укрепляется потребность в самосовершенствовании и самореализации.
Литература
1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интуиция / О. Кинягина [и др.]. - М.: Эксмо, 2011.
3. Кросскультурная психология. Исследование и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 21-64-21, e-mail: [email protected]
Dorzhieva Larisa Gennadevna, senior researcher, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Snolina str., 24a. Те1. 21-64-21, e-mail: [email protected]
УДК 37.033
© Н. М. Захарова, А. В. Баранов
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
В статье обосновывается необходимость внедрения экологических игр на уроках физической культуры, с учетом гендерного подхода. Представлены общие требования к разработке экологических игр для уроков физической культуры.
Ключевые слова: экология, физическая культура, экологическая культура, экологическая обстановка, экологические игры.
N. M. Zakharova, A. V. Baranov
INTEGRATION OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE CLASSES OF PHYSICAL CULTURE TAKING INTO ACCOUNT GENDER APPROACH
The necessity of introduction of environmental games at the physical training lessons is grounded taking into account gender approach. The general requirements are provided for the development of environmental games for physical education lessons.
Keywords: ecology, physical culture, ecological culture, environmental conditions, environmental games.
Ученые, имеющие отношение к изучению природной среды, всегда говорили о необходимости менее расточительного и более бережного хозяйствования природными ресурсами. Однако власть, практически игнорировала все призывы ученых, т.к. промышленный и, соответственно экономический рост был всегда приоритетом, для любого государства.
Не рациональное, а порой и грубое отношение к природе со стороны «хозяина», которым возомнил себя человек, особенно в последние столетия, привело к многочисленным изменениям окружающей среды как локального, так и глобального характера.
Ухудшение экологической обстановки на планете Земля и всеобщая гласность уже не позволяют игнорировать необходимость «договариваться» с природой, т.к. в конечном итоге именно она дает возможность человечеству жить, и дальнейшее расточительство в ее отно-
шении приведет к самоуничтожению современной цивилизации.
Таким образом, конец ХХ и начало XXI века характеризуется всеобщим, в мировом масштабе, пониманием необходимости экологического воспитания всех людей независимо от возраста, пола, расы, места проживания, социального статуса и т.д., при этом особое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающих поколений.
Необходимо прививать детям с малого возврата понимание, что человек неотделимая часть природы и как любая ее часть должен жить и работать в гармонии с ней. Одновременно с экологической необходимо прививать и физическую культуру младшим поколениям, т.к. здоровым человек может быть только в здоровой экологической обстановке.
Еще одной проблемой современного социума является осознание детьми своей гендерной принадлежности, не принадлежности к тому или
Н.М. Захарова, А.В. Баранов. Интеграция экологического воспитания на уроках физической культуры с учетом гендерного подхода
иному полу, а именно понимание, кто такие мужчина и женщина и как они себя должны вести в обществе. Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Это приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сен-зитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера [3].
Способствовать решению вышеобозначен-ных проблем может интеграция экологического воспитания на уроках физической культуры в младших классах с учетом гендерного подхода.
При этом необходимо:
- соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы психики);
- учитывать региональные особенности и конкретные социально-экономические ситуации;
- повышать собственную экологическую и гендерную культуру учителей и минимизировать их формализм в работе.
Для реализации целостного подхода экологического воспитания наиболее благоприятная обстановка создается на уроках физической культуры посредством экологических игр, т.к. в данном случае воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы гарантировано, параллельно с этим происходит и физическое развитие ребенка [4].
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры [2].
Необходимо также использовать экологические игры и для гендерного воспитания, т.е. при разработке данных игр заранее распределять задания соответствующего характера для мальчиков и девочек, но при этом выстраивать про-
цесс таким образом, чтобы в итоге развивалось осознание взаимного дополнения противоположных гендеров.
Также при разработке игр необходимо учитывать и возрастные особенности младших школьников, которые разделяются на два этапа, первый до 8 лет и второй 8-10 лет [4]. Данное разделение обусловлено следующими причинами:
- на первом этапе среди морфофункцио-нальных систем доминирует «нервно-сенсорная» система, при этом ребенок полностью погружен в чувственное восприятие мира и, как в дошкольном возрасте, продолжает всему подражать [6];
- на втором этапе ведущую роль начинает играть «ритмическая система», т.е. ребенок продолжает развиваться в соответствии с впечатлениями внешнего мира, но уже внутренне их перерабатывает, приобретая более сложные переживания. Безотчетное подражание сменяется стремлением следовать авторитетам, и учитель оказывается посредником между миром, «полным чудес», и ребенком. При этом ребенок нуждается не в логике, а в душевности, человечности [2].
Учитывать региональные особенности и конкретные социально-экономические ситуации, при разработке экологических игр на основе гендерного подхода, необходимо по следующим причинам:
- многонациональность России и как следствие выраженные в той или иной степени культурные особенности определенных территорий должны накладывать свой отпечаток на содержательность экологических игр;
- содержательность игр не должна противопоставляться жизненному опыту маленького гражданина, в противном случае рождается вопрос о правильности и применимости получаемых знаний.
Выполнение данных требований способствует взаимной интеграции знаний и навыков, получаемых ребенком как в школе, так и за ее пределами. Другими словами, ребенку дается возможность использовать полученные в школе знания в своей повседневной жизни и наоборот.
Повышение собственной экологической и гендерной культуры учителей - вопрос многогранный, т.к. на него влияет огромное количество факторов, рассмотрим некоторые из них.
Анализ вузовских и школьных учебников, научных публикаций, опыта работы педагогов показал, что обучение школьников, как правило,
ведется путем овладения ими готовой информацией об окружающем мире, что делает познавательный процесс пассивным. Вместе с тем у студентов (будущих учителей) формировалось представление о том, что их профессиональная деятельность напрямую зависит лишь от умелого овладения методами и формами в режиме классно-урочной педагогической деятельности и является достаточной в их профессиональной подготовке [5].
В реальной образовательной практике учитель ориентируется на некоего среднего ученика без учета его психофизиологических особенностей. В условиях гетерогенного класса половозрастные особенности детей не принимаются во внимание. Типовые программы и стратегии реализации этих программ учителями не отвечают логике и психофизиологическим особенностям развития познавательных процессов учащихся
разного пола. Это находит отражение уже в младшем школьном возрасте, который имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола [3].
Немаловажное значение в самообразовании учителей имеет место и мотивация, т.е. если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом "вынужден", то следует ожидать низкий эффект, если же он движим мотивом "хочу" или "не могу иначе", то и результативность воспитания экологической культуры возрастает [1].
На основании вышесказанного имеется возможность схематически изобразить факторы, влияющие на содержательность экологических игр, внедряемых на уроках физической культуры, с учетом гендерного подхода.
Возрастные особенности (I,! этапы)
Экономические и социальные особенности региона
Образование, самообразование и мотивация учителей
Соде ржательность экологических игр на уроках физ. культуры
Экологическая обстановка в регионе (наглядные примеры для детей)
Физические особенности детей разного пола
Рис. 1. Факторы, влияющие на содержательность экологических игр
Разработка экологических игр, на основании вышесказанных рекомендаций, и их внедрение на уроках физической культуры с учетом ген-дерной принадлежности учащихся, при успешном решении проблем образования и самообразования учителей, способствуют экологическому и гендерному воспитанию младших школьников.
Успешное гендерное воспитание младших школьников - это залог успешного развития
коммуникативных навыков в более старшем возрасте, а в месте с тем и уверенности в жизни.
Для подтверждения гипотезы, основанной на теоретических исследованиях, нами были проведены исследования, при этом внедряемые экологические игры разрабатывались с учетом всех вышеозвученных факторов (рис. 1).
В качестве контроля при проведении эксперимента использовался метод тестирования, а именно метод визуального моделирования ситуаций на рисунке и позиционирование школь-
В.В. Исмиянов, О.Л. Подлиняев. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в процессе организации физкультурной деятельности
ников на них. Создаваемые ситуации были направлены на самоопределение школьников в различных ситуациях как экологической направленности, так и гендерного позиционирования.
Подавляющее большинство школьников позиционируют себя в рамках своей гендерной группы (учитель на иллюстрируемых ситуациях отсутствовал), а 10-15 % (в основном мальчики) в значительной мере обособлены.
Тесты экологической направленности показали, что большинство девочек созерцают природу (отдыхают на поляне, пляже, ловят бабочек сачком и т.д.), однако около 10 % после уточнения о возможности собирания цветов (по условиям это разрешается) перенесли себя именно в эту категорию. Большинство мальчишек позиционируют себя в роли охотников, рыболовов, отдыхающих в игровой форме (купание, игра в мяч и т.д.). Необходимо отметить, что до 5 % детей перевоплотили себя в роли животных, птиц и насекомых.
После проведения уроков физической культуры с элементами экологических игр, основанных на гендерном подходе, на протяжении учебного года проводились повторные тестирования, и полученные результаты говорят о росте взаимной кооперации между гендерами и о раз-
витии экологической ответственности у детей. Около 10 % позиционирует себя в качестве «хранителей» природы, в том числе 6 % в коллективе из разных полов, 2 % индивидуально и 2 % в своей гендерной группе.
Неожиданным результатом стал рост заинтересованности учителей физической культуры в младших классах к проблематике экологического и гендерного воспитания.
Литература
1. Барышникова Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов [Элекстронный ресурс]. - URL: htt://vestnik.uspu/org/releases_praktikam/13_2/ (дата обращения 15.02.2013).
2. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
3. Дульмухаметова Г.Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2011.
4. Шептуховский М.В. Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу "Окружающий мир": автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Шуя, 2009.
5. Штайнер Р. Необходимость духовной основы педагогики // Вальдорфская педагогика. Антология. -М., 2003.
Захарова Надежда Михайловна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного университета. Тел.: 8-914-460-32-37. E-mail: [email protected]
Баранов Александр Вадимович, старший преподаватель кафедры механизации и лесоэксплуатации Дальневосточного государственного аграрного университета. Тел.: 8-924-147-19-85. E-mail: [email protected]
Zakharova Nadezhda Mikhailovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University.Tel: 8-914-460-32-37.E-mail: [email protected]
Baranov Alexander Vadimovich, senior lecturer, department of mechanization and forest exploitation, Far Eastern State Agrarian University. Tel: 8-924-147-19-85. E-mail: [email protected]
УДК 378.1
© В. В. Исмиянов, О. Л. Подлиняев
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются пути и условия социально-психологической адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза средствами физической культуры. Ключевые слова: адаптация, физическая культура, студент-сирота.
V. V. Ismiyanov, O. L. Podlinyaev
ADAPTATION OF STUDENT-ORPHANS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE PROCESS OF ORGANIZATION
OF PHYSICAL TRAINING ACTIVITIES