.

Ключевые слова

Личностные результаты обучения, самоопределение, обучение математике, формы организации обучения, примеры заданий.

В настоящее время происходит реформирование образования, обусловленное изменениями в обществе. Вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты, основным требованием которых стала ориентация образовательного процесса на формирование личностных результатов обучающихся средствами различных предметных областей.

Значительным потенциалом для формирования личностных результатов обладает предметная область «Математика». В процессе изучения математики создаются благоприятные условия для формирования у обучающихся: самоопределения (умение выражать внутреннюю позицию; формирование адекватной самооценки; способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха в обучении и др.); смыслообразования (понимание истинного мотива учебной деятельности; проявление интереса к новому; проявление интереса к способу решения и общему способу действия; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений; умение устанавливать связь между учением и будущей профессиональной деятельностью); нравственно-этическую ориентацию (ориентации на моральные нормы и их выполнение).

Одним из основных личностных образований, на развитие которых должно быть направлено современное образования является самоопределение, поскольку именно сформированность этого качества обеспечивает успешность в любой сфере деятельности. Формированию данного качества способствует включение в содержание обучения математике проектных задач [1]. Решение проектных задач способствует освоению различных социальных ролей, формированию способности видеть сильные и слабые стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.