Научная статья на тему 'Педагогическое содействие самореализации баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельности'

Педагогическое содействие самореализации баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация спортсмена / педагогическое содействие / мотивация / программа педагогического содействия самореализации юных баскетболистов / self-actualization of an athlete / pedagogical assistance / motivation / the program of the pedagogical assistance to self-actualization of young basketball players

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данькова Александра Юрьевна

В статье рассматривается процесс самореализации подростков в спортивной деятельности, в которой обосновывается необходимость поддержки спортсмена педагогом с помощью программы педагогического содействия самореализации баскетболистов в спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данькова Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Assistance to Self-actualization of Teenage Basketball Players in Their Sport Activities

The article examines the process of self-actualization of teenagers in their sport activities, the need for the support of an athlete by a teacher with the aid of the pedagogical assistance program to self-actualization of basketball players in their sport activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие самореализации баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельности»

УДК 371.037 ББК 74.200.55

Данькова Александра Юрьевна преподаватель г. Челябинск Dankova Alexandra Yurievna

Lecturer Chelyabinsk

Педагогическое содействие самореализации баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельности

Pedagogical Assistance to Self-actualization of Teenage Basketball Players in Their Sport Activities

В статье рассматривается процесс самореализации подростков в спортивной деятельности, в которой обосновывается необходимость поддержки спортсмена педагогом с помощью программы педагогического содействия самореализации баскетболистов в спортивной деятельности.

The article examines the process of self-actualization of teenagers in their sport activities, the need for the support of an athlete by a teacher with the aid of the pedagogical assistance program to self-actualization of basketball players in their sport activities.

Ключевые слова: самореализация спортсмена, педагогическое содействие, мотивация, программа педагогического содействия самореализации юных баскетболистов.

Key words: self-actualization of an athlete, pedagogical assistance, motivation, the program of the pedagogical assistance to self-actualization of young basketball players.

Социально-экономические преобразования в обществе, процессы гуманизации всех сторон жизни и отдельного человека актуализировали потребность в педагогическом содействии молодому поколению в спортивной деятельности. Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Самореализация спортсме-

на невозможна без опытной педагогической помощи на основе познания личности воспитанника. Система знаний, навыков и умений, которую приобретает педагог-тренер в процессе познания личности юного спортсмена, является одним из важнейших условий оптимального решения педагогических задач, служит предпосылкой совершенствования деятельности тренера.

Особенно важна и актуальна проблема педагогической поддержки в подростковом возрасте, т. к. именно в этот период происходит становление «Я» человека, формирование личности.

Несмотря на существенную значимость педагога в процессе спортивной подготовки, его возможности используются не в полной мере, что обусловливает противоречие между потребностью общества в формировании полноценной личности спортсмена и недостаточной методической разработанностью для использования в процессе спортивной подготовки.

Нарушение процесса самореализации подростка может привести к негативным последствиям (Астапов В. Н.): неправильная самооценка подростка, проблемы в связи с этим в общении с окружающими людьми ведут к формированию неверных мотивов деятельности [2]. Все это приводит к нарушению психики человека, то есть к нарушению психологического здоровья, а затем и физического. Чтобы не произошло данных отклонений, необходимо создать условия для успешной самореализации подростка.

Описание Марковой А. К. педагогического содействия как процесса воздействия педагога и спортсмена друг на друга, предполагающего их взаимное влияние, находит свое отражение при планировании, подготовки и работе со спортсменами. Это, прежде всего, восприятие субъектами друг друга, их взаимопонимание, взаимное доверие, отношение друг к другу и пр. Влияние педагогического взаимодействия обусловлено содержанием взаимоотношений на уровне учитель-ученик, учитель-класс, характером этих отношений, адекватностью применяемых способов взаимодействия. Таким образом, педагогическое взаимодействие - это форма учебных взаимоотношений, сотрудничества учителя и учеников, которая одновременно реализует коммуникативную, перцептив-

ную и интерактивную стороны общения, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств [1].

Следует отметить, что смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Потребностью, которая одна из немногих не подчиняется закону Йеркса-Додсона о криволинейной зависимости результата деятельности от уровня мотивации. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации.

Данный компонент приобретает особое значение в игре. Ведь мотив игры заключен в самом его процессе, а не в результате. Ведь когда ребенок играет, то мотив - сам процесс игры, а не желание что-нибудь создать, т. е. содержание самой деятельности. «Не выиграть, а играть» - такова общая формула мотивации игры, резюмирует Д. Б. Эльконин [4].

Результативный компонент мотивации также представлен в играх. Ведь даже у взрослых высококвалифицированных профессионалов, отмечает Щедро-вицкий Г. П., для решения сложных производственных вопросов продуктивно используются деловые игры. Вот почему есть основания утверждать, что процессуальный и результативный компоненты мотивации тесно связаны.

Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка, - основа для достижения высоких спортивных результатов. Овладение техникой игры в основном заканчивается в юношеском возрасте. С переходом в команды взрослых спортсменов техника совершенствуется и расширяется на базе улучшения общей технической подготовки. Мастерство достигается путём систематического и планомерного изучения всего разнообразия техники. Безусловно, играть в баскетбол неизмеримо интереснее, чем выполнять тренировочные упражнения. И если бы можно было баскетболиста обу-

чить техническим приёмам в игре, тренерам и забот бы не было. Но в том-то и дело, что одной игрой хорошего баскетболиста не вырастить. В матче спортсмен выполняет только те приёмы, которые он хорошо освоил. Вот и приходиться обращаться к более скучным, но необходимым тренировочным упражнениям, в которых баскетболист сотни раз повторяет разучиваемый технический приём, закрепляет новые навыки. Кроме того, существенно улучшает учебно-воспитательное влияние на учащихся, создает обстановку доверительности и психологического комфорта, расширяет диапазон эмоционального воздействия на личность качественное коммуникативное обеспечение обучения. Так, Г. И. Щукина отмечает, что педагоги и родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать детям, а потому, что их неинтересно слушать. На вопрос: «Какой предмет был самый любимый в школе?» у ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился учитель [5].

Наблюдения и опрос, выполненные Г. А. Шевчук, полностью подтверждают данное высказывание Г. И. Щукиной о корреляции между выбором любимого предмета и отношением к учителю, к его коммуникативным характеристикам, а значит, и отношением ребенка к обучению в целом [5]. Посредством реализации коммуникативной функции осуществляется взаимосвязь участников образовательного процесса на уровне индивидуального и группового взаимодействия. Прежде всего, учащимися воспринимается визуальная составляющая образа педагога (внешний вид учителя, его жесты, мимика, пантомимика, манеры), а также аудиальная (его голос, а именно тембр, ритм, интонация и т. п.).

А. М. Баскаков отмечает, что тон педагогического взаимодействия, оттенки стиля речи определяются характером и степенью личной близости адресата к говорящему [1]. Эти отношения связаны, в частности, с установкой говорящего на ответную реакцию слушателей, что продуцирует диалог. С точки зрения устной речи такая установка, по мнению И. И. Васильевой, выражается следующими средствами: повышением интонации к концу (в свою очередь установка на монолог - понижением интонации); установлением контакта глаз; поворотом головы в сторону слушающего; особым акцентным выделением высказывания;

многозначительными паузами. Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней отличается не только количественно, но и качественно. С. В. Кондратьевой установлено, что у преподавателей высокого уровня наиболее часто используемыми формами вербального воздействия являются: инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор [2]. У преподавателей низкого уровня повышение интонации и называние фамилии тоже входят в число наиболее часто используемых воздействий, но юмор и поощрение минимизированы. Нехарактерным для преподавателей низкого уровня оказалось и инструктирование как метод воздействия, что связано с недостатком внимания к организаторской стороне преподавательской деятельности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и изучения личности спортсмена, нами была составлена программа педагогического содействия самореализации юных баскетболистов подросткового возраста в процессе спортивной деятельности. Целью данной программы является повышение уровня самореализации студентов в процессе занятий баскетболом. Данная программа решает следующие задачи:

1. Коррекция отклонений в эмоционально-волевой сфере.

2. Повышение уровня мотивации к достижению успеха.

3. Подготовка педагогического коллектива и родителей к привлечению детей в спортивные секции.

4. Разработка и реализация методики педагогического содействия самореализации юных баскетболистов подросткового возраста в процессе спортивной деятельности.

Разработана программа педагогического содействия самореализации юных баскетболистов подросткового возраста на основе мотивации к достижению. Особое внимание необходимо уделить воспитанию волевых качеств, повышению уровня мотивации к достижению, самореализации психического состояния спортсмена и эмоциональному насыщению процесса самореализации баскетболиста в процессе спортивной деятельности.

Результат в спортивной деятельности будет наиболее высок, если будет иметь место личный пример педагога-тренера.

Анализ показывает, что, используя разработанный комплекс педагогических условий, удалось на статистически достоверном уровне улучшить реакцию подростков на различные фрустрирующие и стрессовые раздражители спортивной деятельности. По трем из четырех показателей психической напряженности произошли существенные статистически достоверные положительные изменения. Суть этих изменений заключается в следующем. Наиболее важным, на наш взгляд, результатом всей выполненной работы является значительное снижение уровня тревожности у подростков экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Различия по этому показателю наиболее существенны и достигают однопроцентного уровня статистической значимости.

У подростков экспериментальной группы по сравнению с контрольной снизилась агрессивность и, особенно, тревожность, повысилась оценка своего «Я». Важность установленных сдвигов значительна для общей педагогики. Ведь центральным новообразованием подросткового возраста является формирование самосознания, самооценки, самоценности. Снижение школьной тревожности создает благоприятные условия для изменения структуры мотивации достижения. Анализ деятельности позволяет сказать, что у подростков экспериментальной группы эмоционально-волевой и ценностно-мотивационный компоненты более сформированы по сравнению с участниками, которые были в контрольной группе. В результате исследования когнитивного компонента процесса самореализации студентов можно сказать следующее: баскетболисты экспериментальной группы показали большую работоспособность по сравнению с контрольной группой, они легче переключались с одной деятельности на другую, у них лучше развита реакция, внимание, восприятие, другие характеристики личности. То есть можно говорить о подвижности нервных процессов по сравнению с периодом, когда эксперимент не проводился.

Что касается деятельностного компонента, студенты университета с большим интересом отнеслись к эксперименту и участию в нем, кроме того, как и

предполагалось, разработанная программа способствует наиболее эффективной самореализации баскетболистов в спортивной деятельности.

Итогом нашей работы стало повышение уровня самореализации баскетболистов в процессе спортивной деятельности за счет снижения уровня тревожности и агрессивности подростков.

В результате проведения опытно-поисковой работы мы сделали сравнение уровня самореализации подростков контрольной и экспериментальной групп. Реализация программы педагогического содействия показала, что процесс самореализации подготовки юных баскетболистов подросткового возраста в спортивной деятельности будет наиболее успешен при соответствующей поддержке педагогом спортсмена.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. На основе методологии психологического анализа определены составляющие процесса самореализации баскетболиста.

2. Разработана и апробирована программа педагогического содействия самореализации юных баскетболистов в процессе спортивной подготовки на основе мотивации к достижению (к успеху), определены уровни и критерии самореализации подростков.

3. Выявлены структурные изменения в мотивационной сфере в процессе спортивной деятельности при педагогическом содействии спортсменам: повышение уровня мотивации к достижению (к успеху), повышение уровня самооценки, улучшение восприятия и памяти студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данные положения дополняют и расширяют возможности педагогического содействия в работе с баскетболистами подросткового возраста; вносят вклад в решение вопросов мотивации самовоспитания целеустремленности юных баскетболистов, готовности к соревновательной деятельности, их профессиональных намерений; содействуют выявлению педагогических условий воспитания целеустремленности спортсменов подросткового возраста.

Библиографический список

1. Анохина, Г. М. Личностно адаптированная система обучения : методология, психология, технология / Г. М. Анохина. - Воронеж : ВОИПКРО,

2002. - 322 с.

2. Герлейн, В.И. Исследование психического состояния баскетболистов в спортивной деятельности. / Спортивная тренировка, восстановительная медицина, образование, правовые и экономические аспекты физической культуры и спорта : сб. науч. Тр. Молодых ученых УралГУФК. - Вып. 5. -Челябинск : Урал-ГУФК, 2006. - С. 38-40.

3. Горгунов, Е. Н., Мартьянов, Б. И. Психология физического воспитания и спорта. - М. : «Академия», 2001.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2003. -352 с.

5. Шевчук, Г. А. Педагогическое содействие формированию у подростков позитивного отношения к обучению : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Шевчук; Сургутский гос. ун-т. - Сургут, 2004. - 202 с.

Bibliography

1. Anokhina, G. M. Person-adapted Instruction System : Methodology, Psychology, Technology / G. M. Anokhina. - Voronezh : VOIPKRO, 2002. - 322 p.

2. Gerleyn, V. I. Study of the Mental Condition of Basketball Players in their sport activity / Sport Training, Recovering Medicine, Education, Legal and Economic Aspects of Physical Training and Sport : Coll. of Scientific Works of Young UralGUFK Scholars. - Iss. 5. - Chelyabinsk : Ural-GUFK, 2006. - P. 38-40.

3. Gorgunov, E. N., Martyanov, B. I. Psychology of Physical Training and Sport / E. N. Gorgunov, B. I. Martyanov. - M. : «Academia», 2001.

4. Maslow, A. Motivation and Personality / A. Maslow. - St. Petersburg : Peter,

2003. - 352 p.

5. Shevchuk, G. A. Pedagogical Tssistance to Formation Adolescent's Positive Attitude to Instruction : Thesis ... Cand. Of Ped. / G. A. Shevchuk. - Surgut : Surgut State University, 2004. - 202 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.