Научная статья на тему 'История создания шахматных компьютерных программ'

История создания шахматных компьютерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШАХМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И.В., Алифиров А.И.

В статье рассматриваются предпосылки и направления работы по созданию компьютерных шахматных программ, развитие шахмат и обучение шахматной игре, компьютерные технологии подготовки шахматистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания шахматных компьютерных программ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

сложности игры, так и ограничения на обдумывание, установить оптимальную стратегию, что обуславливает необходимость действия на неполной ориентировочной основе и, соответственно, принятия шахматистом решений, связанных с риском [2, с. 120].

3. В шахматной игре актуализируются не только отдельные психологические функции, а в борьбу целиком вовлекает личность. Особенно тесно переплетается с мыслительным процессом шахматиста эмоционально-волевая сфера [3, с. 122].

4. Большая длительность соревнований создает значительную нагрузку. В.Б. Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам заметил, что: «еще советские ученые доказали, что по сверхнагрузкам на человеческую психику, по энергозатратам шахматы сопоставимы с тяжелейшей физической работой. В футболе, где игроки постоянно работают над своим физическим состоянием, как правило, проводится один матч в неделю. Два -уже тяжело. А что происходит у нас? Мы играем за одиннадцать дней десять партий, продолжающихся по 57 часов. И это считается нормой. Шахматные профессионалы пребывают в диком напряжении!».

5. В свою очередь, большая нагрузка вызывает серьезные сдвиги в организме спортсмена. Так, частота сердечных сокращений в ответственные моменты партии достигает 140 ударов в минуту. Очень часто шахматисты во время турнира теряют вес до десяти килограммов (известный случай с А.Е. Карповым во время "без лимитного" поединка с Г.К. Каспаровым). Эмоциональная сфера подвергается тотальному опустошению.

Таким образом, шахматы представляют собой полноправный, но специфический вид спорта, осуществляемый в форме интеллектуального единоборства. Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. Шахматная игра как средство развития психологических качеств студентов / Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 10-12.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Тактические действия шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Практические результаты проведения шахматного «мозгового штурма» студентами Российского государственного социального университета / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. «АР-Консалт». 2015 г. С. 122-123.

4. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 132-140.

© Михайлова И.В., 2016

УДК 37. 014.544

И.В. Михайлова

канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ

А.И. Алифиров канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШАХМАТНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки и направления работы по созданию компьютерных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

шахматных программ, развитие шахмат и обучение шахматной игре, компьютерные технологии подготовки шахматистов.

Ключевые слова

Шахматные компьютерные программы, направления развития шахмат.

Работа над шахматными программами привела к созданию нескольких новых направлений, весьма важных для развития шахмат и обучения шахматной игре [1, с. 14]. Первое направление: создание специализированных шахматных компьютеров (ШК), которые могут оказать существенную помощь в подготовке и совершенствованию шахматистов. Каковы их возможности? 1) Играть в шахматы без человека-партнера в любое время и в любом месте; 2) Решать и составлять шахматные задачи и этюды; 3) Обучать шахматной игре в режиме "Тренер", с возможностью речевых подсказок и контролем времени. 4) Проводить соединение с персональным компьютером (ПК) и поддерживать режим сетевой игры с удаленным соперником, в том числе через систему Интернет; 5) Быть сильным спарринг - партнером перед подготовкой к турнирам.

Второе направление: при переходе к этапу спортивного совершенствования возможности ШК уже не достаточны, и спортсмены могут использовать стандартные, но высокопроизводительные персональные компьютеры со специализированным шахматным обеспечением для тренировки и участия в соревнованиях.

Очевидно, что внедрение компьютерной техники принципиально меняет характер обучения. Эти изменения в обучении в большинстве своем позитивны, однако, не во всем. Так необходимо соблюдения техники безопасности, существуют технические факторы, которые могут снизить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Только после того, как правила безопасности при работе на компьютере соблюдены, можно начать использование гигантских шахматных ресурсов компьютерных технологий в системе подготовки юных высококвалифицированных спортсменов. В широком смысле можно выделить два аспекта шахматных компьютерных технологий - специализированные шахматные программы и шахматные ресурсы Интернет.

Кратко рассмотрим работу известных шахматных программ. Компьютер, проанализировав один из возможных ходов, переходит к работе над другим ходом. Если последующий вариант оказывается хуже предыдущего, то можно прекратить исследование продолжений второго хода. При этом не важно, насколько хуже он был. Программа все равно предпочтет первый ход. Этот метод позволил освободиться от значительной части балласта (ненужных ходов). Таким образом, шахматная программа работает "шаг за шагом", рассматривая ответвления вариантов, которое образует "дерево". Естественно, что чем быстрее она делает "ход", тем лучше. Дальнейшее совершенствование шахматных программ шло по пути быстродействия ("грубой силы") создаваемых компьютеров. Параллельно шло усиление информационной базы компьютеров за счет встраивания в нее уже известных дебютных и эндшпильных позиций, которые не нужно было анализировать (рассчитывать) [2, с. 120].

По другому пути пошел М.М. Ботвинник, создавая свою шахматную программу "Пионер". Он пытался составить алгоритм мышления шахматного мастера, путем постановки неточных задач. Суть его программы - сделать так, чтобы варианты обрывались логически, тогда вместо широкого и короткого дерева расчета вариантов, можно было бы сформировать узкое и длинное. Изучая мышление шахматного мастера, М.М. Ботвинник пришел к выводу: 1) шахматист при расчете "видит" лишь часть фигур и часть доски; 2) в вариантах содержится небольшое количество ходов; 3) шахматист действует методом последовательных приближений. К сожалению, идеи великого шахматиста и ученого не были до конца поддержаны. Характерно в этом плане высказывание одного из создателей советской программы "Каисса" М.В. Донского: "Искусственный интеллект - два разных направления: "антропоцентрическое" и "машиноцентрическое" [3, с. 18].

Таким образом, на сегодняшний день известно два основных типа шахматных программ: программы "грубой силы" и "отборочные". Рассмотрев основные принципы работы шахматных программ, перейдем к рассмотрению их основных функций. В.Ю. Волков предложил для упорядочивания КП относить их к тому или иному типу по главной задаче, решаемой данной программой.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И. Профориентационная работа в средних общеобразовательных школах средствами шахмат / Алифиров А.И. // Проблемы развития науки и образования: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2015 г.: в 3 частях. Часть II. М.: "АР-Консалт", 2015 г. - С. 13-14.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Тактические действия шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет" : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна; РГУФК. - М., 2005. - 24 с.

© Михайлова И.В., Алифиров А.И., 2016

УДК 374.31

В.С. Нефедьева

к.пед.н, доцент кафедры русского языка предвузовской подготовки Тверской государственный технический университет

С.Н. Лузикова

к.филол.н, доцент кафедры русского языка предвузовской подготовки Тверской государственный технический университет г.Тверь, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

Инновационная деятельность является современным способом оптимизации работы в вузе. Довузовская подготовка - один из видов услуг дополнительного профессионального образования. Реализация программ довузовского обучения предполагает разработку инновационной стратегии и формулировки целей развития. Стратегическое планирование воплощается в маркетинговой, организационно-учебной и научно-методической работе структурного подразделения.

Ключевые слова

Инновационный процесс, дополнительное профессиональное образование, инновационные стратегии, менеджмент.

Быстро изменяющийся мир требует поиска новых путей развития в сфере образования и образовательных услуг, все кажущееся актуальным сегодня, завтра может потерять свою значимость: «все образовательные поиски должны не только удовлетворять сегодняшние требования, но и, по возможности, предугадывать требования завтрашнего дня» [2,с.291].

Одним из способов оптимизации работы структурных подразделений вуза является инновационная деятельность, направленная на улучшение качества представляемых услуг. «Инновационная деятельность -деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках»[1,с.9]. Процесс «вызревания» идеи до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.