Научная статья на тему 'Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в процессе организации физкультурной деятельности'

Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в процессе организации физкультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ-СИРОТА / ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT-ORPHAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Подлиняев Олег Леонидович

В статье анализируются пути и условия социально-психологической адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович, Подлиняев Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF STUDENT-ORPHANS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE PROCESS OF ORGANIZATION

The article analyzes the ways and conditions of social and psychological adaptation of student-orphans to educational environment of higher technical educational establishment by means of physical training activities.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в процессе организации физкультурной деятельности»

ников на них. Создаваемые ситуации были направлены на самоопределение школьников в различных ситуациях как экологической направленности, так и гендерного позиционирования.

Подавляющее большинство школьников позиционируют себя в рамках своей гендерной группы (учитель на иллюстрируемых ситуациях отсутствовал), а 10-15 % (в основном мальчики) в значительной мере обособлены.

Тесты экологической направленности показали, что большинство девочек созерцают природу (отдыхают на поляне, пляже, ловят бабочек сачком и т.д.), однако около 10 % после уточнения о возможности собирания цветов (по условиям это разрешается) перенесли себя именно в эту категорию. Большинство мальчишек позиционируют себя в роли охотников, рыболовов, отдыхающих в игровой форме (купание, игра в мяч и т.д.). Необходимо отметить, что до 5 % детей перевоплотили себя в роли животных, птиц и насекомых.

После проведения уроков физической культуры с элементами экологических игр, основанных на гендерном подходе, на протяжении учебного года проводились повторные тестирования, и полученные результаты говорят о росте взаимной кооперации между гендерами и о раз-

витии экологической ответственности у детей. Около 10 % позиционирует себя в качестве «хранителей» природы, в том числе 6 % в коллективе из разных полов, 2 % индивидуально и 2 % в своей гендерной группе.

Неожиданным результатом стал рост заинтересованности учителей физической культуры в младших классах к проблематике экологического и гендерного воспитания.

Литература

1. Барышникова Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов [Элекстронный ресурс]. - URL: htt://vestnik.uspu/org/releases_praktikam/13_2/ (дата обращения 15.02.2013).

2. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

3. Дульмухаметова Г.Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2011.

4. Шептуховский М.В. Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу "Окружающий мир": автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Шуя, 2009.

5. Штайнер Р. Необходимость духовной основы педагогики // Вальдорфская педагогика. Антология. -М., 2003.

Захарова Надежда Михайловна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного университета. Тел.: 8-914-460-32-37. E-mail: zanami1958@yandex.ru

Баранов Александр Вадимович, старший преподаватель кафедры механизации и лесоэксплуатации Дальневосточного государственного аграрного университета. Тел.: 8-924-147-19-85. E-mail: baranovmex@mail.ru

Zakharova Nadezhda Mikhailovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University.Tel: 8-914-460-32-37.E-mail: zanami1958@yandex.ru

Baranov Alexander Vadimovich, senior lecturer, department of mechanization and forest exploitation, Far Eastern State Agrarian University. Tel: 8-924-147-19-85. E-mail: baranovmex@mail.ru

УДК 378.1

© В. В. Исмиянов, О. Л. Подлиняев

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются пути и условия социально-психологической адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза средствами физической культуры. Ключевые слова: адаптация, физическая культура, студент-сирота.

V. V. Ismiyanov, O. L. Podlinyaev

ADAPTATION OF STUDENT-ORPHANS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE PROCESS OF ORGANIZATION

OF PHYSICAL TRAINING ACTIVITIES

The article analyzes the ways and conditions of social and psychological adaptation of student-orphans to educational environment of higher technical educational establishment by means of physical training activities. Keywords: adaptation, physical education, student-orphan.

Процесс адаптации студентов-сирот к новым для них условиям жизни и учебной деятельности в системе высшего технического образования является сложным этапом их социализации. Первокурсники-сироты отличаются от своих товарищей не только в социальном плане, но и, как правило, в образовательном. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» они зачисляются в число студентов на льготных условиях. Количество баллов, набранных ими на вступительных экзаменах, значительно ниже общего проходного балла. В связи со льготами значительно выросло число поступивших сирот в высшие учебные заведения (в том числе технические) за последние 5 лет. Но, к сожалению, и процент отчисленных первокурсников-сирот также растет.

Социальная и психологическая специфика данной категории студентов требует теоретического осмысления и практического внедрения особых педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса. К таким условиям можно отнести не только новые формы и содержание учебной работы, но, прежде всего, построение педагогического взаимодействия между студентами и преподавателями на основе учета особенностей студентов-сирот. В свою очередь, возможность такого учета определяется психолого-педагогической подготовленностью преподавателей к работе со студентами-сиротами и педагогическими ресурсами предметов, входящих в учебный план технического вуза.

Одним из предметов, связующих педагогический потенциал учебной дисциплины с особыми условиями педагогического взаимодействия, является физическая культура (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.С. Родиченко и др.). Исследование педагогического потенциала названного предмета требует разработки новых теоретических концепций, расширения исследований, выявляющих закономерности социального, личностного развития человека, а также всю структуру педагогического взаимодействия в процессе занятий физической культурой [1, 2, 4].

Отличительной функцией дисциплины «физическая культура» является значительный потенциал, обеспечивающий социально-педагогическую и социально-психологическую адаптацию, направленную на гармоничное

взаимодействие личности с социальной и природной средой, а также на осознание и проявление личностной стратегии поведения (Ф.З. Ме-ерсон, И.И. Зарецкая, А.Г. Харчев, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский и др.) [3, 5, 6, 7].

В то же время специальных исследований, в которых рассматривался бы процесс адаптации сирот-первокурсников к образовательной среде технических вузов на основе теории и практики организации физкультурной деятельности, в доступной нам литературе мы не встретили.

Одним из путей решения вопросов адаптации студентов-сирот к образовательной среде является, на наш взгляд, создание в образовательном процессе технического вуза организационных, психологических и педагогических условий для теоретической и практической организации физкультурной деятельности студентов-сирот с различным исходным уровнем способностей и интересов, предоставление возможности для их самоопределения и самоутверждения на индивидуально-доступном уровне, способствующих мотивации к дальнейшему гармоничному развитию личности.

В контексте решения проблемы адаптации студентов-сирот к образовательной среде высшего профессионального образования нам удалось разработать, научно обосновать и внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию инновационную модель организации физкультурной деятельности данной категории учащихся технического вуза, обеспечивающую их успешную социализацию.

В ходе исследования нами решались следующие задачи: выявление особенностей и проблем адаптации студентов-сирот в условиях технического вуза; разработка, научное обоснование и внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию условий, оптимизирующих теорию и практику организации физкультурной деятельности студентов-сирот в контексте их эффективной адаптации к образовательной среде технического вуза.

В Иркутском государственном университете путей сообщения, выбранного в качестве экспериментальной базы исследования, нами был проанализирован педагогический потенциал учебно-воспитательного процесса для работы со студентами-сиротами.

Нами было выявлено, что педагогический потенциал в техническом вузе по отношению к

данной категории студентов требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, что требует коррекции содержания и инновационных подходов, расширения спектра отношений педагогов и студентов-сирот для повышения уровня адаптации количества поступивших сирот. Нами установлено, что 80 % профессорско-преподавательского состава технических вузов имеет техническое образование и зачастую испытывает

профессиональные затруднения в общении и преподавании, связанные с отсутствием педагогического образования.

Для реализации педагогического эксперимента в рамках оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию были сформированы группы из сирот-первокурсников: контрольная (п=32) и экспериментальная (п=25). Всего в обследовании приняло участие 57 сирот-первокурсников .

Социальный блок Психологический блок Педагогический блок

• получение жилья • психодиагностика, пси- • успешность включения

• обустройство быта хопрофилактика и психо- в различные виды спор-

• охрана и защита прав коррекция поведения и тивной деятельности

• организация санитарно- общения на занятиях фи- • создание условий для

курортного лечения, пи- зической культурой саморазвития на заня-

тания и отдыха тиях физической куль-

• выплата пособий и сти- турой

пендий • педагогическая коррекция

Форма индивидуального подхода:

• консультирование

• беседа

Принципы индивидуального подхода:

• признание ценности студентов-сирот как личности

• признание студентов-сирот субъектами права

• гуманизация отношения на занятиях физической культуры

Повышение уровня физического развития, физической подготовленности и развитие психологических личностных качеств, для роста успеваемости в учебном процессе

Здоровый образ жизни

Рис. 1. Модель оптимизации физкультурной деятельности студентов-сирот, направленной на адаптацию к образовательной среде технического вуза

В ходе обследования детально изучались особенности личности студентов-сирот, в том числе были проведены социологические исследования (анкетирование, интервьюирование), которые позволили обнаружить тот факт, что большинство студентов-сирот, в связи с проживанием в условиях социальной депривации, получают значительные психотравмы, которые накладывают отпечаток на дальнейший процесс социализации. По полученным нами данным можно констатировать: эта группа студентов считает себя отличающимися от других студентов. И это отличие выражается в другом отношении к окружающему миру, они дискомфортно переживают чувство одиночества, глубоко ин-тровертированы и замкнуты.

В результате исследования особенностей сирот-первокурсников было установлено, что воспитывающиеся без участия семьи в большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те студенты, которые являются членами семейных коллективов. Для них характерны проблемы как социального, педагогического, так и психологического характера, которые необходимо учитывать при работе с данной категорией студентов.

С учетом полученных результатов нами была научно обоснована и внедрена в учебный процесс модель оптимизации физкультурной деятельности студентов-сирот (рис. 1), направленной на адаптацию к образовательной среде технического вуза, включающая в себя следующие

структурные компоненты: моделирование организации занятий по физической культуре на основе индивидуального подхода, психолого-педагогический контроль развития личности, психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция поведения и общения на занятиях физической культурой, специально организованное педагогическое взаимодействие, направленное на создание условий для саморазвития на занятиях физической культурой, успешность включения в различные виды спортивной деятельности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 1519.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - № 3. - С. 35-39.

3. Кузьмина Н.В. Методы системного исследования педагогической деятельности. - М., 1970. - 108 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. - М., 1992.

5. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1974.

6. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

7. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. - М., 1990.

Исмиянов Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения. Тел. 89148968550. E-mail: ismiyanov@yandex.ru

Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской государственной академии образования. Тел. 89500715692. E-mail: pol@psy.isu.ru

Ismiyanov Vladimir Vladimirovich, Ph.D., assistant professor of physical education at Irkutsk State University of Railways, 664074, Irkutsk, ul. Chernyshevsky, 15, tel. 89148968550, E-mail: ismiyanov@yandex.ru

Podlinyaev Oleg Leonidovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Department of Pedagogy, East-Siberian State Academy of Education, 664011, Irkutsk, ul. Lower Quay, 6, tel. 89500715692, E-mail: pol@psy.isu.ru

УДК 796.011:159.9.019

© С. В. Калмыков, А. С. Цыбиков, Г. И. Занданова, О. А. Зинина

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИБЕТСКОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается тибетская система классификации психофизиологических типов человека по системе «ветер-желчь-слизь», влияние на него гендерного фактора. Получены данные, подтверждающие тесную взаимосвязь трех регулирующих систем организма человека («ветер», «желчь», «слизь») с психологической структурой личности. Проведен сравнительный анализ психофизиологических типов по личностным характеристикам.

Ключевые слова: психофизиологический тип по системе «ветер-желчь-слизь», тибетская медицина, психологическая структура личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.