Научная статья на тему 'Проявления индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности'

Проявления индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТХЭКВОНДИСТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Виталий Владиславович

Индивидуально-типологические свойства, накладываясь на возрастно-половые особенности младших подростков, оказывают существенное влияние на процесс и результат спортивной подготовки юных единоборцев (а значит и тхэквондистов) на этапе начальной спортивной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявления индивидуально-типологических особенностей личности в спортивной деятельности»

3. Михеева, А. А., Манелис Н. Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой [Текст] / А. А. Михеева, Н. Г. Манелис // Школа здоровья. - 1995. - № 3. - С. 89-95.

4. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику [Текст] / В. В. Николаева. - М., 1987. - 116 с.

5. Николаева, В. В. Личность в условиях хронического соматического заболевания [Текст]: автореф. дис. док. психол. наук / В. В. Николаева. - М., 1992. - 44 с.

6. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овча-рова. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.

7. Сергиенко, Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме [Текст] / Е. А. Сергиенко, Е. И. . Лебедева // Психологический журнал. - 2003. - № 4. - С. 54-65.

8. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1981. - С. 38 - 45.

УДК 796.853.27.015

Воронцов Виталий Владиславович

Преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры, \italiy_yoroncov@mail.ru, Челябинск

ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Vorontsov Vitaliy Vladislavovich

Lecturer of the Theory and Methods of Physical Education chair of the Ural State University of Physical Culture, vitaliy_voroncov@mail.ru, Chelyabinsk

MANIFESTATION OF INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL PERSONAL PECULIARITIES WITHIN SPORTIVE ACTIVITIES

Теоретической предпосылкой исследований проявлений индивидуальнотипологических особенностей личности в спортивной деятельности явилось выдвинутое Б. М. Тепловым положение о том, что «типы нервной системы должны рассматриваться не как разные степени совершенства нервной системы, а как типы, характеризующиеся разными способами уравновешивания организма со средой» [14].

Официальное начало исследований по данной проблеме в физическом воспитании, как отмечает Г.И. Мокеев с соавт. [9] положено, видимо, П. Ф. Лесгафтом, который еще в 1901 г. указывал на необходимость «при-

менять физические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам занимающихся».

Индивидуализация тренировочного процесса во многом является еще не использованным резервом повышения возможностей спортсменов, который предстоит реализовать в будущем. Дело в том, что этот вопрос изучен еще явно недостаточно, и учет индивидуальных особенностей, по мнению

Н. А. Худадова [16], Е. В. Калмыкова [4] и О. А. Сиротина [13] может открыть новые перспективы в подготовке спортсменов высокого класса и в воспитании личности юных спортсменов. Под индивидуализацией понимается такое построение процесса физического воспитания, которое учитывает индивидуальные (физиологические, морфологические и психические) особенности спортсменов для наибольшего развития у них качеств и приобретения ими знаний, умений и навыков.

Необходимость соблюдения принципа индивидуализации обусловлена, по мнению Е. П. Ильина [3], следующими факторами:

1) различным уровнем обученности и тренированности занимающихся;

2) индивидуально-типологическими и личностными особенностями реагирования на внешнесредовые факторы, на тренировочную нагрузку, на общение с тренером, товарищами по команде; 3) наличием предпочитаемого стиля деятельности; 4) различиями между лицами мужского и женского пола в уровне физической подготовки, в психологических особенностях, мотивах и направленности личности.

При формировании навыков и подаче учебного материала для его понимания и запоминания необходимо учитывать индивидуальные особенности развития психических процессов. По данным Г. Г. Поторока [11] для спортсменов со слабой нервной системой более оптимален распределенный способ обучения, а для спортсменов с сильной нервной системой - концентрированный.

Г. С. Никифоров установил, что лица с высокой тревожностью чаще пользуются самоконтролем вследствие своей неуверенности в принимаемых решениях и осуществляемых действиях. Они требуют полной обратной связи и подтверждения успешности решения задачи [10]. В. Г1. Мерлинкин установил, что на быстроту формирования навыков также влияет подвижность - инертность нервных процессов. Лица с подвижностью нервных процессов на первых этапах обучения опережают в успешности лиц с инертностью. Однако затем инертные догоняют подвижных, и качество навыка становится у тех и других одинаковым [8]. При перерывах тренировочного процесса лучше сохраняется навык у инертных. Это можно объяснить тем, что двигательная память, как показано в ряде исследований, у них выше.

По данным В. А. Сальникова, оптимальность тренировочных нагрузок (объемных или интенсивных) зависит от свойства силы нервной системы: для лиц со слабой нервной системой наибольший эффект получен при использовании объемной нагрузки, а для лиц с сильной нервной системой - при интенсивной. Выявлено также, что те, кто предпочитают объ-

емный метод тренировки, имеют чаще слабую нервную систему, а предпочитающие интенсивный метод - сильную [12]. Эти данные согласуются с результатами исследований О. А. Сиротина [13].

Использование соревновательного метода в тренировках должно учитывать типологические особенности спортсменов. Эффективность деятельности спортсменов со слабой нервной системой во время прикидок, контрольных заданий и соревнований, как правило, бывает меньшей, чем на обычных тренировочных и учебных занятиях. Поэтому слишком частое использование соревновательного метода в тренировочном процессе для спортсменов со слабой нервной системой может явиться фактором, создающим у них излишнее нервное напряжение. В то же время, этот метод хорошо стимулирует лиц с сильной нервной системой, которых обычная тренировочная обстановка мобилизует слабо.

Одной из комплексных форм индивидуализации подготовки спортсме-нов-единоборцев О. А. Сиротин [13], В. А. Толочек [15] и А. В. Еганов [2] считают выбор и формирование индивидуально-типического стиля деятельности. В монографии Е. А. Климова под индивидуальным стилем деятельности понимается такая обусловленная темпераментом индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения высокого результата [5]. Показано, что он обусловлен типологическими особенностями нервной системы, в результате чего стали говорить о типическом стиле, так как он присущ всем, кто имеет данную типологию: инертность нервных процессов, слабость нервной системы и т. д. Собственно индивидуальный же стиль - это неповторимый почерк мастера, выражение его индивидуальности, считает В. А. Толочек с соав. [15].

Особенно отчетливо этот стиль деятельности проявляется в спорте, обусловливая тактику ведения спортивной борьбы, тщательность подготовки спортсмена к старту на соревнованиях и т. п. Стиль спортивной деятельности может формироваться стихийно или же преднамеренно, с учетом ряда факторов. Исследования показали, что в роли таких факторов выступают:

1) Типологические особенности проявления свойств нервной системы. Их влияние на формирование стиля деятельности не прямое, а опосредованное и осуществляется через склонность к работе в том или ином режиме и через способности.

2) Способности, которые могут выступать и самостоятельным фактором, независимо от типологических особенностей, являющихся задатками способностей. Человек выбирает (стихийно или сознательно) такой способ деятельности, который позволяет ему максимально использовать свои способности и возможности. С другой стороны, зная о своих слабых местах, недостатках, выбирают стиль деятельности, который не требовал бы большого проявления тех способностей, которые у человека отсутствуют.

3) Антропометрические данные и морфологические особенности.

По данным Е. П. Ильина и его учеников индивидуальный стиль характеризуется следующими отличительными чертами и психофизиологическими основаниями. Атакующий стиль, несколько прямолинейный в тактическом отношении, присущ спортсменам с более сильной нервной системой, с преобладанием внешнего возбуждения над торможением и в ряде случаев - с инертностью возбуждения и торможения. Защитный стиль более присущ спортсменам со слабой нервной системой, с преобладанием торможения, с подвижностью нервных процессов; тактически этот стиль более сложен, но спортсменам не хватает решительности, поэтому они предпочитают «не лезть напролом», не обмениваться ударами и уколами, а обыгрывать противника в тактически тонкой игре. Комбинированный стиль связан с использованием в равной степени атакующих и защитных приемов. Он связан с еще более сложной тактикой и поэтому требует высокой подвижности нервных процессов и хорошей переключаемое™ с одного тактического приема на другой [3].

В. С. Мерлин [7] и Е. А. Климов [5] считают, что типологически обусловленный стиль деятельности является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности. Это значит, что, какие бы требования ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ ее выполнения, который приведет к успеху. Иными словами, одного и того же высокого результата люди с разными нейродина-мическими особенностями добьются за счет разных стилей деятельности.

Однако положение, что индивидуальный стиль может приводить к достижению разными путями одинаковых результатов, будет правильным только с такой оговоркой: если прочие факторы, влияющие на формирование стиля, будут у разных людей одинаковыми (в частности - способности). Ведь многие виды спортивной деятельности требуют максимального проявления способностей. В этом случае стиль деятельности лишь помогает проявлению способностей, но не компенсирует их недостаточное развитие. Так, индивидуально-типические стили есть у каждого опытного спортсмена, а спортивные достижения у них разные, и прежде всего потому, что они имеют разные способности.

В. М. Шадрин отмечает, что если уровень способностей определяется в определенной мере типологическими особенностями, то не может быть нескольких одинаково продуктивных типологических стилей деятельности. Следовательно, нельзя таким путем (за счет стиля) компенсировать отрицательные проявления данного комплекса типологических особенностей в данных конкретных условиях деятельности. Разные стили можно рассматривать как примерно равноценные, как компенсаторные механизмы только в случае независимости способностей от типологических особенностей [17].

Таким образом, предпочитаемый (типологически обусловленный) стиль деятельности отражает скорее приспособление деятельности (способа ее осуществления) к спортсмену. Он выбирается исходя из того, удобен ли для данного лица, целесообразен ли с точки зрения проявления сильных сторон

человека и избегания слабых. Именно поэтому стиль деятельности может вступать в противоречие с конечной целью, с ее результатом. Не случайно в большом спорте все чаще ставится вопрос об универсальности спортсменов с точки зрения использования ими различных стилей деятельности в зависимости от складывающейся обстановки. Однако овладение чужим стилем - процесс, требующий настойчивости, терпения, так как он вызывает у спортсменов чувство неудобства, дискомфорта. Ему постоянно приходится бороться с самим собой, с желанием перейти на более удобный, отвечающий его склонностям стиль. Кроме того, не всегда оправдан отказ от своего стиля.

Как показано в научной школе Е. П. Ильина [3], смена своего, типологически обусловленного стиля деятельности на другой, более рациональный с точки зрения тактики, приводит к удорожанию физиологической стоимости работы. Причем это наблюдается как у опытных спортсменов, так и у новичков.

В. М. Шадриным [17] был разработана методика формирования определенных спортивных навыков на основе обеспеченной обратной связи; в условиях этой методики проследить индивидуальные различия в ходе становления навыка в связи с подвижностью нервных процессов и проверить различные варианты индивидуального подхода к занимающимся. В целях обеспечения обратной связи при формировании навыка равновесия кинестетические и вестибулярные афферентации были перекодированы на зрительные.

Б. А. Вяткиным было выявлена взаимная обусловленность влияния мотивов деятельности, психических состояний и свойств типа темперамента на различные стороны двигательной деятельности. Автор считает, что в основе психологического обоснования индивидуального подхода должно лежать положение о том, что мотивацию, этот естественный стимулятор деятельности, в целях наибольшей эффективности ее влияния необходимо соизмерять со степенью нервно-психического напряжения (психического состояния) у каждого конкретного спортсмена в зависимости от силы и уравновешенности его нервных процессов» [1].

Для лиц со слабой нервной системой наиболее эффективным является обычный учебный мотив. Менее эффективно влияние, мотива словесной похвалы и мотива ожидания оценки деятельности. Мотив словесного порицания оказывает отрицательное влияние.

Для лиц с сильной нервной системой наиболее благоприятны мотивы ожидания оценки деятельности и словесной похвалы. Обычный учебный мотив и мотив словесного порицания не оказывают на них существенного влияния.

Для лиц «неуравновешенных» (с преобладанием процесса возбуждения над торможением) наибольшее положительное влияние оказывают мотивы словесной похвалы и порицания учителя. Мотив ожидаемой оценки деятель-

ности и обычный учебный мотив влияют отрицательно на формирование навыков у представителей этой типологической группы.

Для лиц «уравновешенных» (процессы возбуждения и торможения уравновешены) наибольшее положительное влияние оказывает мотив ожидания оценки деятельности. Мотив словесной похвалы и обычный учебный мотив благоприятствуют формированию у них двигательных навыков в меньшей степени. Мотив словесного порицания препятствует формированию двигательных навыков у этих лиц.

Эти различия во влиянии мотивации на формирование двигательных навыков у лиц с различными типологическими свойствами В. В. Маркелов [6] предположительно объясняет особенностями возникающего нервно-психического напряжения у представителей различных типологических групп, а также типологическими различиями в динамике и исходе доминантных процессов.

Решение проблемы индивидуального подхода, позволит систематизировать и качественно улучшить процедуру подготовки квалифицированных спортсменов. Для изучения возрастных особенностей структуры мотивации борцов, находящихся на этапе начальной спортивной специализации многолетней тренировки О. А. Сиротиным [13] было проведено исследование юных дзюдоистов первого и второго года обучения, большинство из которых находились в младшем подростковом возрасте, с помощью методики В. А. Демина - Р. А. Пилояна. Результаты исследований показывают, что в структуре мотивации начинающих юных спортсменов преобладают побудительные и процессуальные основания над базисными основаниями мотивации.

Таким образом, результаты аналитического обзора теоретических, экспериментальных и методических работ позволили установить, что инди-видуально-типологические свойства накладываясь на возрастно-половые особенности мла/дших подростков оказывают существенное влияние на процесс и результат спортивной подготовки юных единоборцев (а значит и тхэквондистов) на этапе начальной спортивной специализации. Эти материалы позволяют наметить следующие формы индивидуализации учебнотренировочного процесса подготовки юных тхэквондистов подросткового возраста.

Во-первых, спортсмены подростки с разным типом и свойствами темперамента чувствуют себя комфортно, находясь в разных психических состояниях. В частности, меланхолики лучше обучаются в состоянии операционной напряженности, а сангвиники и, особенно, флегматики - в состоянии эмоциональной напряженности.

Во-вторых, младшие подростки с разным типом темперамента дифференцированно, а часто и противоположным образом реагируют на характер мотивации, формируемой тренером: учебная мотивация способствует более успешному формированию двигательных навыков у детей меланхолического темперамента, вызывая у них состояние операционной напряженности.

Тогда как для флегматиков и сангвиников - более благоприятен соревновательный мотив, повышающих уровень их активации и приводя к состоянию эмоциональной напряженности.

В-третьих, тщательной дифференциации требует использование любых частных методик и дидактических приемов, таких как идеомоторная тренировка, объяснение тренера, комментарии тренера по ходу выполнения осваиваемого движения, поощрение, формы наглядности, ритм и разнообразие процесса тренировки.

Библиографический список

1. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст] / Б. А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.

2. Еганов, А. В. Управление тренировочным процессом повышения спортивного мастерства дзюдоистов [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 42 с.

3. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективности спортивной деятельности: учеб. пособ. для пед. институтов [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

4. Калмыков, Е. В. Индивидуализация тактической подготовки боксеров применительно к особенностям психологических качеств, влияющих на тактическое мастерство [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е. В. Калмыков. - М.: 1983. - 23 с.

5. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е.А. Климов. - Казань: Издательство Казанского.

6. Маркелов, В. В. Типологииеские особенности влияния различной мотивации на формирование двигательных навыков у младших школьников [Текст] /

B. В. Маркелов //Физическое воспитание, физиология и психология спорта: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. - Пермь: Гос. пед. институт, 1970. -

C. 190-192.

7. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.

8. Мерлинкин, В. П. Типологические особенности формирования начальных навыков спортсменов-акробатов [Текст] / В. П. Мерлинкин // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсмена к соревнованию - М.: Физкультура и спорт, 1969.-С. 187-191.

9. Мокеев, Г. И. Бокс: проблемы и решения [Текст] / Г. И. Мокеев - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1989. - 144 с.

10. Никифоров, В. Е. Методы и средства изучения психологической структуры спортивной деятельности [Текст] / В. Е. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - № 7. - 1978. -С. 9-12.

11. Поторока, Г. Г. Начальное обучение технико - тактическим действиям в дзюдо с учетом свойств нервной системы и темперамента занимающихся [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Поторока. - Л, 1986. - 23 с.

12. Сальников, В. А. Связь личностных особенностей боксеров с различными стилями ведения поединка [Текст] / В.А. Сальников // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. - Л.: ЛГПИ, 1984. - С. 166-185.

13. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки борцов [Текст]: автореф. дис. док. пед. наук / О. А. Сиротин. -М.: ВНИИФК, 1996.-49 с.

14. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. - 535 с.

15. Толочек, В. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / В. А. Толочек// Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 53-55.

16.Худадов, Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации [Текст]: дис. д-ра пед. наук в виде науч. доклада / Н. А. Худадов. - М.: ВНИИФК, 1997. - 121 с.

17. Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В. М. Шадрин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1978. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.