Библиографический список
1. Антоников, А. В. Планирование тренировочных нагрузок пловцов различной квалификации на основе анализа здоровья и динамики результатов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2000. -22 с.
2. Голубев, Г. Ю. Нормирование тренировочных нагрузок в годовой подготовке высококвалифицированных пловцов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2000. - 23 с.
3. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
4. Воронцов, А. Р., Чеботарева И. В., Соломатин В. Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов // Методические рекомендации. - М.: Госкомспорт, 1990. - 50 с.
5. Давыдов, В. Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийских водных видах спорта дистанционного характера: Автореф. дис. докт. биол. наук. - М.: МГУ, 2002. - 40 с.
6. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература. 1997. - 583 с.
7. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт 1986. - 286 с.
8. Тнмакова, Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. -М.: Физкультура и спорт, 1985.
УДК 796.853.26
Д. Н. Макаридин
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЕРСИИ \УКЕ)
Рассматривая индивидуальный стиль деятельности, необходимо сказать об индивидуальности как таковой. Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Некоторые исследователи в термин «человеческая индивидуальность» вкладывают понятия единичности, неповторимости, уникальности, специфичности человека при сопоставлении его с другими людьми [2]. Совершенно очевидно, и это уже подтверждается многочисленными исследованиями, что в спорте высших достижений нестандартные отклонения в профиле подготовленности и биопсих и ческих свойств спортсмена от требу-
емых в данном виде спорта превращаются в преимущества на спортивной площадке. Человеческая индивидуальность имеет относительно «жесткие» и «гибкие» элементы. «Жесткие» элементы обеспечивают ей преимущественно самостоятельность и устойчивость, и они могут быть соотнесены с понятием организм. «Гибкие» элементы обеспечивают ее взаимодействие с внешним миром, социальной средой, они могут быть соотнесены с понятием личность.
В отечественной психологии изучается по преимуществу функция общих объективных условий деятельности в становлении новообразований личности. Опосредующую функцию выполняет также индивидуальный стиль деятельности. Его функция совершенно иная, чем функция общих требований к деятельности и ее условий. Благодаря индивидуальному стилю возникают новые связи между индивидуальными свойствами разных иерархических уровней, детерминированных разными закономерностями, хотя самые эти свойства или некоторые из них остаются теми же. Опосредующая функция объективных требований и условий относится к одному определенному иерархическому уровню - свойствам личности. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным иерархическим уровням индивидуальности. Изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль тем самым создает новую систему этих свойств. Поэтому функцию индивидуального стиля можно обозначить как системообразующую.
Деятельность только тогда может создавать новые связи между свойствами субъекта, когда она сама не предопределена ни свойствами субъекта, ни неизменными требованиями объективной ситуации, а детерминирована динамически изменяющимся характером их связи. Понимание системообразующей функции деятельности возможно только тогда, когда раскрывается характер связи объективной ее детерминации и обусловленности свойствами субъекта.
Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи. Поэтому стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие. Между тем при оценке отдельных формально-динамических свойств индивидуальности нетрудно увидеть, что некоторые из них в определенной ситуации играют отрицательную, а другие - положительную роль.
В контексте нашего исследования считаем необходимым рассмотреть структуру человеческой индивидуальности, личности и организма. Видимо при таком подходе представляется возможным уточнить соотношение задат-
ков и способностей, необходимых для индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Наиболее общая структура индивидуального стиля деятельности сводится к следующему. Прежде всего, на основании имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы в определенной объективной обстановке непроизвольно и без заметно субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются приемы и способы деятельности, представляющие ядро индивидуального стиля, которые обусловливают первый приспособительный задел и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в процессе поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру нервной системы. Так, на основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действий, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности. Среди особенностей такого рода, составляющих ядро нервной системы, всегда обнаруживаются особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановки и, наоборот, противодействующие успешной деятельности. Если свойства типа нервной системы не обуславливают успешную деятельность, то она рано или поздно обрастает компенсаторными механизмами.
Резюмируя логическую структуру различных положений в рассматриваемом вопросе, можно сделать определенное заключение. В любой практической деятельности (учебной, трудовой, спортивной) оптимальный приспособительный успех в каждом конкретном случае достигается за счет сочетания положительных, «благоприятных» для данной деятельности стойких природных свойств, а также особенностей, которые являются более реактивноприспособительными.
Поэтому, если объективные требования трудовой, учебной или спортивной деятельности находятся с благоприятными соотношениями с устойчивыми психологическими особенностями человека, то достижение успеха связывается с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, если природно-обусловленные качества личности не вполне соответствуют внешним требованиям, то человек создает целую систему своеобразных приемов и способов деятельности, компенсирующих отрицательные проявления свойств, благодаря которым он добивается успеха.
Таким образом, в имеющейся литературе отсутствует противоречивость взглядов; подавляющая часть авторов единодушно признает регуляторную роль центральной нервной системы и основных ее свойств в непосредс-
твенно практической деятельности человека, независимо от сферы профессионального приложения. Как показал ряд исследований, устойчивые и объективно существующие основные свойства нервной системы лежат в основе формирования индивидуального стиля деятельности и практически могут и должны быть использованы на всех этапах формирования учебного, производственного и спортивного навыка. Именно вопросу формирования двигательных навыков, как основы всех жизненных отправлений человека, и посвящено дальнейшее изложение наших экспериментальных данных, а также данных, полученных другими авторами.
Важнейшим условием оптимизации учебно-тренировочного процесса является индивидуальный подход к занимающимся. В этой связи в ряде работ обсуждаются различные точки зрения на особенности реакции нервной системы в ответ на воздействие физических упражнений, характеризующихся сложностью и интенсивностью влияния на функции организма.
Под индивидуальным подходом к занимающимся следует понимать такие действия и мероприятия тренера, которые наиболее точно соответствуют особенностям каждого из них и обеспечивают достижение наивысших успехов в деятельности.
Поскольку люди между собой различаются по многочисленным индивидуальным признакам и качествам, по индивидуально-психологическим различиям, по особенностям телосложения, по скорости усвоения знаний и т. д., эти индивидуальные признаки и качества являются основой для индивидуального подхода в практике спорта, а сам принцип индивидуального подхода является одним из важных принципов подготовки.
Ряд исследователей [1; 3]связывают индивидуализацию учебно-тренировочного процесса с различными типологическими свойствами нервной системы.
В проведенном ранее исследовании на работницах-ткачихах были получены интересные результаты. Было установлено, что разные по психологическим особенностям группы работниц планируют свою деятельность не по какому-то общему шаблону, а с учетом своих индивидуальных возможностей и способностей. Как было обнаружено в дальнейшем, те и другие группы испытуемых выполняют высокие нормы выработки, однако добиваются этого различными путями и способами в соответствии с выработанным в процессе довольно продолжительной трудовой деятельности индивидуальным стилем работы.
Как и в трудовой деятельности, требования, предъявляемые к человеку в спорте бывают разнообразны и подчас противоречивы, благоприятные совпадения субъективного и объективного факторов деятельности бывают скорее исключением, чем правилом. Поэтому приспособление человека к внешним требованиям остается необходимым условием успешной деятельности. Установление взаимосоответствия субъективных и объективных
условий деятельности осуществляется за счет создания индивидуального стиля, обусловленного основными свойствами нервной системы.
Спортивная деятельность ставит в жизни человека определенные задачи. Зависимость динамики продуктивной деятельности от общих свойств нервной системы обнаруживается и в спорте. Более того, в спорте, где действия подчас протекают в ситуациях высокого нервно-психического напряжения, связанных с жесткой конкуренцией соревнующихся, природные, типологические особенности личности проявляются наиболее отчетливо. Поэтому, ставя общую задачу совершенствования учебно-тренировочного процесса, всегда нужно иметь в виду общепедагогическую рационализацию внешних условий обучения, учитывать нриродно обусловленные индивидуальные особенности занимающихся.
Целью нашей работы является изучение индивидуальных особенностей тактики ведения поединка в каратэ \V1CF, как ключевого элемента соревновательной деятельности, и нахождение способов управления тактической подготовкой спортсменов высокого класса. Для этого нами были проведены исследования, связанные с изучением особенностей индивидуального стиля соревновательной деятельности спортсменов - членов сборной команды России по каратэ \УКБ и опрос ведущих тренеров. Для определения некоторых особенностей тактического рисунка ведущих спортсменов был проведен качественный анализ видеозаписей предварительных и финальных боев чемпионатов России, Европы и других международных соревнований. Результаты работы представлены в таблице.
Индивидуальные схемы тактики ведении боя отдельно взятых спортсменов
ФИО спортсмена Схема тактики ведения боя
1 2
Калашников Ю. Ю. Наступательная тактика: тактика непрерывных атак.
Асланян А. Г'. Наступательная тактика: тактика эпизодических атак (спуртов).
Потапов А. В. Контратакующая тактика
Гурбо Е. М. Наступающая (тактика эпизодических атак — спуртов) и оборонительная тактика.
Усенок Ю. И. Контратакующая и оборонительная (выжидательная) тактика.
Геру нов А. Наступательная тактика: тактика непрерывных атак.
Эль дару шев И. Контратакующая тактика.
Гаджиев М. Наступательная тактика.
Мирзоян Т. Контратакующая, оборонительная тактика.
Доягатов Д. Наступательная (тактика эпизодических атак - спуртов), контратакующая тактика.
Окончание таблицы
1 2
Яхьяев Г. Наступательная (тактика эпизодических атак - спуртов), контратакующая тактика.
Сижажев Р. Наступательная тактика: тактика непрерывных атак, тактика эпизодических атак (спуртов); контратакующая тактика.
Анализ соревновательной деятельности показал, что каждый спортсмен высокой квалификации обладает индивидуальным стилем соревновательной деятельности, который зависит от типологических свойств нервной системы, антропометрических, физических и технических показателей. Выявлены также сходства в манере ведения поединков у некоторых спортсменов.
На основе изучения типа темперамента ведущих спортсменов страны нами разработаны технико'тактические схемы, подходящие для спортсмена с теми или иными индивидуальными особенностями. При выборе общей тактической схемы учитывается тип темперамента спортсмена - каратиста:
сангвиник - наступательная тактика, когда спортсмен при работе первым номером не боится пропустить результативную атаку соперника и готов взять реванш по ходу боя, либо контратакующая тактика;
флегматик - в основном, оборонительная тактика (выжидательная тактика, при такой работе требуется достаточно крепкая нервная система, характерная для такого типа), либо наступательная тактика (тактика непрерывных атак);
холерик - для этого типа характерна такая тактическая схема, при которой внутренне равновесие было бы наименее значимо, а существенна была бы спонтанность и порывистость, если наступательная тактика, то тактика эпизодических атак (спуртов); контратакующая тактика;
меланхолик - тактическая схема, при которой не сам спортсмен будет инициатором, а его соперник, то есть оборонительная либо контратакующая тактика.
Таким образом, мы задаем общую направленность ведения поединка спортсменом-каратистом в зависимости от его психологических особенностей, технически же подобная схема воплощается каждым спортсменом индивидуально.
Разработаны технико-тактические модели с учетом индивидуальных физических особенностей спортсмена. В данном случае мы наполняем уже выбранную тренером схему технико-тактическим содержанием в зависимости от росто-весовых показателей спортсмена, его силовых и скоростных качеств:
— работа спортсмена, имеющего высокий рост, а следовательно и длинные конечности строится с учетом выбора дальней дистанции, где он может реализовать свое преимущество и соответствующий арсенал приемов: дзун
дзуки (прямой удар передней рукой в голову), работа руками в голову, длинная атака ногой одним движением;
~ спортсмену невысокого роста рекомендуется работа на ближней дистанции и технический арсенал, присущий данному типу тактики: подсечки, подбивы, работа из клинча, гяку дзуки (прямой удар рукой в корпус);
- при подготовке тяжелого спортсмена большое внимание уделяется бросков ой технике;
- тренировка легкого спортсмена проходит с акцентом на ударную технику;
- спортсмену-каратисту с хорошо развитыми скоростными качествами необходимо акцентировать внимание на отработке передвижения по татами, когда используя свое преимущество в скорости, он может быть менее уязвим для противника; кроме того, такому спортсмену рекомендуется более часто идти в обоюдный стык с соперником, в котором он сможет опережать последнего за счет своих природных данных;
- более медленному спортсмену рекомендуется на тренировках уделять внимание отработке блокирующих действий, а также уходов и уклонов.
Полученные результаты позволяют также отметить общую тенденцию увеличения плотности поединков в каратэ \¥КР, что определяет построение тактики ведущих спортсменов страны и предъявляет значительные требования к другим видам подготовки.
Полученные данные позволят моделировать соревновательную деятельность ведущих спортсменов сборной команды в условиях спортивной тренировки соответствующими объемами и способами подготовки, работа над которыми в данный момент ведется.
Библиографический список
1. Анисимов, Г. И., Осколков В. А. Принципиальная модель тактической подготовки боксеров с учетом их индивидуально-типологических различий / Олимпийский бокс сегодня: Тезисы Межд. научн. Симпозиума. - М.,1989. С. 3-4.
2. Кон, И. С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-со-циальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1999. - 560 с.
3. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1997. - 340 с.