Научная статья на тему 'Влияние мотивации на успешность учебной деятельности студентов'

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2448
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченкова Снежана Петровна

В статье рассматривается вопрос о влиянии мотивации на успешность учебной деятельности студентов. Определяющим двигателем учебной деятельности студента является стремление к успеху и боязнь неудачи, а также мотивация учебной и профессиональной деятельности и факторы привлекательности профессии, что является мотивационным комплексом личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации на успешность учебной деятельности студентов»

5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система [Текст] / Ф.Е. Василюк // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С. 45-61.

6. Василюк Ф.Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 80-92.

7. Василюк Ф.Е. Психотехнический метод исследования творческого мышления [Текст] / Ф.Е. Василюк, В.К. Зарецкий, А.Н. Молостова // Культурно -историческая психология. 2008. -№ 4. С. 34-47.

8. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 5. С. 139-152. doi:10.17759/cpp.2014220507.

9. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. Москва, Институт философии, теологии и истории Св. Фомы. 2005.

10. Шаньков Ф.М. Обращение к духовному и религиозному совладанию в психотерапии. Обзор западных исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 151-177.

11. Exline J.J., Rose E.D. Religious and spiritual struggles // Handbook of the psychology of religion and spirituality: 2nd ed. / Ed. by R.F. Paloutzian, C.L. Park. NY: Springer. 2013, p. 379-397.

12. Delaney H.D., Miller W.R., Bisono, A.M. Religiosity and spirituality among psychologists: A survey of clinician members of the American Psychological Association // Professional Psychology: Research and Practice. 2007, vol. 38. P.538-546.

13. Paloutzian R.F., Park C.L. (Eds.). Handbook of the psychology of religion and spirituality. Guilford Publications. 2013

14. Pargament K.I. The Religious Dimension of Coping: Advances in Theory. Research and Practice. Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2013. 2, 560-578.

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Ти м ченкова С.П.

Тимченкова Снежана Петровна - студент, направление подготовки: педагогическое образование «биология и химия», естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о влиянии мотивации на успешность учебной деятельности студентов. Определяющим двигателем учебной деятельности студента является стремление к успеху и боязнь неудачи, а также мотивация учебной и профессиональной деятельности и факторы привлекательности профессии, что является мотивационным комплексом личности. Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, личность, учебная деятельность, направленность, усто чивость, активность.

Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в известной статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910) [1, с.12]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход и стал использоваться для объяснения причин того или иного поведения человека. В современной психологии при сходности общего

подхода к пониманию мотива, существуют расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. На сегодняшний день само определение понятия «мотив» представляет собой определенную научную проблему. Проблема мотивации является одной из самых важных в современной психологии. Большинство ученых понятие мотивации определяют как динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

Мотивационная сфера - это одна из научных областей, интерес к которой не угасает на протяжении длительного времени. Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели [3, с.125]. Исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались

A.К. Маркова, Н.В. Афанасьева , М.В. Матюхина , Т.А. Саблина Л.П. Кичатинов,

B.И. Махновская , О.А Чувакова , В.С. Юркевич , А.Г. Лидерс и В. Хеннинг и др.

Сегодня в психологии особенно актуальной становится проблема формирования

мотивационной сферы личности современного студента. Современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение решать нестандартные задачи и находить альтернативные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности. Мотивация - главная движущая сила в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [6, с.27].

Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется устойчивостью, динамичностью и направленностью.

Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического характера. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации.

Студенческий возраст - это особый период жизни человека. Постановкой проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории занималась психологическая школа Б.Г. Ананьева [4, с.122]. Определяющим двигателем учебной деятельности студента является стремление к успеху и боязнь неудачи, а также мотивация учебной и профессиональной деятельности и факторы привлекательности профессии, что является мотивационным комплексом личности [7, с.74]. Для того чтобы в будущем студент был полностью удовлетворен своей профессией, необходимо, перед ее выбором, выявить его профессиональные мотивы, интересы и склонности.

Актуальность данной проблемы обусловлена также тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний студентами продолжает оставаться нерешенной задачей и сегодня. Для установления причин неуспеваемости необходимо выявить, от каких свойств личности зависит главным образом успех или неуспех в учебной деятельности учащегося.

Таким образом предметом исследования является: изучение особенностей мотивов учебной деятельности студентов с разным уровнем успеваемости.

Объект исследования: учебная деятельность студентов ЕГФ.

Гипотеза исследованя: преобладающий тип мотивации оказывает существенное влияние на успешность учебной деятельности студентов: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости

Задачи исследования:

1. Выбрать подходящую методику для изучения мотивов учебой деятельности.

2. Определить преобладающий тип мотивации испытуемых

3. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о влиянии мотивов учебной деятельности на успеваемость студентов.

В исследовании приняло участие 42 студента естественно-географического факультета Смолгу.

Для проведения исследования была выбрана методика: Т. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». . В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Интерпретация. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Показателями успеваемости студентов являются промежуточне отметки, выставленные преподавателем.

Используя методы математической статистики, был вычислен средний балл успеваемости каждого студента. Все испытуемые были разделены на 3 группы:

■ к неуспевающим были отнесены студенты, имеющие средний бал от 1 до 3 (низкий уровень успеваемости) - 8 студентов ;

■ на среднем уровне находятся студенты, имеющие средний бал от 3,5 до 4

(средний уровень успеваемости) - 29 студент;

■ к сильным относятся студенты имеющие средний балл от 4,5

до 5 баллов (высокий уровень успеваемости) - 5 студентов

Процентное соотношение представлено на рис. 1:

В Низкий уровень успеваемости и Средний уровень успеваемости В Высокий уровень успеваемости Н

Рис. 1. Процентное соотношение уровня успеваемости и количества студентов Анализ полученных результатов

В ходе анкетирования студентов были получены результаты, занесенные в таблицу 1:

Уровень успеваемости студентов Овладение профессией Приобретение знаний Получение дипло а

Низкий 16% 20% 64%

Средний 30% 46% 24%

Высокий 35% 48% 17%

Таким образом, на основе анализа данных таблицы 1 получаем: среди студентов с низким уровнем успеваемости у 64 % опрошенных преобладает мотивация, направленная на получение диплома, среди студетов со средним и высоким уровнем успеваемости преобладают первые 2 группы мотивов: овладение профессией и приобретение знаний. Результаты представлены на рис.2:

70 60 50 40 30 20 10 0

Студенты,имеюш,ие Студенты,имеюш,ие Студенты, имеющие низкий уровень средний уровень высокий уровень успеваемости успеваемости успеваемости

I Овладение профессией и Приобретение знаний И Получение диплома

Рис. 2 Соотношение мотивов и уровня успеваемости студентов

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что тип мотивации оказывает существенное влияние на успешность учебной деятельности: преобладание у студентов мотивации на приобретение знаний и овладение профессией положительно влияют на успешность учебной деятельности и свидетельствуют об адекватном выборе студентом профессии.

Для студентов,у которых преобладающий тип мотивации - получение диплома -учёба не вызывает положительных эмоций и учащиеся тяготятся ею. Подобный результат свидетельствует о том, что выбор профессии у учащихся произошёл не вполне осознанно.

Преподавателям могут быть составлены следующие рекомендации по коррекции учебной мотивации студентов с низким уровнем учебной успеваемости.

1.На занятиях использовать индивидуальный подход к формированию мотивации неуспевающих в учёбе студентов

2. Учить студентов способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.);

3. Включать в работу нестандартные формы подачи материала, что приведет к повышению уровня интереса к занятиям;

4. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски

Подвергать критике нужно только конкретные действия студента, не задевая его личность.

5. Замечать даже небольшие успехи и достижения студента с низкой учебной

мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М.: АСТ, 2008. 672 с.

2. Зимняя И .А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. 448 с.

3. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005 254 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1972. 205 с.

5. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 285 с.

6. Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 416 с.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 228 с.

8. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: «Генезис», 2004. 283 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ти м ченкова С.П.

Тимченкова Снежана Петровна - студент, направление подготовки: педагогическое образование «биология и химия», естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности учащихся. Раскрытию индивидуальных особенностей личности способствует учет особенностей темперамента, в связи с чем, изучение этих особенностей является актуальной проблемой. Ключевые слова: темперамент, личная ориентированность, индивидуализация, личность.

Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности [1, с.88]. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей. Особенности темперамента подростков оказывают существенное влияние на учебную деятельность.

Важнейшим условием для достижения современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация. Проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное развитие каждого ученика, так как каждый ребенок индивидуален и уникален [2, с.12]. Основная задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Наиболее ценными являются обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его возможностям [5, с.124].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.