Научная статья на тему 'Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям'

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2520
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PLAY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PLAY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Дедловская Марина Владимировна, Беликова Елена Викторовна

Раскрыты понятия игры, игровой деятельности, подвижные игры. Представлены анатомо-физиологические и возрастные особенности детей для подвижных игр, учитывающие при подборе игр. Даны примеры подвижных игр для учеников 1-4-х классов на уроках физической культуры в начальной школе. Проведено исследование влияния подвижных игр на учебную деятельность школьников. Установлено в ходе экспериментальной работы, что внедрение подвижных игр в учебный процесс положительно влияет на успеваемость и посещаемость школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина Инна Анатольевна, Дедловская Марина Владимировна, Беликова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL AS THE FACTOR OF FORMATION OF MOTIVATION TO EMPLOYMENTS

The concepts of game, game activity, and mobile games are revealed. The anatomical-physiological and age features of children for mobile games are presented, taking into account the selection of games. Examples of mobile games for pupils of grades 1-4 in physical education classes in elementary school are given. The influence of mobile games on schoolchildren's activity has been studied. Established in the course of experimental work, that the introduction of outdoor games in the learning process has a positive effect on the performance and attendance of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям»

УДК 796.2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ

И.А. Золотухина, М.В. Дедловская, Е.В. Беликова

Раскрыты понятия игры, игровой деятельности, подвижные игры. Представлены анатомо-физиологические и возрастные особенности детей для подвижных игр, учитывающие при подборе игр. Даны примеры подвижных игр для учеников 1-4 классов на уроках физической культуры в начальной школе. Проведено исследование влияния подвижных игр на учебную деятельность школьников. Установлено в ходе экспериментальной работы, что внедрение подвижных игр в учебный процесс положительно влияет на успеваемость и посещаемость школьников.

Ключевые слова: подвижные игры, игровая деятельность, игра, физическая культура, младшие школьники.

В современном мире развивается огромное количество новых технологий. Мы часто можем заметить детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными современными гаджетами. Еще совсем недавно дети знали достаточное количество подвижных игр, которые служили им развлечением. Родителям было очень трудно вернуть домой детей вечером с улицы, потому что они были увлечены играми. Сейчас же мы редко наблюдаем за тем, как дети играют в подвижные игры.

Игровая деятельность - это потребность, обусловленная природой человека, а именно к ней относится: тренировка мышц и внутренних органов, получение определенной информации, в некоторых случаях, выполнение каких-либо команд. Сам процесс игры связан с какими-либо двигательными упражнениями, если это игра, конечно, подвижная, также процесс связан с интересом, усвоением чего-то нового, неопознанного.

Обратимся конкретно к подвижной игре. Подвижная игра - есть естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих огромной воспитательной силой [1]. Ребенок, будучи еще в дошкольном возрасте, играет с родителями на детской площадке, затем круг игровой деятельности расширяется. У него появляются друзья, которые играют с ним и привносят что-то новое. В детском саду ребенок учится подвижным играм от воспитателей и круг снова расширяется. И вот он приходит в школу. У младшего школьника ведущая деятельность меняется на учебную. Это процесс достаточно длительный. Приходя на уроки физической культуры, ребенку необходима двигательная активность после умственных нагрузок и в этом ему помогает подвижная игра [5].

На уроках физической культуры в начальной школе необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей [3]. Подбирать

игры с учетом развития ребенка. Поэтому необходимо подбирать такие игры, при которых бы не было длительных мышечных напряжений и игры не должны быть слишком продолжительными по времени. Так как внимание у младших школьников еще рассеянное, игры должны быть короткими, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками.

Дети 1-4-х классов очень активны. Если подвижная игра требует ведущего, то учителю нужно выбрать ребенка способного к этой роли или тот ребенок, который выиграл в предыдущей игре, станет ведущим и так далее. Поначалу дети все хотят ими быть, чтобы их не расстраивать, на первых занятиях, лучше, если ведущим был бы сам учитель. Если учитель видит, что ребенок слишком активен и может допустить толчок другого или обгон не по правилам, то необходимо скорректировать его поведение. Например, чрезмерный уровень возбуждения можно легко снизить, попросив ребенка принять стойку на одной ноге [2]. Но если ребенок сильно перевозбужден, то сделать ему это будет достаточно трудно.

Распределять подвижные игры рекомендуется в основной части урока. И необходимо подобрать такие игры, которые бы развивали ловкость и быстроту, с учетом возрастных особенностей детей. Нужно помнить о том, что у игры должны быть определенные правила, которые должен выполнять каждый ученик. Сейчас в современном мире дети мало знают подвижных игр. Учителю необходимо объявить название игры, её правила. Лучше еще и переспросить, как и что нужно выполнять, чтобы понять, усвоили ли дети информацию и поняли ли что нужно делать им [4].

На уроках физической культуры в начальной школе, проводя подвижные игры, можно заметить интерес детей в целом к учебе. Это можно увидеть на основе проведенного эксперимента.

Педагогический эксперимент осуществлялся во время прохождения учебной практики студентами в гимназии № 22 г. Барнаула с 13 октября по 25 декабря. Эксперимент был направлен на выявление влияния подвижных игр на учебную деятельность школьников. В эксперименте приняли участие 2 класса - 3 «А» и 3 «Б». Количество человек в одном классе 30, мы назвали его - группа обучения по традиционной методике, в другом -32 - группа, с внедрением методики подвижных игр. Также были разработаны пункты наблюдения за школьниками: успеваемость детей на уроках физической культуры, посещаемость детей уроков физической культуры, заинтересованность уроками физической культуры.

Рассмотрев успеваемость детей в двух классах, мы выявили, что в 3 «А» классе, за первую четверть 10 % детей (3 ребенка) имеют отметку «3», 80 % (24 ребенка) имеют отметку «4» и 10 % (3 ребенка) имеют отметку «5». Посещаемость детей уроков физической культуры ниже среднего, был проведен подсчет «н» в журнале посещаемости. Интерес у

детей был средним. Выявлено это было с помощью анкетирования. Дети 50 на 50 % ответили на вопрос: «Нравится ли тебе посещать уроки физической культуры?». На вопрос «Что у тебя больше всего вызывает интерес на уроках физической культуры?» 30 % ответили - ничего, 50 % -разминка, 20 % -затруднились ответить. На вопрос «Хотел бы ты что-либо изменить или наоборот добавить в уроки физической культуры?» 80 % детей ответили, что хотели бы больше игр на уроках, чтобы можно было выплеснуть свою энергию, просто побегать, 20% - убрать одни и те же упражнения.

В 3 «Б» классе 18,75 % детей (6 детей) имеют отметку «3» за первую четверть, 68,75 % имеют отметку «4» (22 ребенка), 9,4 % отметка «5» (3 ребенка). Посещаемость в классе ниже среднего, был проведен подсчет «н» в журнале посещаемости. Интерес у детей был на среднем уровне, это также было выявлено анкетированием, как и в 3 «А» классе. Дети 50 на 50 % ответили на вопрос: «Нравится ли тебе посещать уроки физической культуры?». На вопрос «Что у тебя больше всего вызывает интерес на уроках физической культуры?» 37,5 % ответили - зарядка (12 детей), 62,5 % - ничего (20 детей). 31 % ответили - ничего, 50 % -разминка, 19 % - затруднились ответить на вопрос. На вопрос «Хотел бы ты что-либо изменить или наоборот добавить в уроки физической культуры?» 56,25 % детей ответили, что хотели бы больше игр на уроках, чтобы можно было выплеснуть свою энергию, просто побегать, 43,75% -убрать одни и те же упражнения.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Отметки детей после 1-й четверти

80%

68.75%

18.75%

10% 10%

40%

Класс 3 "А" Класс 3 "Б"

отметка "3" отметка "4" отметка "5"

Рис. 1. Успеваемость за 1-ю четверть на уроках физической культуры

В 3 «Б» классе с 13 октября внедрены на уроках физической культуры подвижные игры (табл. 1), а в 3 «А» дети занимались на уроках по стандартной методике. Где процент подвижных игр был меньше.

Таблица 1

Примерная схема внедрения подвижных игр

Недели Класс 3 «А» Класс 3 «Б»

3 первые недели Урок начинался с бега, затем разминки, а потом дети кидали мяч в кольцо, разбившись на две команды. Так проводился каждый урок в течение 3-х недель. Урок начинался с пробежки, затем мы играли в подвижные игры, направленные на ловкость, выносливость, быстроту. Были проведены такие игры, как «Совушка», «Мышеловка», «Салки», «Попробуй поймай!», «Кто дальше?»

За первые три недели показатели у обоих классов увеличились. В 3 «А» классе показатели увеличились лишь потому, что учитель для них был новым человеком. Им было интересно то, как он вел уроки. Разминку учитель проводил немного иначе, добавлял новые для них упражнения, но не проводил подвижных игр. Успеваемость повысилась лишь на отметке «4», вместо 80 %, стало 90 %.

В 3 «Б» классе дети с интересом играли в подвижные игры. Посещаемость резко увеличилась. Те дети, которые не занимались по болезни, имея справки, проявили желание играть. И на последующих уроках все дети, без исключения, были увлечены занятиями. Успеваемость резко повысилась, количество отметок «5» получили 81,5 % детей, 18,5% -отметки «4». Но эксперимент на этом не закончился. Оставалось 4 недели (табл. 2).

Таблица 2

Примерная схема внедрения подвижных игр

Недели Класс 3 «А» Класс 3 «Б»

4 последние недели Урок начинался с бега, затем разминки, а потом дети кидали мяч в кольцо, разбившись на две команды, перекидывание мяча друг другу, через сетку кидали мяч друг другу, прыгалки со скакалкой. Так проводился каждый урок в течение 4-х недель. Урок начинался с пробежки, затем мы играли в подвижные игры, направленные на ловкость, выносливость, быстроту. Были проведены такие игры, как «Совушка», «Мышеловка», «Белые медведи» «Салки», «Не урони мяч», «Попробуй поймай!», «Охотник и зайцы», «Кто дальше?».

Последние 4 недели в 3 «А» классе наблюдался спад по критериям успеваемости, посещаемости, заинтересованности на уроке. В 3 «Б» классе дети иногда сами проводили полюбившиеся им подвижные игры. Как было замечено, успеваемость поднялась на более высокий уровень не только на уроках физической культуры, но и на остальных уроках, эти данные были замечены в классном журнале. Посещаемость была 100 %, интерес, соответственно, был на высоком уровне. Данные после 7 недель представлены на рис. 2.

Отметки детей к концу 2-й четверти

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Класс 3 "А"

Класс 3 "Б"

■ отметки "3" ■ отметки "4" ■ отметки "5"

Рис. 2. Успеваемость за 2-ю четверть по физической культуре

Из данных диаграммы мы видим, что успеваемость повысилась в том классе, где проводилось больше подвижных игр.

Таким образом, после проведения экспериментального исследования, при котором внедрялись в обычный урок физической культуры больший процент подвижных игр, повысились: интерес, успеваемость, посещаемость, а в классе, где урок оставался традиционным, некоторые критерии даже стали хуже.

1. Исаева С.А. Культура здоровья с детства. Переменки и динамические паузы в школе. М.: Айрис-пресс, 2010. 48 с.

2. Кудрявцева М.И., Щекачева А.И. Повышение двигательной активности детей раннего возраста в подвижной игре // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 236-239.

3. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3. С. 38-41.

4. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль: Акад. развития, 1998. 222 с.

5. Хасанов А.Р. Подвижные игры на занятиях физической культурой в начальных классах как альтернатива компьютерным играм // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы V Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых: в 2 т. Казань, 2015.

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., 2оШихта1979@ rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Список литературы

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Беликова Елена Викторовна, старший преподаватель, e. belikowa. 2012@ yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY SCHOOL AS THE FACTOR OF FORMATION OF MOTIVATION TO EMPLOYMENTS

I.A. Zolotukhina, M. V. Dedlovskaya, E. V. Belikovа

The concepts of game, game activity, and mobile games are revealed. The anatomical-physiological and age features of children for mobile games are presented, taking into account the selection of games. Examples of mobile games for pupils of grades 1-4 in physical education classes in elementary school are given. The influence of mobile games on schoolchildren's activity has been studied. Established in the course of experimental work, that the introduction of outdoor games in the learning process has a positive effect on the performance and attendance of schoolchildren.

Key words: outdoor games, play activities, play, physical culture, Junior schoolchildren.

Zolotukhin Inna Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, bmv300904@,yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Belikova Elena Viktorovna, senior lecturer, e. belikowa. 2012@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

УДК 796.01:373.103.71

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ V СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО

В.В. Костюков, О.Н. Костюкова, А.И.А. Римави

Проанализированы итоги сдачи нормативов V ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) юношами 16-17 лет. Представлены наиболее «проблемные» физические качества и двигательные способности, которые старшеклассникам необходимо развивать в первую очередь.

Ключевые слова: старшеклассники, V ступень комплекса ГТО, контрольные испытания.

С 2014 года в нашей стране введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), охватывающий все слои населения в возрасте от шести до семидесяти лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.