Библиографический список
1. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] / Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
3. Социология семьи [Текст]: учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
4. Шабельников, В. К. Перспективы развития теории семейного воспитания в современной педагогической науке [Текст] / В. К. Шабельников, А. Г. Лидерс // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. - М., 2003.
5. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л. Г. Моргана. [Текст] / Ф. Энгельс. - М., 1970. - 4 с.
6. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме [Текст] / О. А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 184-192.
7. Гончаров, С. А. Герменевтика как культурофилософска и прикладная проблема современного университетского образования [Текст] / С. А. Гончаров // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 76-81.
8. Евсикова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315-322.
9. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеюшего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 401-409.
10. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина [Текст] / В. А. Баринов // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 52-70.
11. Беловолов, В. А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 265-274.
УДК 371.025
Иван Анатольевич Солодков
Аспирант Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Post-graduate student of the Ural State University of Physical Training, [email protected], Chelyabinsk
PEDAGOGICAL ASSISTANCE INCREASING THE CHILDREN’S MOTIVATION TO STUDY
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, выявили потребность в самостоятельной, творческой личности, готовой к решению нестандартных жизненных ситуаций, социально ответственной, конструктивно вооружённой, независимой, уверенной в себе, в своих возможностях. В этой связи Концепция целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» формулирует новые социальные требования: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью...» [2, с. 16]. Выход на более высокий уровень современно образованных, нравственных, предприимчивых работников связан с повышением мотивации учебной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач необходимо педагогическое содействие как целенаправленная, специально организованная деятельность по созданию определённых условий в рамках основного педагогического процесса, ведущая к повышению эффективности как отдельных его составляющих, так и процесса в целом. Это отмечается многими авторами: М. С. Кононовым [3], Х. М. Рабадановым [6], О. А. Сиротиным [9].
Возраст юных баскетболистов 13-14 лет характеризуется (по К. С. Роджерс) как период значительного возрастания познавательной активности, любознательности, является сензетивным для формирования познавательных интересов. Высокая любознательность и по своему содержанию, и по интенсивности носит «взрывной» характер [8, с. 61-62]. Резко расширяются её рамки, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращённые в прошлое и будущее). Однако эта любознательность носит несколько поверхностный, инфантильный характер, отличается разбросанностью интересов, а также практически полным отсутствием связи со школьной программой [5, с. 95].
Как отмечает А. А. Реан, это пока ещё не собственно интересы, а создание некой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов. А приобретающие личностный смысл интересы становятся мотивами. Любознательность отражает, как правило, увеличивающий интерес юных баскетболистов к миру за пределами школы, ощущение ими своих возросших возможностей [7, с. 69]. Недаром именно подростки часто достаточно негативно относятся к требованию взрослых считать, что их главная деятельность - учёба. В связи с этим повышение мотивации учебной деятельности учащихся, занимающихся баскетболом, является наиболее актуальным в подростковом возрасте.
Новые задачи, поставленные перед современной школой, известные практические трудности (наличие перегрузки учащихся в отдельных учебных предметах, изменения соотношения позитивной и негативной мотивации в пользу последней, повышение психической нагрузки юных баскетболистов и ухудшение их эмоционального состояния, снижение интереса к школе) определяют необходимость педагогического исследования проблемы повышения мотивации учебной деятельности подростков, занимающихся баскетболом.
Предпосылки разработанности в педагогической теории и практике проблемы педагогического содействия повышению мотивации учебной деятельности подростков предполагает анализ различных подходов к изучению указанного вопроса, анализ различных дефиниций и концептуальных идей изучаемой проблемы [1; 3; 4; 9]. Исследования мотивации учения у школьников осуществлялись в контексте деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), в рамках которого установлена принципиальная возможность программировать характер мотивации через организацию деятельности юных спортсменов, через тип учения. Мотивация учения может изучаться различными путями. В одном случае она рассматривается как предпосылка и условие учения, в другом - как результат, новообразование учебной деятельности [4, с. 91-92].
Чтобы воспитать мотивацию, надо иметь гипотезу о параметрах воспитываемого явления. В отечественной литературе (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. А. Реан, О. А. Сиротин) отмечается ряд побуждений, конституирующих мотивационную сферу: идеалы, потребности, мотивы, цели, интересы и др.
В настоящее время под мотивом понимают самые различные психологические феномены: то побуждение как состояние, то цель, то потребность, то намерение. Выход из создавшегося положения, как полагает А. А. Реан, -объединить существующие точки зрения. Таким образом, под мотивом мы понимаем сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [7, с. 83]. Мотив является продуктом мотивации, т. е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.
Проведённый дальнейший анализ мотивации как предмета исследования и воспитания показал, что каждая из сторон мотивационной сферы учения может иметь ряд содержательных и динамических характеристик. К содержательным характеристикам могут быть отнесены те, которые связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. К динамическим -те, которые прямо не связаны с особенностями учебной деятельности и испытывают влияние социальных и психофизиологических особенностей [6, с. 27].
В целях повышения мотивации учебной деятельности обучающихся, занимающихся баскетболом, был разработан комплекс педагогических условий и психолого-педагогических приёмов повышения мотивации учения подростков. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса, содержание, методы (приёмы) и организационные формы обучения и воспитания (А. Г. Гостев, А. Я. Найн).
Обозначенный ниже комплекс педагогических условий следует считать звеньями одной цепи. Поэтому мы считаем нецелесообразным рассматривать педагогические условия отдельно друг от друга - в нашем исследовании они выступают как неразрывное единство:
- личностно ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса при мотивировании подростков;
- полимотивированность учебной деятельности учащихся с акцентом на познавательные (процессуально-содержательные) мотивы;
- профилактика психической напряжённости в процессе педагогического содействия повышению мотивации учения юных баскетболистов.
Интегрирующим данный комплекс педагогических условий является, несомненно, принцип личностно ориентированного взаимодействия участников образовательного процесса, на основе которого реализуются остальные педагогические условия.
В процессе исследования была разработана модель повышения мотивации учебной деятельности обучающихся. Под моделированием нами понимается метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели, то есть аналога того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного). Модель включает в себя три этапа: комплекс педагогических условий повышения мотивации учебной деятельности учащихся; развивающая психодиагностика; развитие психических функций и коммуникативных способностей школьников, а также обучение методами саморегуляции.
На первом этапе использовалась развивающая психодиагностика в двух направлениях. С одной стороны, для получения информации об индивидуальных личностных особенностях учащихся, занимающихся баскетболом, различных показателях их мотивации к учебной деятельности и их психической напряжённости в процессе мотивирования учебной деятельности. С другой стороны, все виды тестирования и диагностические процедуры были направлены на развитие соответствующих психических функций.
На втором этапе педагогического эксперимента основное внимание уделялось воспитанию коммуникативных способностей. Это позволило оптимизировать общение обучающихся друг с другом, с учителем и с руководством образовательного учреждения. Оптимизация общения была направлена на улучшение эмоционального состояния учащихся, на снижение их личностной и ситуативной тревожности, усиливающейся обычно в процессе
мотивирования у лиц со слабой нервной системой, обладающих повышенной чувствительностью.
На третьем, завершающем этапе осуществлялась основная работа по повышению мотивации учебной деятельности юных баскетболистов подросткового возраста. Этот этап включал в себя следующие ступени: повышение интереса к проходимому материалу по истории; расширение количества мотивов учебной деятельности с акцентированием на процессуальной мотивации школьников; воспитание коммуникативных способностей; профилактика психической напряжённости подростков путём снижения удельного веса негативной мотивации, переформирования негативного отношения к ошибкам и неудачам в конструктивное обучение и развитие способности к саморегуляции психического состояния.
В образовательном процессе по повышению мотивации к учебной деятельности школьников мы акцентировали внимание на формировании и укреплении таких мотивационных компонентов, как эмоции, интересы, мотивация достижения успеха, познавательная мотивация и в качестве интегрального показателя - информационно-деятельностный компонент.
Для выявления индивидуальных психофизиологических особенностей школьников, являющихся основой для индивидуализации учебно-воспитательного процесса, было проведено тестирование свойств темперамента на основе варианта теста ОСТ (К. Р. Роджерс). Результаты статистического сравнении средних арифметических значений показателей индивидуальных психофизиологических особенностей темперамента юных баскетболистов, приведённые на рисунке, свидетельствуют об относительной равноценности контрольных и экспериментальных классов. Об этом говорит отсутствие статистически значимых различий по показателям обоих классов.
Показатели свойств темперамента: 1) предметная энергичность; 2) социальная энергичность; 3) предметная пластичность; 4) социальная пластичность; 5) темп, скорость; 6) социальный темп; 7) предметная эмоциональность; 8) социальная эмоциональность.
Лишь по показателю социального темпа среднее арифметическое значение контрольных классов превышало показатель экспериментальных классов на уровне тенденции. Это свидетельствовало о некотором преобладании речедвигательной быстроты, быстроты говорения, более высоких скоростях и возможностях речедвигательного аппарата школьников контрольных классов, по сравнению с учащимися экспериментальных классов.
ои
60
40
20
0
□ Контрольные классы ■ Экспериментальные классы
Психофизиологические особенности темперамента юных баскетболистов контрольных и экспериментальных классов
Помимо отсутствия статистически значимых различий анализ индивидуальных данных психофизиологических особенностей темперамента учащихся, занимающихся баскетболом представлял значительный интерес для индивидуализации учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение учебной мотивации. Наличие оценочных шкал по результатам тестирования психофизиологических особенностей позволил всех школьников распределить по зонам высоких, средних и низких оценок. Индивидуальный подход при мотивировании осуществлялся со школьниками, имевшими «высокие» и «низкие» оценки.
Результаты исследования психической напряжённости учащихся и их изменения, происшедшие в ходе педагогического эксперимента, представлены в таблице.
Анализ показывает, что за восемь месяцев учебного года использования на уроках истории и классных часах разработанного комплекса педагогических условий удалось на статистически значимом уровне улучшить реакцию школьников на различные фрустрирующие и стрессовые раздражители быта и учебной деятельности. По трём из четырёх показателей психической напряжённости произошли существенные статистически значимые позитивные изменения. Суть этих изменений заключается в следующем.
У юных баскетболистов контрольных классов показатель тревожности практически не изменился. У школьников экспериментальных классов позитивные сдвиги по трём из четырёх показателей статистически значимы. Важность установленных сдвигов значима для общей педагогики. Ведь центральным новообразованием подросткового возраста является формирование самосознания, самооценки, самоценности.
Характеристика психической напряжённости учащихся контрольных и экспериментальных классов после педагогического эксперимента
Показатели Классы, Статистики Агрессивность Тревожность Аутоагрессия Самооценка «Я»
Контрольные 5,0 5,9 2,8 5,2
Эксперименальные 3,6 2,0 2,4 6,5
А 1,4 3,9 0,4 -1,3
Р <0,05 <0,01 >0,05 <0,05
к. . С. 1 Я 1*=
1<= "1. І'',
1 2 3 4 5 6 7 8
В заключении отметим, в результате проведения педагогического эксперимента выявлены статистически значимые позитивные сдвиги в экспериментальных классах: а) по трём из четырёх показателей психической напряжённости; б) выросло количество учащихся с преобладанием мотивации достижения и сократилось количество с преобладанием мотивации избегания неудачи; в) по всем критериям отношения к обучению и особенно - по мотивационному, эмоциональному и когнитивно-деятельностному компонентам, а также по уровню познавательной мотивации.
Библиографический список
1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнений европейских экспертов) / под науч. ред. В. И. Байденко. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.
2. Концепция целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». - М.: Росспорт РФ, 2006. - 38 с.
3. Кононов, М. С. Психология физической культуры [Текст]: учебное пособие / М. С. Кононовю. - М.: Владос-пресс, 2008. - 178 с.
4. Найн, А. Я. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры [Текст]: учебное пособие спецкурса по выбору / А. Я. Найн, О. Л. Назарова, В. И. Кондрух. - Челябинск: УралГУФК, 2006. -148 с.
5. Найн, А. Я. Интерес школьников подросткового возраста во внеклассной работе [Текст] / А. Я. Найн // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: материалы VIII междунар. науч.-практич. конф. / под ред. М. Р. Рабаданова. - Томск : ТГПУ, 2006. - С. 94-98.
6. Рабаданов, Х. М. Индивидуальные характеристики свойств темперамента средних школьников [Текст] / Х. М. Рабаданов // Физическое воспитание подрастающего поколения: сб. науч. и метод. работ преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры ТМФВ УралГАФК / под ред. О. А. Сиротина. - Челябинск: Урал-ГАФК, 2001. - С. 26-28.
7. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Р. Роджерс. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.
9. Сиротин, О. А. Формирование позитивного отношения к ученью школьников подросткового возраста на занятиях физической культуры [Текст] / О. А. Сиротин // Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе: тез. докл. IX регион. науч.-метод. конф. - Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2007. - С. 91-96.
10. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мативации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-344.
11. Таранова, М. В. Содержание и структура учебной деятельности учащихся с позиций естественного системного подхода [Текст] / М. В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 275-283.
12. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.
13. Манюдова, Г. Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории [Текст] / Г. Х. Манюдова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 170-176.
УДК 378.01
Игорь Александрович Мусихин
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Технический лицея при Сибирской государственной геодезической академии», [email protected], Новосибирск
ЛЕТНЯЯ ПЕРЕПИСКА С УЧАЩИМИСЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Igor Aleksandrovich Musikhin
Director of The Municipal Budget Comprehensive School of Novosibirsk “Technical Lyceum of The Siberian State Academy of Geodesy”, [email protected], Novosibirsk
SUMMER CORRESPONDANCE WITH PUPILS OF THE UPPER SCHOOL AS AN EFFICIENT MEAN INFLUENCING ON THE QUALITY OF EDUCATION (BY EXAMPLE OF A FOREIGN LANGUAGE)
Каждый учитель в своей деятельности сталкивается с проблемой того, что после продолжительных летних каникул, учащиеся начинают учебный год с большими пробелами в пройденном ранее материале. Как следствие педагогу приходится затрачивать определенное количество учебного времени на повтор ранее пройденного учебного материала, а затем “нагонять” программу текущего года. Вынужденное секвестрирование учебного времени приводит к другим качественным проблемам, связанным с необходимостью подготовки обучающихся старших классов к экзаменам, полноценного повторения и обобщения всего материала в конце учебного года.
В статье обобщается один из методов летней работы с учащимися, демонстрирующий эффективность организации “пассивного” обучения на качество