Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности студентов-спортсменов Бурятии'

Психофизиологические особенности студентов-спортсменов Бурятии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПО КЕТТЕЛУ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ПО ТИБЕТСКОЙ СИСТЕМЕ / ГЕНДЕР / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ВИД СПОРТА / КВАЛИФИКАЦИЯ / PERSONALITY FEATURESL BY R. CATTELL / STUDENTS-ATHLETES / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL TYPE BY THE TIBETAN SYSTEM / GENDER / NATIONALITY / SPORTS / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыбиков Анатолий Сергеевич, Балдаев Кирилл Владимирович, Тапхаров Михаил Викторович, Атутов Андрей Петрович

В данной работе представлены результаты сравнительного анализа основных свойств личности и психофизиологического типа студентов-спортсменов Бурятии, разделяющихся по гендеру, национальности, виду спорта и уровню квалификации. Также получены данные, формализующие взаимосвязь психофизиологического типа (состояние регулирующих систем организма) студентов-спортсменов по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» с 16-факторным личностным профилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цыбиков Анатолий Сергеевич, Балдаев Кирилл Владимирович, Тапхаров Михаил Викторович, Атутов Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS-ATHLETES OF BURYATIA

This article presents the results of comparative analysis of the basic features of personality and psychophysiological type of student-athletes of Buryatia, havin been separated by gender, nationality, sports and skill level. The data are also obtained which determine the correlation between psycho-physiological type (status of body’s regulatory systems) of students-athletes by the Tibetan system “wind-bile-slime” and 16 factor personality profile.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности студентов-спортсменов Бурятии»

Полученные результаты и их интерпретация в определенной мере дополняют и согласуются с данными проведенных ранее исследований по теоретико-методологическим основам формирования физической культуры личности в ходе физкультурного образования [2].

Кроме того, сформированность рассмотренных компонентов ЦОЛ и достигнутая нацеленность студентов на самодеятельные начала физкультурного совершенствования (от знаний и их осознания до реальной включенности) может рассматриваться как основа физической культуры личности, в частности ее аксиологического, потребностно-мотивационного и образовательного компонентов.

Вывод: специфическая нацеленность ЦОЛ на физкультурную деятельность профессиональной направленности позволяет говорить о сформи-рованности столь же специфического состояния ПФК личности, на основе чего можно прогнози-

ровать формирование физического и образовательного аспектов культуры личности: необходимого уровня физической и психофизической подготовленности, оптимального физического развития, сформированности комплекса двигательных умений и навыков, что является средством повышения эффективности подготовки выпускников их успешной адаптации на производстве.

Литература

1. Иванова Л.М. Факторы, влияющие на травматизм и основы обеспечения безопасности труда при сооружении мостов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 1988. - 23 с.

2. Садовский В.А., Галимов Г.Я. Профессионально-ориентированная система физического воспитания студентов учебных заведений железнодорожного транспорта. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. -278 с.: ил.

Царева Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» ДВГУПС, г. Хабаровск. Тел. 89626765511.

Смоляр Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Физическое воспитание и спорт» ДВГУПС, г. Хабаровск. Тел. 89142056747.

Мулин Владимир Васильевич, профессор, зав. кафедрой «Физическое воспитание и спорт» ДВГУПС, г. Хабаровск. Тел. 89145449608.

Tsareva Luybov Vasilevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education and sport, Far Eastern State University of Railway Transport. Tel. 89626765511.

Smolyar Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of physical education and sport, Far Eastern State University of Railway Transport. Tel. 89142056747.

Moulin Vladimir Vasilevich, professor, head of the department of physical education and sport, Far Eastern State University of Railway Transport. Tel.89145449608.

УДК 159.91: 796.01

©А. С. Цыбиков, К. В. Балдаев, М. В. Тапхаров, А. П. Атутов ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ БУРЯТИИ

В данной работе представлены результаты сравнительного анализа основных свойств личности и психофизиологического типа студентов-спортсменов Бурятии, разделяющихся по гендеру, национальности, виду спорта и уровню квалификации. Также получены данные, формализующие взаимосвязь психофизиологического типа (состояние регулирующих систем организма) студентов-спортсменов по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» с 16-факторным личностным профилем.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, свойства личности по Кеттелу, психофизиологический тип по тибетской системе, гендер, национальность, вид спорта, квалификация.

A.S. Tsybikov, K.V. Baldaev, M.V. Tapkharov, A.P. Atutov PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS-ATHLETES OF BURYATIA

This article presents the results of comparative analysis of the basic features of personality and psychophysiological type of student-athletes of Buryatia, havin been separated by gender, nationality, sports and skill level. The data are also obtained which determine the correlation between psycho-physiological type (status of body's regulatory systems) of students-athletes by the Tibetan system "wind-bile-slime " and 16 factor personality profile.

Keywords: students-athletes, personality featuresl by R. Cattell, psycho-physiological type by the Tibetan system, gender, nationality, sports, qualification.

Введение

Известно, что эффективность психологической подготовки спортсмена зависит от учета многочисленных факторов, включая генетические, индивидуально-типологические, национально-этнические и социально-экономические. Важный этап в формировании личности спортсмена как профессионала в своем деле - это студенчество. В этот период у каждого спортсмена своя индивидуальная траектория психического развития. При этом известно, что присутствуют некоторые общие для всех тенденции, зависящие от некоторых факторов, которые вносят определенные коррективы в формирование личности спортсмена. Так, в связи с ростом популярности женского спорта в мире актуальность приобретают исследования, связанные с гендерным фактором (признаком). Также проблемными остаются исследования прикладной национально-этнической психологии. Нужно отметить, что большой вклад в изучение этнопсихологических особенностей, касающихся бурятских спортсменов, внесли работы С.В. Калмыкова, А.С. Сагалеева [1]. Кроме того, необходимы исследования, направленные на выявление особенностей влияния специфики вида спорта на психику спортсмена [2].

Настоящее исследование направлено на эмпирическое изучение влияния некоторых факторов на психику студента-спортсмена с использованием восточных методов психофизиологической диагностики. Также имеется параллельная задача по изучению взаимосвязей психофизиологического типа, включая состояния регулирующих систем организма «ветер», «желчь» и «слизь», с психологическими характеристиками спортсменов.

Организация и методы исследования

Проведено анкетирование (ФИО, пол, возраст, рост, вес, национальность, вид спорта, спортивный стаж, разряд, результаты по юношам, результаты по взрослым, реальная спортивная цель) и психологическое тестирование 102 студентов-спортсменов, занимающихся профессионально различными видами спорта и обучающихся в бурятских вузах и учреждениях СПО. Тестирование проводилось по двум методикам: 1) многофакторный личностный опросник Кеттела, форма С, 105 вопросов [3]; 2) тибетская методика определения психофизиологического типа человека по системе «ветер-желчь-слизь» (опросник, 99 вопросов) [4-7].

С целью применения специальных алгоритмов анализа данные об имеющихся и планирующихся спортивных результатах переведены в количественную шкалу посредством ранжирования по уровню соревнований и призовым местам. В ходе анализа применяются непараметрические и параметрические статистические методы (критерии) проверки достоверности результатов. Вычисления производились с помощью специализированного лицензионного программного пакета Statistica 10.

Результаты исследования

При сравнении усредненного психологического профиля личности студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся профессионально спортом (взяты данные из другого исследования), выявлено, что у первых выше эмоциональная стабильность 0=3,75; р<0,05), а у вторых выше уровень мышления 0=5,51; р<0,01), радикализма 0=2,81; р<0,05) и независимости 0=3,02; р<0,05). По тибетской системе конституциональных типов достоверных различий не выявлено.

При исследовании различий психики по ген-дерному признаку обнаружено, что у спортсменов-девушек (N=41) несколько выше уровень интеллектуальных возможностей, но при этом повышена тревожность, напряженность и более низкая эмоциональная стабильность, по сравнению со спортсменами-юношами (N=61) (статистическая достоверность результатов не ниже 95%-го уровня). Это можно объяснить относительно высокой степенью проявления регулирующей системы «ветер» у девушек, чем у юношей 0=3,97; р<0,01).

Проведен сравнительный анализ по национальному признаку между спортсменами русскими (N=58) и бурятами (N=44). Здесь у бурят выделяется национально-этническая черта, присущая им, - конформность, т.е. зависимость человека от группы и подстраивание своего поведения под кажущиеся чуждые или непривычные эталоны 0=2,72; р<0,01) (Крысько В.Г., 2008, с. 83-84]. Выявленные особенности по гендерному и национальному признакам необходимо учитывать тренерам при подготовке бурятских спортсменов.

Исследовано влияние регулирующих систем организма спортсмена на их психологические характеристики. Итак, анализ данных выявил, что система «ветер» повышает общительность 0=2,77; р<0,01), экспрессивность 0=3,09;

р<0,01), тревожность 0=2,06; р<0,05) и экстраверсию 0=3,51; р<0,01) спортсмена. Система «желчь» положительно влияет на эмоциональную стабильность 0=2,27; р<0,05), моральную устойчивость 0=2,14; р<0,05), снижает тревожность 0=2,15; р<0,05) и независимость 0=2,42; р<0,05). Что касается системы «слизь», то значимых влияний на психику спортсменов данной выборки не выявлено. Надо отметить, что у спортсменов наблюдается более выраженная корреляционная связь (взаимосвязь) «желчи» и «слизи» (г=0,66), чем у неспортсменов (г=0,46). Менее выраженная связь между «ветром» и «слизью» (г=0,20 - у спортсменов, г=0,39 - не спортсменов). Таким образом, если от спортсмена требовать активности регулирующей системы «желчь», то, вероятно, и «слизь» активизируется, как некий спутник, регулирующий его избыток и стремящийся сохранить баланс в организме. Отсюда мы можем полагать, что самым

оптимальным (результативным) типом для студента-спортсмена является тип «желчь-слизь», где доминирует желчь, регулирующаяся «слизью». Возможно, неплохой результативностью может обладать и тройной тип «ветер-желчь-слизь».

Психологические характеристики и квалификация спортсменов. Различия между спортсменами разной квалификации выявлены по следующим психологическим характеристикам: эмоциональная стабильность (С), тревожность (О), радикализм ^1). Эмоциональная стабильность (С) у спортсменов средней квалификации относительно ниже, чем у спортсменов низкой и высокой квалификации (р<0,05; дисперсионный анализ, критерий Шеффе). Возможно, это объясняется относительно повышенным уровнем тревожности (О) данной группы (р<0,05). Радикализм ^1) ниже у спортсменов с низкой квалификацией, чем у остальных (рис. 1).

8.5

8,0

7,5

7,0

6,5

6,0

1 5,5 ф

О 5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0

ЗЕ Эмоциональная стабильность (С)

у-- Тревожность (О) о-_____________/гч\

-

1 и -

* - - -

" 1

ц

1 *

.......-1 г................ " 1

.........

Вертик. столбцы равны 0,95 доверительных интервалов

2 разряд 1 разряд КМС

Спортивный разряд

МС и МСМК

Рис. 1. Психологические характеристики студентов-спортсменов в зависимости от уровня квалификации

Проведен анализ различий между разными квалификационными группами состояний регулирующих систем организма «ветер», «желчь» и «слизь» (рис. 2). Выявлено, что у спортсменов высокой квалификации (МС и МСМК) степень проявления всех трех регулирующих систем ор-

ганизма в среднем ниже, чем у других (р<0,05; дисперсионный анализ), и находится в следующих диапазонах: «ветер» - 78,67±8,61; «желчь» - 90,22±6,19; «слизь» - 80,78±8,27. Заметим, что у спортсменов разряда КМС больше доминирует система «слизь», а у МС и МСМК - «желчь».

150

140

130

120

110

1 100 н

о

90 80 70 60 50

Рис. 2. Состояние регулирующих систем организма студентов-спортсменов в зависимости от уровня квалификации

Ветер Желчь .ГС Слизь

Вер|тик:. столбцы рав,'нЫ0,95 доверительных^нт^рвапсЩ 2 разряд 1 разряд KMC МС и МСМК

Спортивный разряд

При исследовании взаимосвязей спортивных результатов и целей с психологическими характеристиками выявлена прямая умеренная корреляционная связь юношеских результатов студента-спортсмена с уровнем радикализма (г=0,40; p<0,01). Также аналогичная связь обнаружена между желаемым результатом (целью) и уровнем социальной смелости (г=0,37; p<0,01). В среднем относительно высокий уровень социальной смелости (Н) имеют спортсмены с более высокими результатами (р<0,05).

Связь вида спорта и психологических характеристик. Рассмотрим основную часть имеющейся выборки, которую составляют спортсме-

ны трех видов спорта, это единоборства, игровые виды и легкая атлетика. С целью повышения адекватности выборки, отражающей основные свойства видов спорта, было решено исключить из нее спортсменов, у которых квалификация ниже 2 взрослого разряда. Анализ получившейся выборки посредством дисперсионного анализа дал следующие результаты (рис. 3). Моральная устойчивость у единоборцев выше, чем у легкоатлетов (р<0,05). Уровень самоконтроля у единоборцев выше, чем у игровиков (р<0,05). И уровень тревожности у игровиков выше, чем у единоборцев (р<0,05) и легкоатлетов (р<0,01).

Вертик:столбцы равны 0.Э5 доверительны^ интервалов Моральная устойчивость

- - --Ф- Тревожность Самоконтрол

-- ^^ - -

""- -

|=дино5орства Игровые виды Легкая атлетика

ВИД СПОРТА

Рис. 3. Психологические характеристики студентов-спортсменов в зависимости от вида спорта

Кроме того, получены достоверно значимые различия по степени проявления признаков «ветра»: у легкоатлетов выше, чем у единоборцев (р<0,01). Последнее кажется нам вполне очевидным, так как по тибетским описаниям системе «ветер» свойственны быстрота и легкость. Таким образом, выявлен ряд дифференцирующих закономерностей, отражающих особенности рассматриваемых видов спорта.

Заключение

Итак, в ходе проведенного исследования получены следующие результаты. Выявлен ряд значимых различий по психологическим характеристикам между студентами-спортменами и студентами, не занимающимися профессионально спортом. Получены данные о влиянии гендерного и национального признаков на психологический профиль личности и на регулирующие системы организма. Обнаружена тесная взаимосвязь между регулирующими системами организма по тибетской системе и психологической структурой личности. При доминировании той или иной регулирующей системы («ветер», «желчь» или «слизь») относительный уровень проявления связанных с ними психологических характеристик либо высокий, либо низкий. Также проведен сравнительный анализ личностных свойств спортсменов разного уровнем квалификации и результативности. Здесь, анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу о необходимости во время подготовки более внимательно контролировать уровень социализации (социальной смелости) спортсменов. При анализе различий в психике между спортсменами разных видов спорта получены определенные результаты, которые можно интерпретировать как следствие влияния специфики видов спорта или как следствие выбора самого спортсмена, уже заранее имеющего соответствующие индивидуально-типологические свойства (психофизиологический тип). Мы полагаем, что од-

но к другому «тянется», т.е. при выборе вида спорта человек чаще выбирает то, что у него хорошо получается и нравится. Ну а если он выбирает не совсем подходящий для него вид спорта, то при долгосрочном занятии на его личность начинает влиять специфика данного вида спорта, особенно если это касается детского и юношеского возраста. В перспективе в данном направлении, при условии достаточного накопления статистических данных, возможно построение математической модели классификации, способной с высокой вероятностью определять вид спорта на основе минимального набора психофизиологических характеристик спортсмена.

Литература

1. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Соревновательная деятельность единоборцев в условиях диалога культур Востока и Запада. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 316 с.

2. Мельников В., Попов А. Психологическая характеристика видов спорта (проблема психологической характеристики видов спорта) // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 343345.

3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэтелла. - СПб.: Речь, 2001.

4. Павлов А.Е., Занданова Г.И., Цыбиков А.С. Психофизиологический тип спортсменов по тибетской системе // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ, 2012. - Спецвыпуск В. -С. 191-195.

5. Чойжинимаева С.Г. Болезни нервных людей, или откуда дует Ветер? - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 206 с.

6. Чойжинимаева С.Г. Болезни сильных людей, или как обуздать Желчь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 159 с.

7. Чойжинимаева С.Г. Болезни больших людей, или что такое Слизь? - М.: РИПОЛ классик, 2007. -159 с.

Цыбиков Анатолий Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией инновационных технологий в подготовке спортсменов Бурятского госуниверситета. E-mail: cas313@rambler.ru

Балдаев Кирилл Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета. E-mail: cas177@rambler.ru

Тапхаров Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инновационных технологий в подготовке спортсменов Бурятского госуниверситета. E-mail: tapharov@bsu.ru

Атутов Андрей Петрович, заместитель директора по спортивной работе института экономики и управления при Бурятском госуниверситете. E-mail: tapharov@bsu.ru

Tsybikov Anatoliy Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of innovative technologies of athletes training, Buryat State University. E-mail: cas313@rambler.ru

Baldaev Kirill Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, professor, department of sports disciplines, Buryat State University. E-mail: cas177@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.