Научная статья на тему 'Взаимосвязь психофизиологического типа и двигательных качеств студентов'

Взаимосвязь психофизиологического типа и двигательных качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП КОНСТИТУЦИИ ПО ТИБЕТСКОЙ СИСТЕМЕ / TYPE OF CONSTITUTION ACCORDING TO THE TIBETAN SYSTEM / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR FEATURES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ВЕТЕР / WIND / ЖЕЛЧЬ / BILE / СЛИЗЬ / MUCUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбиков Анатолий Сергеевич, Балдаев Кирилл Владимирович, Тапхаров Михаил Викторович, Атутов Андрей Петрович

Работа посвящена исследованию взаимосвязи двигательных качеств студентов с его врожденным психофизиологическим типом по тибетской системе. Описывается влияние каждой регулирующей системы (ветер, желчь, слизь) на основные двигательные качества. Полученные результаты могут быть использованы в системе спортивного отбора и ориентации студентов, а также учитываться в системе подготовки профессиональных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыбиков Анатолий Сергеевич, Балдаев Кирилл Владимирович, Тапхаров Михаил Викторович, Атутов Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelationship between psycho-physiological type and motor features of students

The work is devoted to the research of the interrelationship between studentsmotor features and their innate psycho-physiological type according to the Tibetan system. The effect of each regulatory system (wind, bile, mucus) on the basic motor features is described. The obtained results can be used in the system of sports selection and orientation of students, as well as it can be integrated into the training system of professional sportsmen.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психофизиологического типа и двигательных качеств студентов»

УДК 796.01

Взаимосвязь психофизиологического типа и двигательных качеств студентов

© Цыбиков Анатолий Сергеевич

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией инновационных технологий в подготовке спортсменов, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: cas313@rambler.ru

© Балдаев Кирилл Владимирович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: cas177@rambler.ru

© Тапхаров Михаил Викторович

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tapharov@bsu.ru

© Атутов Андрей Петрович

заместитель директора по спортивной работе Института экономики и управления, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tapharov@bsu.ru

Работа посвящена исследованию взаимосвязи двигательных качеств студентов с его врожденным психофизиологическим типом по тибетской системе. Описывается влияние каждой регулирующей системы (ветер, желчь, слизь) на основные двигательные качества. Полученные результаты могут быть использованы в системе спортивного отбора и ориентации студентов, а также учитываться в системе подготовки профессиональных спортсменов.

Ключевые слова: тип конституции по тибетской системе, двигательные качества,студенты, физическая культура, ветер, желчь, слизь.

Interrelationship between psycho-physiological type and motor features of students

Anatoliy S. Tsybikov

PhD in Education, Head of the Laboratory of Innovative Technology in the Training of

Athletes, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Kirill V. Baldaev

PhD in Education, Professor of the Department of Sports Disciplines, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia Mikhail V. Tapkharov

PhD in Education, Senior Lecturer, Department of Physical Education, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Andrey P. Atutov

Deputy Director for Sports Activities of the Institute of Economics and Management,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The work is devoted to the research of the interrelationship between students' motor features and their innate psycho-physiological type according to the Tibetan system. The effect of each regulatory system (wind, bile, mucus) on the basic motor features is described. The obtained results can be used in the system of sports selection and orientation of students, as well as it can be integrated into the training system of professional sportsmen.

Keywords: type of constitution according to the Tibetan system, motor features, students, physical culture, wind, bile, mucus.

Актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования системы спортивной ориентации и отбора на основе применения восточных технологий [1]. Считаем, что восточные подходы к решению данной проблемы имеют определенную перспективу, так как система здоровьесбе-режения и технологии повышения работоспособности человека представляет собой единую концептуальную логически формализованную систему [2]. На сегодняшний день многие вопросы, касающиеся фундаментальных и прикладных направлений изучения восточных технологий, остаются нераскрытыми.

В данной работе эмпирически устанавливается связь между психофизиологическими типами человека по восточной системе с их двигательными качествами.Если удастся установить и описать данную связь, то может появиться оригинальная технология спортивного отбора, ориентации и подготовки спортсменов, которая можетприменяться уже с ранних лет жизни человека.

Цель — формализовать взаимосвязь двигательных качеств студентов с их психофизиологическим типом по тибетской системе.

В веб-тестировании участвовало 310 студентов Бурятского госуниверситетас 1-го по 4-й курс и с разных факультетов. Для определения конституционального типа человека, по представлениям тибетской медицины, применялся специальный опросник «Тип тела», разработанныйбурятскими вра-чами-тибетологамина основе трактатов потибетской медицине Джуд-Ши [3; 4; 5]. Кроме того, все участники тестирования прошли набор стандартных тестовна определение основных их двигатель-ныхкачеств (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость): бег 100 м (в с), бег 400 м (в с), кросс 2000 м (в с), прыжки с места (в см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз в 30 с.), наклон туловища вперед (в см), поднимание туловища (количество раз в 30 с), вис на высокой перекладине (в с). Тестирование студентов проводилось осенью 2014 г. во время официальной сдачи нормативов по физической подготовке. Полученные данные подвергаются математической обработке и анализу с помощью специализированного лицензионного пакета Statistica 10.

Полученное в ходе тестирования распределение студентов по психофизиологическому типу по тибетской системе представлено в виде тернарного графика в барицентрических координатах на рисунке 1.

Что касается долевого распределения трех регулирующих систем («ветер», «желчь», «слизь»), в организме студентов мы наблюдаем, что наиболее часто встречающийся тип — это тройной смешанный, затем двойные типы, и реже всего встречаются люди «чистого» типа. Также здесь можно заключить следующее: распределение типов достаточно близко к трехмерному нормальному распределению, что позволяет говорить о репрезентативности выборки и возможности проведения качественного математико-статистического анализа полученных данных.

Выявление различий двигательных характеристик между девушкамии юношами с разными регулирующими системами организма проводилось с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Достоверные различияотдельно для юношей и девушек представлены в таблице 1.

Рис. 1. Распределение студентов по типам трехфакторной конституциональной модели в барицентрических координатах

Таблица 1

Связь регулирующих систем с двигательными качествами студентов

№ Упражнение Доминирование регулирующих систем Количество человек с признаком Означение Стьюдента Р- уровень

Юноши

1 Сгибание рук в упоре лежа (раз) Доминирует слизь 83 2,38** 0,023

Не доминирует слизь 25

2 Наклон туловища вперед (см) Доминирует слизь 83 2,32** 0,026

Не доминирует слизь 25

Девушки

1 Поднимание туловища (кол-во раз за 30 с) Доминирует желчь 148 2,49* 0,015

Не доминирует желчь 54

2 Бег 100 метров (с) Доминирует слизь 147 2,4* 0,018

Не доминирует слизь 55

3 Вис на высокой перекладине (с) Доминирует ветер 141 2,78* 0,006

Не доминирует ветер 61

4 Бег 1000 метров (с) Доминирует ветер 141 2,89* 0,004

Не доминирует ветер 61

Доминирует желчь 148 2,45** 0,015

Не доминирует желчь 54

5 Прыжки в длину с места (см) Доминирует желчь 148 2,42* 0,016

Не доминирует желчь 54

6 Наклон туловища вперед (см) Доминирует желчь 148 2,48* 0,014

Не доминирует желчь 54

Примечание: * — значение показателя у «доминирующего» выше, чем у «недоминирующего»; **- значения показателя у «недоминирующего» выше, чем у «доминирующего».

Обобщая полученные результаты межгрупповых сравнений, можно заключить следующее:

1) юноши с доминирующей системой «слизь» хуже выполняют упражнения «сгибание рук в упоре лежа» и «наклон туловища вперед», чем юноши, у которых не доминирует данная регулирующая система (р<0,05);

2) девушки с доминирующей системой«ветер» выполняют упражнения «вис» и «бег 1000 метров» лучше, чем девушки, у которых «ветер» не доминирует (р<0,05);

3) у девушек сдоминирующей конституцией «желчь» относительно выше результаты в упражнениях «наклон туловища», «прыжки в длину», «поднимание туловища», чем у девушек, у которых не доминирует «желчь»и, наоборот, для результатов упражнения «бег на 1000 метров» (р<0,05);

4) результаты упражнения «бег 100 метров» у девушек с доминирующей конституцией «слизь» хуже, чем у девушек, у которых «слизь» не доминирует (р<0,05).

Однако мы не можем однозначно утверждать, что доминирование или не доминирование той или иной регулирующей системы отдельно для конкретного типа тела сказывается, так как описано выше. Мы нашли только общий эффект влиянияотдельных регулирующих систем организма.

При сравнении значений отклонений результатов от возрастной нормы ( % отклонения) по признаку доминирования регулирующих систему девушек выявлено следующее (рис. 2):

1) результаты упражнения «прыжки в длину с места» у девушек с доминирующим типом «слизь» хуже, чем у девушек с типами «ветер» (р<0,01) и «желчь» (р<0,01);

2) результаты упражнения «поднимание туловища» у девушек с доминирующим типом «слизь» хуже, чем у девушек с доминирующим типом «ветер» (р<0,01).

У юношей значимых различий между доминирующими типами по двигательным качествам не выявлено (р>0,05).

Рис. 2. Скоростно-силовые качества и регулирующая система девушек

Обнаружены различия по упражнению «вис на высокой перекладине» у девушек с тройными («ветер-желчь-слизь»), двойными(«ветер-желчь», «желчь-слизь», «ветер-слизь») и «чистыми» («ветер», «желчь» и «слизь») типами. Девушки с тройным типом данное упражнение выполняют лучше, чем с двойным или «чистым» (р<0,05; рис. 3). У юношей значимых различий по двигательным качествам между смешанными типами не выявлено.

При изучении взаимосвязи двигательных качеств с психофизиологическим типом нужно учитывать антропометрические характеристики студентов, прежде всего это их рост и вес. Для этого исследована связь между росто-весовым коэффициентом ИМТ (индекс массы тела) и регулирующими системами организма. В результате обнаружена взаимосвязь ИМТ с системой «ветер»: ИМТ достоверно ниже у студентов с доминирующей системой «ветер», чем у которых она не доминирует.

М, = 20,57 ± 0,4; Мэ = 22,04 ± 0,39; критерий Стьшента: Е = 2А9;р < 0,05 И в силу найденной связи, очевидно, что некоторые упражнения студентам с регулирующей системой «ветер» будут даваться легче, чем остальным.

Рис. 3. Смешанность конституционального типа и упражнение «вис на высокой перекладине»

Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Что касается юношей, то регулирующая система «слизь» не способствует развитию гибкости (наклоны туловища вперед) и скоростно-силовых качеств (отжимание за 30 с). У девушек система «слизь» не способствует развитию скоростных (бег 100 м) и скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с места, поднимание туловища). «Желчь» у девушек способствует развитию скоростно-силовых качеств (поднимание туловища, прыжки в длину)и гибкости (наклон туловища вперед), но не выносливости (бег на 1000 м). Для девушексистема «ветер» благотворно влияет на выносливость (бег 1000 м) и силовые качества (вис на перекладине). Что касается последнего, то возможно, что это также связано с относительно низким уровнем ИМТ. У студентов, имеющих тройной конституциональный тип, силовые качества (вис на перекладине) более развиты, чем двойные и «чистые» типы.

Таким образом, в данной работе мы постарались описать сложную систему взаимосвязи регулирующих систем организма человека с их двигательными качествами. Полученные результаты могут быть использованы в системе спортивного отбора и ориентации студентов, а также учитываться в системе подготовкиспортсменов.

Литература

1. Калмыков С. В., Сагалеев А. С., Цыбиков А. С. Соревновательная деятельность единоборцев в условиях диалога культур Востока и Запада. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-а, 2012. — 316 с.

2. Эмпирический анализ тибетской системы классификации конституциональных типов человека / С. В. Калмыков, А. С. Цыбиков, Г. И. Занданова, О. А. Зинина // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Вып. 13. — С. 92-100.

3. Чойжинимаева С. Г. Болезни нервных людей, или откуда дует Ветер? — М.: РИПОЛклассик, 2007. — 206 с.

4. Чойжинимаева С. Г. Болезни сильных людей, или как обуздать Желчь? — М.: РИПОЛклассик, 2007. — 159 с.

5. Чойжинимаева С. Г. Болезни больших людей, или что такое Слизь?. — М.: РИПОЛклассик, 2007. — 159 с.

References

1. Kalmykov S. V., Sagaleev A. S., Tsybikov A. S. Sorevnovatel'naya deyatel'nost' edinobortsev v usloviyakh dialoga kul'tur Vostoka i Zapada [Competitive activity of combatants in the conditions of East and West cultural dialogue]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2012. 316 p.

2. Kalmykov S. V., Tsybikov A. S., Zandanova G. I., Zinina O. A. Empiricheskii analiz tibetskoi sistemy klassifikatsii konsti-tutsional'nykh tipov cheloveka [Empirical analysis of the Tibetan system of classification human constitutional types]. Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Buryat State University. 2014. V. 13. Pp. 92-100.

3. Choizhinimaeva S. G. Bolezni nervnykh lyudei, ili otkuda duet Veter? [Nervous diseases, or wherefrom the wind blows?]. Moscow: RIPOLklassik, 2007. 206 p.

4. Choizhinimaeva S. G. Bolezni sil'nykh lyudei, ili kak obuzdat' Zhelch'? [Diseases of strong people, or how to curb Bile?]. Moscow: RIPOLklassik, 2007. 159 p.

5. Choizhinimaeva S. G. Bolezni bol'shikh lyudei, ili chto takoe Sliz'? [Diseases of gross people, or what is Mucus?]. Moscow: RIPOLklassik, 2007. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.