3, pp.172-175.
3. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2017), "Online service as an instrument of a physical training teacher in the training process of the schoolchildren to realize the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex in educational institutions", Nation's Health - the basis for Russia's development: materials of the XI All-Russian Forum, Moscow, pp. 302-306.
Контактная информация: sportsem12@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2018
УДК 796.856.2
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой бокса, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности индивидуализации спортивной деятельности в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства. Ведущие спортсмены для повышения стабильности и демонстрации высоких спортивных результатов должны в течение длительного времени находиться на пике спортивной формы, что требует максимального напряжения психических и физических сил спортсмена, в виду этого спортсмен и тренер вынуждены искать новые пути совершенствования спортивной подготовки. Одним из путей совершенствования спортивной подготовки является индивидуализации спортивной деятельности в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства.
Ключевые слова: индивидуализация спортивной деятельности, индивидуальная манера ведения боя, тхэквондо, спортивный результат, технико-тактическая подготовка, этап высшего спортивного мастерства.
INDIVIDUALIZATION OF SPORTS ACTIVITY IN TAEKWONDO AT A STAGE OF
THE HIGHEST SPORTS SKILL
Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and
Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the features of individualization of the sports activity in taekwondo at the stage of the highest sports skill. The leading athletes have to be at peak of sportswear for a long time for increase in stability and demonstration of high sports results, and it demands the maximum tension of the mental and physical forces of the athlete, in view of it the athlete and the trainer are forced to look for new ways of improvement of the sports preparation. One of ways of improvement of the sports preparation is individu-alization of the sports activity in taekwondo at the stage of the highest sports skill.
Keywords: individualization of sports activity, individual manner of conducting fight, taekwondo, sports result, technical and tactical preparation, stage of the highest sports skill.
Реализация программы спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта тхэквондо, предполагает составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, составление индивидуальных планов спортивной подготовки спортсменов с учётом их весовых категорий.
Согласно федеральным стандартам по виду спорта тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства ставятся следующие задачи:
- достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
- повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях (https://minsport.gov.ru/2018/Prikaz36ot19012018.pdf).
Опираясь на федеральные стандарты по виду спорта тхэквондо, ведущие спортсмены для повышения стабильности и демонстрации высоких спортивных результатов должны в течение длительного времени находиться на пике спортивной формы, что требует от спортсмена максимального напряжения физических и психических сил, в виду этого спортсмен и тренер вынуждены искать новые пути совершенствования спортивной подготовки. Высококвалифицированный спортсмен, находясь на вершине спортивной элиты, бесспорно, является неординарной индивидуальностью, с присущими только ему набором психологических характеристик и физических качеств, которые способны обеспечить максимальный спортивный результат в его спортивной карьере. Авторы уверены, что индивидуализация спортивной деятельности спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства поможет поиску новых путей совершенствования спортивной подготовки [1, 2].
Система индивидуализации спортивной деятельности российских тхэквондистов, несмотря на успехи во всероссийских и международных соревнованиях, пока окончательно не сформирована. В научно-методической литературе отсутствует информация о системе индивидуализации спортивной деятельности тхэквондистов на этапе высшего спортивного мастерства. В связи с этим требуется поиск новых эффективных путей совершенствования системы индивидуальной подготовки высококвалифицированных тхэквондистов. Зачастую, тренеры-практики используют традиционные корейские методики, без учета российской специфики или применяют наработки из других видов спортивных единоборств, не принимая во внимание особенности подготовки в тхэквондо. В обоих случаях, понижается эффективность подготовки и, как следствие, соревновательный результат. В отечественной методике подготовки тхэквондистов недостаточно уделяется внимания индивидуализации спортивной деятельности и как неотъемлемой её части формированию индивидуальной манере ведения боя тхэквондиста, важность данной проблемы неоспорима [3]. Формирование индивидуальной манеры ведения боя, отвечает способностям самого тхэквондиста, его требованиям спортивной деятельности на додянге, что позволяет в более короткий промежуток время достичь высоких спортивных результатов. Индивидуальная манера ведения боя определяется, спецификой вида спорта и правилами соревнований по тхэквондо, а так же индивидуальными личностными особенностями самого тхэквондиста. Личностными особенностями тхэквондиста являются: анатомо-морфологические особенности телосложения, свойства нервной системы, темперамент, черты характера, физические и функциональные качества и другие. Из этих особенностей складывается принцип индивидуального подхода, который является одним из наиболее важнейших принципов индивидуальной подготовки высококвалифицированных тхэквондистов. Индивидуальная манера ведения боя по своему содержанию и исполнению уникальна, она присуща только конкретному спортсмену. На начальном этапе она формируется на базе врожденных способностей, физических и психических качествах, анатомо-морфологических особенностей, а так же технического и тактического мастерства имеющегося за плечами спортсмена. Дальнейшее совершенствование индивидуальной манеры ведения боя происходит под воздействием планомерной, творческой, совместной работы спортсмена и тренера. При формировании индивидуальных способностей, свойства и качества, которые присущи конкретному спортсмену, переходят в качественно новые образования, позволяющие наиболее широко раскрыть индивидуальные возможности этого спортсмена. Наиболее эффективно они закрепляются в соревновательных условиях, приспосабливая спортсмена к изменению ситуаций и требований, которые исходят непосредственно от содержания поединка и от действий
соперника. В этом контексте, тхэквондист, в рамках правил соревнований, формирует свою спортивную деятельность под себя, создавая максимально удобные технические, тактические и стратегические характеристики, которые создают эффективную индивидуальную манеру ведения боя. Эффективный и экономичный стиль индивидуальной манеры ведения боя, позволяет на фоне утомления физических и психических сил побеждать ведущих соперников. В тхэквондо индивидуальная манера ведения боя формируется и совершенствуется в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. В этих видах деятельности совершенствуются и индивидуализируются следующие виды подготовки: физическая, техническая, тактическая, психологическая и интеллектуальная [6, 7, 8].
При формировании индивидуальной манеры ведения боя спортсмен и тренер вынуждены опираться на сильнейшие стороны подготовки и индивидуальные данные спортсмена, которые позволят добиться высоких результатов в соревнованиях. Прежде всего, необходимо учитывать типологические свойства нервной системы, координационно-двигательные способности, которые обеспечат спортсмену результативность технико-тактического арсенала, психологическую устойчивость и функциональную кондицию при формировании индивидуальной манеры ведения боя спортсмена. Формирование индивидуальной манеры ведения боя тхэквондиста происходит, прежде всего, путем овладения обширным арсеналом технических и тактических действий. Фактически, тхэквондист достигает победы за счет индивидуальной манеры ведения боя, в сочетании с оптимальной организацией учебно-тренировочного процесса, своей одаренностью, личной активностью, а также умением адаптации к высоким физическим и психологическим нагрузкам в условиях соревновательной деятельности. Каждый спортсмен индивидуален и максимально пользуется своими наиболее сильными сторонами подготовки. Однако, за счет наиболее сильных сторон, происходит компенсация и взаимозаменяемость слабых и недостающих сторон подготовки. Такая компенсаторность и взаимозаменяемость, позволяет белее точно сформировать индивидуальную манеру ведения боя тхэквондиста.
Индивидуальная манера ведения боя начинает формироваться уже на начальном этапе подготовки тхэквондиста, хотя атакующие и контратакующие действия весьма ограничены. По мере роста спортивного мастерства, увеличения арсенала, расширения диапазона тактического мышления, индивидуальная манера ведения боя начинает приобретать совершенный вид. Как правило, индивидуальная манера ведения боя реализуется тхэквондистом через основные аспекты технико-тактической подготовки, при её формировании тхэквондисту необходимо сконцентрировать внимание на компонентах, которые играют основную роль в результативности соревновательной деятельности. К основным компонентам относятся: личная мотивация, индивидуальные атакующие и контратакующие действия, тактическая реализация в бою. Личная мотивация создает устойчивое желание максимально реализоваться в спортивной карьере на основе создания преимущества над соперником за счёт технического арсенала. Совершенствуя техническую подготовку, тхэквондист старается довести индивидуальные атакующие и контратакующие действия до верха совершенства, чтобы они в поединках с ведущими соперниками обеспечивали преимущество и в конечном итоге победу. Эти действия в единоборствах называют излюбленными или коронными. Они позволяют спортсмену добиться высокой результативности в тренировочных и соревновательных поединках. При их помощи формируется комбинационная манера ведения боя, которая является вершиной спортивного поединка в тхэквондо. Сбивающие факторы, возникающие в учебно-тренировочных и соревновательных условиях, а так же их решение помогают формировать индивидуальную манеру ведения боя тхэквондиста. Совершенствование технико-тактической подготовленности тхэквондиста, происходит за счёт увеличения решения задач тактического плана, включения новых тактических заготовок, реализации
оптимальных вариантов технических действий, способов и манеры ведения боя, формирования и усложнения комбинационных связок, за счет освоения новых технических действий, излюбленных ударов, связок, а так же повышение кондиционных и физических возможностей организма спортсмена. Одной из основных задач становления индивидуальной манеры ведения боя, является доведение излюбленных ударов до совершенства, выполнение их должно быть доведено до автоматизма и сто процентная реализация в любой меняющейся соревновательной ситуации. Для реализации техники излюбленных ударов, прежде должна создаваться благоприятная тактическая ситуация, которая позволяет решать основные технико-тактические задачи в рамках индивидуальной манеры ведения боя [4, 8].
Формирование и становление индивидуальной манеры ведения боя, требует от спортсменов и тренеров творческого подхода, больших затрат сил и времени, однако все это окупается за счёт быстрого роста спортивных результатов тхэквондистов. Её совершенствование происходит в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, направленных на решение специализированных актуальных задач, связанных с повышением и совершенствованием различных аспектов физической, технической, тактической, психической и интеллектуальной подготовленности тхэквондиста:
- функциональная подготовленность тхэквондиста совершенствуется средствами специальной и общей физической подготовки, развитие необходимых двигательных качеств: быстроты, скоростной выносливости, ловкости, силы происходит за счёт многократного выполнения и применения ранее изученных технико-тактических действий. Подбираются индивидуальные средства и методы, которые требуют при выполнении индивидуальных заданий, проявления самостоятельности и инициативы [10].
- техническая подготовленность тхэквондиста направлена на совершенствование техники излюбленных ударов, на тонкости разных сторон, на отработку отдельных фаз этих ударов, на вариативность их исполнения в различных тактических ситуациях. Уделяется большое внимание анализу технических действий, их положительным и отрицательным сторонам, формированию рациональных и эффективных комбинаций.
- тактическая подготовленность тхэквондиста носит характер теоретического и практического анализа подготовительных, защитных, а так же атакующих и контратакующих действий. Просмотр записи поединков и анализ индивидуальной манеры ведения боя, разбор отдельных элементов тактических заготовок, результативных комбинаций в сложившихся ситуациях, специально создаваемых предполагаемыми соперниками. Реализация приобретённых технических навыков в соревновательной деятельности, в обширном тактическом диапазоне, с учётом сильных и слабых сторон подготовленности предполагаемых соперников.
- психологическая подготовленность тхэквондиста преимущественно направлена на решение ряда задач в условиях сбивающих факторов специально создаваемыми тренером, таких как: не удобный, не знакомый, более тяжёлый соперник и т.д., а так же по преодолению трудностей в специально создаваемых ситуациях: выполнение задания в ограниченное время; применение ограниченного технического арсенала; увеличение времени проведение поединка; уменьшение времени перерыва между раундами; проведение поединка на фоне усталости; присутствие зрителей на тренировке и другие. Проверкой психологической подготовленности тхэквондиста являются: спарринги, контрольные поединки и, собственно, сами соревнования.
- интеллектуальная подготовленность тхэквондиста позволяет развить оперативную память, тактическое мышление, расширяется диапазон технико-тактического мышления, происходит анализ технико-тактических действий ведущих и предполагаемых соперников с учетом их уровня подготовки. Развитие специальной интеллектуальной деятельности тхэквондиста, позволяет повысить его теоретический уровень технико-тактического мастерства, в рамках изучения правил соревнований по виду спорта тхэквондо, всё
это отражается на результатах спортсмена.
Резюмируя вышесказанное, мы видим, что на этапе высшего спортивного мастерства необходима индивидуализация спортивной деятельности в тхэквондо и как следствие этого, формирование у тхэквондиста индивидуальной манеры ведения боя, которая опирается на все виды подготовки спортсмена. Индивидуальная манера ведения боя тхэквондиста, является наиболее эффективным путём адаптации к жёсткому регламенту соревновательных поединков в тхэквондо, она характеризуется высокой устойчивостью к различным сбивающим факторам, возникающим в соревновательной деятельности, в виду того, что базируется на индивидуальных технико-тактических, психофизических, функциональных и анатомо-морфологических особенностях тхэквондиста, что обеспечивает успешность в соревновательной деятельности спортсмена [11, 12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.
2. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, И.А. Афанасьева, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
3. Карелин, А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Карелин А.А. - СПб., 2002 - 406 с.
4. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. -172 с.
5. Симаков, А.М. Анализ результатов первенства мира по тхэквондо (ИТФ) в Душанбе, республика Таджикистан / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 12 (118). - С. 188-194.
6. Симаков, А. М. Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо / А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 147-152.
7. Симаков, А.М. Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016.
- № 7 (137). - С. 121-128.
8. Симаков, А.М. Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 197-204.
9. Симаков, А.М. Анализ результатов выступлений российских спортсменов на чемпионате Европы по тхэквондо (ИТФ) в Пхеньяне, Северная Корея (КНДР) / А.М. Симаков, Д.А. Симаков, А.А.-Г.А. Сонбол // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). -С. 223-230.
10. Методика развития скоростной выносливости в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства (15-16 лет) / А.М. Симаков, Д.А. Симаков, Г.В. Руденко, Е.Н. Коростелев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 219-223.
11. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
12. К вопросу создания индивидуальных спортивных технологий для студенток, занимающихся тхэквондо, в процессе обучения в вузах физической культуры / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, Е.А. Симакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2017. - № 2 (144). - С. 257-262.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.
2. Bakulev, S.E., Dveyrina, O.A., Afanasyeva, I.A., Chistyakov, V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.
3. Karelin, A.A. (2002), System of integrated training of highly skilled fighters, dissertation, St. Petersburg.
4. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
5. Simakov, A.M. (2014), "The analysis of results of the world taekwondo (ITF) championship in Dushanbe, the Republic of Tajikistan", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 188-194.
6. Simakov, A.M. and Chistyakov, V.A. (2016), "Structure and content of the pedagogical concept of the continuous personalized system of physical training in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 147-152.
7. Simakov, A.M. (2016), "Pedagogical technology of the continuous individualized preparation of taekwondists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 121-128.
8. Simakov, A.M. (2016), "Features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization in age group of 13-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 197-204.
9. Simakov, A.M., Simakov, D.A. and Sonbol, A.A.-G.A. (2018), "Analysis of results of the Russian athletes participation in the XX World Cup on taekwondo (ITF) in Pyongyang, North Korea", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 223-230.
10. Simakov, A.M., Simakov, D.A., Rudenko, G.V. and Korostelev, E.N. (2018), "Technique of development of high-speed endurance in taekwondo at a stage of improvement of sports skill (15-16 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 219-223.
11. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-89.
12. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V. and Simakova, E.A. (2017), "To the question of creation of individual sports technologies for the students who are engaged in taekwondo in the course of training in higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 257-262.
Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.05.2018
УДК 378.147
ТЕХНОЛОГИЯ WEB-КВЕСТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Алена Владимировна Скляренко, кандидат педагогических наук, доцент,
Хабаровский государственный университет экономики и права, Хабаровск
Аннотация
В статье рассмотрены методические аспекты проведения образовательного web-квеста, где преподаватель создаёт условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности студентов, а те в свою очередь становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения. Представлена методическая разработка образовательного web-квеста «Составление индивидуальной оздоровительной программы» по теме модуля «Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий» для студентов 1 курса изучающих дисциплину «Физическая культура».
Ключевые слова: образовательный web-квест, использование ресурсов Интернет, дисциплина «Физическая культура».