Научная статья на тему 'Шахматы как вид спорта'

Шахматы как вид спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2112
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШАХМАТИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И. В.

В статье рассматриваются шахматы как вид спорта согласно общепринятой классификации видов спорта. Раскрывается обоснование и основные особенности шахмат как вида соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шахматы как вид спорта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

6. Стратегии инновационного развития России до 2020 г // URL: http://minsvyaz.ru

7. Ступницкая, М. Учимся работать над проектами // Школьный психолог, №23 (405), 2007-12-07 // URL: http://psy.1september.ru (дата обращения: 19.02.2014 г.).

8. Федосеева, Т.Е. Реализация проектного типа мышления как основной путь развития универсальных учебных действий // Т.Е. Федосеева // http:// molodogo 184. ucoz.net

9. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта / И.Д. Чечель. — М.: МИПКРО, 2001.

© Мартынова Е.В., 2016

УДК 37.025.7

И.В. Михайлова

К.п.н., доцент РГСУ, г. Москва, РФ

ШАХМАТЫ КАК ВИД СПОРТА Аннотация

В статье рассматриваются шахматы как вид спорта согласно общепринятой классификации видов спорта. Раскрывается обоснование и основные особенности шахмат как вида соревновательной деятельности.

Ключевые слова

Классификация видов спорта, соревновательная деятельность шахматистов.

Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое распространение в мире, делятся по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп: 1) Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств; 2) Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения; 3) Третья группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия; 4) Четвертая группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена; 5) Пятая группа - абстрактно-игровые виды спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. К этой группе относятся и шахматы.

Шахматы, как вид спорта, это, в первую очередь, активная мыслительная деятельность, протекающая в условиях единоборства двух интеллектов. Двигательная деятельность не играет решающей роли в этом виде спорта. Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и на систему подготовки, в которой, в отличие от других видов спорта, центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например, на развитие общей выносливости [1, с. 10].

В исследованиях отмечаются следующие основные особенности шахмат как соревновательной деятельности:

1. Шахматная партия является абстрактным отображением борьбы вообще. Каждый ход - это удар или подготовка к нему, либо защита от наносимого или ожидаемого удара. Внутренний динамизм борьбы в шахматах определяется интеллектуальным соперничеством играющих, которое направлено на решение задач, возникающих в ходе игры [4, с. 132].

2. В большинстве позиций, возникающих в ходе партии, не представляется возможным как ввиду

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

сложности игры, так и ограничения на обдумывание, установить оптимальную стратегию, что обуславливает необходимость действия на неполной ориентировочной основе и, соответственно, принятия шахматистом решений, связанных с риском [2, с. 120].

3. В шахматной игре актуализируются не только отдельные психологические функции, а в борьбу целиком вовлекает личность. Особенно тесно переплетается с мыслительным процессом шахматиста эмоционально-волевая сфера [3, с. 122].

4. Большая длительность соревнований создает значительную нагрузку. В.Б. Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам заметил, что: «еще советские ученые доказали, что по сверхнагрузкам на человеческую психику, по энергозатратам шахматы сопоставимы с тяжелейшей физической работой. В футболе, где игроки постоянно работают над своим физическим состоянием, как правило, проводится один матч в неделю. Два -уже тяжело. А что происходит у нас? Мы играем за одиннадцать дней десять партий, продолжающихся по 57 часов. И это считается нормой. Шахматные профессионалы пребывают в диком напряжении!».

5. В свою очередь, большая нагрузка вызывает серьезные сдвиги в организме спортсмена. Так, частота сердечных сокращений в ответственные моменты партии достигает 140 ударов в минуту. Очень часто шахматисты во время турнира теряют вес до десяти килограммов (известный случай с А.Е. Карповым во время "без лимитного" поединка с Г.К. Каспаровым). Эмоциональная сфера подвергается тотальному опустошению.

Таким образом, шахматы представляют собой полноправный, но специфический вид спорта, осуществляемый в форме интеллектуального единоборства. Список использованной литературы:

1. Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. Шахматная игра как средство развития психологических качеств студентов / Алифиров А.И., Михайлова И.В., Зарывкина А.В. // Актуальные проблемы развития современной науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015 г. - С. 10-12.

2. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Тактические действия шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Практические результаты проведения шахматного «мозгового штурма» студентами Российского государственного социального университета / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. «АР-Консалт». 2015 г. С. 122-123.

4. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 132-140.

© Михайлова И.В., 2016

УДК 37. 014.544

И.В. Михайлова

канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ

А.И. Алифиров канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШАХМАТНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки и направления работы по созданию компьютерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.