Научная статья на тему 'Эмпирический анализ тибетской системы классификации конституциональных типов человека'

Эмпирический анализ тибетской системы классификации конституциональных типов человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1224
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ПО СИСТЕМЕ "ВЕТЕР-ЖЕЛЧЬ-СЛИЗЬ" / ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL TYPE ACCORDING TO THE SYSTEM "WIND-BILE-SLIME" / TIBETAN MEDICINE / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калмыков Степан Владимирович, Цыбиков Анатолий Сергеевич, Занданова Галина Ильинична, Зинина Ольга Андреевна

В статье рассматривается тибетская система классификации психофизиологических типов человека по системе «ветер-желчь-слизь», влияние на него гендерного фактора. Получены данные, подтверждающие тесную взаимосвязь трех регулирующих систем организма человека («ветер», «желчь», «слизь») с психологической структурой личности. Проведен сравнительный анализ психофизиологических типов по личностным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калмыков Степан Владимирович, Цыбиков Анатолий Сергеевич, Занданова Галина Ильинична, Зинина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL ANALYSIS OF THE TIBETAN SYSTEM OF CLASSIFICATION OF CONSTITUTIONAL HUMAN TYPES

The article considers the Tibetan system of classification of human psychophysiological types according to the system «wind-bile-slime». The data have been obtained that confirm a close relationship of three regulatory systems of human body («wind», «bile», «slime») with a psychological structure of personality. A comparative analysis of psychophysiological types has been made according to personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Эмпирический анализ тибетской системы классификации конституциональных типов человека»

В ходе обследования детально изучались особенности личности студентов-сирот, в том числе были проведены социологические исследования (анкетирование, интервьюирование), которые позволили обнаружить тот факт, что большинство студентов-сирот, в связи с проживанием в условиях социальной депривации, получают значительные психотравмы, которые накладывают отпечаток на дальнейший процесс социализации. По полученным нами данным можно констатировать: эта группа студентов считает себя отличающимися от других студентов. И это отличие выражается в другом отношении к окружающему миру, они дискомфортно переживают чувство одиночества, глубоко ин-тровертированы и замкнуты.

В результате исследования особенностей сирот-первокурсников было установлено, что воспитывающиеся без участия семьи в большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те студенты, которые являются членами семейных коллективов. Для них характерны проблемы как социального, педагогического, так и психологического характера, которые необходимо учитывать при работе с данной категорией студентов.

С учетом полученных результатов нами была научно обоснована и внедрена в учебный процесс модель оптимизации физкультурной деятельности студентов-сирот (рис. 1), направленной на адаптацию к образовательной среде технического вуза, включающая в себя следующие

структурные компоненты: моделирование организации занятий по физической культуре на основе индивидуального подхода, психолого-педагогический контроль развития личности, психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция поведения и общения на занятиях физической культурой, специально организованное педагогическое взаимодействие, направленное на создание условий для саморазвития на занятиях физической культурой, успешность включения в различные виды спортивной деятельности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 1519.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - № 3. - С. 35-39.

3. Кузьмина Н.В. Методы системного исследования педагогической деятельности. - М., 1970. - 108 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. - М., 1992.

5. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1974.

6. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

7. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. - М., 1990.

Исмиянов Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения. Тел. 89148968550. E-mail: ismiyanov@yandex.ru

Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской государственной академии образования. Тел. 89500715692. E-mail: pol@psy.isu.ru

Ismiyanov Vladimir Vladimirovich, Ph.D., assistant professor of physical education at Irkutsk State University of Railways, 664074, Irkutsk, ul. Chernyshevsky, 15, tel. 89148968550, E-mail: ismiyanov@yandex.ru

Podlinyaev Oleg Leonidovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Department of Pedagogy, East-Siberian State Academy of Education, 664011, Irkutsk, ul. Lower Quay, 6, tel. 89500715692, E-mail: pol@psy.isu.ru

УДК 796.011:159.9.019

© С. В. Калмыков, А. С. Цыбиков, Г. И. Занданова, О. А. Зинина

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТИБЕТСКОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается тибетская система классификации психофизиологических типов человека по системе «ветер-желчь-слизь», влияние на него гендерного фактора. Получены данные, подтверждающие тесную взаимосвязь трех регулирующих систем организма человека («ветер», «желчь», «слизь») с психологической структурой личности. Проведен сравнительный анализ психофизиологических типов по личностным характеристикам.

Ключевые слова: психофизиологический тип по системе «ветер-желчь-слизь», тибетская медицина, психологическая структура личности.

S. V. Kalmykov, A. S. Tsybikov, G. I. Zandanova, O. A. Zinina

EMPIRICAL ANALYSIS OF THE TIBETAN SYSTEM OF CLASSIFICATION OF CONSTITUTIONAL HUMAN TYPES

The article considers the Tibetan system of classification of human psychophysiological types according to the system «wind-bile-slime». The data have been obtained that confirm a close relationship of three regulatory systems of human body («wind», «bile», «slime») with a psychological structure of personality. A comparative analysis of psychophysiological types has been made according to personal characteristics.

Keywords: psychophysiological type according to the system «wind-bile-slime», the Tibetan medicine, psychological structure of personality.

Введение. Восточные концептуальные технологии здоровьесбережения на основе целостного подхода, на наш взгляд, имеют высокую эффективность и перспективу более широкого применения в современной жизни. Тибетская медицина - это отлаженная тысячелетним опытом превентивная система управления психическим и физическим здоровьем человека.

В тибетской медицине человек рассматривается как единая целостная система, неразрывно связанная со средой обитания. Нормальное функционирование организма человека зависит от баланса трех физиологических начал (регулирующих систем), называемых «дошами»: «слизь» - эндокринная и лимфатическая системы, «желчь» - пищеварительная и сердечнососудистая системы, «ветер» - нервная система. Сбалансированное или возмущенное состояние трех регулирующих систем в организме являются базовыми информативными индикаторами при диагностике и коррекции как физического, так и психологического состояния здоровья человека. Тип человека по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» определяется, как правило, посредством специальных диагностических вопросников, поскольку определение врожденного пульса человека в наше время затруднительно. Каждый тип характеризуется целым рядом физиологических и психологических признаков. Все три регулирующие системы «ветер», «желчь» и «слизь» присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них могут доминировать. В соответствии с преобладанием той или иной доши человека можно отнести к одному из семи конституциональных типов: «человек желчи», «слизи», «ветра», «человек желчи-слизи», «желчи-ветра», «слизи-ветра» и тройной тип «человек ветра-желчи-слизи». Этот конституциональный тип, как правило, свойствен человеку от рождения. Однако, как показывает практика, на протяжении жизни человек в силу изменившихся условий жизни, социальных факторов может поменять свой врожденный тип.

Поэтому будем говорить о текущем конституциональном типе.

Согласно [1], можно дать следующую краткую характеристику трем «чистым» типам. Люди «ветра» по виду сухощавы, часто высокого роста, бледны, многословны, артистичны, склонны к беспокойству, бессоннице, плохо переносят холод и т.д. Люди «желчи» имеют атлетическое телосложение, развитые мышцы, обычно среднего роста, имеют смуглый цвет кожи, склонны к раздражительности, трудно переносят жажду и голод, очень энергичны, целеустремленны и воинственны. Люди «слизи», как правило, крупного телосложения, склонны к полноте, обладают хорошим сном, очень терпеливы, веселого нрава, медлительны, практичны. Эти три основных конституциональных типа в сочетании дают еще четыре класса смешанных типа - итого семь. Подробное описание всех типов изложено в ряде публикаций по тибетской медицине [1-5].

Для каждого из них рекомендуется определенный образ жизни и питание, следование которым помогает сохранять баланс в организме и поддерживать здоровье. С точки зрения тибетской медицины дисбаланс создает главным образом доминирующая от рождения регулирующая система организма, которая собственно и определяет конституцию. Поэтому главный принцип превентивного подхода - это постоянное уравновешивание внутреннего баланса организма согласно индивидуальным конституционным требованиям [1-5].

Таким образом, восточные подходы к психофизической диагностике имеют ряд перспективных преимуществ, к которым можно отнести: системный (комплексный) подход к анализу состояния (неразрывность связи физиологии и психологии человека); наличие конкретных профилактических рекомендаций по образу жизни и питанию в зависимости от выявленного типа для улучшения функционального состояния; возможность по выявленным психофизиологическим особенностям (типам) заблаговре-

менно определить перечень свойственных им заболеваний в целях профилактики.

Цель исследования - эмпирическое обоснование методики определения психофизиологического типа по восточной системе «ветер-желчь-слизь» на основе сопоставления типов с личностными характеристиками по Кеттеллу.

Организация и методы исследования. В веб-тестировании участвовало 240 студентов Бурятского госуниверситета. Применялись две принципиально разные диагностические методики, выявляющие индивидуальные психофизиологические свойства личности. Первая методика - общепринятый 16-факторный вопросник Кеттелла для определения структуры личности (www.psyclass.ru, форма С). Второй опросник разработан на основе многовекового практического опыта врачей-тибетологов и выявляет психофизиологический тип человека по представлениям восточной медицины - вопросник «Тип тела» (mz.bsu.ru). Данная форма имеет 99 вопросов, связанных с различными проявления-

Судя по графику, распределение данных далеко не равномерное. Наиболее часто встречающийся тип человека - это тройной смешанный тип, который считается наиболее сбалансированным и благоприятным для здоровья. Реже всего встречаются люди «чистого» (не смешанного) типа.

ми психических и физиологических свойств человека. Результатом выполнения теста «тип тела» являются 3 числа, которые соответствуют степени проявления признаков «ветра», «желчи» и «слизи». Далее по трем полученным значениям определяются доминирующие регулирующие системы и, соответственно, конституциональный тип человека.

При обработке эмпирических данных применяются параметрические методы анализа данных. Методы реализуются с помощью специализированного программного пакета Statistica 10Ru [6].

Результаты исследования. В результате тестирования чуть меньше половины (47,9 %) обследованных студентов имеют тройной тип «ветер-желчь-слизь», следующий по частоте тип «желчь-слизь» (22,1 %), затем «ветер-слизь» (11,3 %), «ветер-желчь» (5,8 %), «слизь» (7,1 %), «желчь» (4,2 %) и тип «ветер» (1,7 %). Полученное распределение студентов по психофизиологическому типу представлено на рисунке 1.

Влияние гендерного признака на конституциональный тип. Оценка различий уровня проявления признаков трех дош между юношами и девушками проводилась с применением критерия Стьюдента для независимых выборок. Результаты сравнений средних представлены в таблице 1.

«Ветер» (в)

О 10 20 30 40 50 60 70 Частота

Рис. 1. Результаты тестирования студентов по вопроснику «тип тела»

Таблица 1

Результаты анализа различий средних значений трех систем у юношей и девушек

Регулирующая система Юноши (М±т, N=128) Девушки (М±т, N=112) t - значение Стьюдента р-уровень

Ветер 95,30±1,98 103,13±2,13 -2,69 р<0,05

Желчь 104,93±1,54 109,98±7,32 -0,72 р>0,05

Слизь 109,2±1,54 107,13±2,09 0,81 р>0,05

Достоверное различие наблюдается для компоненты «ветер», при этом у девушек значение «ветра» выше, чем у юношей (р<0,05). Отсюда следует, что гендерный признак влияет на фор-

Выявлены более высокие значения у юношей, чем у девушек, по характеристикам «моральная устойчивость» (р<0,05) и «самодисциплина» (р<0,05). У девушек значения выше, чем у юношей, по следующим характеристикам: «общительность» (р<0,05), «социальная смелость» (р<0,01), «чувствительность» (р<0,01), «тревожность» (р<0,01), «эмоциональная напряженность» (р<0,05). Исходя из этого, можно предположить, что различия в выраженности регулирующей системы «ветра» у девушек и юно-

мирование конституционального типа. Рассмотрим результаты сравнительного анализа личностных характеристик (табл. 2).

Таблица 2

шей характеризуют их перечисленные психологические особенности.

Анализ влияния систем «ветер», «желчь», «слизь» на психологическую структуру личности. Приведем результаты анализа влияния регулирующей системы «ветер». Для проведения данного анализа исходная выборка разделена на две группы: первая - содержит доминирующую систему «ветер», вторая - не содержит. Анализ различий двух независимых групп по личностным характеристикам проводится с помощью критерия Стьюдента (табл. 3).

Сравнение личностных характеристик по гендерному признаку

№ Характеристика (16 факторов Кеттелла) Юноши М±т, N=128 Девушки М±т, N=112 t - значение Стьюдента р-уровень

1 Общительность (А) 4,71±0,24 5,64±0,25 -2,67 р<0,05

2 Мышление (В) 6,07±0,22 5,85±0,25 0,67 р>0,05

3 Эмоциональная стабильность (С) 5,2±0,17 4,78±0,18 1,7 р>0,05

4 Доминантность (Е) 6,91±0,2 6,65±0,19 0,92 р>0,05

5 Экспрессивность (Г) 4,77±0,22 5,32±0,23 -1,72 р>0,05

6 Моральная устойчивость 6,73±0,2 6,14±0,19 2,12 р<0,05

7 Социальная смелость (Н) 4,94±0,2 5,88±0,21 -3,29 р<0,01

8 Чувствительность (I) 3,72±0,18 5,02±0,16 -5,4 р<0,01

9 Настороженность (Ь) 7,3±0,2 7,54±0,21 -0,81 р>0,05

10 Мечтательность (М) 4,8±0,19 5,29±0,19 -1,79

11 Дипломатичность (К) 5,25±0,21 5,44±0,18 -0,68 р>0,05

12 Тревожность (О) 5,13±0,22 6,43±0,2 -4,34 р<0,01

13 Радикализм ^1) 5,13±0,23 4,62±0,24 1,56 р>0,05

14 Независимость ^2) 5,8±0,22 5,38±0,22 1,33

15 Самодисциплина ^3) 6,66±0,17 6,11±0,19 2,2 р<0,05

16 Эмоциональная напряженность №4) 4,07±0,15 5,38±0,16 -5,91 р<0,01

*значимые различия выделены жирным шрифтом

Таблица 3

Личностные характеристики, связанные с системой «ветер»

№ Характеристика (16 факторов Кеттелла) «Ветер» доминирует (М±т, N=160) «Ветер» не доминирует (М±т, N=80) 1 - значение Стьюдента р-уровень

1 Общительность (А) 5,31±0,21 4,83±0,33 1,29 р>0,05

2 Мышление (В) 5,93±0,21 6,05±0,28 -0,36 р>0,05

3 Эмоциональная стабильность (С) 4,84±0,15 5,34±0,23 -1,89 р>0,05

4 Доминантность (Е) 6,86±0,18 6,65±0,22 0,71 р>0,05

5 Экспрессивность (Г) 5,31±0,19 4,46±0,29 2,55 р<0,05

6 Моральная устойчивость №) 6,24±0,18 6,89±0,23 -2,19 р<0,05

7 Социальная смелость (Н) 5,56±0,17 5,01±0,27 1,78 р>0,05

8 Чувствительность (I) 4,43±0,17 4,13±0,18 1,12 р>0,05

9 Настороженность (Ь) 7,56±0,16 7,11±0,28 1,49 р>0,05

10 Мечтательность (М) 5,04±0,16 5,01±0,24 0,09 р>0,05

11 Дипломатичность (N1 5,53±0,18 4,95±0,21 2,00 р<0,05

12 Тревожность (О) 6,01±0,19 5,2±0,26 2,49 р<0,05

13 Радикализм ^1) 5±0,2 4,68±0,3 0,93 р>0,05

14 Независимость ^2) 5,45±0,19 5,9±0,27 -1,35 р>0,05

15 Самодисциплина ^3) 6,16±0,16 6,89±0,19 -2,79 р<0,01

16 Эмоциональная напряженность ^4) 4,81±0,15 4,43±0,19 1,53 р>0,05

*значимые различия выделены жирным шрифтом

Из таблицы видно, что доминирование в человеке системы «ветра» повышает экспрессивность (эмоциональную выразительность), тревожность, снижает моральную устойчивость, самодисциплину и повышает дипломатичность

(гибкость). Если сравнить полученный результат с восточной характеристикой «ветра», то мы заметим очевидное сходство. Далее представлены результаты аналогичного анализа для «желчи» и «слизи» (табл. 4 и 5).

№ Характеристика (16 факторов Кеттелла) «Желчь» доминирует (М±т, N=160) «Желчь» не доминирует (М±т, N=80) 1 - значение Стьюдента р-уровень

1 Общительность (А) 5,45±0,21 3,92±0,28 3,57 р<0,01

2 Мышление (В) 6,05±0,21 5,63±0,25 1,03 р>0,05

3 Эмоциональная стабильность^) 5,22±0,15 4,15±0,21 3,50 р<0,01

4 Доминантность (Е) 6,97±0,16 6,06±0,26 2,68 р<0,01

5 Экспрессивность (Г) 5,2±0,19 4,33±0,28 2,20 р<0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Моральная устойчивость 6,71±0,16 5,44±0,25 3,74 р<0,01

7 Социальная смелость (Н) 5,65±0,17 4,31±0,27 3,74 р<0,01

8 Чувствительность (I) 4,42±0,15 3,94±0,22 1,53 р>0,05

9 Настороженность (Ь) 7,42±0,17 7,4±0,27 0,06 р>0,05

10 Мечтательность (М) 4,97±0,17 5,27±0,23 -0,89 р>0,05

11 Дипломатичность (Ы) 5,42±0,17 5,02±0,22 1,15 р>0,05

12 Тревожность (О) 5,63±0,19 6,19±0,28 -1,46 р>0,05

13 Радикализм ^1) 4,97±0,2 4,56±0,3 1,00 р>0,05

14 Независимость ^2) 5,25±0,2 7±0,19 -4,62 р<0,001

15 Самодисциплина ^3) 6,6±0,15 5,6±0,24 3,23 р<0,01

16 Эмоциональная напряженность «4) 4,69±0,15 4,63±0,19 0,23 р>0,05

*значимые различия выделены жирным шрифтом

Таблица 4

Личностные характеристики, связанные с системой «желчь»

Судя по результатам статистического анализа, «желчь» повышает общительность, эмоциональную стабильность, доминантность (по Кет-теллу: самостоятельность, настойчивость, уп-

Что касается влияния системы «слизь», то она снижает доминантность, социальную смелость и повышает независимость. Выявленные личностные характеристики системы «желчи» и «слизи», так же как и «ветра», подтверждают психологическую составляющую тибетского описания трех регулирующих систем организма человека. Не выявлено значимых влияний на следующие психологические характеристики: мышление, настороженность, мечтательность, радикализм и эмоциональная напряженность.

Различие психологической структуры личности для конституциональных типов по тибет-

рямство, напористость), экспрессивность, моральную устойчивость, социальную смелость, самодисциплину и снижает независимость, т.е. ориентируется на социальное одобрение.

ской системе. Для решения данной задачи применен аппарат многомерного однофакторного дисперсионного анализа (MANOVA). Все условия применения MANOVA выполнены. С целью корректного проведения расчетов выбраны для анализа три типа «ветер-желчь-слизь», «желчь-слизь» и «ветер-слизь», которые имеют приемлемую частоту (рис. 1). Факт влияния конституционального типа на структуру личности подтверждается многомерным лямбда-критерием Уилкса (Х=0,72; р<0,01). Одномерные результаты применения дисперсионного анализа представлены в таблице 6.

Таблица 5

Личностные характеристики, связанные с системой «слизь»

№ Характеристика (16 факторов Кеттелла) «Слизь» доминирует (М±т, N=160) «Слизь» не доминирует (М±т, N=80) t - значение Стьюдента р-уровень

1 Общительность (А) 5,04±0,22 5,96±0,3 -1,69 р>0,05

2 Мышление (В) 6,05±0,2 5,36±0,28 1,34 р>0,05

3 Эмоциональная стабильность (С) 5,01±0,15 4,96±0,26 0,12 р>0,05

4 Доминантность (Е) 6,69±0,17 7,54±0,21 -1,99 р<0,05

5 Экспрессивность (Г) 4,94±0,2 5,68±0,26 -1,49 р>0,05

6 Моральная устойчивость 6,42±0,17 6,71±0,25 -0,66 р>0,05

7 Социальная смелость (Н) 5,25±0,18 6,36±0,27 -2,45 р<0,05

8 Чувствительность (I) 4,26±0,15 4,82±0,26 -1,43 р>0,05

9 Настороженность (Ь) 7,33±0,18 8,04±0,23 -1,59 р>0,05

10 Мечтательность (М) 5,02±0,16 5,07±0,26 -0,11 р>0,05

11 Дипломатичность (Ы) 5,35±0,17 5,21±0,21 0,32 р>0,05

12 Тревожность (О) 5,77±0,19 5,5±0,31 0,56 р>0,05

13 Радикализм ^1) 4,82±0,2 5,46±0,34 -1,26 р>0,05

14 Независимость ^2) 5,73±0,19 4,64±0,32 2,22 р<0,05

15 Самодисциплина ^3) 6,42±0,16 6,29±0,19 0,33 р>0,05

16 Эмоциональная напряженность ^4) 4,61±0,14 5,21±0,26 -1,66 р>0,05

*значимые различия выделены жирным шрифтом

Таблица 6

Влияние фактора «тип конституции» на личностные характеристики (результаты дисперсионного анализа)

№ Характеристика (16 факторов Кеттелла) MSфакт (средний квадрат фактора) MSост (средний квадрат остатка) Критерий Фишера

F-статистика р-уровень

1 Общительность (А) 12,35 7,34 1,68 р>0,05

2 Мышление (В) 1,61 6,86 0,24 р>0,05

3 Эмоциональная стабильность (С) 16,96 3,38 5,02 р<0,01

4 Доминантность (Е) 6,69 4,54 1,47 р>0,05

5 Экспрессивность (Б) 8,14 5,98 1,36 р>0,05

6 Моральная устойчивость 39,26 4,41 8,90 р<0,01

7 Социальная смелость (Н) 15,40 4,64 3,32 р<0,05

8 Чувствительность (I) 5,68 3,79 1,50 р>0,05

9 Настороженность (Ь) 3,30 4,53 0,73 р>0,05

10 Мечтательность (М) 5,83 4,24 1,38 р>0,05

11 Дипломатичность (Ы) 2,87 4,68 0,61 р>0,05

12 Тревожность (О) 26,23 5,22 5,02 р<0,01

13 Радикализм ^1) 7,66 6,09 1,26 р>0,05

14 Независимость ^2) 23,87 5,35 4,46 р<0,05

15 Самодисциплина ^3) 36,64 3,61 10,14 р<0,01

16 Эмоциональная напряженность ^4) 2,99 3,09 0,97 р>0,05

*значимые различия выделены жирным шрифтом

Проведенный математический анализ выявляет значимые влияния по шести пунктам (р<0,05): эмоциональная стабильность, моральная устойчивость, социальная смелость, тревожность, независимость, самодисциплина. Для

изучения характера влияний применяется метод множественных сравнений по критерию Тьюки и графический метод. График средних (рис. 2 и 3) и статистики парных сравнений представлены ниже (табл. 7).

1.5 Щ®!

7,5 7.0

Ш В,® с:

ю

6.0

о х Ф

о Цр

4,5 4,0

ЩФ-

¡¡¡Й

Вертик столбцы равны 0,95 доверительных интервалов

-Ф- Эмоциональная стабильность ЗЕ Моральная устойчивость ЗЕ Социальная смелость

вжс

ВС

же

Тип конституции

Рис. 2. Психологические характеристики конституциональных типов

Вертик. столбцы равны 0,95.да.верителыных интервалав "Ч1- Тревожность —

Не5ависимоеть ЕЕ Самодисциплина .¿;

с;

ю

Ъ 1Я

ш

О

шм

4 а

4,|

вжс

Рис. 3. Психологические характеристики конституциональных типов

Таблица 7

Результаты множественных сравнений конституциональных типов по психологическим характеристикам

№ Личностная характеристика по Кеттеллу Достоверность различий средних по критерию Тьюки (р)

1 Эмоциональная стабильность (С) Конституция вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р>0,05 р>0,05

Желчь-слизь р>0,05 - р<0,01

Ветер-слизь р>0,05 р<0,01 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Моральная устойчивость вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р>0,05 р<0,01

Желчь-слизь р>0,05 - р<0,01

Ветер-слизь р<0,01 р<0,01 -

3 Социальная смелость (Н) вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р>0,05 р<0,05

Желчь-слизь р>0,05 - р>0,05

Ветер-слизь р<0,05 р>0,05 -

4 Тревожность (О) вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р>0,05 р>0,05

Желчь-слизь р>0,05 - р<0,01

Ветер-слизь р>0,05 р<0,01 -

5 Независимость ^2) вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р>0,05 р<0,01

Желчь-слизь р>0,05 - р>0,05

Ветер-слизь р<0,01 р>0,05 -

6 Самодисциплина ^3) вжс жс вс

Ветер-желчь-слизь - р<0,05 р<0,01

Желчь-слизь р<0,05 - р<0,01

Ветер-слизь р<0,01 р<0,01 -

ЙЙ 7,|

шш

Итак, посредством дисперсионного анализа получены следующие результаты. У людей типа «ветер-слизь»: 1) эмоциональная стабильность ниже, чем у типа «желчь-слизь»; 2) моральная устойчивость ниже, чем у типов «ветер-желчь-слизь» и «желчь-слизь»; 3) социальная смелость ниже, чем у типа «ветер-желчь-слизь»;

4) тревожность выше, чем у типа «желчь-слизь»;

5) независимость выше, чем у типов «желчь-слизь» и «ветер-желчь-слизь». Среди рассматриваемых типов наивысший уровень самодисциплины у людей типа «желчь-слизь» чуть выше среднего у тройного типа и заниженный уровень у типа «ветер-слизь». Достоверность результатов не ниже 5%-го уровня.

Заключение. Таким образом, мы получили эмпирическое подтверждение психологической составляющей восточного описания психофизиологических типов. Методика определения конституционального типа человека по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» демонстрирует качественный системно-целостный подход, поскольку она основывается на комплексном анализе психических и физиологических данных (характеристик и предпочтений). И несмотря на

трудности восприятия философии и технологии восточной системы здоровьесбережения европейцами, она удивляет своей эффективностью, логичностью и последовательностью.

Литература

1. Чжуд-ши. Канон тибетской медицины / пер. с тиб. Д.Б. Дашиева. - М.: Восточная литература, 2001.

- 768 с.

2. Жамбалдагбаев Н.Ц., Занданова Г.И. Место представлений о психофизиологических типах человека в клинической практике тибетской медицины: сб. науч. тр. НПЦ ТМГ Минздрава России. - М., 2001. - С. 34-37.

3. Чойжинимаева С.Г. Болезни нервных людей, или откуда дует Ветер? - М.: РИПОЛ классик, 2007.

- 206 с.

4. Чойжинимаева С.Г. Болезни сильных людей, или как обуздать Желчь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 159 с.

5. Чойжинимаева С.Г. Болезни больших людей, или что такое Слизь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. -159 с.

6. Электронный учебник Statsoft (офиц. сайт). -URL: http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm (дата обращения: 14.05.2014).

Калмыков Степан Владимирович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Бурятского государственного университета. Тел. 8 (3012) 211580; е-mail: univer@bsu.ru.

Цыбиков Анатолий Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией инновационных технологий подготовки спортсменов Бурятского госуниверситета. E-mail: cas313@rambler.ru

Занданова Галина Ильинична, кандидат физико-математических наук, доцент Института математики и информатики Бурятского государственного университета. Тел. 8 (3012) 435826. E-mail: gzandan2002@mail.ru

Зинина Ольга Андреевна, студент 5 курса института математики и информатика Бурятского госуниверситета. Тел. 8 (3012) 219757. E-mail: olya0910@mail.ru

Kalmykov Stepan Vladimirovich, corresponding member of Russian Academy of Education, doctor of pedagogical science, professor, rector of Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: univer@bsu.ru

Tsybikov Anatoly Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of innovative technologies of athletes training, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: cas313@rambler.ru

Zandanova Galina Ilinichna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University. Russia, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: gzandan2002@mail.ru

Zinina Olga Andreevna, student, Institute of mathematics and Computer Science, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolina str., 24a. E-mail: olya0910@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.