Научная статья на тему 'Влияние дифференцированного подхода на процесс подготовки юных спортсменов'

Влияние дифференцированного подхода на процесс подготовки юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1325
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS / A DIFFERENTIATED APPROACH / INITIAL TRAINING / MANY YEARS OF TRAINING / YOUNG ATHLETES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мишин Руслан Геннадьевич, Терентьева Ольга Сергеевна

На современном этапе тема дифференцированного подхода в тренировке юных спортсменов очень актуальна. Во многих спортивных школах дифференциация тренировочного процесса используется крайне редко, а применяются общепринятые тренировочные программы и планы, накопленный опыт тренеров за многие годы работы с детьми, что не позволяет раскрыться многим юным спортсменам, особенно на этапах начальной подготовки. Рассматриваются проблемы дифференцированного подхода в тренировочном процессе юных спортсменов. Раскрываются суть дифференцированного подхода, его структурные элементы и функции, положительные стороны, различия между индивидуальным и дифференцированным подходом к тренировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIFFERENTIAL APPROACH ON PROCESS OF YOUNG SPORTSMEN PREPARATION

At the present stage the theme differentiated approach in the training of young athletes is very crucial. In many sports schools differentiation of the training process is rarely used, and the training programs and plans, the experience of trainers over the years of working with children that cannot be released for many young athletes, especially at the initial stages of training, are used instead. The problem of the differentiated approach in training of young athletes is considered. The essence of differentiation, its structural elements and functions, the positive side, the differences between the individual and differentiated approach to training is revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние дифференцированного подхода на процесс подготовки юных спортсменов»

УДК 796/799

ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

© Руслан Геннадьевич МИШИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected] © Ольга Сергеевна ТЕРЕНТЬЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected]

На современном этапе тема дифференцированного подхода в тренировке юных спортсменов очень актуальна. Во многих спортивных школах дифференциация тренировочного процесса используется крайне редко, а применяются общепринятые тренировочные программы и планы, накопленный опыт тренеров за многие годы работы с детьми, что не позволяет раскрыться многим юным спортсменам, особенно на этапах начальной подготовки. Рассматриваются проблемы дифференцированного подхода в тренировочном процессе юных спортсменов. Раскрываются суть дифференцированного подхода, его структурные элементы и функции, положительные стороны, различия между индивидуальным и дифференцированным подходом к тренировке.

Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса; дифференцированный подход; начальная подготовка; многолетняя подготовка; юные спортсмены; физическое воспитание.

В настоящее время главной задачей модернизации отечественной системы физического воспитания и спорта является внедрение в учебно-тренировочные занятия современных и качественно новых педагогических технологий, связанных с выявлением индивидуальных особенностей и предрасположенности занимающихся.

На данный момент исследователями выделено и изучено огромное количество индивидуальных признаков, влияющих на качество соревновательной деятельности спортсмена, которые тренер с успехом может использовать в своей работе. К этим признакам можно отнести морфофункциональные пока-

затели, уровень биологической зрелости, развития двигательных умений и навыков, психические особенности юного спортсмена, его технические и тактические умения в тренировочной и соревновательной деятельности. Кроме того, это правильный выбор тренером плана построения тренировочных нагрузок, включая особенности адаптации организма к ним и мн. др. [1].

Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, того самого неповторимого, особенного, имеющегося в человеке, что отличает одного индивида от другого и включает в себя какие-либо природные, психические, общественные, физиче-

ские, врожденные и приобретенные качества. Если учитывать все вышеперечисленное, то даже в спорте высших достижений индивидуализация в процессе подготовки каждого спортсмена кажется довольно сложной задачей, осуществление которой затрудняется еще и из-за нежелания тренера менять привычный, основанный на накопленном за многие годы опыте стиль работы.

В юношеском спорте применение индивидуального подхода к тренировке видится нецелесообразным, прежде всего, потому, что на сегодняшний день достоверно выявить адаптационные возможности организма в этом возрасте невозможно так же, как и невозможно оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социума, который формирует его психический статус и поведение в период роста и развития.

Наиболее возможными действиями в управлении подготовкой юных спортсменов является учет лишь наиболее присущих и важных для определенного этапа многолетней подготовки и спортивной специализации признаков, а не всех, как предполагается изначально.

Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что в юношеском спорте, наверное, более правильно было бы говорить не об индивидуальном, а о дифференцированном подходе, подразумевающем учет групповых особенностей, характерных для юных спортсменов, важных для построения тренировочного процесса, обучения техническим и тактическим умениям, а также участия в соревновательной деятельности [2].

Для того чтобы полностью понять саму сущность дифференцированного подхода, применимого к построению тренировочного процесса юных спортсменов в период их многолетней подготовки, следует раскрыть его структуру и функции, которые определят основную направленность применения дифференцированного подхода при составлении плана многолетней тренировки юных спортсменов.

Рассматривая значимость разных факторов, которые определяют результат спортсмена, исследователи приходят к выводу о целесообразности выделения «внешних» и «внутренних» структурных элементов, входящих в состав дифференцированного подхода, используемого в юношеском спорте.

По мнению ученых, к «внешним» составляющим структуры нужно отнести типовые особенности, которые позволят сформировать группы юных спортсменов по биологическим или же педагогическим признакам, имеющим наибольшую значимость для вида специализации спортсмена. «Внешние» составляющие структуры дифференцированного подхода принимают особенное значение на ранних этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.

К «внутренним» элементам структуры относят педагогические приемы, направленные на минимизацию тех моментов, которые не позволяют юным спортсменам в полной мере проявить индивидуальные, функциональные и психофизические качества в процессе соревнований, помогающие подвести тех индивидуумов, кто имеет различный набор индивидуальных свойств и качеств, к плановому спортивному результату. «Внутренние» элементы, составляющие сущность дифференцированного подхода, имеют особенную значимость при составлении тренировочных планов на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования.

Исследователи выделяют основные функции дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов, сильно взаимосвязанных друг с другом. Целевая - ее задача наиболее полное развитие индивидуальных качеств спортсмена и их максимальная реализация в его деятельности на множественных этапах многолетней тренировки; организационная - включающая в себя обязательный процесс модернизации системы тренировок по многим стратегическим направлениям с учетом их индивидуальных и типических особенностей в процессе многолетней подготовки; информационная - ее задачей является разработка методических приемов для получения достоверной информации об индивидуальных и типоспецифических особенностях юного спортсмена для рационализации тренировочного процесса; контролирующая - включает в себя организацию постоянного и системного контроля за состоянием юного спортсмена для индивидуальной и своевременной коррекции тренировочного процесса[2].

В теории и методике физического воспитания признана актуальной проблема органи-

зации дифференцированного подхода. Множественные стороны данного вопроса научно разработаны, благодаря этому очевидными стали признаки, находящиеся в основе дифференцированного подхода: уровень физического развития и состояние здоровья, уровень подготовленности к физическим нагрузкам, степень биологической зрелости, показатели центральной нервной системы и темперамента. Но, даже учитывая это, очень часто в спортивной деятельности дифференцированный подход применяется тренерами лишь с опорой на собственную интуицию и педагогический опыт и ограничивается единственным эпизодическим воздействием на занимающихся, что не может по понятным причинам обеспечить успех тренировочного процесса в отличие от целостной системы работы с группами учащихся различного уровня подготовленности.

Тем не менее, в настоящее время многие спортивные педагоги начинают отказываться от прежних унитарных систем, применяемых в процессе физического воспитания, и, опираясь на это, педагогические коллективы, конечно же, имеют право на выбор собственных путей для решения проблем. Нацеленность на высокий спортивный результат вызвала необходимость разработки дифференцированного подхода для применения в учебно-тренировочном процессе. Кроме того, дифференциация напрямую связана с различной степенью физической подготовленности юных спортсменов.

Выявлено, что тренировочные нагрузки, которые не соответствуют адаптационным резервам организма детей, уже в младшем школьном возрасте приводят к значительному ухудшению здоровья детей, вплоть до рецидивов (И.И. Барынина, С.М. Вайцехов-ский, Н.Д. Граевская, Р.Е. Мотылянская). Следствием этого является различная степень перенапряжения организма, которая зачастую проявляется со стороны деятельности сердечно-сосудистой системы (юношеская гипертония, нарушение проводимости миокарда и др.). Учитывая это с уверенностью можно сказать, что в учебно-тренировочном процессе очень важно уделять внимание растущему организму ребенка, а в частности его анатомо-физиологическим особенностям, а также возрастным измене-

ниям в процессе развития двигательных качеств.

Планирование нагрузок в тренировочном процессе, направленных на «среднего» занимающегося в группе, приводит к таким ситуациям, когда у слабоподготовленных в физическом плане детей начинает формироваться систематическое отставание в освоении программы учебно-тренировочных занятий, а у более сильных потенциал физического развития, наоборот, оказывается нераскрытым. В результате чего мы приходим к тому, что одни обучающиеся справляются с заданиями легко, а для других они становятся очень трудными. В конце концов, дети с недостающим уровнем моторной зрелости теряют мотивацию к улучшению результатов, а талантливые дети с высоким уровнем физического развития вообще утрачивают какой-либо интерес к тренировкам. Данный момент как следствие ведет к потере перспективных подростков непосредственно уже в процессе многолетней подготовки. Отсюда следует, что тренировка всех детей и обучение по новым программам не сможет обеспечить полноценной физической подготовленности и физического развития будущих спортсменов.

Исследования В.В. Маркелова, П.В. Ква-шука, В.А. Ермакова, Н.М. Осмоловской, Е.А. Коротковой в области физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что дифференциация и индивидуализация тренировочного процесса создают очень благоприятные условия для формирования самостоятельной, творческой и социально-активной личности.

Литературный анализ, связанный с проблемой индивидуализации процесса тренировок на этапах высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования показал, что индивидуальный подход в большей своей части применяется в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменов и касается, в основном, индивидуальных особенностей технического выполнения упражнений, управления мотивами спортивной деятельности, режимов работы и отдыха. Многие исследователи предприняли попытки для создания индивидуальноориентированных программ, первоочередной задачей которых стоял учет уровня исходного состояния организма и прогнозируемый

потенциал спортсмена (Г.В. Бугаев, Г.Б. Бай-меев, В.П. Черкашин,О.А. Сиротин и др.).

В то же время на этапе начальной подготовки спортсменов не удается в полной мере реализовать индивидуальный подход, прежде всего, по организационно-методическим причинам (большой состав учебно-тренировочных групп, жесткая регламентация и унификация форм и методов учебно-тренировочного процесса, разнородный контингент занимающихся, недоработка технологии индивидуального подхода и т. д.). Учитывая это, исследователи предлагают использовать дифференцированный подход к процессу построения тренировок с учетом присущих для разных групп юных спортсменов особенностей, очень важных для использования нагрузок во время тренировки, овладения технико-тактическим мастерством, участия в соревнованиях (Е.Е. Абрамов, П.В. Квашук) .

С большим успехом дифференцированный подход используется на школьных занятиях по физической культуре (Е.А. Короткова, Е.И. Лебедева, В.А. Богданова, О.В. Лимаренко). Использование же дифференцированного подхода на начальных этапах подготовки юных спортсменов требует более детального рассмотрения и обобщения, последнее связано с тем, что физические нагрузки в ДЮСШ намного выше школьных нагрузок на уроках физкультуры и требуют более подробной системной разработки. Вследствие этого исследователи считают, что явной необходимостью считается целенаправленная разработка программ дифференциации учебных занятий юных спортсменов. В этом направлении следует начинать работу уже в младшем школьном возрасте. Доказано, что в этот период закладываются основы функциональных резервов организма и возникает становление двигательных способностей [3].

Дифференцированный подход в тренировочном процессе представляется более узким, но позволяет учитывать изменения в типологических особенностях юных спортсменов и ощутимо оптимизировать тренировочный процесс на этапах многолетней подготовки.

Дифференцированный подход, по-видимому, является самым рациональным на данный момент способом реализации принципов

детерминации, фазового акцента и адекватности в детско-юношеском спорте.

Исследование различных особенностей дифференцированного подхода к конструированию тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки доказывает постепенность изменения значимости учета различных типических признаков по ходу становления спортивного мастерства [4-6].

На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей чертой, реализуемой при выборе плана подготовки, объема и сосредоточенности тренировочных нагрузок, являются неизменчивые, генетически обусловленные конституциональные признаки юных спортсменов. К этим признакам относятся: уровень биологического созревания, соматотип, динамика развития основных физических качеств и функций организма юного спортсмена в сенситивные периоды и др.

В своих исследованиях аспиранты и сотрудники отдела теории и методики детско-юношеского спорта Всероссийского научноисследовательского института физической культуры и спорта изучили условия использования дифференцированного подхода для более благоприятного тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в разных спортивных дисциплинах на этапах многолетней тренировки [7]. В качестве примера приведем некоторые результаты.

Известно, что произвести конституциональную оценку девочек с высокой надежностью и определить соматотип возможно уже в период первого детства. При комплектовании групп по художественной гимнастике необходимо установить присутствие различия по соматическим признакам и уровню развития двигательных качеств уже в 4-5-летнем возрасте. В связи с большой непостоянностью соматических показателей в этом возрасте оценка разновидности развития и коррекция направленности используемых тренировочных нагрузок должна выполняться не менее трех-четырех раз в год.

Известно, что на этапе начальной спортивной специализации около 30 % юных гребцов на байдарках отличаются замедленным биологическим созреванием. При идентичной программе тренировок эти спортсмены имели более низкие темпы развития вы-

носливости и силовых качеств по сравнению с ровесниками, биологический возраст которых соответствовал паспортному. Распределение юных гребцов по группам в соответствии с биологическим возрастом и коррекция тренировочных нагрузок помогли намного успешнее проводить тренировочный процесс.

По завершению проведенных исследований установлено, что уровень качеств физической подготовленности начинающих метателей преимущественно связан с морфологическими особенностями телосложения.

При исследовании физического развития и физической подготовленности метателей 12-14 лет выделены две основные группы спортсменов с характерными чертами. В первую группу вошли юные спортсмены с большой массой тела, высоким и средним ростом, проявлением значительных жировых компонентов, преимуществом в поперечных размерах звеньев тела. Спортсменов этой группы отличал повышенный исходный уровень силовых качеств, они были намного восприимчивее к силовым нагрузкам, и даже при средних и малых объемах силовой работы прирост силы у них происходил достаточно быстро. Однако для них были характерны низкий или средний уровень быстроты и скоростно-силовых качеств и небольшие темпы прироста этих качества. Вторую группу составили юные метатели, отличающиеся высокими показателями продольных размеров звеньев тела, развитым костным и мышечным компонентом массы тела. Эта группа более быстрая, координированная, но по уровню силы уступающая метателям первой группы, труднее приспосабливающаяся к режимам силовой работы и труднее сохраняющая достаточный уровень силы, зачастую только при поддерживающих силовых нагрузках определенного объема и интенсивности.

На этапах спортивного совершенствования большое значение приобретают неустойчивые типические особенности юных спортсменов, которые меняются в зависимости от текущего функционального состояния организма, структуры общей и специальной подготовленности, воздействия тренировочных нагрузок и других факторов окружающей среды. К ним относятся функциональные возможности физиологических систем организма, характер энергообеспечения специ-

фической двигательной деятельности, степень развития двигательных качеств и других компонентов тренированности, стиль соревновательной деятельности и т. д. [8-12].

Так, у юных спринтеров на этапе углубленной тренировки выделены группы спортсменов с наиболее выраженным преобладанием различных двигательных качеств, в частности быстроты, силы. Бегуны с выраженным развитием скоростных способностей отличаются высокой стартовой скоростью, частотой движений и довольно низким уровнем развития специальной выносливости. Для спортсменов с преобладанием силовых способностей, характерно: мощное отталкивание, большая длина шага при несколько замедленном стартовом разгоне.

Исследование функционального состояния мышц после стандартных разнонаправленных нагрузок позволило установить, что различные двигательные возможности спринтеров зависят от особенностей адаптации нервного и мышечного аппарата к нагрузкам различной направленности.

Изучение соревновательной деятельности бегуний на 400 м на этапе спортивного совершенствования позволило выявить спортсменок с различной тактикой прохождения дистанции. Показано, что изменения в структуре соревновательной деятельности связаны с особенностями энергетического метаболизма, мощностью и объемом фосфо-генного и лактацидного механизмов энергообеспечения. Различная стратегия подготовки в выделенных группах бегуний позволяла им показывать высокие результаты.

На этапе углубленного тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков самыми значимыми факторами физической подготовленности являются: аэробная производительность организма, общая физическая работоспособность, скоростная выносливость и скоростно-силовой потенциал мышц. Объединение спортсменов в группы на основании выявленных факторов, лимитирующих уровень подготовленности, и направленная коррекция тренировочного процесса позволили лыжникам-гонщикам с различным уровнем подготовленности в период соревнований достичь практически равных спортивных результатов [13].

Примеры, приведенные в данной статье, убедительно доказывают, что дифференци-

рованный подход довольно эффективен в процессе построения тренировок юных спортсменов на этапах многолетней подготовки, различных специализаций во многих видах спорта.

Использование дифференцированного подхода существенным образом поможет рациональному построению многолетних этапов тренировки юных спортсменов, более глубоко раскроет рамки поиска критериев рационального управления процессом тренировки, позволит более полно учитывать факторы, ограничивающие проявление различных способностей и реализацию резервных и функциональных возможностей систем организма юного спортсмена.

1. иКЬ: http://bmsi.ru

2. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки // Вестник спортивной науки. 2003. № 1. С 32-34.

3. Баранов В.А. Методика учебно-тренировочного процесса пловцов на этапе начальной подготовки на основе дифференцированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2012.

4. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 8-9.

5. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М., 1989.

6. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск, 1997.

7. Корженевский А.Н., Квашук П.В., Птуш-кин Г.М. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1993. № 10. С. 3035.

8. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

9. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. К., 1990.

10. Никитюк Б.А. Адаптация, конституция и моторика // Теория и практика физической культуры. 1989. № 1. С. 41-43.

11. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. № 10. С. 18-21.

12. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

13. Харитонова Л.Г., Михалев В.И., Шкляев Ю.В. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спортивном онтогенезе лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. 2000. № 10. С. 25-29.

Поступила в редакцию 12.03.2013 г.

UDC 796/799

INFLUENCE OF DIFFERENTIAL APPROACH ON PROCESS OF YOUNG SPORTSMEN PREPARATION

Ruslan Gennadyevich MISHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Education and Sports Department, e-mail: [email protected]

Olga Sergeyevna TERENTYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methods of Physical Education and Sports Department, e-mail: [email protected]

At the present stage the theme differentiated approach in the training of young athletes is very crucial. In many sports schools differentiation of the training process is rarely used, and the training programs and plans, the experience of trainers over the years of working with children that cannot be released for many young athletes, especially at the initial stages of training, are used instead. The problem of the differentiated approach in training of young athletes is considered.

The essence of differentiation, its structural elements and functions, the positive side, the differences between the individual and differentiated approach to training is revealed.

Key words: individualization of the training process, a differentiated approach, initial training, many years of training, young athletes, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.