Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности'

Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2830
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЗ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / КОРРЕЛЯЦИЯ / НЕВРОТИЗАЦИЯ / NEUROSIS / PERSONALITY TRAITS / CORRELATION / MECHANISM OF NEUROTIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арзютова Александровна Арзютова

В статье приводятся результаты исследования личностных предпосылок невротизации. Для обобщения результатов исследования использован метод математического анализа данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арзютова Александровна Арзютова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF NEUROTIZATION

This article presents the results of studying personal factors of neurotization. The method of mathematical analysis of data is used to draw the conclusion.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности»

УДК 159.9.07

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕВРОТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

PERSONAL PSYCHOLOGICAL BACKGROUND OF NEUROTIZATION

© А.А. Арзютова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© A.A. Arzyutova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье приводятся результаты исследования личностных предпосылок невротизации. Для обобщения результатов исследования использован метод математического анализа данных.

This article presents the results of studying personal factors of neurotization. The method of mathematical analysis of data is used to draw the conclusion.

Ключевые слова: невроз; личностные черты; корреляция; невротизация.

Keywords: neurosis; personality traits; correlation; mechanism of neurotization.

Если мы поставим их [ошибочные, случайные и симптоматические действия] на одну доску с психоневротическими проявлениями, с невротическими симптомами, то приобретут смысл и основание два весьма распространенных утверждения: что граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны.

З. Фрейд.

«Психопатология обыденной жизни»

Современное общество характеризуется повышенной невротичностью. Ввиду широкого распространения этого расстройства мы считаем, что вопросы его диагностики занимают не менее значимое место, чем его профилактика и лечение. Более того, эффективность лечения миллионов невротиков значительно возросла бы, если бы их заболевание было вовремя диагностировано. Среднестатистический горожанин каждый день сталкивается с целым рядом стрессовых ситуаций, которые провоцируют развитие у него невротичности, пагубно сказывающейся на качестве его жизни. Именно поэтому проблема невро-тизации личности приобретает в настоящее время острое социальное значение и касается каждого из нас.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы приводит нас к выводу о существовании нескольких подходов к пониманию сущности невроза и механизмов невротизации. В рамках этих подходов невроз обусловливается патологическим влиянием либо биологических (И.П. Павлов), либо психологических механизмов (В.Н. Мясищев, A.M. Свядощ, Б.Д. Карвасарский). На протяжении развития психологии как науки отношение исследователей к неврозу претерпевало значительные изменения и до сих пор остается предметом горячих споров. И.П. Павлов называл неврозами продолжительный срыв высшей нервной деятельности, вызванный перенапряжением нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Биохевиористы (Г.Ю. Айзенк, Дж. Вольпе) под неврозом понимали набор симптомов неправильного поведения и не признавали за ним права представлять отдельную группу заболеваний с уникальной этиологией и патогенезом. Представители «антипсихиатрического» направления в западной психиатрии считали невроз нормальным поведением в ненормальном обществе [См. по: 4]. В классическом психоанализе невроз - это невротический конфликт между подсознательными сексуальными и агрессивными импульсами Ид и установками и правилами сознания Супер-Эго. В гуманистической психологии

невроз является проявлением отчуждения человека от себя и от мира. Он блокирует способность к самоактуализации и возникает по причине отсутствия у индивида смысла жизни.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является представление о неврозе как заболевании, вызванном действием личностных психологических механизмов. Данная точка зрения тесно связана с патогенетической концепцией неврозов В.Н. Мя-сищева. Еще в 1934 году он отмечал, что невроз представляет собой болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В.Н. М1я-сищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 году он уточнил, что невроз -это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. По мнению ученого, неумение найти рациональный, продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности [См.: 2]. А.И. Захаров, рассматривая причины возникновения невроза у детей и подростков, уточнил, что невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности и в аффективно-заостренной форме отражает многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «Я», оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Сложный характер природы невроза сказывается на трудностях в его определении. аиболее известным является определение невроза Б.Д. Карвасарского: «Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах

при отсутствии психотических явлений» [4, с. 14].

Анализ большинства современных определений невроза в справочной литературе позволяет сделать вывод о том, что наиболее частотными в дефинициях являются характеристики его как функционального, пограничного, обратимого и временного расстройства, вызываемого действием психотравмирующих факторов (Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004 ; Кондаков И. Психологический словарь. М., 2000 ; Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М., 2010 ; Глоссарий // Клиническая психология / В.Н. Косырев. Тамбов, 2003. С. 418-435 ; и др.).

Психогенная этиология неврозов приводит нас к проблеме психологической травмы. Невроз развивается под действием психотравмы, нарушающей значимые отношения личности. Психотравма напрямую связана с переживаниями конкретной личности, и поэтому мы имеем дело с дифференциацией невроза в зависимости от психологических особенностей индивида.

В своем исследовании мы намерены указать на индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности. Этими предпосылками, по-нашему мнению, являются отдельные черты личности или степень их выраженности. а основании понимания невроза как личностного расстройства в основу нашего исследования мы положили гипотезу о существовании определенных связей между индивидуально-психологическими особенностями личности и ее невротизацией.

Объектом исследования выступила невротизация. Предметом исследования стала взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и невротизации.

Наша цель, таким образом, заключается в следующем: выявить и описать индивидуально-психологические особенности личности, препятствующие или способствующие ее невротизации.

Методологическая база. Исследование проводилось на базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в декабре 2013 года. Выборка из 43 испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет

была составлена рэндомным способом и выравнена по возрасту и социальному положению. Испытуемые - в подавляющем большинстве женщины (40 женщин, 3 мужчины). В исследовании мы использовали следующие диагностические методы: опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (методика СПА) и многофакторная личностная методику Р. Кеттелла (форма «С», 105 вопросов). Посредством метода корреляционного анализа с использованием коэффицента корреляции Ч. Спирмана удалось обнаружить определенные связи между индивидуально-психологическими особенностями личности и невротизацией. Значимая величина коэффициента корреляции составила 0,31. В таблице 1 представлены данные нашего исследования. иже мы подробно остановимся на наиболее информативных шкалах.

Общительность/замкнутость (фактор «А») - неприятие других, к.к. |0,35|.

У Р. Кеттелла фактор «А» в техническом употреблении получил название "sizothymia - affectothymia" и характеризовал общительность человека в малых группах и способность к установлению непосредственных межличностных контактов. Общительность предполагает эмоциональную открытость, что свидетельствует о доброжелательном настрое по отношению к другим людям. Поэтому неудивительно, что данный фактор отрицательно коррелирует с неприятием других. Итак, чем активнее человек устанавливает контакты, тем менее он испытывает недоброжелательное, враждебное отношение к другим людям. Общительность, на наш взгляд, является значимой индивидуально-психологической характеристикой личности и во многом препятствует развитию невротизации.

Интеллект (фактор «В») - принятие себя, к.к.0,47.

Данный фактор не направлен на определение уровня развития интеллекта, но свидетельствует об оперативности мышления, общем уровне вербальной культуры и эрудиции. Интеллект многими исследователями рассматривается как синоним одаренности (А. Бине, Ч. Спирмен, С.Л. Рубинштейн), как общая способность к какому-либо виду деятельности независимо от ее содержания. «Принятие себя» - обяза-

тельное качество зрелой, гармоничной личности, лишенной внутренних противоречий и неразрешимых конфликтов. Уже само по себе это качество является мощным антиневротическим фактором. Положительная корреляция между этими показателями указывает на то, что чем больше у человека развиты различные виды интеллекта, чем более «умелым», «способным» он является в каких-либо видах деятельности, тем он терпимее относится к себе, к своим недостаткам. Принятие себя требует большой интеллектуальной работы.

Интеллект (фактор «В») - лживость, к.к. 0,40.

Положительную корреляцию интеллекта и лживости можно объяснить участием интеллекта в образовании лжи. Общеизвестно, что до определенного возраста ребенок не способен обманывать и распознавать обман других людей. Ложь - это интеллектуальная работа, задействующая мышление. Лживость в основе своей предполагает некоторый конфликт, несоответствие между тем, что индивид пытается представить, и реальным положением вещей. Именно поэтому мы склонны относить ее к факторам невротизации. В данном случае интеллект также может способствовать невротизации, но его роль в этом процессе невелика. Положительная корреляция интеллекта с принятием себя и адаптивностью убедительно доказывает это.

Интеллект (фактор «В») - адаптивность, к.к. 0,29 (близок к значимому).

есмотря на то, что данный показатель ниже значимого коэффициента корреляции, мы не могли обойти его своим вниманием, так как данная связь является отражением давней традиции рассмотрения интеллекта как механизма адаптации к среде. Ж. Пиаже считал, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой. В связи с этим интеллект можно назвать антиневротическим фактором. Общеизвестно, что невротики обладают низкой адаптивностью к среде.

Эмоциональная стабильность/нестабильность (фактор «С») - доминирование, к.к. |0,311.

Фактор «С» характеризует зрелость эмоций в противоположность нерегулиру-

емой эмоциональности. Он затрагивает область саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Техническое обозначение этого фактора в психоанализе - «Эго-сила» и «Эго-слабость». Данный фактор имеет генетическое происхождение и связан с понятиями сильной и слабой нервной системы по И.П. Павлову. Эмоциональная стабильность характеризует зрелость личности, устойчивые интересы, сформировавшееся мировоззрение, невозмутимость в критических ситуациях и ориентацию на реальность. В соответствии с нашими результатами у фактора «С» прослеживается отрицательная корреляция с доминированием, а значит, чем выше эмоциональная устойчивость личности, тем менее она подвержена доминированию в поведении с окружающими.

ы предполагаем, что в данном случае доминирование носит невротический характер, так как выступает как личный способ адаптации личности (по методике СПА К. Роджерса и Р. Даймонда). В этой связи хотелось бы обратить внимание на различную природу доминирования, которое может выступать либо как органическое свойство личности (фактор «Е» у . Кеттелла), либо как некое чужеродное и внешнее по отношению к ней образование, как способ адаптации.

Доминантность/подчиненность (фактор «Е») - принятие себя, к.к. 0,37.

Положительная корреляция фактора «Е» с принятием себя очевидно свидетельствует о том, что доминантность как качество личности предполагает еще и хорошее знание себя, своих сильных и слабых сторон. Выше мы уже говорили о том, что принятие себя - это качество зрелой личности. Следствием такого отношения к себе может явиться доминантность. Оба фактора являются антиневротическими.

Моральная нормативность поведения (фактор «С») - принятие других, к.к. 0,34; эмоциональный комфорт, к.к. 0,37; внешний контроль, к.к. |0,34|.

Данный фактор у . Кеттелла характеризует особенности эмоционально-волевой сферы и особенности регуляции социального поведения. Техническое обозначение в психоанализе - сильное Супер-эго, слабое Супер-эго. Личность с высокими показателями моральной нормативности

поведения склонна к сотрудничеству с другими людьми, при этом эмоционально комфортно чувствует себя и не нуждается во внешнем контроле над своим поведением. Есть все основания полагать, что фактор «в» защищает личность от невротизации.

Сдержанность/экспрессивность (фактор «Е») - неприятие других, к.к. |0,34|.

Фактор «сдержанность/экспрессивность» характеризует эмоциональную окрашенность и динамичность в процессах общения. Преобладание данного фактора в структуре личности свидетельствует о значимости для нее социальных контактов. Экспрессивная в общении личность менее всего будет настроена против других.

Смелость/робость (фактор «Н») -адаптивность, к.к. 0,36.

Данный фактор характеризует степень активности в социальных контактах, получил техническое обозначение у . Кет-телла «трекция - пармия». а наш взгляд, зависимость можно выразить следующим предположением: поскольку данный фактор отражает активность субъекта в социальных контактах, то социабельные личности смелы в принятии решений, склонны к риску, пренебрегают опасностью. Чем больше в характере личности указанных черт (которые, кстати, являются врожденными, так как связаны с особенностями темперамента), тем более он приспособлен к условиям окружающей среды и может подстраивать, менять эти условия под себя. В психиатрии по степени сохранности адаптации определяют тяжесть психического расстройства. Значительное снижение ее уровня может явиться причиной объявления индивида недееспособным.

Смелость/робость (фактор «Н») -доминирование, к.к. 0,34; эмоциональный комфорт, к.к. 0,30 (близок к значимому).

Положительная корелляция между данным фактором и доминированием объясняется связью с лидерством. Индивид, в чьем характере преобладает указанный фактор, проявляет склонность к доминированию. В данном случае невротический характер адаптивного доминирования утрачивается благодаря связи с личностной чертой. Эмоциональный комфорт является со-

ставляющей личности уверенного и активного лидера.

Мечтательность/практичность (фактор «М») - дезадаптивность, к.к. 0,31.

Данный фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности. У Р. Кеттелла он получил название «проксерния - аутия». В результате нашего исследования получены данные о том, что интенсивная интеллектуальная жизнь, активное переживание чувств могут приводить к эскапизму, уходу в себя. Это отрицательно сказывается на приспособительных механизмах и проявляется в дезадаптации. Оба фактора могут привести к невротизации.

Прямолинейность/дипломатичность (фактор «№>) - эмоциональный комфорт, к.к. |0,39|.

Данный фактор ориентирован на измерения отношения личности к другим людям и окружающей действительности. У Р. Кеттелла он получил название «нату-рал фортриднесс - ревунес» и обозначал два типа людей - дипломатов и наивных, естественных «детей природы». Личности, у которых выражен фактор «К», интеллектуально развитые, независимые, но склонные к некоторой неуверенности в себе, поэтому здесь наблюдается обратная корреляция с эмоциональным комфортом. Фактор «К» указывает на социальную природу возникновения невроза.

Спокойствие/тревожность (фактор «О») - принятие себя, к.к. |0,31|.

У . Кеттелла данный фактор получил техническое название «гипертимия -гипотимия» и характеризовал степень довольства личности собой, своими достижениями. Итак, очевидно, что личность неуверенная, тревожная и по каким-то причинам испытывающая чувство вины и корящая себя за прошлые ошибки, не может принять себя. По фактору «спокойствие - тревожность» можно диагностировать невротическую личность, которая

переживает все свои неудачи как неразрешимые внутренние конфликты. Это фактор невротика. По этим же причинам фактор «О» (спокойствие - тревожность) отрицательно коррелирует с эмоциональным комфортом, к.к. |0,31|.

Напряженность/расслабленность (фактор «04») - лживость, к.к. 0,33.

Данный фактор характеризует степень удовлетворенности индивида своей жизнью. У . Кеттелла техническое обозначение этого фактора «фрустрирован-ность - нефрустрированность». При яркой выраженности свойств фрустрированной личности у нее к тому же может наблюдаться склонность к лживости. Чем сильнее в личности индивида представлен данный фактор, тем он больше подвержен невротизации.

В результате проведенного исследования мы получили интересные связи, которые свидетельствуют о том, что для гармонизации отношений личности со средой необходимо, чтобы у нее присутствовала позитивная оценка себя и своих возможностей « », а также позитивная оценка других людей («Они »).

абор корреляционных связей убедительно доказывает, что активная, общительная, интеллектуально развитая, эмоционально открытая, эмоционально устойчивая, естественная личность, обладающая системой ценностных ориентировок, менее всего подвержена невротизации и хорошо адаптирована в обществе. К невротизации могут привести: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, мечтательность, дипломатичность и тревожность.

Итак, гипотеза о существовании связи между индивидуально-психологическими особенностями личности и ее невротизаци-ей нашла свое эмпирическое подтверждение. Изучение проблемы невротизации в рамках персонологических инструментальных исследований оказалось продуктивным, поэтому мы и дальше планируем придерживаться этого направления.

Таблица 1

Личность и невротизация

Общительность/ замкнутость Интеллект Эмоц. стабильность/ нестабильность Доминантность/ подчиненность Сдержанность/ экспрессивность Моральная норматив-ноть поведения Робость/смелость Жесткость/ чувствительность Доверчивость/ подозрительность Практичность/ мечтательность Прямолинейность/ дипломатичность Спокойствие/ тревожность Консерватизм/ радикализм Конформизм/ нонконформизм Низкий/высокий самоконтроль Расслабленность/ напряженность

СПА/16 PF A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

Адаптивность 0,13 0,29 0,06 0,16 -0,03 0,24 0,36 0,01 -0,10 -0,21 -0,14 -0,13 0,30 -0,26 0,40 -0,16

Дезадаптивность -0,26 -0,06 -0,10 -0,14 -0,29 -0,25 -0,22 -0,16 0,08 0,31 0,01 0,27 -0,18 0,03 -0,20 0,18

Лживость -0,24 0,40 -0,19 0,39 -0,13 -0,13 0,34 -0,21 0,20 -0,04 -0,28 0,15 0,07 0,02 -0,17 0,33

Принятие себя 0,05 0,47 0,10 0,37 -0,15 0,07 0,21 0,14 -0,06 -0,28 0,00 -0,31 0,50 -0,25 0,11 -0,27

Непринятие себя -0,09 -0,16 0,06 0,00 -0,25 -0,06 -0,19 -0,06 0,03 0,20 0,13 0,26 -0,14 -0,11 -0,27 0,16

Принятие других 0,17 0,19 -0,03 -0,23 0,12 0,34 0,21 0,10 -0,18 -0,04 -0,15 0,11 -0,21 -0,24 0,30 -0,04

Неприятие других -0,35 -0,06 -0,15 -0,02 -0,34 -0,17 -0,21 0,00 -0,08 0,17 -0,06 0,11 0,07 0,16 -0,02 -0,05

Эмоциональный комфорт 0,01 0,25 0,04 0,24 -0,13 0,37 0,30 -0,07 -0,14 -0,07 -0,39 -0,31 0,23 -0,21 0,02 -0,12

Эмоциональный дискомфорт -0,12 0,03 -0,14 -0,11 -0,20 -0,17 -0,13 -0,09 0,10 0,23 0,12 0,21 -0,16 -0,03 -0,26 0,19

Внутренний контроль -0,11 0,02 -0,01 0,01 0,08 -0,06 0,20 -0,09 0,14 -0,04 -0,05 0,20 0,01 0,10 0,20 0,21

Внешний контроль -0,16 0,12 -0,04 -0,02 -0,27 -0,34 -0,21 -0,18 0,03 0,28 -0,04 0,29 -0,15 -0,04 -0,30 0,14

Доминирование 0,09 0,25 -0,31 0,28 -0,14 -0,25 0,34 0,01 -0,21 -0,17 -0,06 -0,21 0,19 -0,01 0,01 -0,01

Ведомость -0,09 0,00 0,02 -0,25 -0,04 -0,18 -0,14 -0,17 0,08 0,24 0,01 0,19 -0,26 -0,05 0,01 0,04

Эскапизм -0,12 0,07 -0,19 -0,19 -0,27 -0,16 -0,14 -0,11 0,05 0,06 -0,14 0,13 -0,09 0,01 -0,11 0,04

Литература

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. Нижний Новгород : НГМА, 1998.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Л. : Медицина, 1988.

3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб. : Речь, 2007. (Практикум по психодиагностике).

4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Л. : Медицина, 1980.

5. Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб. : Питер, 2006.

6. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Ростов н/Д : Феникс, 2013.

7. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. Л. :Медицина, 1971.

Сведения об авторе

Анастасия Александровна Арзютова, магистрант кафедры общей и социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: (846) 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.