РАЗДЕЛ XII
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 796.853.27.015
Воронцов Виталий Владиславович
Преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры, tmfv_90@mail.ru, Челябинск
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Vorontsov Vitaliy Vladislavovich
Lecturer of the Theory and Methods of Physical Education chair of the Ural State University of Physical Culture, tmfv_90@mail.ru, Chelyabinsk
MANIFESTATION OF INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL
PERSONAL PECULIARITIES WITHIN SPORTIVE ACTIVITIES
Теоретической предпосылкой исследования проявлений индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности явилось выдвинутое Б. М. Тепловым положение о том, что «типы нервной системы должны рассматриваться не как разные степени совершенства нервной системы, а как типы, характеризующиеся разными способами уравновешивания организма со средой» [14].
Официальное начало исследований по данной проблеме в физическом воспитании, как отмечает Г. И. Мокеев с соавт. [9] положено, видимо, П. Ф. Лесгафтом, который еще в 1901 г. указывал на необходимость «применять физические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам занимающихся».
Индивидуализация тренировочного процесса во многом является еще не использованным резервом повышения возможностей спортсменов, который предстоит реализовать в будущем. Дело в том, что этот вопрос изучен еще явно недостаточно, и учет индивидуальных особенностей, по мнению
Н. А. Худадова [16], Е. В. Калмыкова [4] и О. А. Сиротина [13] может открыть новые перспективы в подготовке спортсменов высокого класса и в воспитании личности юных спортсменов. Под индивидуализацией понимается такое построение процесса физического воспитания, которое учитывает индивидуальные (физиологические, морфологические и психические) особенности спортсменов для наибольшего развития у них качеств и приобретения ими знаний, умений и навыков.
Необходимость соблюдения принципа индивидуализации обусловлена, по мнению Е. П. Ильина [3], следующими факторами:
1) различным уровнем обученности и тренированности занимающихся;
2) индивидуально-типологическими и личностными особенностями ре-
агирования на внешнесредовые факторы, на тренировочную нагрузку, на общение с тренером, товарищами по команде;
3) наличием предпочитаемого стиля деятельности;
4) различиями между лицами мужского и женского пола в уровне физической подготовки, в психологических особенностях, мотивах и направленности личности.
При формировании навыков и подаче учебного материала для его понимания и запоминания необходимо учитывать индивидуальные особенности развития психических процессов. По данным Г. Г. Поторока [11], для спортсменов со слабой нервной системой более оптимален распределенный способ обучения, а для спортсменов с сильной нервной системой - концентрированный.
Г. С. Никифоров установил, что лица с высокой тревожностью чаще пользуются самоконтролем вследствие своей неуверенности в принимаемых решениях и осуществляемых действиях. Они требуют полной обратной связи и подтверждения успешности решения задачи [10]. В. П. Мерлин-кин установил, что на быстроту формирования навыков также влияет подвижность - инертность нервных процессов. Лица с подвижностью нервных процессов на первых этапах обучения опережают в успешности лиц с инертностью. Однако затем инертные догоняют подвижных, и качество навыка становится у тех и других одинаковым [8]. При перерывах тренировочного процесса лучше сохраняется навык у инертных. Это можно объяснить тем, что двигательная память, как показано в ряде исследований, у них выше.
По данным В.А. Сальникова, оптимальность тренировочных нагрузок (объемных или интенсивных) зависит от свойства силы нервной системы: для лиц со слабой нервной системой наибольший эффект получен при использовании объемной нагрузки, а для лиц с сильной нервной системой -при интенсивной. Выявлено также, что те, кто предпочитают объемный метод тренировки, имеют чаще слабую нервную систему, а предпочитающие интенсивный метод - сильную [12]. Эти данные согласуются с результатами исследований О. А. Сиротина [13].
Использование соревновательного метода в тренировках должно учитывать типологические особенности спортсменов. Эффективность деятельности спортсменов со слабой нервной системой во время прикидок, контрольных заданий и соревнований, как правило, бывает меньшей, чем на обычных тренировочных и учебных занятиях. Поэтому слишком частое использование соревновательного метода в тренировочном процессе для спортсменов со слабой нервной системой может явиться фактором, создающим у них излишнее нервное напряжение. В то же время, этот метод хорошо стимулирует лиц с сильной нервной системой, которых обычная тренировочная обстановка мобилизует слабо.
Одной из комплексных форм индивидуализации подготовки спортсме-нов-единоборцев О. А. Сиротин [13], В. А. Толочек [15] и А. В. Еганов [2] считают выбор и формирование индивидуально-типического стиля де-
ятельности. В монографии Е. А. Климова под индивидуальным стилем деятельности понимается такая обусловленная темпераментом индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения высокого результата [5]. Показано, что он обусловлен типологическими особенностями нервной системы, в результате чего стали говорить о типическом стиле, так как он присущ всем, кто имеет данную типологию: инертность нервных процессов, слабость нервной системы и т. д. Собственно индивидуальный же стиль - это неповторимый почерк мастера, выражение его индивидуальности, считает В. А. Толочек с соав. [15].
Особенно отчетливо этот стиль деятельности проявляется в спорте, обусловливая тактику ведения спортивной борьбы, тщательность подготовки спортсмена к старту на соревнованиях и т. п. Стиль спортивной деятельности может формироваться стихийно или же преднамеренно, с учетом ряда факторов.
Исследования показали, что в роли таких факторов выступают:
1) типологические особенности проявления свойств нервной системы. Их влияние на формирование стиля деятельности не прямое, а опосредованное и осуществляется через склонность к работе в том или ином режиме и через способности;
2) способности, которые могут выступать и самостоятельным фактором, независимо от типологических особенностей, являющихся задатками способностей. Человек выбирает (стихийно или сознательно) такой способ деятельности, который позволяет ему максимально использовать свои способности и возможности. С другой стороны, зная о своих слабых местах, недостатках, выбирают стиль деятельности, который не требовал бы большого проявления тех способностей, которые у человека отсутствуют;
3) антропометрические данные и морфологические особенности.
По данным Е. П. Ильина и его учеников, индивидуальный стиль характеризуется следующими отличительными чертами и психофизиологическими основаниями. Атакующий стиль, несколько прямолинейный в тактическом отношении, присущ спортсменам с более сильной нервной системой, с преобладанием внешнего возбуждения над торможением и в ряде случаев - с инертностью возбуждения и торможения. Защитный стиль более присущ спортсменам со слабой нервной системой, с преобладанием торможения, с подвижностью нервных процессов; тактически этот стиль более сложен, но спортсменам не хватает решительности, поэтому они предпочитают «не лезть напролом», не обмениваться ударами и уколами, а обыгрывать противника в тактически тонкой игре. Комбинированный стиль связан с использованием в равной степени атакующих и защитных приемов. Он связан с еще более сложной тактикой и поэтому требует высокой подвижности нервных процессов и хорошей переключаемости с одного тактического приема на другой [3].
В. С. Мерлин [7] и Е. А. Климов [5] считают, что типологически обусловленный стиль деятельности является одним из важнейших механизмов
приспособления человека к любому виду деятельности. Это значит, что, какие бы требования ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ ее выполнения, который приведет к успеху. Иными словами, одного и того же высокого результата люди с разными нейродина-мическими особенностями добьются за счет разных стилей деятельности.
Однако положение, что индивидуальный стиль может приводить к достижению разными путями одинаковых результатов, будет правильным только с такой оговоркой: если прочие факторы, влияющие на формирование стиля, будут у разных людей одинаковыми (в частности - способности). Ведь многие виды спортивной деятельности требуют максимального проявления способностей. В этом случае стиль деятельности лишь помогает проявлению способностей, но не компенсирует их недостаточное развитие. Так, индивидуально-типические стили есть у каждого опытного спортсмена, а спортивные достижения у них разные, и прежде всего потому, что они имеют разные способности.
В. М. Шадрин отмечает, что если уровень способностей определяется в определенной мере типологическими особенностями, то не может быть нескольких одинаково продуктивных типологических стилей деятельности. Следовательно, нельзя таким путем (за счет стиля) компенсировать отрицательные проявления данного комплекса типологических особенностей в данных конкретных условиях деятельности. Разные стили можно рассматривать как примерно равноценные, как компенсаторные механизмы только в случае независимости способностей от типологических особенностей [17].
Таким образом, предпочитаемый (типологически обусловленный) стиль деятельности отражает скорее приспособление деятельности (способа ее осуществления) к спортсмену. Он выбирается исходя из того, удобен ли для данного лица, целесообразен ли с точки зрения проявления сильных сторон человека и избегания слабых. Именно поэтому стиль деятельности может вступать в противоречие с конечной целью, с ее результатом. Не случайно в большом спорте все чаще ставится вопрос об универсальности спортсменов с точки зрения использования ими различных стилей деятельности в зависимости от складывающейся обстановки. Однако овладение чужим стилем - процесс, требующий настойчивости, терпения, так как он вызывает у спортсменов чувство неудобства, дискомфорта. Ему постоянно приходится бороться с самим собой, с желанием перейти на более удобный, отвечающий его склонностям стиль. Кроме того, не всегда оправдан отказ от своего стиля.
Как показано в научной школе Е. П. Ильина [3], смена своего, типологически обусловленного стиля деятельности на другой, более рациональный с точки зрения тактики, приводит к удорожанию физиологической стоимости работы. Причем это наблюдается как у опытных спортсменов, так и у новичков.
В. М. Шадриным [17] был разработана методика формирования определенных спортивных навыков на основе обеспеченной обратной связи; в условиях этой методики проследить индивидуальные различия в ходе ста-
новления навыка в связи с подвижностью нервных процессов и проверить различные варианты индивидуального подхода к занимающимся. В целях обеспечения обратной связи при формировании навыка равновесия кинестетические и вестибулярные афферентации были перекодированы на зрительные.
Б. А. Вяткиным было выявлена взаимная обусловленность влияния мотивов деятельности, психических состояний и свойств типа темперамента на различные стороны двигательной деятельности. Автор считает, что в основе психологического обоснования индивидуального подхода должно лежать положение о том, что мотивацию, этот естественный стимулятор деятельности, в целях наибольшей эффективности ее влияния необходимо соизмерять со степенью нервно-психического напряжения (психического состояния) у каждого конкретного спортсмена в зависимости от силы и уравновешенности его нервных процессов» [1].
Для лиц со слабой нервной системой наиболее эффективным является обычный учебный мотив. Менее эффективно влияние, мотива словесной похвалы и мотива ожидания оценки деятельности. Мотив словесного порицания оказывает отрицательное влияние.
Для лиц с сильной нервной системой наиболее благоприятны мотивы ожидания оценки деятельности и словесной похвалы. Обычный учебный мотив и мотив словесного порицания не оказывают на них существенного влияния.
Для лиц «неуравновешенных» (с преобладанием процесса возбуждения над торможением) наибольшее положительное влияние оказывают мотивы словесной похвалы и порицания учителя. Мотив ожидаемой оценки деятельности и обычный учебный мотив влияют отрицательно на формирование навыков у представителей этой типологической группы.
Для лиц «уравновешенных» (процессы возбуждения и торможения уравновешены) наибольшее положительное влияние оказывает мотив ожидания оценки деятельности. Мотив словесной похвалы и обычный учебный мотив благоприятствуют формированию у них двигательных навыков в меньшей степени. Мотив словесного порицания препятствует формированию двигательных навыков у этих лиц.
Эти различия во влиянии мотивации на формирование двигательных навыков у лиц с различными типологическими свойствами В. В. Маркелов [6] предположительно объясняет особенностями возникающего нервно-психического напряжения у представителей различных типологических групп, а также типологическими различиями в динамике и исходе доминантных процессов.
Решение проблемы индивидуального подхода, позволит систематизировать и качественно улучшить процедуру подготовки квалифицированных спортсменов. Для изучения возрастных особенностей структуры мотивации борцов, находящихся на этапе начальной спортивной специализации многолетней тренировки О. А. Сиротиным [13] было проведено исследо-
вание юных дзюдоистов первого и второго года обучения, большинство из которых находились в младшем подростковом возрасте, с помощью методики В. А. Демина - Р. А. Пилояна. Результаты исследований показывают, что в структуре мотивации начинающих юных спортсменов преобладают побудительные и процессуальные основания над базисными основаниями мотивации.
Таким образом, результаты аналитического обзора теоретических, экспериментальных и методических работ позволили установить, что индивиду ально-типологические свойства накладываясь на возрастно-половые особенности младших подростков оказывают существенное влияние на процесс и результат спортивной подготовки юных единоборцев (а значит и тхэквондистов) на этапе начальной спортивной специализации. Эти материалы позволяют наметить следующие формы индивидуализации учебнотренировочного процесса подготовки юных тхэквондистов подросткового возраста.
Во-первых, спортсмены подростки с разным типом и свойствами темперамента чувствуют себя комфортно, находясь в разных психических состояниях. В частности, меланхолики лучше обучаются в состоянии операционной напряженности, а сангвиники и, особенно, флегматики - в состоянии эмоциональной напряженности.
Во-вторых, младшие подростки с разным типом темперамента дифференцированно, а часто и противоположным образом реагируют на характер мотивации, формируемой тренером: учебная мотивация способствует более успешному формированию двигательных навыков у детей меланхолического темперамента, вызывая у них состояние операционной напряженности. Тогда как для флегматиков и сангвиников - более благоприятен соревновательный мотив, повышающих уровень их активации и приводя к состоянию эмоциональной напряженности.
В-третьих, тщательной дифференциации требует использование любых частных методик и дидактических приемов, таких как идеомоторная тренировка, объяснение тренера, комментарии тренера по ходу выполнения осваиваемого движения, поощрение, формы наглядности, ритм и разнообразие процесса тренировки.
В процессе работы на базе спортивной школы олимпийского резерва «Коре» г. Челябинск был проведен констатирующий эксперимент по определению индивидуально-типологических особенностей темперамента. Исследование индивидуально-типологических особенностей темперамента юных тхэквондистов младшего подросткового возраста показало следующее. По параметру экстраверсии, согласно Д. Я. Райгородскому (139), весь континиум может быть разделен на семь групп: от сверхинтровертов до сверхэкстравертов. Среди девочек одна оказалась сверхэкстравертом (23 балла). Две юные тхэквондистки оказались потенциальными экстравертами (16 и 17 баллов) и три спортсменки вошли в группу амбивертов (12, 13 и 14 баллов). Интровертов среди девочек не оказалось. Среди мальчиков по
результатам тестирования были определены два экстраверта (19 и 20 баллов), 9 потенциальных экстравертов (от 15 до 17 баллов) и 7 амбивертов. Интересно, что как и среди девочек, среди мальчиков тхэквондистов подросткового возраста не оказалось интровертов.
По другом типу или «суперчерте» темперамента по Г. Айзенку, отражающей континиум «стабильный - невротичный», наши испытуемые характеризовались следующими данными. Среди юных тхэквондисток младшего подросткового возраста три относились к нормотоническому типу (11, 12 и 13 баллов), одна к конкордантному (3 балла). И одна девочка была оценена как потенциальный дискордант или имеющая повышенный уровень нейро-тизма (17 баллов).
Исследование типов темперамента показало что двух девочек и одного мальчика можно оценить как стабильных экстравертов, относящихся к сангвиническому темпераменту. Шесть мальчиков были отнесены к категории потенциальный сангвиник. Еще четыре мальчика можно оценить как нормотонические амбиверты, имевших уровень обеих суперчерт близкий к пересечению двух осей (11-13 баллов). К потенциальным меланхоликам было отнесено 6 человек, к меланхоликам 2 человека. Чистых холериков в экспериментальной группе не оказалось, но 3 юных спортсмена относились к категории потенциальный холерик. И, наконец, в категорию меланхоликов было отнесено 8 человек. Из них 6 спортсменов оценивались как потенциальные меланхолики. Если оценить представителей экспериментальной группы по параметру силы нервной системы, то мы увидим следующую картину. К категории сильных относилось 5 человек, а к категории слабых -3 человека. Среднесильных было 8 спортсменов, а среднеслабых 6 подростков. Приведенные результаты явились основанием для дифференцированного подхода при подготовке и аттестации юных тхэквондистов младшего подросткового возраста на ученические пояса.
Интересно, что аналогичное исследование, проведенное Т. М. Абрамовой и Ю. Н. Клещевым (1) с юными волейболистами 14 лет показало, что большинство спортсменов команды (60%) были представителями слабого типа. Среднесильного типа в группе оказалось 11%, а сильного типа лишь 3,3%.
Исследование психического состояния в условиях учебно-тренировоч-ных занятий показало, что уровень реактивной тревоги по Ч. Спилбергеру -Л. Ханину (102) находился в диапазоне от 29,1 до 48,6 балла. При этом, как и следовало ожидать, оказалось, что юные спортсмены слабого типа имели перед тренировочными занятиями повышенный и высокий уровень тревоги (43-48 баллов). Тхэквондисты сильного типа перед учебно-тренировочны-ми занятиями, наоборот были излишне спокойны (29-35 баллов). Амбиверты по оценочной шкале имели оптимальный рабочий диапазон уровня тревоги (36^3 балла).
Таким образом, предстартовое тестирование спортсменов экспериментальной группы свидетельствовало о том, что психическое состояние большинства тхэквондистов экспериментальной группы можно охарактеризо-
вать как оптимальное, соответствующее как внешним обстоятельствам, так и индивидуально-типологическим особенностям. Предстартовое состояние спортсменов контрольной группы перед аттестацией оставляло также желать лучшего: лишь у 37% подростков его можно было оценить как оптимальное. Показатель активности у 20% детей был явно ниже оптимума, а у 43% подростков состояние соответствовало определению «предстартовой лихорадки».
Библиографический список
1. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности[Текст]/ Б. А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.
2. Еганов, А. В. Управление тренировочным процессом повышения спортивного мастерства дзюдоистов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск: УралГАФК, 1999.-42 с.
3. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективности спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие для пед. институтов / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
4. Калмыков, Е. В. Индивидуализация тактической подготовки боксеров применительно к особенностям психологических качеств, влияющих на тактическое мастерство [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е. В. Калмыков. - М.: , 1983. -23 с.
5. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст]/ Е. А. Климов. - Казань: Издательство Казанского
6. Маркелов, В. В. Типологииеские особенности влияния различной мотивации на формирование двигательных навыков у младших школьников / В. В. Маркелов // Физическое воспитание, физиология и психология спорта [Текст]: тезисы докладов межвузовской научной конференции. - Пермь: Гос. пед институт, 1970. -
С. 190-192.
7. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст]/ В. С. Мерлин - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.
8. Мерлинкин, В. П. Типологические особенности формирования начальных навыков спортсменов-акробатов [Текст]/ В. П. Мерлинкин // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсмена к соревнованию - М.: Физкультура и спорт, 1969.-С. 187-191.
9. Мокеев, Г. И. Бокс: проблемы и решения [Текст]/ Г И. Мокеев - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1989. - 144 с.
10. Никифоров, В. Е. Методы и средства изучения психологической структуры спортивной деятельности [Текст]/ В. Е. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - № 7. - 1978. - С. 9-12.
11. Поторока, Г. Г. Начальное обучение технико - тактическим действиям в дзюдо с учетом свойств нервной системы и темперамента занимающихся [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Поторока. - Л., 1986. - 23 с.
12. Сальников, В. А. Связь личностных особенностей боксеров с различными стилями ведения поединка [Текст]/ В. А. Сальников // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. - Л.: ЛГПИ, 1984. - С. 166-185.
13. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки борцов [Текст]: автореф. дис. ... док. пед. наук / О. А. Сиротин. -М.: ВНИИФК, 1996.-49 с.
14. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст]/ Б. М. Теплов.
- М.: АПН РСФСР, 1961. - 535 с.
15.Толочек, В. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст]/ В. А. Толочек // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 53-55.
16. Худадов, Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации [Текст]: дис ... д-ра пед. наук в виде науч. доклада / Н. А. Худадов. - М.: ВНИИФК, 1997. - 121 с.
17. Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка [Текст]/ В. М. Шадрин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1978.
- 176 с.